Скачать 32.22 Kb.
|
Цель урока:
Оборудование: коллекции металлов и сплавов, кристаллические решетки металлов и сплавов, открытки изделий из сплавов, дидактические задания, периодическая таблица Д.И.Менделеева, иллюстративный материал, образцы изделий из сплавов. Ход урока.
При плавлении металлы обычно смешиваются друг с другом, образуя сплавы. В большинстве случаев сплавы обладают более полезными свойствами, чем составляющие их чистые металлы. У бронзы, например, прочность выше, чем у составляющих ее меди и олова. Сталь и чугун прочнее технически чистого железа. Поэтому в чистом виде металлы используют редко. Получены десятки тысяч сплавов Помимо большей прочности многие сплавы обладают большей коррозионной стойкостью и твердостью, лучшими литейными свойствами, чем чистые металлы. Так, чистая медь очень плохо поддается литью, из нее трудно получить отливки, и в то же время оловянная бронза имеет прекрасные литейные свойства: из нее отливают художественные изделия, требующие тонкой проработки деталей. Чугун-сплав железа с углеродом - также великолепный литейный материал. Помимо более высоких механических качеств сплавам присущи свойства, которых нет у чистых металлов. Примерами могут служить получаемая на основе железа нержавеющая сталь-материал с высокой коррозионной стойкостью даже в агрессивных средах и с высокой жаропрочностью, магнитные материалы, сплавы с высоким электрическим сопротивлением, с малым коэффициентом термического расширения. Сплавы - это материалы с характерными свойствами, состоящие из двух и более компонентов, из которых по крайней мере один - металл. В металлургии железо и его сплавы выделяют в одну группу под названием черные металлы; остальные металлы и их сплавы имеют техническое название цветные металлы. Подавляющее большинство железных (или черных) сплавов содержит углерод. Их разделяют на чугуны и стали. Чугун-сплав на основе железа, содержащий от 2 до 4,5% углерода, а также марганец, кремний, фосфор и серу. Чугун значительно тверже железа, обычно он очень хрупкий, не куется, а при ударе разбивается. Этот сплав применяется для изготовления различных массивных деталей методом литья, так называемый литейный чугун и для переработки в сталь - передельный чугун. В зависимости от состояния углерода в сплаве различают серый и белый чугун. Сталь-сплав на основе железа, содержащий менее 2% углерода. По химическому составу стали делят на два основных вида: углеродистая и легированная стали. Углеродистая сталь представляет собой сплав железа главным образом с углеродом, но, в отличие от чугуна, содержание в ней углерода, а также других веществ гораздо меньше. В зависимости от количества углерода стали подразделяют на мягкие(0,3%С), средней твердости и твердые (до2%С). Из мягкой и средней твердости стали делают детали машин, трубы, гвозди, скрепки и т. д., а из твердой - различные инструменты. Легированная сталь- это тоже сплав железа с углеродом, только в него введены еще специальные, легирующие добавки: хром, никель, вольфрам, молибден и др. Легирующие добавки придают сплаву особые качества. Так, хромоникелевые стали очень пластичные, прочные, жаростойкие, кислотоупорные, устойчивые против коррозии. Они применяются в строительстве, а также для изготовления нержавеющих предметов домашнего обихода (ножей, вилок, ложек), всевозможных медицинских и других инструментов. Хромомолибденовые и хромованадиевые стали очень твердые, прочные и жаростойкие. Они используются для изготовления трубопроводов, компрессоров, моторов и многих других деталей машин современной техники. Стали - это основа современного машиностроения, оборонной промышленности, ракетостроения и других отраслей промышленности. В развитии современной металлургии стали большое значение имели работы Д. К. Чернова и П. П. Аносова. Из цветных сплавов отметим бронзу, латунь, мельхиор, дюралюминий. Бронза- сплав на основе меди с добавкой ( до 20% ) олова. Бронза хорошо отливается, поэтому используется в машиностроении, где из нее изготавливают подшипники, поршневые кольца, клапаны, арматуру и т. д. Используется также для художественного литья. Дюралюминий - сплав на основе алюминия, содержащий медь, магний. Марганец и никель. Имеет хорошие механические свойства, применяется в самолетостроении машиностроении.
§ 7 упр. 1- 3, сообщения о производстве и применении сплавов в Уральском регионе.
В чем сходство и различие? |
![]() | План-конспект урока по теме: «Сплавы» При плавлении металлы обычно смешиваются друг с другом, образуя сплавы. В большинстве случаев сплавы обладают более полезными свойствами,... | ![]() | Конспект урока химии с использованием икт в 10 классе по теме: «Белки» Цель этапа: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала, формулирование целей и задач урока, ожидаемых... |
![]() | Урока по химии в 8 классе по теме «Кристаллические решетки» При этом чередуются различные виды деятельности учащихся, что позволяет соблюдать санитарно-гигиенические требования. Первым делом... | ![]() | Конспект урока по химии в 9 классе по теме «Металлы» Оборудование и реактивы: карточки с формулами природных соединений металлов, раковина моллюска; hcl, hno3, CaO, Na2CO3 |
![]() | Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе зачёт по теме «Имя числительное» План – конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе (зачёт по теме «Имя числительное»), проведенного учителем русского языка... | ![]() | Урока – дебаты. Цели урока: Обучающие Конспект урока литературы в 10 классе по теме «Проблемы выбора жизненного пути сельской молодёжи в рассказе Виктора Потанина «На... |
![]() | Урок по химии в 9 классе по теме Общая характеристика металлов. Особенности строения металлов. Физические свойства металлов. Сплавы | ![]() | План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе Цель урока: Повторить, обобщить и систематизировать знания по теме «Анализаторы» |
![]() | Конспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс млекопитающие" Тип урока: изучение нового материала. Технология развития критического мышления | ![]() | Конспект урока в 9 классе по теме «Фотосинтез. Хемосинтез» Цель урока: изучить особенности метаболизма автотрофных организмов на примере процесса фотосинтеза |