Основная образовательная программа начальной общей школы Основание для разработки Программы Закон РФ «Об образовании»




НазваниеОсновная образовательная программа начальной общей школы Основание для разработки Программы Закон РФ «Об образовании»
страница1/32
Дата04.09.2012
Размер4.58 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

2-Гавриловская средняя общеобразовательная школа



Принята на заседании педагогического совета протокол №1 от 01.09.2011 года

Утверждена приказом директора

№ 102 от 02.09.2011 года

Директор школы

________________ А.А. Филимонов



Основная образовательная

программа начального

общего образования


с. Гавриловка 2-я

Паспорт основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения 2-Гавриловской средней общеобразовательной школы

 

Наименование 

Основная образовательная программа начальной общей школы

Основание для

разработки

Программы

Закон РФ «Об образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 

Конвенция о правах ребенка;

Программа модернизации общего образования на 2011-2013 годы

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10;

Типовое положение об образовательном учреждении;

Закон Тамбовской области «Об образовании»

Устав образовательного учреждения;

Локальные акты образовательного учреждения.

Разработчик Программы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 2-Гавриловская средняя общеобразовательная школа

Главное назначение Программы

Обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными,  семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего  школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Цель Программы

Создание условий для формирования общей культуры, духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития младшего школьника, формирования основ умения учиться и способности к организации собственной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основные задачи Программы

1.                  Обеспечить соответствие образовательных результатов обучающихся современным требованиям; подготовить обучающихся к предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности, сформировать элементарные исследовательские умения

2. Создать  благоприятные  условия  для  интеллектуально-нравственного развития  обучающихся  путем  удовлетворения  потребностей  в самообразовании  и  саморазвитии, получении  дополнительного образования.

 3. Строить образовательный процесс на основе принципов

здоровьесбережения, формирования  представлений  о  социальном,

психологическом и физическом здоровье как об элементе интеллектуально-нравственной культуры обучающихся школы.

 

Сроки и этапы

реализации

Программы

I этап – 2011-2012 уч.год -  введение ФГОС нового поколения в 1-х классах

II этап– 2012-2013 уч.год -  введение  ФГОС  нового  поколения  во 2-х

классах

III этап– 2013-2014 уч.год - введение ФГОС нового поколения в 3-х классах

IV этап– 2014-2015 уч.год введение ФГОС нового поколения в 4 -х классах

Адресность

Программа адресована педагогическому коллективу, учащимся, родителям.

Объемы и источники финансирования Программы

Бюджетное финансирование, внебюджетное финансирование (оказание платных образовательных услуг, спонсорская помощь), целевое финансирование по грантам, проектам.

Система управления и организация контроля за реализацией Программы

Общее руководство и координацию действий по реализации Программы осуществляет   МБОУ 2-Гавриловская сош в лице заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

 Контроль за реализацией Программы осуществляет директор образовательного учреждения, Управляющий совет образовательного учреждения.



Пояснительная записка

 

Основная  образовательная  программа начального общего  образования  разработана педагогическим коллективом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения 2-Гавриловской средней общеобразовательной школы  на основе  ст.14,15 Закона РФ «Об  образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года), примерной основной образовательной программы, социального заказа родителей младших школьников, а такжеконцептуальных положений УМК «Перспектива», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников через освоение фундаментальных основ начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД).

Разработка школой основной образовательной программы начального общего образования осуществлялась самостоятельно с привлечением органов самоуправления ( Управляющий совет и Рабочая группа), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.


По мере введения ФГОС и накопления опыта работы в данную программу будут вноситься изменения и дополнения. Данная программа начинается с сентября 2011-2012 учебного года и будет реализовываться по мере «вхождения» во ФГОС  1-х классов последующих наборов учащихся.

При разработке основной образовательной программы начального общего образования

учитывались возрастные особенности обучающихся начальной школы:

первичное  осознание  позиции  школьника  прежде  всего  через  новые  обязанности, которые ребенок  учится  выполнять;

постепенное  формирование процессов  концентрации внимания  и памяти;

постепенное смещение внимания с учебной деятельности на отношения, которые в ней проявляются;

изменение  самооценки  обучающегося  начальной  школы  в  процессе  обучения;

изменение  отношений  в  общении  со  сверстниками  и  взрослыми;

важность  признания окружающими  внутренней ценности и уникальности школьника.

 В основу  разработки  программы положен  программно-целевой  принцип  организации

деятельности учреждения, направленный на достижение всеми обучающимися начальной школы результатов освоения образовательной программы: личностных, метапредметных, предметных.

Основная  образовательная  программа  начального  общего  образования  включает

следующие разделы:

пояснительная записка

планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

учебный план начального общего образования;

программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступениначального общего образования;

программы отдельных учебных предметов, курсов;

программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

программа формирования культуры здорового и безопасного образа  жизни;

программа внеурочной деятельности

программа коррекционной работы

система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


Назначение образовательной программы

Образовательная программа - внутренний образовательный стандарт, который способствует реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества образования.

Для педагогического коллектива образовательная программа определяет приоритетные направления в содержании образования и способствует координации деятельности всех участников образовательного процесса.

Образовательная программа регламентирует организацию всех видов деятельности обучающихся, их всестороннее образование.

Образовательная программа является основанием для определения качества выполнения государственных стандартов.

В связи с тем, что образовательная программа направлена на все субъекты образовательного процесса, обучающихся, учителей, родителей, то и создается она коллегиально. В разработке данного документа принимали участие администрация ОУ, представители родительской общественности, руководители методических объединений педагогов и специалисты школьных служб.

В образовательной программе представлена стратегия и тактика образования с учетом целей и задач развития МБОУ 2-Гавриловской сош. Каждый раздел в образовательной программе имеет свое назначение, что позволяет сделать нормативно-управленческий документ целостным и динамичным.

Актуальность программы. Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требований основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребностей:

• учащихся — в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;

• общества и государства — в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты;

Образовательная программа начального общего образования МБОУ 2-Гавриловской СОШ создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности. Специфика контингента учащихся определяется тем, что они были воспитанниками дошкольного отделения и имеют начальный уровень сформированности УУД: адекватную мотивацию учебной деятельности; предпосылки успешного овладения чтением и письмом; понимают условные изображения в любых учебных предметах; владеют умениями решать математические, лингвистические и другие задачи; произвольно регулировать своё поведение и деятельность; организовывать и выполнять учебную деятельность в сотрудничестве с учителем; могут использовать эталоны обобщённых способов действий.

Школа предусматривает преемственность программ, методов и форм организации дошкольного и начального общего образования за счёт максимально полного охвата детей различными образовательными услугами, оптимизации интеллектуальной нагрузки, что, в отличие от искусственного ускорения, даёт возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, обеспечивает их гармоничное развитие.

Образовательная система школы в условиях перехода на ФГОС

Основные цели и задачи

  • обеспечить оптимальность доступных средств индивидуального развития, которые составили бы базу для освоения необходимых культурных ценностей.

  • обеспечить качественное личностное, социальное и умственное развитие учащихся.

Содержание образования рассматривается как единство трех компонентов: предметные знания на уровне государственного стандарта, опыт творческой (музыкальной, хореографической, изобразительной, театральной) деятельности, эмоционально-ценностное отношение.

Первоочередные задачи школы:

1. Консолидация усилий педагогического коллектива, семьи, социальных партнеров, направленных на формирование ключевых компетенций обучающихся в свете требований новых государственных образовательных стандартов (ФГОС).

2. Организация образовательной среды для проявления компетентности участников образовательного процесса.

3. Обеспечение качества образования МБОУ 2-Гавриловской сош в соответствии индикаторам качества муниципальных услуг по программам начального, основного, среднего (полного) общего образования.

Стратегические направления работы школы:

  • Создание условий для эффективного перехода на обучение по новым государственным образовательным стандартам (ФГОС)

- Реализация комплексно-целевой программы ПК педагогов.

  • Обновление воспитательной системы в соответствии с проектом «Наша новая школа».

  • Создание школьной системы мониторинга оценки качества образования в соответствии с требованием новых государственных образовательных стандартов (ФГОС).

  • Развитие школьной инфраструктуры в свете требований проекта «Наша новая школа».

Образовательная среда в условиях перехода на ФГОС

Приоритетным в ОУ является обучение, ориентированное на личность ребенка, раскрывающее его индивидуальные способности, превращающее ученика в активного и заинтересованного участника образовательного процесса. Сделать обучение максимально эффективным и развивающим возможно только при определенных условиях. Поэтому вопрос об образовательной среде, его создании, компонентах очень актуален на данном этапе развития образовательного учреждения.

Образовательная среда - взаимосвязь условий, обеспечивающих формирование личности, способной к активному творческому труду в различных областях фундаментальных наук.

Такая среда призвана создать возможность для реализации инди­видуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления ими личного опыта.

Образовательная среда, по мнению субъектов образовательного процесса, должна иметь следующие составляющие:

  • гуманитарная развивающая среда;

  • интеллектуальная образовательная и развивающая среда;

  • информационная обучающая среда.

Несмотря на то, что каждая среда несет свою определенную нагрузку, все составляющие взаимосвязаны, что не исключает интеграции. Основой образовательной среды является социальный компонент. К нему относятся:

  • традиции ОУ;

  • взаимоответственность;

  • морально-эмоциональный климат;

  • общие дела;

  • атмосфера доброжелательности;

  • имидж ОУ.

В социальный компонент относится внеучебная деятельность, которая в ОУ многообразна. Именно данная деятельность служит неким стержнем нравственного личностного и профессионального развития наших питомцев.

В режиме дополнительного образования работают творческие объединения различных направленностей. Дополнительное образование открывает новые горизонты, как перед учеником, так и перед учителем.

Основное предназначение дополнительного образования детей – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Дополнительное образование опирается на следующие приоритетные принципы:

  • Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.

  • Ориентация на личностные интересы, способности ребенка.

  • Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.

  • Единство обучения, воспитания и развития.

  • Практико-деятельностная основа образовательного процесса. Включение дополнительного образования в систему деятельности школы позволяет более эффективно решать такие проблемы как:

  1. Проблемы занятости детей в пространстве свободного времени.

  2. Организация целесообразной деятельности ребёнка по саморазвитию и самосовершенствованию.

  3. Овладение навыками учебной деятельности.

  4. Углубление знаний и развитие межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, построение целостной картины мира в его мировоззрении.

  5. Формирование навыков общения со сверстниками, со старшими и младшими.

  6. Формирование ответственности.

  7. Развитие познавательной активности.

Система дополнительного образования осуществляет 5 исключительно важных функций:

  • Функция социализации

  • Развивающая функция

  • Обучающая функция

  • Воспитательная функция

  • Социокультурная функция

Интеллектуальная образовательная и развивающая среда - взаимосвязь условий, позволяющих обучающимся формировать и проявлять свои свойства обеспечивающих личностно-ориентированный образовательный процесс, развиваться интеллектуально.

Современная парадигма обучения состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.

Индивидуальный подход и личностно-ориентированное обучение, большая степень свободы субъективности возможна в связи с допустимостью меньшего количества обучающихся (до 15-20 чел.)

Система интеллектуальных конкурсов различных уровней: предметные и межпредметные олимпиады, конкурсы, турниры, интеллектуальные игры и т.д. Их уровень, привлекательность, цели, а также охват учащихся весьма разнообразны. В ОУ традиционно проходят олимпиады и научно-практические конференции, ребята активно участвуют во Всероссийских конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», молодёжных предметных чемпионатах и т.д.

Все составляющие структуры интеллектуально-развивающей среды открыты. Учащиеся имеют возможность реализовать себя в любой составляющей, поэтому стремление ребят к участию во всех интеллектуальных делах ОУ весьма велико, что приводит к повышению мотивации к учебной деятельности, отрабатывает коммуникативные навыки.

Цели и задачи.

Стратегические характеристики основной образовательной программы.

В соответствии с требованиями ФГОС образование в школе рассматривается как целостная система, включающая обучение, воспитание и развитие, как процесс, направленный на подготовку школьников не только с определенным образовательным цензом, но и способных к самореализации, социально активных и ответственных, граждански зрелых, с высоким уровнем правовой и коммуникативной культуры.

Школа рассматривает социальный образовательный заказ как миссию, лежащую в основе выбора приоритетных направлений деятельности на ближайшие годы развития.

Важнейшими задачами школы на путях достижения поставленной цели являются:

обеспечение доступного и качественного образования в условиях новых государственных стандартов;

формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способностями и потребностями;

обеспечение соответствия учебно-методических и дидактических комплектов образовательным программам, реализуемым в школе;

рост профессиональной компетентности педагогов;

развитие школьной инфраструктуры;

расширение практики деятельности школьных и общественных советов, обеспечивающих заинтересованное участие родителей и местного сообщества в управлении школой;

обеспечение педагогов новыми технологиями и методиками здоровьесберегающего обучения и воспитания;

формирование здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.  

Для нас ценно:
1. Выполнение образовательного государственного заказа.
2. Положительная динамика образовательных результатов.
3. Комфортность обучения и деятельности всего коллектива

школы.
4. Удовлетворённость образовательными услугами учащимися

и родителями.
5. Рост статуса школы в районе и городе.

На современном этапе развития российского образования школа должна помочь ребёнку удовлетворить свои образовательные запросы, своё человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения. Модель школы предусматривает всестороннее развитие учащихся, которое учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного учебно-воспитательного процесса.

Стратегической целью образования является повышение качества. Качество образования – это совокупность образовательных результатов, обеспеченных возможностью самостоятельного решения обучающегося значимых для него проблем (коммуникационных, информационных, познавательных, социальных).

Школа создает условия для получения качественного образования и развития ключевых компетенций школьника.

При разработке данной программы её создатели исходили из следующей концепции: первая ступень общего образования – это фундамент всего последующего обучения, особый этап в жизни ребенка.

Направленность настоящей образовательной программы заключается в поиске внутренних источников развития, рационального использования накопленного инновационного потенциала образования  и потенциала социальных партнеров.

Цель программы. Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования, формирование основ творческой, проектной и исследовательской деятельности в различных областях науки и практики, начальных умений выбора индивидуального образовательного маршрута.

Задачи программы:

1. Создавать условия для формирования внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности.

2. Обеспечивать условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья учащихся.

3. Развивать коммуникативные качества личности школьника, его творческих способностей.

4. Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся.

5. Продолжать создание в МБОУ развивающей предметной среды.

6. Вводить в педагогический процесс разные виды детского творчества (самодеятельные игры, техническое и художественное моделирование, экспериментирование, словесное творчество, музыкальные и танцевальные импровизации).

7. Приобщать детей к краеведческим знаниям и национальной художественной культуре.

8. Обеспечивать воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

9. Создавать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику.

10. Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;

11. Формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научных знаний, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач.


Структура и содержание основной образовательной

программы начального общего образования


Новые требования общества к уровню социальной, профессиональной и психологической мобильности личности, ее готовности к жизни в условиях поликультурного общества, характеризующегося высокой социальной изменчивостью, определяют приоритетные цели образования, связанные со способностью личности к саморазвитию и самосовершенствованию, с формированием умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности. Главной целью становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.
Умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.
Комплект учебников «Перспектива», «Планета Знаний», «Перспективная начальная школа» отвечают требованиям стандарта общего образования второго поколения.

Учебно-методический комплект (УМК) «Перспектива», «Планета Знаний», Перспективная начальная школа» созданы на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования России.
При создании УМК учтены не только современные требования общества, но и культурно-историческая перспектива его развития.
Новый УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей.
Комплект учебников «Перспектива», «Планета Знаний», «Перспективная начальная школа» создавался коллективом ученых и педагогов Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования в тесном сотрудничестве с издательством «Просвещение».
Особенности содержания и методов обучения раскрываются в пояснительных записках к программам учебных предметов. В программах очерчен круг знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся в первые четыре года обучения каждому предмету.
В учебники включены блоки, связанные с обобщением, интеграцией и применением знаний на практике («За страницами учебника»).
Отличительной особенностью УМК является то, что основой всех учебных предметов выступают понятия «культура», «общение», «познание», «творчество».
Важным условием успешности реализации программы является индивидуальный подход к каждому ученику. Учебники содержат задания разной степени сложности, обеспечивая возможность варьировать задания с учетом уровня подготовленности ученика. Выбор заданий, лежащих в зоне ближайшего развития ребенка (т. е. заданий, выполнение которых предполагает совместную с учителем работу и одновременно требует мобилизации собственных усилий, позволяющих учащемуся пережить чувство успеха и гордости за свои достижения), делает обучение поистине развивающим. Обучение в зоне ближайшего развития формирует такие личностные качества, как целеустремленность, настойчивость, уверенность в себе, готовность к преодолению трудностей.
Обучение по комплекту «Перспектива» позволит каждому ученику сохранить самоуважение и интерес к познанию и открытию нового. Познавательная активность и инициатива учащегося приветствуются. В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы оживить познавательную активность, любознательность и познавательный интерес ребенка. Новая система направляет активность ребенка в сферу культуры и свободного творчества.
Еще одно преимущество УМК «Перспектива», «Планета Знаний», «Перспективная начальная школа» в том, что, обучаясь по этой программе, ученик на каждом уроке приоткрывает для себя будущие темы обучения. Обучение строится по диалектическому принципу, когда введение новых понятий и идей, первоначально представленных в наглядно-образной форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их детальному изучению.
Каждый учебник снабжен системой заданий, направленных на развитие как логического, так и образного мышления, воображения, интуиции ребенка, формирование ценностного мировоззрения и нравственной позиции личности.
Развитие чувства прекрасного, понимания эстетической ценности изучаемых объектов и событий является важнейшей составляющей УМК «Перспектива». Способность переживать красоту, гармонию, единство с миром и природой является не менее значимой, чем способность читать, писать и считать без ошибок.

Основные задачи УМК «Перспектива», «Планета Знаний», «Перспективная начальная школа».
Приоритетным направлением УМК является всестороннее гармоничное развитие личности (духовно-нравственное, познавательное, эстетическое), реализуемое в процессе усвоения школьных предметных дисциплин.
Основными задачами являются:
— общекультурное развитие — формирование целостной картины мира (образа мира) на основе интеграции культурного опыта в единстве научной и образно-художественной форм познания мира;
— личностное развитие — формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе; ценностно-равственное развитие учащегося, определяющее его отношение к социальному миру и миру природы, к самому себе; готовность к личностному выбору и принятию ответственности за него; способность к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; толерантность к мнению и позиции других;
— познавательное развитие — развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащегося на основе связи содержания учебного предмета с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления; формирование готовности к действиям в новых, нестандартных ситуациях; развитие творческого потенциала личности;
— формирование учебной деятельности — формирование умения учиться, самостоятельно приобретать новые знания и умения, организуя процесс усвоения; развитие способности к самосовершенствованию;
— развитие коммуникативной компетентности — умения организовывать и осуществлять совместную деятельность; осуществлять обмен информацией и межличностное общение, в том числе и умение понимать партнера.
Каждый из предметов УМК «Перспектива», помимо прямого эффекта обучения — приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений:
— коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей;
— умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними;
— умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.
Формирование универсальных учебных умений в начальной школе создает хорошую основу для самообучения и самообразования в средней школе.
Принципы построения образовательно-воспитательного процесса.
1. Гуманистический принцип предполагает:
— всестороннее развитие личности ребенка на основе заботы о его благе и создания благоприятных условий жизни и обучения для всех детей;
— защиту прав учащихся, уважение достоинства, признание самоценности и значимости каждого ученика независимо от уровня его знаний и материальной обеспеченности;
— усвоение учащимися нравственных норм и обязанностей по отношению к окружающим их людям;
— равноправное общение детей со взрослыми и сверстниками на основе свободы высказывания, уважения к собеседнику и его мнению.
2. Принцип историзма предполагает:
— изучение предметных дисциплин в культурно-историческом контексте;
— структурирование содержания учебной дисциплины с учетом логики и истории развития предметного знания;
— восстановление единства культурного пространства образования, учет взаимосвязи и взаимопроникновения культур; интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания.
— персонификацию знаний и увязывание их с жизненным опытом ребенка.
3. Коммуникативный принцип предполагает, что в обучении процесс общения выступает:
— как предмет специального изучения. Особое внимание в программе уделяется развитию устной и письменной речи, овладению ребенком средствами речевого общения, умениями слушать и слышать партнера, договариваться, разрешать конфликты;
— как система межличностного общения с акцентом на культуру общения и взаимоотношения детей;
— как организационная форма обучения. Все познавательные и учебные задачи решаются учащимся в условиях совместной деятельности, кооперации и сотрудничества с учителем и сверстниками.
4. Принцип творческой активности предполагает:
— стимулирование и поощрение творческой активности учащихся, инициирование постановки новых познавательных и художественно-творческих задач;
— участие в проектных коллективных формах работы;
— создание благоприятной атмосферы для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка на основе межличностных отношений, построенных на модели равноправия, уважения и признания самоценности каждого учащегося.


Условия реализации основной образовательной программы.

Внешние условия деятельности школы

Основными значимыми факторами для школы являются:

Подготовка ОУ к переходу на бюджетный режим функционирования;

ускорение темпов развития общества общества в целом и необходимость ускоренного развития школьного образования;

потребность родителей и детей в получении качественного базового, в том числе дополнительного образования.

Существенное значение для развития школьной системы образования имеют государственные документы и процедуры, определяющие перспективы развития ОУ:

введение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения;

введение ЕГЭ;

концепция профильного предпрофильного образования;

концепция духовно-нравственного развития учащихся;

введение подушевого финансирования.

Установление сотрудничества школы с жителями и организациями сообщества для совместного решения социальных и образовательных проблем; повышение социальной значимости школы и её востребованности как гражданского института может быть достигнуто посредством:

  • продуктивной работы Управляющего Совета как формы общественного управления школой;

  • активизации работы социокультурного комплекса;

  • установления взаимовыгодного социального партнёрства с общественными институтами и организациями;

  • разработки и организации мероприятий, направленных на развитие благотворительности;

  • развития системы социального проектирования;

  • размещения Публичного отчета о деятельности ОУ на школьном сайте;

проведения Дня открытых дверей и общешкольных родительских собраний и конференций.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

Похожие:

Основная образовательная программа начальной общей школы Основание для разработки Программы Закон РФ «Об образовании» iconПаспорт программы развития Наименование программы Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы №15 на период с 2011 по 2015 годы Основание для разработки программы
Требования общей политики государства в сфере образования. Документы, послужившие основанием для разработки программы
Основная образовательная программа начальной общей школы Основание для разработки Программы Закон РФ «Об образовании» iconОсновная образовательная программа начальной школы
Основой для разработки основной образовательной программы школы являются основные образовательные программы и примерные образовательные...
Основная образовательная программа начальной общей школы Основание для разработки Программы Закон РФ «Об образовании» iconОбразовательная программа моу мук на 2011-2012 г. Основания для разработки программы · Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10. 07. 1992 г. №3266-1 c изменениями и дополнениями; · Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
...
Основная образовательная программа начальной общей школы Основание для разработки Программы Закон РФ «Об образовании» iconПрограмма антитеррористической защищенности образовательного учреждения на 2008 2013 г г. Основание для разработки программы Закон Российской Федерации «Об образовании»
Программа антитеррористической защищенности образовательного учреждения на 2008 – 2013 г г
Основная образовательная программа начальной общей школы Основание для разработки Программы Закон РФ «Об образовании» iconАдаптированная программа профессионального обучения учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы
Основание: для разработки адаптированной программы использовались регламентирующие документы
Основная образовательная программа начальной общей школы Основание для разработки Программы Закон РФ «Об образовании» iconОбразовательная программа начального общего образования в контексте нового федерального государственного образовательного стандарта на 2011-2015гг. Учебно-методический комплекс «Школа России»
Нормативно-правовые, методические и иные документы, используемые для разработки и реализации образовательной программы начальной...
Основная образовательная программа начальной общей школы Основание для разработки Программы Закон РФ «Об образовании» iconЗакон РФ «Об Образовании»
Основная образовательная программа начального общего образования разработана с учетом всех ресурсов школы, с учетом образовательных...
Основная образовательная программа начальной общей школы Основание для разработки Программы Закон РФ «Об образовании» iconПрограмма по родному (ненецкому) языку для 1-4 классов разработана в соответствии с положениями следующих документов по образованию: законов «Об образовании рф», «О языках народов рф», «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» (М.
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся общеобразовательной четырёхлетней начальной школы. Разработана на основе второго...
Основная образовательная программа начальной общей школы Основание для разработки Программы Закон РФ «Об образовании» iconПояснительная записка Введение Основная образовательная программа начального общего образования (далее Образовательная программа ) моу сош №2 разработана коллективом педагогов, родителей начальной школы моу сош №2 на основе ст.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начальной общей школы Основание для разработки Программы Закон РФ «Об образовании» iconПояснительная записка Введение Основная образовательная программа начального общего образования (далее Образовательная программа ) моу сош №2 разработана коллективом педагогов, родителей начальной школы моу сош №2 на основе ст.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница