Скачать 79.58 Kb.
|
урока химии в 9 классе. Тема « Общая характеристика элементов главной подгруппы 1 группы. Щелочные металлы». Цель урока: дать общую характеристику щелочных металлов. Рассмотреть их атомное строение, основные физические и химические свойства, важнейшие соединения щелочных металлов и их применение. Задачи урока: 1) закрепить знания учащихся об общих свойствах металлов на примере щелочных металлов, раскрыть особенность их физических и химических свойств; 2) развивать умения работать с справочным материалом, учебником сравнивать, анализировать, делать выводы; 3) воспитывать познавательную активность к химии, умение общаться, организованность, наблюдательность. Тип урока: комбинированный Применяемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, технология критического мышления. Формы учебной деятельности: фронтальная, работа в паре, работа с учебником. Методы обучения: словесный, наглядный, исследовательский. Оборудование: На столе у учителя: щелочные металлы (литий, натрий, калий), дистиллированная вода, индикатор – фенолфталеин, чашки Петри, пинцет, скальпель. ТСО: ноутбук, проектор, кинофрагмент «Взаимодействие натрия с серой», электронная периодическая система Д.И.Менделеева Структура урока: I. Организационный момент. Проверка домашнего задания. II.Изучение нового материала.
Ход урока.
1. Фронтальная беседа Учитель: В чем главные особенности строения атомов металлов? Ученик: Особенности атомов металлов в том, что имеют большой радиус, на внешнем уровне располагается не более трех электронов. Учитель: Какие свойства проявляют металлы в химических взаимодействиях и почему? Ученик: В химических реакциях металлы проявляют восстановительные свойства, т.к. легко отдают электроны с последнего энергетического уровня.
Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем изучение наиболее типичных металлов. Цель нашего урока познакомиться с общей характеристикой металлов главной подгруппы первой группы, понять, почему их называют щелочными. Назовите химические элементы, образующие главную подгруппу 1 группы периодической системы Д.И.Менделеева. Ученик: В главной подгруппе 1 группы расположены элементы: литий, натрий, калий, рубидий, цезий, франций. Учитель: На ваших столах находится таблица: «Общая характеристика щелочных металлов» и задания к ней, в течение урока её необходимо заполнить и проанализировать. На столах находится таблица: «Общая характеристика щелочных металлов».
Задания: 1. Зарисуйте схемы строения атомов: лития, натрия, калия. Что общего в строении атомов щелочных металлов?
2. Работа с обобщающей таблицей «Щелочные металлы» Учитель: Выполните первое задание и заполните первую строку в данной вам таблице. Проверим правильность выполнения задания, используя электронную периодическую систему Д.И.Менделеева. Что общего в строении атомов щелочных металлов? Ученик: На внешнем уровне в атомах эти металлов находится по одному электрону. Учитель: Выполните второе задание. Как изменяется радиус атомов щелочных металлов от лития к францию и почему? Ученик: Число электронных уровней в атомах от лития к францию увеличивается, следовательно, от лития к францию возрастает радиус атомов. Учитель: Предположите возможную степень окисления этих элементов в соединениях и заполните вторую строку в таблице. Ученик: Степень окисления в соединениях +1, так как они легко отдают электроны внешнего уровня. 3. Работа с электронной таблицей химических элементов Д.И.Менделеева Учитель: Проверим наши предположения в электронной таблице Д.И.Менделеева. 4. Изучение физических свойств щелочных металлов с использованием электронной таблицы и текста учебника §10, раздел «Физические свойства» Учитель: Теперь рассмотрим некоторые физические свойства простых веществ металлов. Перед вами находятся металлы: литий, натрий и калий. Обратите внимание, хранятся эти металлы под слоем керосина. Выполните третье задание, сравнив плотности этих веществ. Как вы думаете, легкие это металлы или тяжелые, мягкие или твердые? Ученик: Эти металлы легкие и мягкие, т.к. имеют плотность менее 5 г/см3 5. Демонстрационный опыт «Физические свойства лития, натрия, калия» Учитель: Проверим это. Возьмем пинцетом кусочек лития, натрия, калия разрежем каждый кусочек скальпелем. Что наблюдаете? Учитель демонстрирует Ученик: Эти металлы легко режутся скальпелем, значит они мягкие. Калий мягче натрия и лития. Учитель: Воспользуемся электронной таблицей и изучим температуры плавления и кипения этих веществ. Как изменяются эти параметры от лития к францию? Не забывайте заполнить таблицу. Ученик: От лития к францию температуры плавления и кипения уменьшаются. Учитель: Попробуем описать все изученные физические свойства щелочных металлов. 6. Обобщение знаний учащихся о физических свойствах щелочных металлов Ученик: Щелочные металлы – серебристо белого цвета с металлическим блеском, легкие, мягкие, легкоплавкие. 7. Изучение химических свойств щелочных металлов. Фронтальная беседа Учитель: Переходим к изучению химических свойств данных металлов и выполним четвертое задание. Как изменяются металлические и восстановительные свойства и почему? Ученик: Металлические и восстановительные свойства этих металлов усиливаются от лития к францию. Самый сильный восстановитель – франций. Учитель: С какими веществами могут взаимодействовать эти металлы, предположите возможные химические свойства. Ученик: Эти металлы взаимодействуют с неметаллами, водой, кислотами, потому что расположены в электрохимическом ряду напряжения металлов левее водорода. 8. Демонстрация кинофрагмента Учитель: Правильно. Посмотрите небольшой кинофрагмент: «Взаимодействие натрия с серой» и запишите уравнение реакции. Демонстрация кинофрагмента: «Взаимодействие натрия с серой» Ученик: 2 Na + S = Na2S сульфид натрия Учитель: Закончите уравнения реакций записанных на доске: Li + Cl2 = K + S = 9. Демонстрационный опыт «Взаимодействие лития и натрия с водой» Учитель: Продолжим изучение химических свойств этих металлов. Посмотрим, как взаимодействуют они с водой, что при этом образуется? Учитель демонстрирует опыт взаимодействия лития и натрия с водой. В чашку Петри нальем небольшое количество дистиллированной воды, опустим на поверхность фильтровальную бумагу, прильем индикатор – фенолфталеин и добавим в одну чашку литий, а в другую – натрий. Что наблюдаете? Ученик: Литий и натрий двигаясь по поверхности воды взаимодействуют с ней, фенолфталеин стал малиновым. Учитель: Почему изменилась окраска индикатора? Ученик: Окраска изменилась потому, что в растворе находится щелочь. 10. Обобщение знаний учащихся о химических свойствах щелочных металлов Учитель: Так почему литий, натрий, калий и другие металлы этой подгруппа называют щелочными? Ученик: Эти металлы называют щелочными потому, что при взаимодействии с водой они образуют щелочи. Учитель: Запишите уравнения реакций взаимодействия лития, натрия, калия с водой. Ученик: 2Li + 2H2O = 2LiOH + H2 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2 2K + 2H2O = 2KOH + H2
1. Фронтальная беседа Учитель: С какими металлами мы сегодня познакомились, назовите их? Ученик: Мы познакомились со щелочными металлами – литий, натрий, калий, рубидий, цезий, франций. Учитель: Почему эти металлы называют щелочными? Ученик: Эти металлы называют щелочными потому, что при взаимодействии с водой образуют щелочи. 2. Тестовая работа Учитель: Выполним небольшую тестовую работу. Внимание на экран. Поведем взаимопроверку. Поставим оценки. Тестовая работа.
А – 2 электрона Б – 1 электрон В – 3 электрона 2. Степень окисления щелочных металлов в соединениях: А – (-1) Б – (+2) В – (+1) 3. Радиус атомов щелочных металлов от лития к францию: А – не изменяется Б – увеличивается В – уменьшается 4. Металлические и восстановительные свойства щелочных металлов от лития к францию: А – усиливаются Б – ослабевают В – не изменяются 5. К щелочным металлам относятся все металлы в ряду: А – Mg, Ca, Ba Б – Li, Na, K B – B, Al, Ga Ключ к ответам: 1- Б, 2 – В, 3 – Б, 4 – А, 5 – Б. Критерии оценок: 0 ошибка – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 и более ошибок – «2» IV. Подведение итогов. Учитель: Поднимите руку, кто за тестовую работу получил «5», «4», «3», «2». Молодцы справились с работой хорошо.
§ 11, соединения щелочных металлов изучить самостоятельно, сделать краткий конспект по плану: 1. формула и название соли, 2. применение соли. Упр. 1,2. |
![]() | Конспект урока химии с использованием икт в 10 классе по теме: «Белки» Цель этапа: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала, формулирование целей и задач урока, ожидаемых... | ![]() | Урока по химии в 8 классе по теме «Кристаллические решетки» При этом чередуются различные виды деятельности учащихся, что позволяет соблюдать санитарно-гигиенические требования. Первым делом... |
![]() | Конспект урока по химии в 9 классе Расширить знания учащихся о значении этих веществ, в природе и деятельности человека | ![]() | Конспект урока химии в 9 классе моу сош №13 Раскрыть основные положения теории химического строения органических веществ А. М. Бутлерова |
![]() | Конспект урока химии в 8 классе учителя школы №851 Продолжить формирование умений различать и обозначать на письме заряды ионов и степеней окисления элементов | ![]() | Конспект урока по химии в 9 классе по теме: «Сплавы» Познакомиться со свойствами сплавов в зависимости от кристаллической решетки металлов и сплавов |
![]() | Конспект урока русского языка в 8 классе Конспект урока русского языка в 8 классе на тему «Подготовка к сочинению-рассуждению» | ![]() | Конспект урока по химии в 9 классе по теме «Металлы» Оборудование и реактивы: карточки с формулами природных соединений металлов, раковина моллюска; hcl, hno3, CaO, Na2CO3 |
![]() | Урока – дебаты. Цели урока: Обучающие Конспект урока литературы в 10 классе по теме «Проблемы выбора жизненного пути сельской молодёжи в рассказе Виктора Потанина «На... | ![]() | Конспект открытого урока по литературе в 7 классе Оборудование: художественный текст “Левша”, учебник литературы автор: Меркин Г. С., конспект урока, диагностическая таблица, стенд... |