Скачать 44.09 Kb.
|
«Человек и вода» Цели урока: Образовательные: 1. Доказать важность водных ресурсов в жизни человека. 2. Оценить водные ресурсы России и их размещение по территории страны. 3. Выяснить факторы загрязнения вод суши. Развивающие: 1. Развитие экологического мышления. 2. Развитие познавательного интереса к глобальным экологическим проблемам. Воспитательные: 1. Воспитание экологической культуры учащихся. 2. Формирование чувства сопричастности в решении экологических проблем своей страны, родного края. Ход урока: 1. Оргмомент. 2. Изучение нового материала. Учитель. Ребята, сегодняшний урок мы посвящаем удивительному на Земле веществу – воде и её влиянию на жизнь человека. Вода – одно из главных природных богатств человечества. От неё зависит не просто благополучие, но и само существование целых народов. Не случайно с давних пор люди селились по берегам крупных и малых рек, озёр и морей. Академик А.П. Карпинский назвал воду живой кровью, которая создаёт жизнь там, где её нет. Гимном этому необыкновенному веществу звучат строки французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя не возможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца». Ребята, как вы понимаете слова Антуана де Сент-Экзюпери? Да, действительно, ребята, вода играет для нас важное хозяйственное значение и служит духовной пищей, ведь человек всегда стремиться провести свой отдых именно на берегу реки или озера. Не случайно из глубины веков дошло до нас изречение: «Три вещи человек может созерцать бесконечно: текучую воду, горящий огонь и плывущие облака». Воды суши, которые пригодны для использования в хозяйстве, называются водными ресурсами. Это определение необходимо записать в тетрадь, используя учебник стр. 109. Что мы понимаем под выражением воды суши? Ребята, откройте, пожалуйста атлас карту «Водные ресурсы» и скажите все ли районы России одинаково обеспечены водными ресурсами, давайте рассмотрим на примере Восточно-Европейской равнины. Россия богата водными ресурсами, но размещены они неравномерно. Северо-запад Русской равнины - озёрный край, очень хорошо обеспечен водой, а юго-восток Русской равнины, Предуралье испытывают недостаток воды. Н Промышленность и сельское хозяйство а доске. В Питьё одные ресурсы Водные пути Производство бытовых продуктов Энергия рек, приливов (ГЭС, ПЭС) 1.Итак, ребята, мы используем водные ресурсы для питья, но нужно заметить, что воды пригодной для употребления в пищу, очень мало. Если весь запас воды на Земле принять за 1 литр, то запасы пресной воды составляют всего 30 мл., а запасы доступной пресной воды в жидком состоянии – 6 мл. Это очень мало, поэтому вода – наше богатство, к которому, я призываю вас, относиться бережно и экономно. 2.Также мы используем водные ресурсы для производства бытовых продуктов, так для производства 1 тонны сахара требуется 100 м куб. воды, 1т бумаги – 900 м куб. 3.Водные пути: посмотрите на рис. 78 стр. 112 учебника и назовите наиболее судоходные реки России, покажите их на карте. 4.Водные ресурсы мы используем ещё для выработки электроэнергии на ГЭС и ПЭС. Прочтите, пожалуйста, на стр. 110 учебника абзац «Что происходит с рекой при строительстве на ней гидротехнических сооружений?» и скажите Какие же будут последствия сооружений ГЭС на реках? 5.Очень велики объёмы потребления воды в промышленности, она используется в качестве растворителя, в сельском хозяйстве, в основном для орошения полей. Ребята, скажите, а всегда ли бывают положительными последствия использования человеком водных ресурсов? Нет, мы загрязняем воды суши бытовыми отходами, отходами от промышленных предприятий, стоками от животноводческих ферм. Всё это приводит к ухудшению качества воды, к гибели рыб, морских животных, ко многим инфекционным заболеваниям человека. Таким образом, мы с вами понимаем, что водные ресурсы испытывают сильный антропогенный пресс. Важно принять скорейшие меры по сохранению этой уникальной системы жизнеобеспечения человечества. А кардинальные перемены по отношению к водам суши нужно начать, прежде всего, с себя. Мне хочется узнать, как бы вы поступили в следующих ситуациях, и кем вы себя считаете рачительными хозяевами природы или другом? 1.Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором: - выбросите его в речку; - оставите на берегу; - поступите как-то иначе (предложите свой вариант). 2.После весеннего разлива рек в понижениях остаётся много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия: - ничего не стану делать – пусть природа сама разбирается; - наловлю и сварю уху; - выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку. 3. Если вам предстоит возможность построить домик на берегу реки, который покрыт лесом, что вы сделаете: - вырубите мешающие строительству взрослые деревья; - выберете поляну, находящуюся на расстоянии около 300м от воды и без широкого вида на речку. Рефлексия. Продолжите следующие предложения 1. Сегодня на уроке задумался я ……………………….. 2. Сегодняшний урок показал мне……………………… Выполнили мы цели урока? Домашнее задание. (по выбору учащегося) 1.Составить памятку туриста с указанием правил поведения на реке, около водоёмов. 2. Подготовить плакат, обращение, которые бы приостановили загрязнение рек, озёр, морей. 1. Разработайте правила, обеспечивающие вашу экологическую безопасность, связанную с использованием пресной воды, например, не пить воду из неизвестного водного источника. |
![]() | Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе зачёт по теме «Имя числительное» План – конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе (зачёт по теме «Имя числительное»), проведенного учителем русского языка... | ![]() | Конспект урока географии в 9 классе по теме «Население и трудовые ресурсы Центральной России» Цели: Сформировать представление о населении Центральной России как регионе формирования русского народа |
![]() | Урока – дебаты. Цели урока: Обучающие Конспект урока литературы в 10 классе по теме «Проблемы выбора жизненного пути сельской молодёжи в рассказе Виктора Потанина «На... | ![]() | План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе Цель урока: Повторить, обобщить и систематизировать знания по теме «Анализаторы» |
![]() | Конспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс млекопитающие" Тип урока: изучение нового материала. Технология развития критического мышления | ![]() | Конспект урока в 9 классе по теме «Фотосинтез. Хемосинтез» Цель урока: изучить особенности метаболизма автотрофных организмов на примере процесса фотосинтеза |
![]() | Методическая разработка урока географии в 7 классе по теме Цель урока: показать особенности расположения главных форм рельефа Земли и их соответствие тектоническим структурам земной коры | ![]() | Конспект урока русского языка в 11 классе по теме «Однородные члены предложения: пунктуационные и грамматические нормы, роль в речи» Цель: обобщить знания по указанной теме, совершенствовать пунктуационное и речеведческое умение по теме с целью подготовки к егэ |
![]() | Конспект урока развития творческих способностей в 7 классе по теме Девиз урока: Вычислительная машина ценна ровно настолько, насколько ценен использующий её человек | ![]() | Своеобразие природы урала Методическая разработка содержит конспект урока географии в 8 классе и компьютерную презентацию, которая используется на всех этапах... |