Рабочая программа учебного курса «Биология» в 10-11 класс (базовый уровень) на 2010-2011 уч. Год




Скачать 183.4 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного курса «Биология» в 10-11 класс (базовый уровень) на 2010-2011 уч. Год
Дата04.11.2012
Размер183.4 Kb.
ТипРабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тогурская средняя общеобразовательная школа»

Утверждено

Приказом директора

школы

№151 от 24.09.10

Рабочая программа

учебного курса «Биология»

в 10-11 класс (базовый уровень)

на 2010-2011 уч. Год/

Составители:

учитель биологии

Черникова Наталья Владимировна;

учитель биологии

Батманова Татьяна Владимировна

2010 г.

Пояснительная записка к базисной программе по общей биологии 10-11класс.

Программы составлены в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения.Независимо оттого, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет непрерывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы;

  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни

Приобретения опыта разнообразной практической деятельность-воспитание гражданской ответственности и правового самосознания учащихся через включение их в позитивную экологическую деятельность

*создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка.

Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.

Деятельностный подход реализуется на основе включения в образовательный процесс практического компонента -лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программы учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни.

Сущность коллпетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованием к уровню подготовки выпускников.Результат образования оценивается системой трех взаимосвязанных компонентов: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и целостно-ориентационной.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта и программы:А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. 10-11классы. Базовый уровень-34часа, 1 час в неделю. Согласно действующему Базисному плану рабочая программа базового уровня в 10-11классах рассчитана на изучение предмета один час в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10 и Пклассы).

Программа 10-11класса (базовый уровень) разработана в полном соответствии со стандартом среднего(полного) общего образования по биологии (базовый уровень) и базисными учебными планами.

Цель данной программы - обеспечение общекультурного менталитета и общей биологической компетентности выпускника современной средней школы.

Изучение курса «Биология» в10-11классах основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе.

Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени среднего(полного)

образования.

Предметно-информационная составляющая образованности:

*знание (понимание) основных положений биологических теорий; строения биологических объектовжлеток, генов и хромосом, видов и экосистем; сущности биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и энергии в экосистемах; вклада выдающихся ученых в развитие биологии и экологии; биологической терминологии и символики;

*умение объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы; родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушения развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов, описывать особей видов по морфологическому критерию;

*наличие представлений о нормативных актах законодательной и исполнительной власти Томской области по дальнейшему укреплению экологической безопасности;

*знание основных проблем экологии человека и направление их решения в регионе,

стране, мире;

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

*умение решать элементарные биологические задачи; составлять схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах(цепи питания);

*умение выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, анропогенные изменения в экосистемах своей местности;

*умение сравнивать биологические объекты и делать выводы;

*умение осуществлять самостоятельный поиск учебной информации, анализировать и оценивать получаемую информацию и собственные действия;

*владение навыками самообразования и саморазвития;

использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

"представление о возможности личного участия в решении экологических проблем;

^владение практическими навыками получения и умелого использования информации о конкретных экологических ситуациях в области, муниципальном образовании и своем населенном пункте;

*отрабатывание навыков постоянной самостоятельной заботы о сохранении благоприятной среды в месте своего проживания.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

^соблюдение основных нравственных норм и правил, обеспечивающих сохранение и укрепление психофизического и социального здоровья (своего и окружающих);

""проявление активной позиции в решении вопросов экологической безопасности.

Список рекомендуемой литературы 10-11класс

1.Учебник «Общая биология. 10-11классы» под редакцией А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника.

2.Лернер ПИ. Общая биология(10-11классы):Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы. Г.И.Лернер - М.Зксмо, 2007.

ЗБольшой справочник. Биология. «Дрофа»

4.В.Н.Ярыгин.Биология в 2-х томах.М.Высшая школа.

5.Т.Л.Богданова. Задачи и упражнения по биологии.

б.В.Н.Реймере. Основные биологические понятия и тесты.

7.Биология: Справочник школьника и студента. Под ред. З.Брема и И.Мейнке.М.:Дрофа

8.Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека. Екатеренбург,2005.

9.Акимов СИ. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М.: Лист-Нью, 2004.

ЮЭкология в экспериментах:10-11классы:методическое пособие. - М.:Вентана-Граф,2006

Содержание базисной программы по биологии . 10 класс (34 часа, 1 час в неделю)

Введение.

Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.

В разделе «Основы цитологии» подробно рассматриваются вопросы методов цитологических исследований, клеточного строения, связи строения и функций отдельных органоидов. Более подробно изучаются современные представления о природе гена и его функционировании.

В разделе программы "Размножение и индивидуальное развитие организмов" значительной место отведено цитологическим основам размножения. Процессы размножения у разных групп организмов изучаются с позиций теории эволюции.

Раздел "Основы генетики" включает исторические данные о развитии науки, больше внимания уделено влияния загрязнения окружающей среды на наследственность организмов. Особое внимание уделено решению генетических задач.

Материал, касающийся наследственности и изменчивости человека, вынесен в отдельный раздел «Генетика человека». Дополнительно введена лабораторная работа «Изучение наследования признаков у человека». Особое внимание уделено влиянию различных факторов на генетическое здоровье нации.

Тематическое планирование уроков

по курсу « Общая биология» 10 класс

34 часа, 1 час в неделю



се У.

о

&

.=1

№ урока в теме

Тема урока.

Дата проведения

Введение.( 2 часа)

1.

1

Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии.




2.

2

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.




1. Основы цитологии.(15 часов + 2 резервных )

->

3.

1.

Методы цитологии. Клеточная теория.




4.

2.

Химический состав клетки. Минеральные вещества.




5.

о

J.

Углеводы. Липиды.




6.

4.

Белки.




7.

5.

Нуклеиновые кислоты. АТФ.




8.

6.

Зачётно-обобщающий урок « Химический состав клетки».




9.

7.

Строение клетки.




10.

8.

Сходство и различия в строении клеток.




11.

9.

Неклеточные формы жизни.




12.

10.

Зачетно- обобщающий урок «Клетка - структурная единица живого»




13.

11.

Обмен веществ и энергии в клетке.




14.

12.

Энергетический обмен в клетке. Питание клетки.




15.

13.

Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез.




16.

Па

Генетический код. Транскрипция. Синтез белка в клетке.




17.

15.

Зачётно - обобщающий урок по теме «Обмен веществ и энергии в клетке.




2. Размножение и индивидуальное развитие организмов.(6 часов + 1)

18.

1.

Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз. Мейоз.




19.

2.

Бесполое размножение.




20.

3.

Половое размножение. Оплодотворение.




21.

4.

Онтогенез.




22.

5.

Эмбриональный период. Постэмбриональный период.




23.

6.

Контрольно-обобщающий урок.




3. Основы гене гики.( 8 часов +1 резервный)

24.

1.

История развития генетики. Гибридологический метод.




25.

2.

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.




26.

4.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования.




27.

5.

Взаимодействие неаллельных генов.




28.

6.

Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола.




29.

7.

Изменчивость. Виды и причины мутаций.




30.

8.

Зачётно - обобщающий урок на тему «Основы генетики»




4. Генетика человека.(3 часа )

31.

1.

Методы исследования генетики человека.




32.

z.

Генетика и здоровье.




33.

3.

Общебиологические закономерности.




34.




Повторение.




Содержание базисной программы по биологии.

Икласс. 34часа.

1.Повторение (4 часа)

/ повторение основ цитологии, генетики, селекции;

2.Дарвинизм (9 часов)

S развитие биологии в додарвиновский период;

S основные положения учения Чарлза Дарвина;

/ вид, его критерии, популяции;

S наследственность и изменчивость, как движущие факторы эволюции;

S искусственный и естественный отбор, ведущая роль естественного отбора;

S возникновение приспособленностей, их относительный характер;

/ микроэволюция, видообразование, результаты эволюции;

3.Развитие органического мира (5 часов)

S доказательства эволюции органического мира;

S главные направления эволюции, их соотношение;

S система растений и животных как отображение эволюции;

S история развития жизни на Земле;

4.Происхождение человека (5 часов)

S доказательства происхождения человека от животных;

S движущие силы антропогенеза;

S направления эволюции человека;

S человеческие расы;

5-Основы экологии (8 часов)

S предмет и задачи экологии, экологические факторы;

/ комплексное воздействие факторов на организм, фотопериодизм;

/ вид и популяции, факторы, вызывающие изменение численности популяций;

S рациональное использование видов;

S биогеоценозы,их смена;

S экологические системы;

6.Обобщение учебного материала (2часа)

Тематическое планирование "Общая биология" 11 класс, 34 часа.



урока

Тема

Дата




I. Повторение (4 часа)




1-1

Повторение цитологии.




1-2

Повторение генетики и селекции.




1-3

Решение задач по генетике.




1-4

Контроль. Входящий к/с.







II. Дарвинизм (9 часов)




2-1

Развитие биологии в додарвиновский период.




2-2

Движущие силы эволюции.




2-3

Вид, его критерии.




2-4

Форма борьбы за существование, формы отбора.




2-5

Формы изменчивости.




2-6

Способы видообразования.




2-7

Приспособленность организмов, её относительность.




2-8

Обобщение по теме: "Дарвинизм".




2-9

Контрольная работа по теме: "Дарвинизм".







III. Развитие органического мира (5 часов)




3-1

Доказательства эволюции органического мира.




3-2

Система растений и животных как отображение эволюции.




3-3

Главные направления эволюции.




3-4

История развития жизни на Земле.




3-5

Контрольная работа по теме: "Развитие органического мира".







IV. Происхождение человека (5 часов)




4-1

Доказательства происхождения человека от животных.




4-2

Направления эволюции.




4-3

4-4

Человеческие расы.




4-5

Контрольная работа по теме: "Происхождение человека".







V. Основы экологии (8 часов)




5-1

Задачи экологии.




5-2

Абиотические факторы среды.




5-3

Фотопериодизм.




5-4

Вид и популяция.




5-5

Рациональное использование видов и их сохранение.




5-6

Экологические системы. Биоценозы водоема и дубравы.




5-7

5-8

Смена биоценозов. Обобщение по теме.







VI. Обобщение учебного материала (2 часа)




6-1

Учение Дарвина и его применение для обеспечения эволюции.




6-2

Основные экологические'потребности и их использование в целях охраны природы.







1 час - резервное время.




Похожие:

Рабочая программа учебного курса «Биология» в 10-11 класс (базовый уровень) на 2010-2011 уч. Год iconРабочая программа по литературе учителя Шабайловой Инны Васильевны, 8 класс (базовый уровень) 2011-2012 уч год
Настоящая рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе...
Рабочая программа учебного курса «Биология» в 10-11 класс (базовый уровень) на 2010-2011 уч. Год iconЛитература: «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс»
«Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс» В. И. Сивоглазов И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова. Москва «Дрофа»2007
Рабочая программа учебного курса «Биология» в 10-11 класс (базовый уровень) на 2010-2011 уч. Год iconРабочая программа по алгебре для 7 «А», 7 «В» кл на 2010 / 2011 учебный год
Рабочая программа учебного курса по алгебре для 7а и 7в класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа учебного курса «Биология» в 10-11 класс (базовый уровень) на 2010-2011 уч. Год iconРабочая программа учебного курса «Биология»
Базовый уровень. (авторы О. В. Саблина, Г. М. Дымшиц) (Программы общеобразовательных учреждений. Биология 10-11 классы. – М., Просвещение,...
Рабочая программа учебного курса «Биология» в 10-11 класс (базовый уровень) на 2010-2011 уч. Год iconРабочая программа по математике 10-11 класс ( базовый уровень)
Рабочая программа по математике 10-11 го классов (базовый уровень) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего...
Рабочая программа учебного курса «Биология» в 10-11 класс (базовый уровень) на 2010-2011 уч. Год iconУчебного курса биологии 11 класс Пояснительная записка рабочая программа учебного курса по биологии для 11 класса
Программы курса биологии для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) по учебнику «Общая биология....
Рабочая программа учебного курса «Биология» в 10-11 класс (базовый уровень) на 2010-2011 уч. Год iconРабочая программа по биологии 11 класс (уровень базовый)
Биология 5 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт...
Рабочая программа учебного курса «Биология» в 10-11 класс (базовый уровень) на 2010-2011 уч. Год iconРабочая программа по истории (интегрированный курс) на 2011-2012 уч год 10-11 классы
Рабочая программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса истории средней школы. Составлена на основе фгос -2004,...
Рабочая программа учебного курса «Биология» в 10-11 класс (базовый уровень) на 2010-2011 уч. Год iconПояснительная записка Программа разработана на основе авторской программы курса биологии «Биология. Базовый уровень»
Программа предназначена для изучения предмета на базовом уровне. Для ее реализации используется учебник авторов И. Н. Пономаревой,...
Рабочая программа учебного курса «Биология» в 10-11 класс (базовый уровень) на 2010-2011 уч. Год iconПояснительная записка > Нормативно-правовые документы рабочая программа учебного предмета «Литература»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница