Скачать 87.66 Kb.
|
Цели урока: 1) Дать общую характеристику щелочным металлам. Рассмотреть их атомное строение, основные физические, химические свойства, важнейшие соединения ЩМ и их применение. 2) Продолжить формирование навыков сравнения и установления причинно-следственных связей между составом, строением и свойствами веществ на примере ЩМ и их соединений; формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; 3) Формирование научно-материалистического мировоззрения; воспитание коммуникабельности, формирование компетентностей в сфере социально-трудовой деятельности и в бытовой сфере. Оборудование: ПСХЭ, чаша с водой, натрий, раствор фенолфталеина, образцы щелочных металлов, образцы соединений ЩМ (гидроксиды, соли), мультимедийный проектор, диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия. 9 класс. Урок 09 «Важнейшие металлы и их соединения»». Ход урока:
Мы с вами изучаем тему «Металлы», познакомившись уже с общей характеристикой металлов, сегодня приступаем к изучению отдельного семейства щелочных металлов. Новый материал запоминается легче, если он нанизывается на уже полученные знания. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти. А) Расчертите листок на три части и подпишите графы.
В течение 5-ти минут каждый из вас заполнит графу, отвечая на вопросы. (см. приложение №1.) Б) Перескажите друг другу ваши записи. (работа в парах). - Что же будет конкретной целью изучения данной темы? (строение атома, физические свойства, химические свойства, нахождение в природе, применение металлов и их соединений) - Напишите, что бы вы лично хотели узнать о щелочных металлах? (работа с графой №2).
А) Изучение щелочных металлов, как простых веществ Идёт работа с текстом и его маркировка. (См. приложение №2.) «V» - уже известно «+» - абсолютно новое, неожиданное; «-» - противоречит твоим представлениям; «?» - хочется узнать что-то больше. Рефлексия проводится с целью коррекции знаний, фиксирования достигнутых результатов, осознании самореализации: Что было совершенно новым? Что вы повторили? Что было интересным? Учащиеся должны попробовать выразить информацию, которую получили своими словами. (Работа с графой №3 - "Что узнал?"). На данной стадии идёт соотношение уже известного с тем, “что узнал”. Происходит структурная организация информации в памяти. Презентация слайда №1 «Важнейшие щелочные металлы», слайда №2 «Химические свойства щелочных металлов» Проводится демонстрационный опыт «Взаимодействие натрия с водой» Б) Изучение важнейших соединений щелочных металлов. - Как вы считаете, ребята, в каком виде существуют в природе щелочные металлы – в самородном состоянии или в виде соединений? Почему? (Щелочные металлы встречаются в природе только в виде соединений, ввиду своей высокой активности.) - Какие соединения металлов вам известны? (Оксиды, основания, соли) Демонстрация образцов соединений щелочных металлов: гидроксида натрия (едкий натр), гидроксид калия (едкое кали), хлорида натрия (поваренная соль), сульфата натрия (глауберова соль), гидрокарбоната натрия (питьевая сода), карбоната калия (поташ). - Из курса биологии, вспомните о биологической роли натрия и калия? (Натрий – основной внеклеточный ион, калий – основной внутриклеточный ион). Информация для любознательных: Недостаток лития способствует развитию у человека маниакально-депрессивных синдромов психических заболеваний. Приступы способен прекращать карбонат лития. Избыток проявляется в дрожании пальцев, нарушениях равновесия, сонливости, жажде, нарушении сердечного ритма. Литий содержится в свекле. Натрий поддерживает осмотическое давление крови, активизирует пищеварительные ферменты, суточная потребность составляет 1-2 г. Недостаток натрия приводит к понижению давления. Избыток приводит к перенасыщению тканей и сосудов избытком воды, что приводит к перегрузке всех органов, особенно почек. В результате возникают отеки ног и лица, страдает также сердце. Важнейшим соединением, содержащим натрий, является …? (Поваренная соль) «Все есть яд, и ничто не лишено ядовитости, одна только доза делает яд незаметным» (Т. Парацельс). Презентация слайда №3 «Применение щелочных металлов и их соединения» - Ребята, сравните щелочные металлы с общей характеристикой металлов. Что является общим? (основные химические свойства). - В чем различия с другими металлами? (физические свойства, которые определяются особенностями атомного строения данных металлов) Рефлексия проводится с целью фиксирования результатов: Узнали ли что-нибудь новое? Была ли информация, которая является значимой лично для вас? Учебный материал вызвал затруднения?
Самостоятельная коллективная работа в группах. Найдите неверное утверждение. (см. приложение №3). Выполнение задания контролируется через слайд №4 (см. приложение №4). Рефлексия проводится с целью коррекции знаний и самоцелей: У кого утверждения совпали с образцом? Где допущены ошибки? Что необходимо запомнить особо?
Подача и комментарии к домашнему заданию. (п.11, стр. 48, зад №1, либо а), либо б) на выбор). Рефлексия проводится с целью воспитания коммуникабельности, фиксировании достигнутых результатов, осознании самореализации: Кто ответил полностью на вопрос в графе №2? Кот частично удовлетворил свое любопытство? У кого появилось желание, поработать с дополнительной литературой и по какому вопросу? Приложение №1
Приложение №2 Конспект «Щелочные металлы – простые вещества» Наличие всего одного валентного электрона и относительно большие размеры радиусов атомов обуславливают небольшую энергию ионизации, следовательно, высокую химическую активность щелочных металлов. Высокая химическая активность щелочных металлов требует особой осторожности при хранении и примени. В лабораторных условиях литий, натрий и калий обычно хранятся под слоем керосина, защищающего их от контакта с воздушной средой. Рубидий и цезий не используют в школьных лабораториях – это весьма редкие и дорогие вещества; их чрезвычайно высокая химическая активность очень усложняет работу с ними. Поверхность всех щелочных металлов покрыта пленкой. Эти пленки пористые и рыхлые, именно поэтому они не защищают металлы от дальнейшего окисления. Если отрезать от кусочков лития, натрия, калия по стружке, то некоторое весьма недолгое время можно наблюдать красивую блестящую серебристо-белую (у калия – с фиолетовым оттенком) поверхность металлов. Одновременно можно рассмотреть появление и быстрое распространение блестящей матовой пленки, состоящей из продуктов окисления металлов. Для щелочных металлов характерна низкая твердость, вернее – мягкость. На основании таблицы сделайте выводы о физических свойствах щелочных металлов и характере их изменения внутри группы.
Данные таблицы показывают, что по мере увеличения порядкового номера элементов возрастает плотность, а твердость, температуры плавления и кипения уменьшаются. Все химические реакции щелочных металлов являются окислительно-восстановительными. Металлы выполняют в них функцию восстановителей. 2Ме + Н2 = 2МеН 2Ме + Cl2 = 2MеCl 2Mе + S = Mе2S При взаимодействии с кислородом натрий и калий образуют не оксиды, а пероксиды: 2Ме + О2 = Ме2О2, и только литий образует оксид при прямом взаимодействии с кислородом: 4Li + O2 = 2Li2O; Все щелочные металлы активно взаимодействуют с водой: 2Ме + 2Н2О = 2МеОН + Н2; В группе с увеличением порядкового номера элемента металлические свойства усиливаются. Приложение №3. Найдите неверное утверждение:
2Ме + О2 = Ме2О2;
2Ме + 2НОН = 2МеОН;
Количество утверждений зависит от учебных и воспитательных возможностей детей класса. Приложение №4 (слайд) Неверными утверждениями являются: №1, 4,7,10.
2Ме + 2НОН = 2МеОН + Н2;
|
![]() | Конспект урока химии в 9 классе Тема «Общая характеристика элементов главной подгруппы 1 группы. Щелочные металлы» | ![]() | «Щелочные металлы» Цель урока: с помощью цор дать общую характеристику щелочных металлов. Рассмотреть их атомное строение, основные физические и химические... |
![]() | План-конспект урока щелочные металлы Ознакомить со способом качественного распознавания щелочных металлов в соединениях, с их применением. Развить навыки работы с эор... | ![]() | Урок химии: Независимое расследование по теме «Щелочные металлы» Вид урока: ролевая игра «Независимое расследование», учитель – организатор учебного процесса, а ученики – исследователи |
![]() | План-конспект урока щелочные металлы Цель урока: опираясь на знания учащихся об общих свойствах металлов, глубже осмыслить общие и специфические свойства металлов I группы... | ![]() | Конспект урока по теме «щелочные металлы и их соединения». 9 Класс Цель: Закрепить знания об особенностях электронного строения металлов, химических свойствах на примере щелочных металлов; закрепить... |
![]() | Урок по теме: «Щелочные металлы» Образовательная: формирование знаний обучающихся о щелочных металлах как представителях типичных металлов, понятия о взаимосвязи... | ![]() | Методические рекомендации Предлагаю разработку урока по теме «Щелочные металлы» Каждая группа получает инструкцию по проведению расследования, информационные листы (см приложения), также могут использовать учебник... |
![]() | История в металлах, металлы в истории Этот урок – первый из 15 уроков по теме «Металлы» | ![]() | Расчет режима ручной дуговой сварки Сваркой соединяют однородные и разнородные металлы и их сплавы, металлы с некоторыми неметаллическими материалами (керамикой, графитом,... |