Программа утверждена На заседании предметной комиссии Тувгу пояснительная записка




Скачать 209.75 Kb.
НазваниеПрограмма утверждена На заседании предметной комиссии Тувгу пояснительная записка
Дата04.11.2012
Размер209.75 Kb.
ТипПрограмма
Составители: Назын Чечекмаа Дембиреловна, к.б.н., доцент

Монгуш Ольга Сагаановна, к.п.н., доцент


Программа утверждена

На заседании предметной комиссии ТувГУ


Пояснительная записка


На экзамене по биологии поступающий в ТувГУ должен показать:

  • знание главнейших понятий, закономерностей и законов, касающихся строения, жизни и развития растительного, животного и человеческого организмов, живой природы;

  • знание строения и жизни растений, животных, человека, основных групп растений и классификации животных;

  • умение обосновать выводы, оперировать понятиями при объяснении явлений природы с приведением примеров.

В программе подробно расшифровано содержание каждого раздела предмета.

Характеристика и процедура экзамена

Продолжительность письменного экзамена для поступающих на очную и заочную форму обучения составляет 3 часа. Экзамен по биологии проводится в форме тестирования. Варианты тестов составлены согласно программе вступительного экзамена по биологии в Тувинский государственный университет. Все вопросы, задания и задачи тестов составляются предметной комиссией в соответствии со школьным курсом и не выходят за рамки ежегодно утверждаемой «Программы по биологии для поступающих в ТувГУ», которая разработана на основе:

обязательного  минимума  содержания  основного  общего   образования  по биологии, обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по биологии, федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии.

На экзамене по биологии абитуриенты должны показать знания строения, закономерностей жизни и развития организмов согласно программе, а также продемонстрировать умение оперировать различными понятиями при объяснении явлений природы. Последнее имеет особое значение, поскольку свидетельствует об осмыслении знаний экзаменующихся.
Проверка письменных работ проводится анонимно. Оценка выставляется на основании критериев оценки знаний, разработанных предметной комиссией по биологии и утвержденных приемной комиссией университета. Черновики не проверяются, а работы, имеющие какие-либо надписи и пометки, не относящиеся к заданию, дешифруются и проверяются коллегиально.

К оформлению решения задач жестких требований нет. Каждое задание оценивается определенных количеством баллов, исходя из критериев, разработанных предметной комиссией по биологии.

Критерии оценки по биологии
(для письменного вступительного экзамена по очной форме обучения)

Структура экзаменационного билета и критерии оценки таковы, что приоритет принадлежит знанию теории. Основными требованиями, предъявляемыми к ответу, является полнота изложения материала, отсутствие ошибок и недочетов, мотивированность ответа по существу вопроса и т.д. При ответе необходимо показать умение применять теоретические знания для решения той или иной конкретной задачи, делать самостоятельные заключения.

Экзаменационные вопросы каждого варианта тестов оцениваются от нуля до одного балла по следующими критериями:

  • 1 балл – дан правильный полный ответ. Продемонстрировано полное знание закономерностей строения, жизни и развития организмов. Показано умение оперировать различными понятиями при объяснении явлений природы.

  • 0,75 балла – в целом дан правильный ответ, но упущены некоторые детали. Имеются несущественные ошибки и неточности при объяснении явлений природы, принципов строения, особенностей жизнедеятельности и развития организмов.

  • 0,5 балла – ответ неполный. Имеются ошибки в ответе. Примерно на половину охарактеризованы принципы строения, особенности жизни и развития организмов. Выявлено недостаточное умение оперировать различными понятиями при объяснении явлений природы.

  • 0,25 балла – правильными в ответе являются лишь некоторые его элементы. Описано лишь незначительное число особенностей строения, развития и функций организмов.

  • 0 баллов – ответ отсутствует или полностью неправильный.

При оценке генетической задачи необходимо руководствоваться следующими требованиями:

  • 2 балла – абсолютно правильное решение и оформление задачи.

  • 1 балл – в целом задача решена правильно, но имеются ошибки в оформлении.

  • 0,5 балла – имеются некоторые правильные подходы к решению задачи.

  • 0 баллов – задача не решена или решена неправильно.

Первичные баллы по каждому вопросу суммируются, а затем переводятся по 100 бальной шкале.

Критерии оценки по биологии
(для письменного вступительного экзамена по заочной форме обучения)

Экзаменационные вопросы каждого билета оцениваются от нуля до двух баллов по следующими критериями:

  • 2 балла – дан правильный полный ответ.

  • 1,5 балла – в целом дан правильный ответ, но упущены некоторые детали.

  • 1 балл – ответ неполный.  Имеются  ошибки в  ответе.  Примерно на половину охарактеризованы принципы строения, особенности жизни и развития организмов.

  • 0,5 балла – правильными в ответе являются лишь некоторые его элементы.

  • 0 баллов – ответ отсутствует или полностью неправильный.

Первичные баллы по каждому вопросу суммируются, а затем переводятся по 100 бальной шкале.

Рекомендации

  • В сопровождении организатора пройти в аудиторию, взяв с собой паспорт, пропуск, ручку и разрешенные для использования на экзамене по предмету дополнительные материалы

  • Занять указанное организатором место.

  • Внимательно прослушать инструктаж по заполнению бланков, продолжительности экзамена, процедуре апелляции, о возможностях ознакомления с результатами.

  • Проверить целостность упаковки пакетов с вступительными тестами перед их вскрытием организаторами.

  • Получить варианты тестов, черновики.

  • Под руководством организаторов заполнить экзаменационные листы. Во время вступительных экзаменов, экзаменуемые могут выходить из аудитории (в туалет, в медицинскую комнату) только в сопровождении одного из организаторов или дежурных по этажу, предварительно сдав варианты тестов. В таких случаях в письменной работе ставят метку «Факт выхода из аудитории».

  • Во время экзамена запрещаются: разговоры, вставания с мест, пересаживания, обмен материалами и предметами.

  • По окончании экзамена сдать экзаменационный билет

  • По указанию организатора покинуть аудиторию.

Поверка теста экзаменаторами происходит на этот же день, ознакомление абитуриентов с результатами проверки на следующий день после экзамена.

Программа по биологии

  1. РАСТЕНИЯ.

1.1. Растение - целостный организм. Клеточное строение растений. По­ступление веществ в клетку, ее рост и деление. Ткани растительных организмов. Взаимосвязь клеток, тканей, органов.

1.2. Корень. Виды корней. Типы корневых систем. Почва, ее значение для жизни растений. Охрана почв. Внешнее и внутреннее строение корня. Зона кор­ня. Рост корня. Основные функции корня: поглощение воды и минеральных ве­ществ, укрепление растения в почве. Дыхание корня. Удобрения. Значение об­работки почвы, внесения удобрений. Корнеплоды, их использование человеком.

1.3. Побег. Почка - зачаточный побег, ее строение. Почки вегетативные и цветочные. Развитие побега из почки. Лист, внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Листорасположение. Особенности микроскопического строения листа в связи с его функциями: покровная ткань (кожица, устьица), основная, проводящая и механическая ткани листа. Фотосинтез. Дыхание, испарение воды листьями. Видоизменения листьев. Листопад. Необходимость защиты воздуха от загрязнения. Роль зеленых растений в при­роде и жизни человека. Стебель. Рост стебля в длину, ветвление. Формирование кроны. Внутрен­нее строение древесного стебля в связи с его функциями. Рост стебля в толщину. Образование годичных колец. Передвижение минеральных и органических ве­ществ по стеблю, отложение запасных веществ. Видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица, их строение, биологическое и хозяйственное значение.

1.4. Цветок и плод. Цветок - видоизмененный побег. Значение цветка в размножении растений. Строение околоцветника, тычинки и пестика. Соцветия и их биологическое значение, перекрестное опыление насекомыми, ветром. Са­моопыление. Оплодотворение.

Образование семян и плодов (на примере двудольных и однодольных растений). Размножение растений семенами. Условия прорастания семян. Дыха­ние семян. Питание и рост проростков.

1.5. Размножение растений и его значение. Способы размножения.

Вегетативное размножение. Размножение растений с помощью вегетативных органов в природе и растениеводстве (видоизмененными побегами, черенками, отводками, делением куста, прививкой). Биологическое и хозяйственное значе­ние вегетативного размножения.

1.6. Отделы растений.

Водоросли. Строение и жизнедеятельность одноклеточных (хламидомонада, плеврококк, хлорелла) и многоклеточных водорослей. Раз­множение водорослей. Нитчатые водоросли. Морские водоросли. Роль водо­рослей в природе и народном хозяйстве, их охрана.

Мхи. Строение и размножение кукушкина льна. Мох сфагнум. Образова­ние торфа, его значение.

Папоротники. Строение и размножение, роль в природе и жизни челове­ка. Хвощи. Плауны.

Голосеменные. Строение и размножение (на примере сосны, ели или дру­гих хвойных ). Распространение хвойных, их значение в природе, народном хо­зяйстве.

Покрытосеменные растения. Многообразие цветковых растений. Влияние деятельности человека на видовое многообразие цветковых растений. Господ­ство покрытосеменных в современной флоре Земли, их многообразие и распро­странение на Земном шаре. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана редких видов цветков растений.

Класс Двудольные растения. Семейства: крестоцветные (капустные), розовоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные (астровые), мальвовые, ма­ревые, виноградные.

Класс Однодольные растения. Семейства: лилейные, злаки.

Отличительные признаки растений перечисленных семейств, их биологи­ческие особенности, народнохозяйственное и медицинское значение.


  1. БАКТЕРИИ, ГРИБЫ, ЛИШАЙНИКИ.


2.1. Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Распространение бактерий в воздухе, почве, воде, живых организмах. Роль бактерий в природе, промышленности, медицине, народном хозяйстве. Бо­лезнетворные бактерии и борьба с ними.

2.2. Грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы, их строе­ние, питание. Симбиоз грибов с растениями. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов и их охрана. Профилактика отравления ядовитыми гри­бами. Плесневые грибы. Пеницилл, его использование для получения антибио­тиков. Дрожжи. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений. Роль грибов в природе и хозяйстве.

2.3. Лишайники. Строение лишайника. Симбиоз. Питание. Размножение. Роль лишайников в природе и хозяйстве.

2.4. Развитие растительного мира на Земле. Понятие о растительном сообществе. Приспособленность растений к совместной жизни: Ярусность наземная и подземная. Разные сроки развития. Смена сообществ. Характерные черты строения и биологии растений основных типов растительности: тундры, леса, луга, степи, пустыни, болота, водная растительность, связь со средой обитания и хозяйственное значение. Охрана растительности.


  1. ЖИВОТНЫЕ.


3.1. Общие сведения о животном мире. Многообразие животного мира. Основные отличия животных от растений, черты сходства. Систематика живот­ных.

3.2. Одноклеточные животные. Обыкновенная амеба. Особенности строе­ния клетки одноклеточного организма. Среда обитания. Передвижение. Пита­ние. Дыхание. Выделение. Размножение. Образование цисты. Морские про­стейшие (фораминиферы, радиолярии). Многообразие одноклеточных животных. Эвглена зеленая, особенности ее строения и питания. Инфузория-туфелька. Раздражимость. Малярийный па­разит. Ликвидация малярии как массового заболевания в стране. Значение простейших в природе, жизни человека. Общая характеристика простейших.

3.3. Тип кишечно-полостные. Пресноводная гидра. Среда обитания. Внеш­нее строение. Лучевая симметрия. Двухслойность. Особенности строения клеток многоклеточного живого организма. Покровные, стрекательные, нервные клет­ки. Нервная система. Рефлекс. Питание. Регенерация. Размножение. Многообразие кишечно-полостных (коралловые полипы и медузы), их значение. Общая характеристика типа.

3.4. Типы плоские, круглые, кольчатые черви.

Тип плоские черви, их многообразие. Печеночный сосальщик. Двусто­ронняя симметрия. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, обу­словленные паразитическим образом жизни. Вред, наносимый животноводству, меры борьбы. Многообразие видов (бычий цепень, эхинококк, белая планария). Общая характеристика типа. Тип круглые черви. Человеческая аскарида - паразит человека. Меры предупреждения заражения. Многообразие паразитических круглых червей и меры борьбы с ними. Тип кольчатые черви, их многообразие. Дождевой червь, его среда оби­тания. Внешнее строение, передвижение. Ткани, органы, системы органов. Про­цессы жизнедеятельности. Регенерация. Размножение. Роль дождевых червей в почвообразовании. Общая характеристика типа.

3.5.Тип моллюски. Беззубка. Среда обитания, особенности внешнего строения, питания, дыхания, размножения. Многообразие моллюсков (большой прудовик, виноградная улитка, слизни, устрица, мидии), их значение в природе, жизни человека. Общая харак­теристика типа.

3.6. Тип членистоногие.

Класс Ракообразные. Среда обитания ракообразных. Особенности строе­ния, жизнедеятельности, размножения. Многообразие ракообразных. Общая характеристика класса.

Класс Паукообразные. Особенности внешнего строения, питания, дыха­ния, поведения жизни паука в связи с жизнью на суше. Клещи. Внешнее строение. Клещи - вредители культурных растений и ме­ры борьбы с ними. Паразитические клещи - возбудители и переносчики опасных болезней. Меры защиты от клещей. Общая характеристика класса.

Класс Насекомые. Особенности строения, процессов жизнедеятельности насекомых на примере жука. Размножение. Типы развития насекомых. Основные отряды насекомых: чешуекрылые. Черты приспособления к среде обитания во внешнем строении. Размножение и развитие бабочек. Тутовый шелкопряд. Шелководст­во. Двукрылые. Комнатная муха - переносчик возбудителей опасных заболе­ваний человека. Меры борьбы с ней. Перепончатокрылые. Медоносная пчела. Состав и жизнь пчелиной семьи:

танцы пчел, зимовка. Инстинкты - основы поведения насекомых. Пчеловодство. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых (колорадский жук, муравьи, наездники, пере­летная саранча), их роль в природе, практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми - вредителями сельскохозяйственных культур и его роль в сохранении уровня. Охрана насекомых. Общая характеристика типа.

3.7. Тип хордовые.

Ланцетник. Среда обитания. Особенности строения ланцетника как низ­шего хордового.

Класс Рыбы. Среда обитания рыб. Особенности внешнего строения, ске­лета и мускулатуры. Полость тела. Особенности строения систем внутренних органов в связи с их функциями. Обмен веществ. Нервная система и органы чувств. Рефлексы. Поведение. Размножение, нерест и развитие. Забота о потом­стве. Приспособленность рыб к среде обитания. Миграция. Многообразие рыб (отряды: сельдеобразные, кистеперые). Общая харак­теристика класса. Хозяйственное значение рыб. Искусственное разведение рыб, прудоводство. Охрана рыб.

Класс Земноводные. Лягушка. Особенности строения, передвижения в связи со средой обитания. Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие. Многообразие земноводных (отряды: хвостатые, бесхвостые), их проис­хождение, значение и охрана. Общая характеристика класса

Класс Пресмыкающиеся. Ящерица. Среда обитания, особенности строе­ния, размножения, поведение в связи с их жизнью на суше. Регенерация. Многообразие современных пресмыкающихся (отряды: чешуйчатые, че­репахи, крокодилы), их практическое значение и охрана. Происхождение пре­смыкающихся. Древние пресмыкающиеся: динозавры, зверозубые ящеры. Об­щая характеристика класса

Класс Птицы. Внешнее строение, скелет, мускулатура. Особенности внут­реннего строения, обмена веществ птицы, связанные с полетом. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведение птиц. Размножение и развитие птиц. Забота о потомстве. Приспособленность птиц к сезонным явлениям в природе (гнездование, кочевки, перелеты). Проис­хождение птиц. Общая характеристика класса. Птицы парков, садов, лугов, лесов, болот, водоемов, степей, пустынь, хищные птицы. Роль птиц в природе и жизни человека, система мероприятий по охране птиц. Птицеводство, происхождение домашних птиц, их породы.

Класс Млекопитающие. Особенности внешнего строения, скелета, муску­латуры, внутреннего строения, обмена веществ млекопитающего. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения. Размножение и развитие, забота о потомстве. Общая характеристика класса. Происхождение млекопитающих. Первозвери. Сумчатые. Отряды плацентарных. Насекомоядные и рукокрылые. Гры­зуны. Зайцеобразные. Хищные. Ластоногие и китообразные. Копытные. При­маты. Человекообразные обезьяны. Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана. Сельскохозяйственные животные класса млекопитающие. Крупный рога­тый скот, овцы, свиньи, лошади. Происхождение домашних животных. Развитие животного мира на Земле. Основные этапы развития животного мира по эрам и периодам.


4. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ.


Введение. Значение знаний о строении, жизнедеятельности организма человека и гигиены для охраны его здоровья. Человек и окружающая среда. Общий обзор строения организма человека. Органы и системы органов. Строение клетки (цитоплазма, ядро, рибосомы, митохондрии, мембрана). Основные процессы жизнедеятельности клетки (питание, дыхание, деление). Краткие сведения о строении и функциях основных тканей. Рефлексы. Нервная и гуморальная регуляция деятельности организма. Организм - единое целое.

4.1. Опорно-двигательная система. Значение опорно-двигательной сис­темы. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Типы соединения костей. Состав, строение и рост костей. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, перело­мах. Мышцы, их строение и функции. Основные группы мышц тела человека. Работа мышц. Статическая и динамическая нагрузки. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Значение физических упражнений для правильного формиро­вания скелета и мышц.

4.2. Кровь и кровообращение.

Внутренняя среда организма (кровь, межклеточная жидкость, лимфа) и ее относительное постоянство. Значение крови и кровообращения. Состав крови. Плазма крови, форменные элементы. Свертывание крови как защитная реакция организма. Строение и функции эритроцитов и лейкоцитов. Иммунитет. Роль И.И. Мечникова в создании учения об иммунитете. Инфекционные заболевания и борьба с ними. Предупредительные прививки. СПИД и борьба с ним. Группы крови. Переливание крови. Донорство. Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены). Сердце, его строение и работа. Большой и малый круги кровообращения, лим­фообращение. Движение крови по сосудам. Пульс. Кровяное давление. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов. Предупреждение сер­дечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Вредное влияние курения и употребления алкоголя на сердце и сосуды.

4.3. Дыхание. Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосовой ап­парат. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Жизненная ем­кость легких. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Искусственное дыха­ние. Инфекционные болезни, передающиеся через воздух; предупреждение воз­душно-капельных инфекций, гигиенический режим во время болезни. Гигиена органов дыхания. Вредное влияние курения на органы дыхания. Охрана окру­жающей воздушной среды.

4.4. Пищеварение. Значение пищеварения. Питательные вещества и пищевые продукты. Строение и функции органов пищеварения. Зубы, профилактика болезней зубов. Пищеварительные ферменты и их значение. Роль И.П. Павлова в изучении функций органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах пищевари­тельного тракта. Печень и поджелудочная железа, их роль в пищеварении. Пре­дупреждение глистных и желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравле­ний, первая доврачебная помощь при них. Гигиенические условия нормального пищеварения. Влияние курения и употребления алкоголя на пищеварение.

4.5. Обмен веществ и энергии. Выделение. Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический обмен, энергетический обмен и их взаимосвязь. Обмен белков, жиров и углеводов, воды и минеральных веществ в организме человека. Влияние алкоголя, токсических веществ и наркотиков на обмен веществ. Основные гиповитаминозы. Гипервитаминозы. Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах. Норма пита­ния. Рациональное питание. Режим питания школьников.
Значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ. Органы мочевыделительной системы, их функции, профилактика заболеваний.

4.6. Кожа. Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание ор­ганизма. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви. Профилак­тика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обмороже­ниях, электрошоке.

4.7. Железы внутренней секреции. Значение желез внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций организма. Гормоны. Внутрисекреторная деятельность желез внутрен­ней секреции. Роль половых желез в развитии организма, половое созревание. Гигиена юноши и девушки.

4.8. Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность. Значение нервной системы в регуляции и согласовании функций организ­ма человека и взаимосвязи организма со средой. Центральная и периферическая нервная система. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Роль ве­гетативной нервной системы в регуляции работы внутренних органов. Кора больших полушарий. Органы чувств, их значение. Анализаторы. Строение, функции, гигиена. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы. Биологическое значение образования и торможения условных рефлексов. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и мышление. Сознание и мышление как функции высших отделов мозга. Социальная обусловленность поведения человека. Сон, его значение и гигиена. Изменение работоспособности в трудовом процессе. Гигиена умственного труда. Режим для школьников. Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на нервную систему.

4.9. Развитие человеческого организма. Система органов размножения. Оплодотворение и внутриутробное раз­витие зародыша человека. Рост и развитие ребенка. Гигиена грудных детей. Вредное влияние алкоголя, никотина и других факторов на потомство. Особенности развития детского, подросткового и юношеского периодов онтогенеза.


5. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ.

Изучение общих биологических закономерностей - задача заключитель­ного раздела курса биологии. Уровни организации живой природы: клеточный, организменный, видовой, биоценотический, биосферный. Значение биологии для медицины, сельского хозяйства, промышленно­сти, гигиены, охраны природы.

5.1. Эволюционное учение. Развитие эволюционных представлений в додарвиновский период. (Карл Линней, Ж.Б. Ламарк). Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Значение теории эволюции для развития естествознания. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Ведущая роль естественного отбора в эво­люции. Приспособительный характер эволюции. Возникновение приспособлений. Относительный характер приспособлен­ности. Искусственный отбор и наследственная изменчивость - основа выведения пород домашних животных и сортов культурных растений. Микроэволюция. Видообразование - результат микроэволюции. Пути видообразования. Вид. Критерии вида. Структура вида (популяция, сорт, порода и т.д.). Популяция – единица вида и эволюции. Результаты эволюции: приспособленность организмов, многообразие видов. Постепенное усложнение организации. Макроэволюция. Возникновение надвидовых таксонов. Дивергентный характер эволюции. Конвергенция (примеры).

5.2. Развитие органического мира. Возникновение жизни на земле. Донаучные представления о происхождении жизни. Современные теории возникновения жизни на Земле (И.А. Опарин и др.). Доказательство эволюции органического мира. Сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические и палеонтологические. Гомология и аналогия. Рудименты и атовизмы в строении современных организмов как доказательство их эволюции. Сходство зародышевого развития организмов как доказательство единства их происхождения. Биогенетический закон Геккля-Мюллера.

Главные направления эволюции. Ароморфоз, идиоадаптация. Соотношение различных направлений эволюции, биологический прогресс и регресс (А.Н. Северцев). Краткая история развития органического, растительного и животного мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные на­правления эволюции покрытосеменных, насекомых, птиц и млекопитающих в кайнозойскую эру. Влияние деятельности человека на многообразие видов, их охрана.

5.3. Происхождение человека. Ч. Дарвин о происхождении человека и животных. Движущие силы ан­тропогенеза: социальные и биологические факторы. Ведущая роль законов об­щественной жизни в социальном прогрессе человечества. Роль биологических и социальных факторов в эволюции человека. Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа. Человеческие расы, их происхождение и единство. Антинаучная, реакци­онная сущность социального дарвинизма и расизма.

5.4. Основы экологии. Предмет и задачи экологии, математическое моделирование в экологии. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный, их ком­плексное воздействие на организм. Фотопериодизм. Явления фотопериодизма у растений и животных. Среды жизни. Экологическая ниша. Вид, его экологическая характеристика. Популяция. Факторы, вызываю­щие изменение ее численности, способы регулирования численности. Рацио­нальное использование видов, сохранение их разнообразия. Биогеоценоз. Разнообразие популяций в биогеоценозе и их взаимосвязи. Цепи питания. Правило экологической пирамиды. Саморегуляция. Смена биогеоценозов. Агроценозы. Охрана биогеноценозов.

5.5. Основы учения о биосфере. Биосфера. В.И. Вернадский о возникновении биосферы. Границы био­сферы. Биомасса поверхности суши, Мирового Океана, почвы. Живое вещество и его функции. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Биосфе­ра в период научно-технического прогресса и здоровье человека.

5.6. Основы цитологии. История открытия клетки. Понятие об уровнях организации живых систем. Клеточный уровень. Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функ­циональная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее основ­ных органоидов. Особенности строения клеток прокариот, эукариот. Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганиче­ские вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: уг­леводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, ДНК и РНК как биополимеры. Строение и их роль в клетке. Нуклеотиды, их строение и соединение при образовании цепи. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Самоуд­воение (репликация) ДНК. Код ДНК. РНК, структура и виды. Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клет­ки. Энергетический обмен в клетке и его сущность. Значение АТФ в энергетиче­ском обмене. Содержание АТФ в клетке, макроэргические связи. НАДФ, роль в клетке. Пластический обмен. Фотосинтез. Биосинтез белков. Ген и его роль в биосинтезе. Реакции матричного синтеза. Взаимосвязь процессов пластического и энергетического обмена. Неклеточные формы жизни. Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности, вирусные болезни человека, животных и растений (примеры). Вирус СПИДа. Профилактика СПИДа.

5.7. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Деление клетки - основа размножения и индивидуального развития орга­низмов, подготовка клетки к делению. Митотический цикл. Удвоение молекул ДНК перед митозом. Синтез белков. Хромосомы, их гаплоидный и диплоидный набор, постоянство числа и формы, индивидуальность хромосом, их строение. Фазы митоза. Значение и биологический смысл митоза. Амитоз. Формы и виды размножения организмов. Половое и бесполое размножение организмов. Половые клетки. Мейоз. Биологический смысл мейоза. Развитие яйцеклеток и сперматозоидов. Оплодотворение, как процесс восстановления диплоидного набора хромосом. Развитие зародыша (на примере животных). Постэмбриональное разви­тие. Прямое и непрямое развитие (примеры).

5.8. Основы генетики. Генетика - наука о наследственности и изменчивости организмов. Измен­чивость, ее виды. Основные методы генетики. Моно- и дигибридное скрещива­ние. Анализ потомства. Законы наследования, установленные Г. Менделем (единообразие, расщепления, независимого комбинирования признаков). Доминантные и рецессивные признаки. Аллельные гены. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота. Единообразие первого поколения. Про­межуточный характер наследования. Закон расщепления признаков. Статисти­ческий характер явлений расщепления. Цитологические основы единообразия первого поколения и расщепления признаков во втором поколении. Закон неза­висимого наследования и его цитологические основы. Сцепленное наследова­ние. Нарушение сцепления. Перекрест хромосом. Генотип как целостная исторически сложившаяся система. Генетика по­ла. Хромосомная теория наследственности. Значение генетики для медицины и здравоохранения. Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на наслед­ственность человека. Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фенотипа. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические основы модификационной изменчивости. Мутации, их причины. Экспериментальное получе­ние мутаций. Мутации как материал для искусственного и естественного отбо­ра. Загрязнение природной среды мутагенами и его последствия. Генетика и теория эволюции. Генетика популяций. Формы естественного отбора: движу­щий, стабилизирующий и дизруптивный. Закон гомологических рядов в наследственной из­менчивости, сформулированный Н. И. Вавиловым.

5.9. Основы селекции. Н. И. Вавилов о происхождении культурных растений. Селекция расте­ний. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Роль естественного отбора в селекции. Самоопыление перекрестноопыляемых расте­ний. Гетерозис. Полиплоидия и отдаленная гибридизация. Достижения селекции растений. Селекция животных. Типы скрещивания и методы разведения. Метод анализа наследственных хозяйственно-ценных признаков у животных-производителей. Отдаленная гибридизация домашних животных. Селекция бактерий, грибов, ее значение для микробиологической про­мышленности (получение антибиотиков, ферментных препаратов, кормовых дрожжей и др.). Биотехнология и ее основные направления: микробиологический синтез, генная и клеточная инженерия. Значение биотехнологии для селекции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература


Биология. Для поступающих в вузы /А.Г. Мустафин, Ф.К. Лакгуева и др.; под ред. В.Н. Ярыгина. М.: высшая школа, 1997-2000.
Биология. Тесты 11 класс. Варианты и ответы государственного тестирования. – М.: Прометей, 1997-2002.
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8кл. Вентана-Граф,1999-2001.
Еленевский А.Г., Гуленкова М.А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 6кл. – М.: Дрофа, 2001 и др.
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология: учебн. для 10-11 кл. – М.: Дрофа, 1998-2001.

Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Стамбровская В.М. Пособие по биологии для абитуриентов. – Мн.: Высш. шк., 1999.

Козлов В.Р., Дольник М.А. Зоология. 7 кл. (для углубленного изучения). – СПб.: Специальная литература, 1997г.

Козлов В.Р., Дольник М.А. Зоология. 8 кл. (для углубленного изучения). – СПб.: Специальная литература, 1997г.

Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 1999-2001.

Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. Животные. 7 кл. – М.: Вентана-Граф, 1999-2001.
Кучменко В.С., Козлова Т.А. Биология: краткий справочник школьника: 10-11кл. - М.: Дрофа, 2001.

Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. – 7 кл. – М.: Дрофа, 1999-2001.
Мамонтов С.Г. Биология. Для школьников старших классов и поступающих в вузы. Учебн. пособие. – М.: Дрофа, 2000.

Общая биология: 10-11 кл. / Д.К. Беляева, Н.Н Воронцов, Г.М. Дымшиц и др.; под ред. Д.К. Беляева и др. – М.: Просвещение, 2001.

Павлов И.Ю., Вахненко Д.В., Москвичев Д.В. Биология. Пособие – репетитор для поступающих в вузы. Ростов – на – Дону: изд-во «Феникс», 2002.

Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения: 6 кл. – М.: Дрофа, 1997-2001.

Пасечник В.В., Дмитриева Т.А., Кучменко В.С. и др. Биология: Сборник задач и заданий с ответами. 9-11 кл. (для углубленного изучения). – М.: Мнемозина, 1998, 2000.

Пономорева И.Н. и др. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 кл. – М.: Вентана – Граф, 1998-2001.

Пособие по биологии для поступающих в вузы: / Н.А. Лемеза, М.С. Морозик, Е.И. Морозов и др. /Под ред. Н.А. Лемезы. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2000.
Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека: 9 кл. шк. с углубл. изуч. биологии. – М.: Просвещение, 1998, 1999.

Суматохин С.В., Кучменко В.С., Биология / Экология. Животные. Сборник заданий и задач с ответами. 7 (8) кл. М.: Мнемозина, 2000.


Дополнительная литература


Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс. В 3-х т. – М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век», 2002.
Блум Ф., Лайзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М., 1988.
Воронцов Н.Н. Теория эволюции: истоки, постулаты и проблемы. – М., 1984.

Де Дюв К. Путешествие в мир живой клетки. – М.,1987.
Жизнь животных. В 7 т. – М., 1987-1989.
Жизнь растений. В 6 т. – М.,1974- 1982.






Похожие:

Программа утверждена На заседании предметной комиссии Тувгу пояснительная записка iconИнструкция для предметной комиссии по проверке бланков ответов №2 в 2006 2007 г. (утверждена Рособрнадзором 06. 04. 2006 г.); Приказ министерства образования
В ходе подготовительного этапа егэ-2008 члены областной предметной комиссии по физике и учителя физики Оренбургской области изучили...
Программа утверждена На заседании предметной комиссии Тувгу пояснительная записка iconТесты по русской литературе относительно новая форма экзамена, в последнее время, однако, получившая широкое распространение. Задача экзамена по русской литературе в тестовой форме определить, обладает ли абитуриент основными зна­ниями в области
Программа утверждена на заседании кафедры литературы филологического факультета Тувгу протоколом №7 от 06. 03. 2-12 г
Программа утверждена На заседании предметной комиссии Тувгу пояснительная записка iconПояснительная записка Вступительный экзамен в магистратуру Сургпу по направлению подготовки 050700. 68 Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Образование детей дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития»
Программа утверждена на заседании кафедры педагогического и специального образования
Программа утверждена На заседании предметной комиссии Тувгу пояснительная записка iconПрограмма утверждена на заседании Кафедры Всеобщей истории искусств 23. 05. 2001 Российский Государственный Гуманитарный университет Пояснительная записка Курс «Искусство Византии»
Курс «Искусство Византии» является общепрофессиональной (базовой) дисциплиной для студентов, обучающихся по специальности №020900...
Программа утверждена На заседании предметной комиссии Тувгу пояснительная записка iconАналитический отчет предметной комиссии о результатах егэ по обществознанию 2011 года Отчет
Отчет подготовила О. Н. Журавлёва, зав кафедрой социального образования спбаппо, канд пед наук, доцент, заместитель председателя...
Программа утверждена На заседании предметной комиссии Тувгу пояснительная записка iconПрограмма по специальности 0 80100. 68 Магистр экономики шифр степень (квалификация)
Рабочая программа по дисциплине Компьютерные технологии в экономической науке и образовании рассмотрена и утверждена (протокол №1...
Программа утверждена На заседании предметной комиссии Тувгу пояснительная записка iconОтчет предметной комиссии
СПбаппо, Г. И. Вольфсон, член предметной комиссии Санкт-Петербурга по математике, эксперт-консультант с правом третьей проверки,...
Программа утверждена На заседании предметной комиссии Тувгу пояснительная записка iconМетодические рекомендации по содержанию и организации деятельности предметной комиссии
Данные методические рекомендации направлены на организацию деятельности региональной экзаменационной предметной комиссии по географии...
Программа утверждена На заседании предметной комиссии Тувгу пояснительная записка iconРабочая программа по курсу «Россия и мир» 10 класс Пояснительная записка
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей
Программа утверждена На заседании предметной комиссии Тувгу пояснительная записка iconПояснительная записка Программы дополнительного образования детей
Программа «Решение расчетных задач по химии», срок реализации – 1 год, модифицированная программа, утверждена на Методическом Совете...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница