Скачать 346.34 Kb.
|
О преподавании "Обществознания" в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2009-2010 учебном году Методические рекомендации 1. Законодательная и нормативная база методических рекомендаций о преподавании учебного предмета "Обществознание" в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2009-2010 году. Настоящее методическое письмо составлено на основании следующих законодательных и нормативных документов:
I. Общие положения о преподавании учебного предмета "Обществознание" в основной и средней школе. В соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 г. в преподавании учебного предмета "Обществознание" в основной и средней школе является усиление практической направленности обществоведческого образования через его ориентацию на формирование базовых социальных компетентностей. Это нашло отражение в обновленных формулировках целевого блока стандарта, которые ориентируют на применение полученных знаний и умений, а также в новой структуре требований к выпускникам, где указаны практические умения, которыми должны овладеть все учащиеся независимо от избранного профиля1. Знаниевый и деятельностный компоненты стандарта сформулированы с учетом новых форм и методов изучения обществознания в средней школе, а также с учетом перевода Единого государственного экзамена в штатный режим. Следует обратить внимание, что ЕГЭ по обществознанию по количеству выбравших выпускников находится на первом месте среди экзаменов по выбору. II. Особенности преподавания учебного предмета «Обществознание» в основной школе. В соответствии с БУПом 2004 г. преподавание учебного предмета "Обществознание" в 5 классе не предусматривается. Преподавание пропедевтического курса "Обществознание" с 5 класса в общеобразовательном учреждении возможно при наличии скорректированной программы по "Обществознанию" для основной школы, утвержденной директором образовательного учреждения. Если образовательное учреждение считает необходимым вводить пропедевтический курс обществознания с 5 класса, следует учитывать, что курс для 5 класса не обеспечен учебниками, включенными в федеральный перечень. УМК для 5 класса по всем издательским линиям исключен из федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год. В соответствии с примерной программой основного (общего) образования по обществознанию, изучение данного учебного предмета начинается в 6 классе и носит пропедевтический характер2. Преподавание учебного предмета "Обществознание" в 6-8 классах осуществляется по УМК, вошедшим в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 декабря 2008 г. N 379 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год" (см. Приложение 1). При составлении рабочей программы и планирования для 8 класса возможно использование как примерных программ, так и авторских программ. В случае использования авторских программ необходимо скорректировать возможные несоответствия авторской программы в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта 2004 г. В IX классах преподавание учебного предмета "Обществознание" осуществляется в соответствии с обязательным минимум содержания образования 1998 г. В то же время при преподавании учебного предмета "Обществознание" в 9 классах, необходимо усилить практическую направленность обществоведческого образования посредством его ориентации на формирование базовых социальных компетентностей, с учетом требований, предъявляемых к выпускникам IX классов федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 г. При проведении итоговой аттестации учащихся IX классов в билетах по обществознанию для IX класса и демоверсии государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, организуемой муниципальными экзаменационными комиссиями по обществознанию указаны практические умения, которыми должны овладеть учащиеся к концу IX класса (см. "Требования к уровню подготовки выпускников IX классов" федерального компонента государственного образовательного стандарта по обществознанию 2004 г.)3. Согласно пояснительной записке федерального базисного учебного плана 2004 г. и письму Департамента образования "Об организации учебно-воспитательного процесса в общеоразовательных учреждениях в 2009-2010 уч. году" от 28.04.2009 № 1662/01-10 часы компонента образовательного учреждения (вариативной части плана), в том числе в рамках предпрофильной подготовки в 8-9 классах следует направлять на ведение курсов по выбору надпредеметного характера. Представляется нецелесообразным использовать обозначенные учебные часы на проведение краткосрочных "предметных" модулей, которые являются по сути разделами учебного предмета. В соответствии с письмом Департамента образования Ярославской области от 07.05.2008 № 1892/01-10, при составлении учебных планов общеобразовательных учреждений на 2008-2009 учебный год следует руководствоваться:
Примерный учебный план (годовой) предмета "Обществознание" в 6-9 классах для образовательных учреждений Ярославской области.
|