Этапы и социально-экономические перспективы реализации Стратегии




НазваниеЭтапы и социально-экономические перспективы реализации Стратегии
страница1/5
Дата04.09.2012
Размер0.73 Mb.
ТипАнализ
  1   2   3   4   5


Стратегия

развития торговли

Волгоградской области

на 2011–2015 годы

и период до 2020 года


г.Волгоград 2011

Содержание


Введение

3

Анализ состояния сферы торговли в Российской Федерации

4

Анализ действующего законодательства Российской Федерации в сфере регулирования торговой деятельности


8

Общая характеристика и современные тенденции социально-экономического развития Волгоградской области


16

Основные цели Стратегии и приоритетные направления развития торговли в Волгоградской области


20

Этапы и социально-экономические перспективы реализации Стратегии


22

Сценарии развития торговли и действий органов государственной власти Волгоградской области при их реализации


28

Основные направления и способы реализации Стратегии


38

Ресурсное обеспечение и финансирование Стратегии


47

Механизм мониторинга реализации Стратегии

48



Введение


Стратегия развития торговли Волгоградской области на 2011–2015 годы и период до 2020 года (далее — Стратегия) обеспечивает современные подходы государственной политики в сфере торговли на территории Волгоградской области до 2020 года и является основополагающим документом для разработки и корректировки региональных и муниципальных программ развития торговли на территории Волгоградской области.

Стратегия сформулирована в соответствии с целями и задачами Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2020 года, отраслевых стратегий (транспортного, агропромышленного, энергетического комплексов и др.), долгосрочных стратегий Российской Федерации, Южного федерального округа и Волгоградской области. Стратегия разработана в соответствии с рекомендациями Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. При разработке Стратегии использованы материалы, характеризующие социально-экономическое положение Волгоградской области, данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа, Стратегии развития торговли в Российской федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 год.

Разработанные положения Стратегии также основаны на анализе существующих научно-методических разработок, проведенных интервью с представителями сферы торговли, экспертным и бизнес-сообществом, представителями органов власти, другими заинтересованными сторонами, а также на опыте разработки стратегий субъектами Российской Федерации (Московской области, Камчатского края, Ставропольского края и др.).

Стратегия, прежде всего, направлена на создание эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Волгоградской области.

Основная цель Стратегии - обеспечение максимально полного удовлетворения потребностей населения региона в услугах торговли (физическая доступность, ценовая доступность товаров, высокое качество товаров и услуг) путем создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры (широкий географический охват, большая пропускная способность, низкие удельные издержки), соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Волгоградской области.

Предлагаемая Стратегия не направлена на решение вопросов тактического характера развития торговых отношений и краткосрочным мерам развития отрасли торговли, она представляет собой обобщенный документ о стратегических целях и направлениях развития сферы торговли на территории Волгоградской области.

Анализ состояния сферы торговли в Российской Федерации


Торговля на протяжении последних лет является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики Российской Федерации. С 2005 по 2010 год темп роста выручки организаций отрасли торговли составил 24,2%.

Среднегодовые темпы роста оборота оптовой торговли с 2000 г. составляли 8,5% в год, а розничной торговли – 9,7%. Объемы оборота в 2010 году достигли показателя в 31,5 трлн. руб. для оптовой торговли и 16,4 трлн. руб. – для розничной.

Валовой внутренний продукт (ВВП) за 2010 г. составил в текущих ценах 44, 5 трлн. рублей и рост его физического объема относительно 2009 г. составил 104,0%. Объем выпуска промышленной продукции за этот год вырос на 8,2% к выпуску 2009 года. По итогам 2010 года рост объема розничного товарооборота составил 16,4 трлн. рублей, что в товарной массе на 4,4% больше, чем за 2009 г.

По итогам 2010 года оборот розничной торговли составил 16435,8 млрд. рублей, увеличившись к 2009 году в сопоставимых ценах на 4,4%. В 2010 году оборот оптовой торговли составил 31454,3 млрд. рублей, или 101,3% к 2009 году.

Торговая отрасль на протяжении последних лет вносит значительный вклад в произведенный ВВП, по итогам 2010 года доля оптовой и розничной торговли в валовой добавленной стоимости составила 18,1% (6968,8 млрд. руб.). Отрасль торговли обеспечивает десятую часть всех налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации.

По состоянию на 1 января 2010 г. в сфере торговли РФ в целом действовало более 2,5 млн. хозяйствующих субъектов. Торговая отрасль – безусловный лидер среди всех отраслей российской экономики по количеству созданных рабочих мест: общая численность занятых в 2009 г. составила около 12 млн. человек или 17,8% от всего занятого населения страны. Торговая отрасль по объему поступивших иностранных инвестиций по итогам 2010 года находится на 4 месте.

Согласно рейтингу компании AT Kearney за 2010 год Россия входит в десятку стран с наиболее инвестиционно привлекательным сектором торговли. Постоянно проявляется высокая заинтересованность международных розничных сетей в российском рынке. Часть из них, такие как продовольственные сети Ашан (Auchan), Метро (Metro), сети магазинов для дома Леруа Мерлен (Leroy Merlin), Оби (OBI), Кика (Kika), Икея (Ikea), Касторама (Castorama) и другие, уже вышли на российский рынок и планируют продолжать активное развитие.

В структуре оборота розничной торговли в 2010 году отмечалось снижение приобретения товаров длительного пользования, в результате чего в общем объеме розничной торговли выросла доля пищевых продуктов и табачных изделий, составив 48,7% против 46,6% в 2008 году, а доля непродовольственных товаров снизилась до 51,3% против 51,4% в 2008 году.

Отмечается замедление прироста продажи непродовольственных товаров под влиянием удорожания потребительских кредитов и снижение роста оборота розничной торговли в целом.  В 2010 году доля продаж, приходящаяся на одежду, обувь и аксессуары, составила 22%, в то время как в 2003 году на этот сектор приходилось 33% продаж. Относительно стабильной остается доля продаж бытовой техники и электроники (5 - 6% от оборота), а также бензина (8 - 11% от оборота), косметики и фармацевтики (10 - 11%).

Рынок розничной торговли в России характеризуется относительно низкой степенью консолидации практически для всех категорий товаров, за исключением рынка бытовой техники и электроники. Доля пяти крупнейших игроков на рынке мобильных телефонов и сотовой связи в 2008 году составила 82%, а на рынке бытовой техники и прочей электроники - 68%. В то же время консолидация рынка фармацевтики составила лишь 15,5%, продуктов питания - 11%, одежды - 1,4%, а текстиля - всего 0,5%.

Сектор оптовой торговли в Российской Федерации в настоящее время также представлен широким перечнем относительно небольших компаний, работающих, как правило, в ограниченном количестве регионов.

Многим розничным сетям по причине слабого уровня развития оптового сектора приходится самостоятельно организовывать в рамках своих компаний дистрибуторские подразделения, обслуживающие зачастую не только точки продаж материнской компании, но и торговые объекты других розничных сетей.

Потребительская кооперация России - важная социальная структура, обеспечивающая сельское население товарами, закупающая излишки сельхозпродукции у владельцев частных подворий, развивающая производство, переработку, бытовые услуги.

Важную роль в развитии экономических процессов играет межрегиональная торговля, поскольку уровень развития производства сильно отличается по регионам, а уровень потребления примерно одинаковый. Причем ситуация различна для продовольственных и непродовольственных товаров. Если производство основных продуктов питания в той или иной степени присутствует во всех регионах, то производство товаров длительного пользования и производственно-технического назначения, как правило, сосредоточено в отдельных регионах.

Согласно рейтингу стран по индексу эффективности логистики Всемирного Банка российский рынок транспортно-логистических услуг в 2010 году находился на 94 месте (из 155 стран). В силу особенностей транспортно-дорожной инфраструктуры, существенная часть товаропотоков идет не напрямую между регионами, а проходит через Москву. Если сравнить объемы оптовой торговли, приходящейся на душу населения в Москве и в среднем по Российской Федерации, то разрыв по некоторым видам товаров составляет более чем в 5 раз.

В последние годы в Российской Федерации наблюдается рост общего количества торговых объектов, как в продовольственной, так и в непродовольственной розничной торговле. Если в 2002 году их количество составляло 305 тыс. ед. и 132,5 тыс. ед., соответственно, то к 2007 году эти показатели выросли до 322 тыс. ед. и 158,5 тыс. ед., соответственно.
При этом низкая динамика роста количества торговых объектов (1,0 - 3,6% в год) компенсируется более активным увеличением площадей современных форматов торговли. Так, в 2002 году площади супермаркетов, гипермаркетов и дискаунтеров в РФ составляли 13 м кв. на 1000 человек, в 2008 году обеспеченность площадями современных форматов выросла до 73 м кв. на 1000 человек, что соответствует среднегодовому темпу роста в 33%.

Для российского рынка розничной торговли характерна низкая доля продаж, приходящаяся на современные каналы торговли. Недостаточный уровень развития современных каналов торговли приводит к недостаточно высокому качеству обслуживания населения, более узкому ассортименту, недостаточной прозрачности отрасли и, соответственно, низкой собираемости налогов. Динамика роста продаж через современные форматы торговли - гипермаркеты, супермаркеты и дискаунтеры - достаточно высока и составляет 11,9% в год.

Рост оборота торговли через Интернет составляет около 19% в год, через вендинговые автоматы - 72% в сопоставимых ценах. Оборот через другие удаленные каналы растет на 12% в год.

Несмотря на рост, доля продаж, проходящая через современные форматы торговли, в розничном обороте Российской Федерации мала по сравнению с развитыми странами. Например, для продуктовой розничной торговли доля продаж через современные форматы в 2008 году составила 35%. Для сравнения в Дании этот показатель составлял 83%, во Франции - 78%. Проникновение современных форматов в непродовольственной рознице в Российской Федерации также значительно отстает от развитых стран. Кроме этого Россия также отличается недостаточным развитием дистанционной торговли. Например, доля продаж через Интернет в 2008 году в России была в 2,4 раз ниже, чем в США, где она оставила 3,3% оборота розничной торговли. Доля продаж через вендинговые автоматы в России составляли в 2007 г. всего 0,07% оборота розничной торговли. Продажи через каталоги, телемагазины, продажи на дому составляют, как правило, лишь небольшие проценты от оборота розничной торговли. Слабое развитие дистанционной торговли, с одной стороны, отмечается участниками отрасли как положительный фактор, так как подобные каналы зачастую характеризуются низкой прозрачностью операций. С другой стороны, именно дистанционная торговля является успешной альтернативой традиционным розничным точкам на удаленных и мало привлекательных для торгового бизнеса территориях. Потому недостаточное развитие дистанционной торговли является одним из факторов низкой географической доступности товаров для населения Российской Федерации. Кроме того, для дистанционной торговли нет необходимости поддерживать дорогостоящую торговую инфраструктуру, содержать персонал торгового зала, платить высокий арендные ставки.

Производительность труда по обороту на занятого в секторе розничной торговли с 2002 года росла примерно на 4,5% в год. Низкий уровень производительности свидетельствует о недостаточной эффективности российской торговли. Эта ситуация обусловлена, в первую очередь, недостаточной степенью консолидации отрасли, недостаточным проникновением современных форматов, недостаточным использованием современных технологий. В 2008 году оборот розничной торговли на душу населения составил 98 тыс. рублей, в то время как в США в 2008 году он составлял 245 тыс. рублей, а в Бельгии 173 тыс. рублей.
Таким образом, из анализа текущего состояния сектора торговли в Российской Федерации можно заключить, что существуют значительные возможности для дальнейшего роста и развития торговой отрасли. Эти возможности связаны, в первую очередь, с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением консолидации отрасли, увеличением конкуренции между торговыми компаниями, развитием малого и среднего бизнеса, развитием кооперации и дистанционной торговли.


 
  1   2   3   4   5

Похожие:

Этапы и социально-экономические перспективы реализации Стратегии iconЭтапы и социально-экономические перспективы реализации Стратегии
Анализ действующего законодательства Российской Федерации в сфере регулирования торговой деятельности
Этапы и социально-экономические перспективы реализации Стратегии iconСоциально-экономические основания разработки и реализации программы создания Уральского федерального университета

Этапы и социально-экономические перспективы реализации Стратегии iconПрограмма реализации ит-стратегии. Проектный офис и его структура. Распределение работ при реализации ит-стратегии
...
Этапы и социально-экономические перспективы реализации Стратегии iconМонография 22,1 Издательство букэп о. И. Клименко «Реструктуризация в потребительской кооперации и перспективы её развития»
«Подходы к моделированию стратегии развития муниципальной социально-экономической системы»
Этапы и социально-экономические перспективы реализации Стратегии icon«Средняя общеобразовательная школа №21» города Дзержинска Нижегородской области
Стратегия и тактика Программы развития: перспективы и этапы реализации Программы развития
Этапы и социально-экономические перспективы реализации Стратегии iconСовременные технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста в Свердловской области
А российской Федерации на период до 2012 года и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до...
Этапы и социально-экономические перспективы реализации Стратегии iconЭкономические критерии строительства из высокопрочного и особовысокопрочного бетона и Перспективы использования реакционно-порош­ковых сухих бетонных смесей в строительстве
Экономические показатели рпб и экономические критерии строительства из высокопрочного и особовысокопрочного бетона
Этапы и социально-экономические перспективы реализации Стратегии iconОтчёт о проведении сессии «Перспективы конкурентоспособности Центральной Азии: Выигрышные стратегии повышения уровня конкурентоспособности»
«Перспективы Конкурентоспособности Центральной Азии: выигрышные стратегии повышения уровня конкурентоспособности» с участием экспертов...
Этапы и социально-экономические перспективы реализации Стратегии iconО разработке концепций решения комплексных задач социально-экономического развития новосибирской области
В целях реализации Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, в рамках работы по формированию...
Этапы и социально-экономические перспективы реализации Стратегии icon«Жертва» как феномен социально-политического конфликта (теоретико-методологический анализ)
Охватывает не только социальную, но и политическую сферу. Международные конфликты по своей сути являются социально-политическими,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница