Календарно-тематическое планирование уроков химии 9 класса (расширенная)
| № урока | Тема урока |
Основные элементы содержания
|
Домашнее задание | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата проведения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Раздел программы: Повторение основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса (4 часа) | 1-2 | Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе Д. И.Менделеева. | Закономерности изменения свойств атомов простых веществ и соединений, образованных химическими элементами в пределах главных подгрупп и периодов периодической системы Д.И. Менделеева. План характеристики химического элемента. Характеристика элемента - металла. Характеристика элемента-неметалла |
*ДЗ: §1
| Знать: - важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы. Уметь: - объяснять физический смысл атомного порядкового номера химического элемента, номеров группы, периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и малых подгрупп - характеризовать химический элемент (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов | 1,2 неделя сентября | 3 | 2. Свойства оксидов, кислот, оснований, солей в свете ТЭД | Кислотный или основный характер оксида и гидроксида элемента как отличительный его признак. Зависимость химических свойств оксидов и | *ДЗ: § 2
| Знать: Химические свойства основных классов неорганических веществ. Возможность протекания реакций ионного обмена. Уметь: записывать уравнения химических реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде. | 2 неделя сентября |
|
| гидроксидов элементов побочных подгрупп ПС Д.И.Менделеева от степеней окисления их атомов. Понятие амфотерности на примере оксида и гидроксида алюминия |
| Уметь составлять электронный баланс для ОВР. Уметь определять окислитель и восстановитель. Уметь составлять формулы неорганических соединений изученных классов, уравнения химических реакций |
| 4 | Генетические ряды металлов и неметаллов |
Генетические ряды металла и неметалла. Классификация химических элементов. Понятие о переходных элементах
|
*ДЗ: по учебнику, стр.19, № 4 | Знать: Положение металлов и неметаллов в ПС. Отличие физических свойств Ме и НеМе. Уметь: составлять генетические ряды металла и неметалла. Уметь писать уравнения реакций химических свойств Ме и НеМе. | 2 неделя сентября |
Раздел программы: Металлы (22 часов) | 5 | Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева. Общие физические свойства металлов | Краткий исторический обзор: Век медный – век бронзовый – век железный. Характеристика положения элементов-металлов в периодической системе. Строение атомов металлов. Металлические кристаллические решетки. Металлическая химическая связь. Физические свойства металлов простых веществ. Легкие и тяжелые металлы. Черные и цветные металлы. Драгоценные металлы. | *ДЗ: § 4-5
| Знать: Положение элементов металлов в П.С. Физические свойства металлов: пластичность, электро- и теплопроводность, металлический блеск, твердость, плотность.
Уметь: - характеризовать металлы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - для безопасного обращения с металлами; - экологически грамотного поведения в окружающей среде; - критической оценки информации о веществах, используемых в быту. | 3 неделя сентября | 6 | Сплавы | Сплавы и их классификация. Черные металлы: чугуны и стали. Цветные металлы: бронза, латунь, мельхиор, дюралюминий. Характеристика сплавов, их свойства. Значение важнейших сплавов | *ДЗ: § 7, стр.38, № 2 № 4, 5 | Знать классификацию сплавов на основе черных (чугун и сталь) и цветных металлов. Уметь описывать свойства и области применения различных сплавов | 3 неделя сентября |
7 | Химические свойства металлов | Восстановительные свойства металлов. Взаимодействие металлов с кислородом и другими неметаллами | *ДЗ: § 8 до слов "…по восстановительной способности…", стр. 41, № 2. | Знать: общие химические свойства металлов: взаимодействие с неметаллами, водой, кислотами, солями. Уметь записывать уравнения реакций взаимодействия с неметаллами, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения металлов для характеристики химических свойств | 3 неделя сентября | 8 | Химические свойства металлов (продолжение). Ряд активности металлов | Характеристика общих химических свойств металлов на основании их положения в ряду напряжения в свете представления об ОВР. Правила применения электрохимического ряда напряжений при определении возможности взаимодействия с растворами кислот и солей. Металлотермия |
*ДЗ: § 8 (до конца) № 10. | Уметь записывать уравнения реакций взаимодействия с неметаллами, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения металлов для характеристики химических свойств | 4 неделя сентября |
9-10 | Металлы в природе, общие способы получения металлов | Самородные металлы. Минералы. Руды. Металлургия и ее виды: Пиро-, гидро-, электрометаллургия. Металлотермия. Микробиологические методы получения металлов |
*ДЗ: § 9, № 5, 7, 8. | Знать основные способы получения металлов в промышленности. Уметь характеризовать реакции восстановления металлов из их оксидов.
| 4,4 неделя сентября | 11-12 | Общие понятия о коррозии металлов | Коррозия металлов, способы защиты металлов от коррозии. Защита окружающей среды от коррозии. Экологические и экономические проблемы, связанные с коррозией. |
*ДЗ: § 10, упр.1-4.
| Знать причины и виды коррозии металлов. Уметь объяснять и применять доступные способы защиты от коррозии металлов в быту | 5, 5 неделя сентября |
13 | Щелочные металлы | Строение атомов элементов главной подгруппы первой группы. Щелочные металлы - простые вещества. Общие физические свойства щелочных металлов. Химические свойства щелочных металлов: взаимодействие с простыми веществами, с водой. Природные соединения, содержащие щелочные металлы, способы получения металлов. Биологическая роль катионов натрия и калия |
*ДЗ: §11, № 2 | Уметь характеризовать химические элементы натрий и калий по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строению атомов. Уметь составлять уравнения химических реакций (ОВР), характеризующих химические свойства натрия и калия. | 5 неделя сентября | 14 | .Соединения щелочных металлов | Обзор важнейших соединений щелочных металлов: щелочи, соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты). Природные соединения щелочных металлов | *§ 11 с. 54-58 упр. 1(б),2 | Уметь характеризовать свойства важнейших соединений щелочных металлов. Знать применение соединений | 1 неделя октября | 15 | Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы | Строение атомов щелочноземельных металлов. Физические свойства. Химические свойства: взаимодействие с простыми веществами, с водой, с оксидами (магний, кальций и др.) | *ДЗ:§ 12 упр. 2, 5, 7 | Уметь характеризовать химические элементы кальций и магний по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строению атомов. Уметь составлять уравнения химических реакций (ОВР) | 1 неделя октября |
16. | Важнейшие соединения щелочноземельных металлов | Важнейшие соединения: оксид кальция – негашеная известь, оксид магния – жженая магнезия, гидроксид кальция, соли (мел, мрамор, известняк, гипс, фосфаты и др.). Применение важнейших соединений. Роль химических элементов кальция и магния в жизнедеятельности живых организмов | *ДЗ:§ 12 упр.4,6 | Знать важнейшие соединения щелочноземельных металлов. Уметь на основании знаний их химических свойств осуществлять цепочки превращений. Уметь характеризовать свойства оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов. | 1 неделя октября | 17 | Алюминий | Строение атома алюминия. Физические, химические свойства алюминия: взаимодействие с простыми веществами, кислотами; Алюминотермия. Природные соединения алюминия и способы его получения. Области применения алюминия |
*ДЗ: §13 № 4 , 5, 8 | Уметь характеризовать химический элемент алюминий по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строению атома. Знать химические свойства | 2 неделя октября |
18. | Соединения алюминия | Соединения алюминия: амфотерность оксида и гидроксида. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений | *§ 13, упр. 1, 3, 7,
|
Уметь характеризовать свойства оксида и гидроксида алюминия. Знать природные соединения алюминия. Знать применение алюминия и его соединений | 2 неделя октября | 19-20. | Железо, его строение, физические и химические свойства | Строение атома железа. Степени окисления железа. Физические, химические свойства железа: взаимодействие с простыми веществами, водой, кислотами, солями. Железо в природе, минералы железа. |
*ДЗ: §14 Упр.1-3 | Уметь составлять схему строения атома, записывать уравнения реакций химических свойств железа (ОВР) с образованием соединений с различными степенями окисления железа | 2,3 неделя октября |
21. | Генетические ряды железа (II) и железа (III). Важнейшие соли железа | Соединения катионов железа: Fe2+ Fe3+ Железо – основа современной техники. Понятие коррозии. Роль химического элемента железа в жизнедеятельности живых организмов. Токсичные элементы –металлы. Биологическая активность элементов-металлов. | *§ 14, упр. 4, 6, 5 с. 78-82 | Уметь осуществлять цепочки превращений, определять соединения, содержащие ионы Fe2+ и Fe3+ с помощью качественных реакций. Знать химические свойства соединений железа (II) и (III). | 3 неделя октября |
22. | Практическая работа №1 "Получение соединений металлов и изучение их свойств" | Правила техники безопасности при выполнении данной работы.
Объяснять результаты и записывать уравнения соответствующих реакций в молекулярной и ионной формах | Контроль знаний правил техники безопасности при выполнении данной работы. *ДЗ: повторение § 2- 14 | Уметь: - обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; - распознавать опытным путем соединения металлов
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - для безопасного обращения с веществами и материалами | 3 неделя октября | 23. | Обобщение и систематизация знаний по теме | Повторение ключевых моментов темы «Металлы»: физические и химические свойства металлов и их важнейших соединений | *ДЗ: повторить § 7-14.
| Знать строение атомов металлических элементов. Физические и химические свойства. Применение металлов и их важнейших соединений. Уметь составлять уравнения реакций в молекулярной и ионной формах, объяснять ОВР металлов и их соединений | 4 неделя октября | |