Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «обществознание»




Скачать 208.67 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного испытания по общеобразовательному предмету «обществознание»
Дата04.11.2012
Размер208.67 Kb.
ТипПрограмма
Рекомендовано Утверждено

на заседании кафедры Учебно-методическим советом

теории и истории права и ЦФ ФГБОУВПО «РАП»

государства

Протокол №___от «___»_______2012г. Протокол №___от « » _______2012г.

Директор ____________ Е.А. Федосов


ПРОГРАММА

вступительного испытания

по общеобразовательному предмету «обществознание»

(собеседование)


направление подготовки 030900.62 Юриспруденция

(квалификация (степень) «бакалавр»)


Воронеж 2012

1. Требования к знаниям абитуриентов


Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «обществознание» содержит обязательный минимум вопросов, отражающих требования к уровню подготовки выпускников средней общеобразовательной школы и учитывает специфику обучения в Российской академии правосудия.

Программа предназначена для абитуриентов, поступающих в Центральный филиал ФФГБОУВПО «Российская академия правосудия» по направлению подготовки 030900. 62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).

Обществознание является единым, но в то же время интегрированным курсом, включающим в себя систему знаний об обществе, человеке, духовной культуре, экономике, социальной сфере, политике, государстве и праве.

Вступительное испытание по предмету «Обществознание» для абитуриентов, имеющих высшее не юридическое образование, проводится устно в форме собеседования. В процессе испытания абитуриенты должны показать знание основных вопросов, включённых в обществоведческих цикл.

При этом знания абитуриентов должны отвечать следующим основным требованиям:

  • Владение основными понятиями, выделение отличительных существенных признаков объектов, отображенных в данном понятии;

  • Умение сравнивать изученные социальные объекты;

  • Объяснение (интерпретация) изученных социальных явлений и процессов, т.е. раскрытие их устойчивых существенных связей, как внутренних, так и внешних;

  • Умение собственными примерами пояснять изученные теоретические положения на соответствующих фактах;

  • Формулирование оценки изученных социальных объектов и процессов и суждений об их ценности, уровне и значении;

  • Качественный и количественный анализ основных показателей, характеризующих общественные явления.

Экзаменационный лист устного собеседования включает в себя два вопроса. Ответ абитуриента оценивается по каждому из двух вопросов, требующих развёрнутого изложения, и может быть оценён в пределах от 0 до 50 баллов по каждому вопросу в зависимости от следующих критериев:

  1. Степень соответствия ответа сути поставленной проблемы, наличие и правильность объекта, предмета и методов анализа.

  2. Наличие структуры проблемы в виде плана, схемы, алгоритма ответа или иным образом представленной по выбору испытуемого (испытуемой) информации. Специальное выделение структуры и т.п. необязательно, в таком случае оценивается по данному критерию сам ответ;

  1. Правильность и конкретность юридических определений, понятий, суждений, позиций, перечислений и т.п., если таковые предусматриваются в ответе на вопрос;

  2. Правильность названий нормативных актов и иных документов, их исходных данных, аннотаций, выдержек, цитат, имен и т.д.;

  3. Логичность ответа, полнота и точность раскрытия проблемы, завершенность анализа;

  4. Выход на пограничные проблемы или позиции, развивающие авторский анализ, не в ущерб ответу на поставленный вопрос;

  5. Связь ответа с практикой или выделение практической значимости проблемы;

  6. Оригинальность авторского анализа и способов его изложения, язык и грамотность испытуемого;

Ключевыми критериями, оцениваемыми в совокупности, являются № № 1, 3, 5.

Критерии № № 2, 4, 6, 7, 8 являются не основными и оцениваются в совокупности не более чем на 10 баллов.

После ответа лист устного ответа с конспектом ответа сдаётся абитуриентом в предметную подкомиссию.

80-100 баллов выставляются тогда, когда абитуриент показал глубокое и всестороннее знание вопросов собеседования. При этом проблемы излагал обосновано, аргументировано и логично; продемонстрировал глубокие знания юридических вопросов, уверенное владение элементами юридического анализа, объяснения и сравнения, приемами работы с различными источниками, умение определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных юридических категорий.

50-79 баллов выставляются тогда, когда абитуриент показал твердые знания вопросов экзаменационного листа. При этом проблемы излагал логично и обоснованно. Продемонстрировал знания юридических вопросов, уверенное владение элементами юридического анализа и объяснения, приемами работы с источниками, но затруднялся приводить оценки юридических определений и понятий, изложенных в учебной литературе, определять и объяснять свое отношение к наиболее значительным юридическим категориям.

29-49 баллов выставляются тогда, когда абитуриент дал в основном правильные ответы на предложенные задания, но без должной глубины и обоснования. Показал слабое знание юридических определений и терминов. Затруднялся назвать характерные, существенные черты юридических понятий и категорий, объяснять их смысл и значение, соотносить единичные юридические факты и общие явления. Не сумел привести оценки наиболее значительным юридическим категориям.

0-28 баллов выставляются тогда, когда абитуриент не дал конкретного ответа на задания экзаменационного листа, не знает юридических понятий и определений, не владеет элементами юридического анализа и объяснения.

Шкала перевода баллов для вступительного испытания в форме собеседования по предмету «Обществознание».

По сто-балльной шкале:

- оценке «отлично» соответствуют 80-100 баллов;

- оценке «хорошо» соответствуют 50-79 баллов;

- оценке «удовлетворительно» соответствуют 29-49 баллов;

- оценке «неудовлетворительно» соответствуют 0-28 баллов;

2. Содержание программы


Раздел 1. Общество.


Науки об обществе и науки о природе: их сходство и различие. Становление научного обществознания. Обществоведческая проблематика в истории античной и средневековой мысли. Воззрения на общество в эпоху Нового времени. Крупнейшие мыслители в обществознании XIX- начала XX в.в. Основные направления современной общественной мысли.

Исторические типы общества. Формационный и цивилизационный подходы к истории человечества. Понятие первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной и капиталистической формаций. Современные дискуссии о сущности социализма. Понятие и виды цивилизаций. Проблемы взаимодействий и конфликтов между цивилизациями.

Общество как целостная динамическая система. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Понятие и виды социальных институтов. Индивидуальное и коллективное в жизни людей.

Общественные отношения и нормы, регулирующие общественные отношения.

Аграрное, индустриальное и информационное общество.

Прогресс, регресс, эволюция и революция. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Проблема общественного прогресса и его критериев. Противоречивость прогресса. Цена прогресса. Проблема смысла и направленности исторического процесса.

Влияние человека на окружающую среду и социальные последствия НТР.

Человечество как социальная общность. Взаимосвязь и целостность современного мира. Процессы глобализации. Глобальные проблемы человечества.


Раздел 2. Человек.


Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Природное и общественное в человеке. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Личность как субъект общественной жизни. Поведение. Социализация личности. Самореализация личности. Свобода и ответственность личности.

Человеческая деятельность, её многообразие. Основные виды деятельности. Потребности человека. Способности человека. Мотивация. Специфика сознательной человеческой деятельности. Общение и коммуникация. Многообразие видов общения. Функции общения. Труд и трудовая деятельность. Игра в жизни человека. Творчество. Предназначение человека. Цель и смысл жизни человека. Объективное и субъективное содержание смысла жизни,

Характер как индивидуальная особенность человека.

Межличностные отношения. Конфликтные ситуации и их разрешение.

Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция. Истина и заблуждение. Истина абсолютная и относительная. Критерии истины. Формы и методы современного научного познания. Многообразие путей познания и форм человеческого знания. Мышление и язык. Социальное и гуманитарное знание. Самопознание.

Особенности социального познания. Факты, теории, оценки. Науки, изучающие общество. Научное прогнозирование.

Понятие и виды статуса личности. Личность и социальная роль человека.


Раздел 3. Экономическая сфера общества


Экономика: наука и хозяйство, теория и практика. Роль экономики в жизни общества. Потребности и ресурсы: проблема экономического выбора. Виды ресурсов. Типы экономических систем и виды экономических отношений. Традиционная экономика. Централизованная (плановая) экономика. Рыночная система экономики как преобладающая в современном мире. Экономический цикл, его основные фазы. Экономический рост.

Экономическое содержание собственности. Формы и отношения собственности.

Общая характеристика сферы производства товаров и услуг. Производство: структура, факторы, виды. Измерители экономической деятельности. Бухгалтерские и экономические издержки производства. Виды издержек производства: постоянные, переменные, средние, предельные.

Бизнес и предпринимательство: сущность, функции, виды. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Выручка и прибыль фирмы. Бухгалтерская и экономическая прибыль.

Рынок как особый институт, организующий социально-экономическую систему общества. Преимущества и недостатки рынка. Многообразие рынков. Обмен. Специализация.

Функционирование рынка. Спрос и величина спроса. Факторы, формирующие спрос. Индивидуальный и рыночный спрос. Предложение. Факторы, формирующие предложение. Индивидуальное и рыночное предложение. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Равновесный объём. Изменение рыночного равновесия.

Экономика потребителя. Права потребителя, их защита. Бюджет семьи. Номинальные и реальные доходы. Уровень жизни. Прожиточный минимум.

Рынок труда. Понятие безработицы. Виды безработицы. Уровень безработицы.

Трудовые отношения. Право на труд и гарантии его реализации. Работники и работодатели. Права работников и работодателей. Особенности труда молодёжи в Российской Федерации. Коллективный договор на предприятии.

Национальная экономика. Экономический рост. Общественный продукт. Валовый национальный продукт. Национальный доход. Национальное богатство.

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики. Социально-экономические функции государства в рыночной системе. Экономическая политика. Государственный бюджет. Основные источники доходов и структура расходов государства. Государственный долг. Бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование экономики.

Мировая экономика и хозяйственная специализация ведущих стран. Особенности хозяйственной специализации России. Международное разделение труда и международная торговля. Экономическое сотрудничество и интеграция. Свободная торговля и протекционизм. Валютные рынки.

Рыночные реформы в Российской Федерации.

Раздел 4. Социальная сфера


Социальная структура общества, её элементы. Социальные отношения и взаимодействия. Социальные изменения. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Личный и социальный статус. Социальные роли. Социальная мобильность. Социальный конфликт.

Понятие и виды социальных норм. Элементы социального поведения. Отклоняющееся (девиантное) поведение. Социальный контроль и самоконтроль.

Социальная политика. Социальное государство. Социальные права и свободы граждан. Социальная защита граждан.

Семья, её функции и роль в жизни общества. Происхождение и виды семьи. Понятие брака. Проблема неполных семей. Демографическая ситуация в современной России.

Этнос и нации. Этнические общности. Межнациональные отношения. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национальная политика.

Молодёжь как социальная группа. Молодёжная субкультура. Проблемы молодёжи в эпоху социально-экономических перемен. Молодёжь как субъект социального развития.


Раздел 5. Духовная сфера общества


Духовная жизнь и духовная культура. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная культуры. Культура и субкультура. Проблема массовой культуры. Средства массовой информации. Тенденции духовной жизни современной России. Особенности развития национальных культур в Российской Федерации.

Наука как часть культуры. Наука и общество. Наука как система знаний и вид духовного производства. Особенности современной науки. Дифференциация и интеграция наук. Научная картина мира и ценностно-мировоззренческие формы знания.

Мораль как форма общественного сознания. Сущность морали. Структура морали. Категории морали. Высшие духовные ценности. Истина, добро и красота. Моральный идеал. Этика.

Искусство: сущность, виды и функции. Происхождение искусства. Искусство как эстетическая деятельность. Формы и основные направления искусства. Искусство и массовая культура. Значение искусства для человека и человечества.

Религия, её сущность и функции. Религиозное сознание. Религиозный культ. Религия и наука, религия и искусство. Религия и нравственные ценности. Религиозные организации. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам.

Роль русской православной церкви в современной России. Формирование и развитие представлений о свободе совести.

Мировоззрение и его типы: мифологическое, религиозное, философское. Идеология и идеологический плюрализм. Общественное мнение.

Образование в системе духовного производства. Цели и функции образования в современном мире. Основные элементы системы образования. Образование как ценность. Самообразование. Значение образования для самореализации личности.


Раздел 6. Политическая сфера общества


Политика, её роль в жизни общества. Структура политической сферы.

Власть, её происхождение и виды. Легитимность власти. Политическая власть. Политическая система общества и её основные элементы. Политические партии: понятие, признаки, функции. Основные типы политических партий. Общественные движения.

Политическая идеология и её структура. Функции политической идеологии. Политическая идеология и политическая деятельность. Политическая жизнь современной России.

Политическая культура. Типы политической культуры. Функции политической культуры. Пути и формы политической социализации личности.


Раздел 7. Государство


Происхождение государства. Основные теории происхождения государства.

Понятие государства и его основные признаки. Сущность государства. Форма государства. Форма правления. Республика. Монархия. Форма государственного устройства. Унитарное государство. Федеративное государство. Конфедерация. Государственный режим. Демократический, авторитарный и тоталитарный режимы. Форма российского государства. Государство в политической системе общества.

Функции государства: понятие и виды. Государственный аппарат. Государственные органы. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Органы судебной власти. Система государственных органов в Российской Федерации. Органы местного самоуправления.

Понятие и основные признаки правового государства. Гражданское общество и правовое государство.

Понятие социального государства.

Раздел 8. Право


Определение права. Право в системе социальных норм. Право и человек. Понятие правового статуса личности. Право как регулятор общественных отношений. Система права: основные отрасли, институты и нормы. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право.

Понятие и виды источников (форм) права. Нормативный правовой акт: понятие и виды. Нормативный договор. Правовой обычай. Правовой прецедент. Правовая доктрина.

Правоотношения. Правомерное поведение. Правонарушения и их виды. Преступление и проступок. Понятие и виды юридической ответственности. Законность и правопорядок.

Правовая культура. Правосознание: понятие и структура. Деформации правосознания и пути их преодоления в современной России

Права человека. Международные правовые акты о правах человека. Права человека и гражданина по Конституции Российской Федерации. Основные обязанности гражданина Российской Федерации. Гражданство.

Конституционное (государственное) право. Понятие и юридические свойства Конституции. Конституция в иерархии нормативных правовых актов. Основы конституционного строя Российской Федерации. Президент Российской Федерации: функции, полномочия, порядок избрания. Федеральное Собрание Российской Федерации: структура, функции, порядок формирования. Правительство Российской Федерации: полномочия, функции, порядок формирования. Конституционно-правовой статус Российской Федерации и её субъектов. Местное самоуправление в Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Виды судов в Российской Федерации. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации.

Административное право. Органы исполнительной власти: понятие, система и структура. Административная ответственность и административное правонарушение. Административные наказания.

Гражданское право. Право собственности. Обязательства в гражданском праве. Гражданско-правовой договор.

Трудовое право. Трудовой договор. Обязанности работника и работодателя. Заработная плата. Правила внутреннего трудового распорядка. Трудовая дисциплина. Трудовые споры и порядок их разрешения.

Семейное право. Брак: понятие, условия вступления и порядок заключения. Права и обязанности родителей и детей по семейному праву.

Уголовное право. Понятие, признаки и виды преступлений. Понятие и цели уголовного наказания. Основание уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Ответственность за преступления против личности. Уголовная ответственность за другие виды преступлений.

Правоохранительные органы Российской Федерации: понятие, виды, основные цели и задачи.


3. Литература


Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993г.

  2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1 –ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

  3. Федеральный закон от 17 января 1991г. № 2202-1 (в ред. Федерального закона от 24июля 2007г.) «О Прокуратуре Российской Федерации».

  4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995г.

  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г

  6. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996г.

  7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвёртая.- М.: Проспект, КНОРУС, 2009.- 544 с.

  8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г.


Основная


  1. Анишина В.И. Обществознание [Текст] : учебное пособие для абитуриентов и студентов юридических колледжей / В.И. Анишина, В.П. Лютый, М.Г. Марюшкин ; Российская академия правосудия. – М. : РАП, 2009. – 640 с.

  2. Важенин А.Г. Обществознание [Текст] : учебное пособие для студентов учреждений СПО / А.Г. Важенин. – М. : Академия, 2005. – 368 с.

  3. Касьянов В.В. Обществознание [Текст] : учебное пособие для студентов ссузов / В.В. Касьянов. – 6-е изд. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – 413 с. – (Среднее профессиональное образование).

  4. Кравченко А.И. Обществознание [Текст] : учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / А.И. Кравченко. – 10-е изд. – М. : Русское слово, 2010. – 192 с.

  5. Кравченко А.И. Обществознание [Текст] : учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / А.И. Кравченко. – 9-е изд. – М. : Русское слово, 2006. – 312 с.

  6. Кравченко А.И. Обществознание [Текст] : учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений / А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. – 11-е изд. — М. : Русское слово, 2010. – 192 с.

  7. Кравченко А.И. Обществознание [Текст] : учебное пособие для студентов средних, профессиональных учебных заведений / А.И. Кравченко. – М. : Академия : Мастерство : Высшая школа, 2000. – 240 с.

  8. Морозова Л.А. Основы государства и права [Текст] : учебник / Л.А. Морозова. – М. : Норма, 2004. – 464 с.

  9. Обществознание : 100 экзаменационных ответов / под ред. Ю.Ю. Сербиновского. – Ростов-на-Дону : МарТ, 2000. – 320 с. – (Экзаменационный экспресс-справочник) .

  10. Обществознание : учебно-метод. комплекс для студентов юрид. колледжа по спец 0201 "Правоведение" среднего. проф. образования / Л.А. Зинина ; Российская академия правосудия. – М. : РАП, 2005. – 22 с.

  11. Обществознание [Текст] : пособие для поступающих в вузы / под ред. С.В. Передерина. – 4-е изд., перераб. и доп. — Воронеж : Изд-во ВГУ, 2006. – 624 с.

  12. Обществознание [Текст] : учебное пособие для поступающих в вузы / под ред. Н.И. Мацнева. – СПб. : СПбГУ : Лань, 2001. – 720 с.

  13. Обществознание [Электронный ресурс] : электронное учебное пособие для абитуриентов юридических вузов / под ред. А.В. Опалева. – 4-е изд., перераб. и доп. – Электрон. дан. (2,86 MB). – М. : Юнити-Дана, 2011. – 1 электрон. отп. диск (CD-ROM) ; DigiPak, 13х12 см. — Читальный зал ЦФ РАП [см. Преподаватели для студентов /Библиотека /Обществознание_Опалев.pdf]. – процессор Pentium II, 256 Mb оперативной памяти, дисковод CD-ROM, программа для просмотра PDF файлов.

  14. Обществознание в вопросах и ответах. Эффективная подготовка. ЕГЭ 2004 [Текст] / под ред. А.Ю. Лабезниковой. – М. : Эксмо, 2004. – 176 с. – (Подготовка к ЕГЭ) .

  15. Обществознание. Право [Текст] : учебное пособие для абитуриентов / Н.А. Власенко, Т.В. Власова, А.В. Быстропова, В.М. Дуэль, М.А. Занина, Н.А. Клементьева ; Российская академия правосудия. – М. : РАП, 2005. – 193 с. – (Для абитуриентов) .

  16. Основы права [Текст] : учебное пособие / под ред. В.В. Блажеева. – М. : Проспект, 2010. – 384 с.

  17. Румынина В.В. Основы права [Текст] : учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / В.В. Румынина. – М. : ФОРУМ : Инфра-М, 2003. – 255 с. – (Профессиональное образование).

  18. Человек и общество [Текст] : учебное пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лабезниковой. – 7-е изд. – М. : Просвещение : Специальная литература, 2001. – 414 с.


Дополнительная

  1. Автономов В.С. Введение в экономику: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. М.: Вита-Пресс, 2004.

  2. Барабанов В.В., Насонова И.П. Обществознание: 10-11 кл.: Школьный словарь-справочник. М.: Астрель: Транзит-книга, 2004.

  3. Баранов П.А., Воронцов А.В., Романов К.С. Право: 10-11 кл.: Учеб. Для уч-ся общеобразоват. учрежд.: профильный уровень / под общ. Ред. Г.А. Бордовского. М.: Вентана-Граф, 2008.

  4. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М.: АСТ: Астрель, 2009.

  5. Баталина В.В. Краткий курс по политологии: Учеб. Пособие. М.: Окей-книга, 2010.

  6. Джегутанов Б.К., Олейников В.С. Обществознание. Ответы для школьников и абитуриентов. - Спб.: Питер, 2010.

  7. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Политология: 10-11 кл.: Учеб. пособие для профильных классов общеобразоват. учрежд. М.: Дрофа, 2007.

  8. Обществознание: ЕГЭ: Учебно-справочные материалы (Серия «Итоговый контроль: ЕГЭ») / П.А. Баранов, А.В.Воронцов, С.В. Шевченко.- М., СПб.: «Просвещение», 2011.

  9. Основы государства и права: учебное пособие / А.В. Малько [и др.]; под ред. А.В. Малько.- 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010.

  10. Экономика в вопросах и ответах: Учеб. пособие / под ред. И.П. Николаевой. М.: Проспект, 2008.

  11. Экономика: Словарь терминов: Экзаменационные ответы М.: Ответ. 2007.



4. Вопросы для подготовки к собеседованию


  1. Науки об обществе и науки о природе: их сходство и различие.

  2. Исторические типы общества. Формационный и цивилизационный подходы к истории человечества.

  3. Понятие первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной и капиталистической формаций.

  4. Понятие и виды цивилизаций. Проблема взаимодействий и конфликтов между цивилизациями.

  5. Общество как целостная динамическая система. Системное строение общества: элементы и подсистемы.

  6. Общество и природа.

  7. Общество и культура.

  8. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни.

  9. Понятие и виды социальных институтов.

  10. Общественные отношения и нормы, регулирующие общественные отношения.

  11. Аграрное, индустриальное и информационное общество.

  12. Прогресс, регресс, эволюция и революция. Многовариантность общественного развития.

  13. Эволюция и революция как формы социального изменения.

  14. Проблема общественного прогресса и его критериев. Противоречивость и цена прогресса.

  15. Влияние человека на окружающую среду и социальные последствия научно-технической революции.

  16. Процессы глобализации. Глобальные проблемы человечества.

  17. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

  18. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Личность как субъект общественной жизни.

  19. Свобода и ответственность личности.

  20. Человеческая деятельность, её многообразие. Основные виды деятельности.

  21. Общение и коммуникация. Многообразие видов общения. Функции общения.

  22. Цель и смысл жизни человека. Объективное и субъективное содержание смысла жизни.

  23. Межличностные отношения. Конфликтные ситуации и их разрешение.

  24. Истина и заблуждение. Истина абсолютная и относительная.

  25. Критерии истины.

  26. Формы и методы современного научного познания.

  27. Многообразие путей и форм человеческого познания. Мышление и язык.

  28. Особенности социального познания. Факты, теории, оценки. Науки, изучающие общество.

  29. Понятие и виды статуса личности. Личность и социальная роль человека.

  30. Экономика: наука и хозяйство, теория и практика. Роль экономики в жизни общества.

  31. Типы экономических систем и виды экономических отношений.

  32. Рыночная система экономики как преобладающая в современном мире.

  33. Экономическое содержание собственности. Формы и отношения собственности.

  34. Общая характеристика сферы производства товаров и услуг.

  35. Бизнес и предпринимательство: сущность, функции, виды. Организационно-правовые основы предпринимательской деятельности.

  36. Рынок как особый институт, организующий социально-экономическую систему общества.

  37. Экономика потребителя. Уровень жизни. Прожиточный минимум.

  38. Рынок труда. Понятие безработицы. Виды безработицы.

  39. Национальная экономика. Экономический рост. Общественный продукт.

  40. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики. Социально-экономические функции государства в рыночной системе.

  41. Государственный бюджет. Основные источники доходов и структура расходов государства.

  42. Мировая экономика и хозяйственная специализация ведущих стран.

  43. Социальная структура общества, её элементы.

  44. Понятие и виды социальных норм. Элементы социального поведения.

  45. Социальная политика. Социальное государство.

  46. Семья, её функции и роль в обществе.

  47. Этнос и нации. Этнические общности. Межнациональные отношения.

  48. Молодёжь как социальная группа. Молодёжная субкультура.

  49. Духовная жизнь и духовная культура. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная культуры.

  50. Наука как часть культуры. Наука и общество. Наука как система знаний и вид духовного производства.

  51. Мораль как форма общественного сознания. Сущность морали. Структура морали. Категории морали.

  52. Искусство: сущность, виды, функции. Формы и основные направления искусства.

  53. Религия, её сущность и функции. Мировые религии.

  54. Мировоззрение и его типы: мифологическое, религиозное, философское.

  55. Идеология и идеологический плюрализм.

  56. Образование в системе духовного производства. Цели и функции образования в современном мире.

  57. Политика, её роль в жизни общества. Структура политической сферы.

  58. Власть, её происхождение и виды. Легитимность власти.

  59. Политическая система общества и её основные элементы.

  60. Политическая идеология и её структура. Функции политической идеологии.

  61. Политическая культура. Типы и функции политической культуры.

  62. Происхождение государства. Основные теории происхождения государства.

  63. Понятие государства и его основные признаки.

  64. Сущность государства.

  65. Форма государства. Форма правления. Форма государственного устройства. Государственный режим.

  66. Функции государства: понятие и виды.

  67. Государственный аппарат. Государственные органы.

  68. Понятие и основные признаки правового государства. Гражданское общество и правовое государство.

  69. Определение права. Право в системе социальных норм.

  70. Право и человек. Понятие правового статуса личности.

  71. Система права: основные отрасли, институты и нормы. Публичное и частное право.

  72. Понятие и виды источников (форм) права.

  73. Правоотношения.

  74. Правонарушения и их виды.

  75. Понятие и виды юридической ответственности.

  76. Правовая культура. Правосознание: понятие и структура.

  77. Права человека. Международно-правовые акты о правах человека.

  78. Права человека и гражданина по Конституции Российской Федерации. Основные обязанности гражданина Российской Федерации.

  79. Гражданство.

  80. Конституционное (государственное) право. Понятие и юридические свойства Конституции.

  81. Основы конституционного строя Российской Федерации.

  82. Президент Российской Федерации: функции, полномочия, порядок избрания.

  83. Органы исполнительной власти Российской Федерации: понятие, система и структура.

  84. Административное право Российской Федерации: понятие, предмет и система.

  85. Гражданское право Российской Федерации: понятие, система и источники.

  86. Право собственности.

  87. Обязательства в гражданском праве. Гражданско-правовой договор.

  88. Трудовое право. Трудовой договор.

  89. Уголовное право: понятие, система, источники.

  90. Понятие, признаки и виды преступлений.

  91. Понятие и цели уголовного наказания. Виды уголовных наказаний.

Похожие:

Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «обществознание» iconПрограмма вступительного испытания по общеобразовательному предмету «обществознание»
Общество: понятие и признаки. Общество как сложная динамичная система. Влияние человека на окружающую среду. Общество и природа....
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «обществознание» iconПрограмма вступительного испытания по дисциплине «Обществознание»
Программа вступительного испытания по дисциплине «Обществознание» для поступающих на обучение по направлению впо 080200. 62 «Менеджмент»...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «обществознание» iconПрограмма вступительного испытания по общеобразовательному предмету «математика»
В первом разделе перечислены основные математические понятия, которыми должен владеть поступающий
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «обществознание» iconПрограмма вступительного испытания по учебной дисциплине «Обществознание» 2011
Гуманитарный факультет Кафедра философии и истории программа вступительного испытания по учебной дисциплине «Обществознание»
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «обществознание» iconПрограмма вступительного испытания по общеобразовательному предмету «история»
России; хро­но­ло­гию ос­нов­ных со­бы­тий сред­них ве­ков, но­вой и но­вей­шей Рос­сий­ской ис­то­рии
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «обществознание» iconПрограмма вступительного испытания по предмету «Обществознание»
Общество как сложная динамическая система. Общество и природа. Законы строения, функционирования и развития общества
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «обществознание» iconПрограмма вступительного испытания по дисциплине «обществознание»
Необхо­димость изучения обществознания (научный, гуманитарный и гражданский ас­пекты). Место обществознания в структуре научного...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «обществознание» iconПрограмма вступительного испытания по предмету История
В тесте по дисциплине «Обществознание» представлены восемь содержательных линий курса: человек, общество, познание, право, экономическая...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «обществознание» iconПрограмма вступительного испытания по дисциплине «Обществознание»
Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «обществознание» iconРекомендации учителям обществознания при подготовке учащихся к сдаче егэ
Егэ по предмету «Обществознание» востребован большим количеством учреждений высшего и среднего специального профессионального образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница