Рабочая программа учебной дисциплины обществознание профессия: Продавец, контролер-кассир




Скачать 471.6 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины обществознание профессия: Продавец, контролер-кассир
страница1/3
Дата04.11.2012
Размер471.6 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
РГОУ СПО «Чебоксарский техникум технологий питания и коммерции» Минобразования Чувашии


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ


Профессия: Продавец, контролер-кассир

Образовательный уровень НПО

Форма обучения: очная

Нормативный срок обучения 2 года 5 месяцев

На базе основного общего образования


Разработана преподавателем

Архиповой Светланой Леонидовной


Рассмотрена на заседании ЦК преподавателей общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин «__»_______2011г. Протокол №___

Председатель ЦК С.Л.Архипова


-2-

СОДЕРЖАНИЕ



Пояснительная записка …………………………………………

Содержание учебной дисциплины ……....................................

Введение …………………………………………………………..

1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества...

3. Социальные отношения ……………………………………….

4. Политика как общественное явление ………………………...

Виды самостоятельных работ. Темы рефератов …………………

Тематический план

Требования к результатам обучения ………………................

Рекомендуемая литература ………………………….................

Нормативно-правовые акты…………………………………………

3-4

5-23

5

5-7


8-11

11-15

15-19

20

21-23

24-25

26

27





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) обществознание в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

При освоении профессий НПО социально-экономического профиля обществознание изучается без включения экономики и права – в объеме 78 часов.

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;

  • воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

  • овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

В содержание интегрированного курса программы включен материал по основам философии, экономики, социологии, политологии и права.

Особое место в программе занимают сведения о современном российском обществе, об актуальных проблемах развития мирового сообщества на современном этапе, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, чертах и признаках современной цивилизации. Особенностью данной программы является повышенное внимание к изучению ключевых тем и понятий социальных дисциплин, а также вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.

Содержание программы направлено на формирование у обучающихся знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. Важное значение придается формированию базовых социальных компетенций, функциональной общегражданской грамотности.

Интегрированный подход к построению содержательных элементов программы в значительной мере определяется рамками учебного времени и целями начального и среднего профессионального образования.

Отбор содержания производился на основе реализации следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся учреждений НПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.

Программа предполагает дифференциацию уровней достижения учащимися различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина, собственника, труженика.

На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной динамично развивающейся самоорганизующейся системы. В результате освоения курса у обучающихся закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, о социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина.

В процессе реализации программы, обучающиеся должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.

СОДЕРЖАНИЕ

учебной дисциплины «Обществознание»


Введение

Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания.

Студент должен

знать

-структуру учебника

уметь

-находить необходимый материал в учебнике


1. НАЧАЛА ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ (20 часов)


1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества (12 часов)

Философские представления о социальных качествах человека.

Человек, индивид, личность.

Деятельность и мышление. Что такое деятельность. Структура деятельности. Виды человеческой деятельности. Творчество. Процесс мышления. Типы мышления.

Формирование характера. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности.

Потребности, способности и интересы человека.

Социализация личности. Сущность и этапы социализации. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой деятельности.

Познание мира. Сущность познания, формы познания, процесс познания. Проблема познаваемости мира.

Истина, ее критерии. Понятие истины, ее критерии. Относительность истины.

Виды человеческих знаний. Мировоззрение и его структура. Типы мировоззрения. Пути формирования мировоззрения. Основные особенности научного мышления.

Свобода и ответственность личности. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения.

Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.

Студент должен:

знать/понимать

-биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

-основные понятия: индивид, личность, деятельность, социализация личности, истина, мировоззрение, свобода, ответственность;


уметь

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

-высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.


Виды самостоятельных работ:

– работа с источниками социальной информации (Конституция РФ,1993г.);

-написание эссе: «Чем больше величия в человеке, тем больше истины в его философии», «Вещь не перестает быть истиной от того, что она не признана многими», «Чем более собеседник заблуждается, тем важнее и желательнее, чтобы он понял и оценил то, что ты хочешь ему доказать», «Самому умному философу трудно отвечать на глупые вопросы», «Человек вне общества- или бог, или зверь» (Аристотель);

– анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием;

– определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей;

– изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни;

– решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов.


1.2. Общество как сложная система (8 часов)

Общество и общественные отношения. Понятие общества. Общество - сложная, динамично развивающая система. Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.

Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения.

Общественный прогресс и его критерии. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории.

Типология обществ Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

Процессы глобализации и становление единого человечества. Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления.

Глобальные проблемы человечества. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.


Студент должен

знать/понимать

-основные понятия: общество, общественные отношения, эволюция, революция, общественный прогресс, цивилизация, формация, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, глобализация, глобальные проблемы человечества

-тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

уметь

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением

  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины обществознание профессия: Продавец, контролер-кассир iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины обществознание профессия: Продавец, контролер-кассир iconПримерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины обществознание профессия: Продавец, контролер-кассир iconI. учебники и умк для организаций начального профессионального образования 0425001 Продавец контролер кассир
Перечень учебной литературы по специальным дисциплинам начального и среднего профессионального образования, разработанной в 2002году...
Рабочая программа учебной дисциплины обществознание профессия: Продавец, контролер-кассир iconЛичностно-ориентированное обучение в профессиональном образовании
Цель работы: Апробировать эффективность личностно-ориентированного обучения на уроках производственного обучения и во внеурочной...
Рабочая программа учебной дисциплины обществознание профессия: Продавец, контролер-кассир iconРабочая программа Профессия «Продавец продовольственных товаров»
Рабочая программа предназначена для подготовки учащихся 10 11 классов, неработающего населения по профессии «Продавец продовольственных...
Рабочая программа учебной дисциплины обществознание профессия: Продавец, контролер-кассир iconКонкурс профессионального мастерства традиционно проводится среди обучающихся выпускных групп учреждений профессионального образования Псковской области
Дня работников торговли, в г. Пскове, состоялся 2 этап областного конкурса среди обучающихся по профессии «Продавец, контролер- кассир»,...
Рабочая программа учебной дисциплины обществознание профессия: Продавец, контролер-кассир iconРабочая программа учебной дисциплины рабочая профессия Направление подготовки: 260800 «Технология продукции и организация общественного питания»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины обществознание профессия: Продавец, контролер-кассир iconРабочая программа
Разработана на основе Примерной программы учебной дисциплины «Обществознание», одобренной и рекомендованной для использования
Рабочая программа учебной дисциплины обществознание профессия: Продавец, контролер-кассир iconРабочая программа учебной дисциплины одп. 02 Информатика и икт профессия «официант бармен»
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины обществознание профессия: Продавец, контролер-кассир iconРабочая программа учебной дисциплины здания и сооружения название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница