Уроков по теме: Тип Моллюски




Скачать 311.67 Kb.
НазваниеУроков по теме: Тип Моллюски
страница1/3
Дата04.11.2012
Размер311.67 Kb.
ТипУрок
  1   2   3
«Система уроков по теме:

Тип Моллюски»


Учитель биологии

Мамаева Лариса

Сергеевна

МБОУ«Платово–Ивановская ООШ»

Родионово – Несветайского района


С. Плато - Ивановка

Январь 2012 года.


1


Цель: Исследовать возможность использования разнообразных форм и методов

обучения при изучении темы: «Тип Моллюски» на уроках биологии

в 7 классе (линия Н. И. Сонина).


Вступление.


Основными задачами при изучении данной темы являются: расширить представления учащихся о многоклеточных беспозвоночных животных; сформировать знания об особенностях строения, жизнедеятельности моллюсков, приспособленности к среде обитания, основах систематики, об их роли в природе и жизни человека; продолжить формирование понятия о необходимости охраны животных; познакомить с разнообразием брюхоногих, головоногих и двустворчатых моллюсков; научить распознавать представителей основных систематических групп; наблюдать за живыми объектами.

Курс биологии «Животные» в 7 классе ( авторская программа Н. И.Сонина) состоит из двух разделов: 1. «Многообразие животных» и «Строение, индивидуальное развитие, эволюция».

В ходе изучения раздела: «Многообразие животных» на тему «Тип моллюски» отводится два урока.

На первом уроке предполагается познакомить учащихся с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи с приспособленностью к среде обитания. Основная функция данного урока – это формирование общего представления об изучаемой группе животных: о происхождении, особенностях морфологии и анатомии, что позволит сделать переход к подробному более углубленному изучению классов моллюсков каждого в отдельности. В соответствии с дидактической целью данный урок относится к типу урока по изучению нового материала. Для активизации мыслительной деятельности и для быстрого подключения учащихся к работе, пробуждению у них интереса к изучаемой теме

На втором уроке, расширяя знания, познакомить с особенностями строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков, с их значением в природе и жизни человека.


2

Урок №1.


Тема: Общая характеристика типа Моллюски. Особенности строения

и образа жизни.


Цель: 1. Познакомить учащихся с общей характеристикой типа мол-

люсков, особенностями их строения в связи с приспособлен-

ностью к среде обитания.

2. Продолжить формировать навыки работы с натуральными

объектами живой природы.

3. Изучая среду обитания представителей данного типа, продол-

жить формирование бережного отношения к окружающей

нас природе.


Оборудование: 1. Видеофрагмент «Тип Моллюски».

2. Презентация «Тип Моллюски»

3. Набор раковин моллюсков (на каждую парту)

4. Компьютер с мультимедиапроектором

5. Экран.


Ход урока.


  1. Организационная часть.


Учитель объявляет тему и задачи урока.



  1. Изучение нового материала.


Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами. Послушайте, пожалуйста, коротенький отрывочек из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”. “Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: Да и устроена она (ракушка) так, что никак невозможно ее проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит”. Догадались ли вы, каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками?


(демонстрация видеофрагмента: «Тип Моллюски» - 5 мин.)


3

1.Общие черты типа.

( На стадии изучения нового материала (осмысления) наиболее целесообразным является метод рассказа с использованием презентации, для более наглядного представления систем органов животного, с одновременным кратким конспектированием учащимися основных особенностей строения моллюска. Такой метод работы позволит активизировать все информационные каналы, формирующие три основных системы восприятия – визуальную, аудиальную, кинестетическую. )


Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки – мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей. Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: брюхоногие, двустворчатые, головоногие (Презентация слайд №1).


1.1 Среда обитания.

Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются — от нескольких миллиметров до 20 м. Большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом.


1.2. Внешнее строение.

(презентация слайда №2 «Внешнее строение моллюсков»)



Тело моллюсков в большинстве случаев состоит из:

(записать в тетрадь, а также можно раздать карточки с изображением моллюска, на которой ученики подписывают части тела) (Приложение №1)

Части тела моллюска: 1. Голова.

2. Туловище.

3. Нога.

4. Мантия (мантийная полость).

5. Раковина.

На голове расположены органы чувств. Туловище представляет собой кожно-мускульный мешок, его основание окружено обширной кожной складкой-мантией. Между мантией и стенкой тела образуется мантийная полость, в которой находятся органы дыхания, некоторые органы чувств и куда открываются заднепроходное отверстие, протоки почек и половых желез.

Сильно утолщенная благодаря мускулатуре брюшная сторона образует различные формы ног: широкие – ползательные, клиновидные – для плавания, округлые – присасывающиеся и др.

На спинной стороне, как правило, расположена раковина, чаще цельная, реже двустворчатая или состоящая из нескольких пластинок. У некоторых моллюсков раковина находится под кожей или исчезает совсем. Наружный слой раковины образован органическим рогоподобным веществом, внутренний - тончайшими пластинками извести неравномерное отражение света от которых, придает внутренней поверхности раковины перламутровый блеск .


4

1.3. Лабораторная работа: «Особенности строения раковин моллюсков».

Оборудование: набор раковин брюхоногих и двустворчатых моллюсков.

(задания напечатаны на карточках и выдаются на каждый стол)

Задание: 1. Рассмотрите раковину беззубки:

а) определите ее форму, окраску, найдите ее передний (широкий)

и задний (узкий) концы;

б) вблизи переднего конца раковины найдите наиболее выпуклую

ее часть – вершину, а также изогнутые линии; они ограничивают

годичные слои ее прироста, поэтому их называют годичными

кольцами;

в) найдите на внутренней поверхности раковины следы прикрепле-

ния мышц;


2. Рассмотрите раковину обыкновенного прудовика или

виноградной улитки:

а) обратите внимание на то, что она спирально закручена, опреде-

лите ее окраску;

б) найдите на раковине ее вершину и отверстие, ведущее в полость

раковины – устье;


3. Установите черты сходства и различия в строении раковины

беззубки и обыкновенного прудовика.



  1. Результаты сравнения занесите в таблицу:





Объекты

исследования



Черты сходства


Черты отличия


беззубка








Виноградная улитка

или

прудовик










1.4. Внутреннее строение.

(презентация слайда №4,№5 «Схема расположения внутренних органов» - на примере виноградной улитки, а также соответствующая раздаточная карточка, где ребята обозначают расположение соответствующих систем внутренних органов. (Приложение №2)


А. Нервная система.

Нервная система моллюсков разбросанно-узлового типа: состоит из окологлоточного нервного кольца, в котором наибольшее развитие получил надглоточный узел, и отходящих от него нервных стволов, соединяющих нервные ганглии разных отделов тела.


5


Б. Органы чувств.

Органы чувств представлены органами химического чувства и равновесия, многие виды имеют глаза.


В. Органы дыхания.

У большинства видов органы дыхания представлены жабрами, наземные моллюски, а также некоторые виды водных брюхоногих имеют легкое – особый карман мантии, стенки которого густо оплетены сосудами.


Г. Кровеносная система.

Характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и одного или двух предсердий, и сосудов. (вводится понятие «Незамкнутая кровеносная система».) Кровь из сердца поступает в сосуды, затем кровь поступает в промежутки между органами, в неоформленную систему лакун и синусов, омывает их, затем вновь собирается в сосуды, течет к легким, а оттуда поступает в сердце.


Д. Органы пищеварительной системы.

Пищеварительная система представлена глоткой, в которой находится орган, измельчающий пишу – терка (радула) с расположенными на ней роговыми зубчиками. Терка служит для соскабливания растительной пищи и лишь в редких случаях для ее активного захвата. Через пищевод пища попадает в желудок, куда открываются протоки пищеварительной железы, которая совмещает функции печени и поджелудочной железы. Кишка дифференцирована на тонкую и заднюю кишку. Задняя кишка открывается порошицей в мантийную полость. У брюхоногих и головоногих моллюсков имеются слюнные железы .


Е. Органы выделения.

Выделительный орган представлен почками, протоки которых открываются в мантийную полость.

  1. Закрепление знаний.


1. Блиц-опрос: (слайд №6 задание представляет собой перечень вопросов, представленных на мультимедийном экране, после которого учитель предлагает провести взаимопроверку по всплывающим ответам, и только после этого быть проведен анализ количества правильных ответов )

Вопросы слайда:1. Почему моллюсков называют мягкотелыми, хотя тело

большинства из них покрыто раковиной?

  1. Как осуществляется движение моллюсков?

  2. Что представляют собой органы дыхания моллюсков?

  3. Из чего состоит кровеносная система моллюсков?



6

2. Сравнительный анализ моллюсков и кольчатых червей.

Задание: Проанализировать между собой две систематических группы животных: моллюсков и кольчатых червей, данные занести в таблицу. Провести анализ данных таблиц: (карточки с таблицей выдать каждому ученику) (Приложение №3)



Тип

животного



Строение

кожно-

мускульного

мешка

Особен-

ности

нервной

системы


Органы

чувств

Особен-

ности

кровеносной

системы



Органы

Дыхания

Органы

пище-

вари-

тельной

системы


Органы

выде-ления


Кольчатые

Черви.
























Моллюски
























(Задание носит аналитический характер, где, используя данные таблицы, учащиеся не только должны увидеть усложнения в организации строения моллюсков по отношению к кольчатым червям, но и сделать на основе этих данных вывод, что в эволюционном плане развития это более высокоорганизованная группа животных.)


Предполагаемый вывод:


  1. Усложнение в организации строения моллюсков по отношению к кольчатым

червям.

  1. По уровню развития это более высокоорганизованная группа животных.


Вывод учителя по уроку:


Моллюски, в большинстве своем, водные животные, имеющие кожную складку-мантию, разбросанно-узловую нервную систему, незамкнутую (открытую) кровеносную систему, многокамерное сердце, дифференцированный кишечник, наличие пищеварительных желез, почку, как орган выделения, органы дыхания – жабры и легкие.



  1. Задание на дом:




    1. Изучить параграф №11, ответить на вопросы в конце параграфа.

    2. Подготовить презентации заинтересовавших систематических

групп моллюсков.


7

Урок №2.


Тема: Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

их роль в природе и жизни человека.


Цель: 1. Расширить представления о типе моллюсков; познакомить с

особенностями строения и жизнедеятельности брюхоногих,

двустворчатых и головоногих моллюсков.


2. Выявить значение моллюсков в природе и жизни человека.


3. Развивать навыки работы с текстом; проведения сравнительного анализа между систематическим группами живых организмов.


4. Способствовать развитию экологического воспитания, бережного отношения к природе, чувства сопереживания, потребности приходить на помощь.

  1   2   3

Похожие:

Уроков по теме: Тип Моллюски iconТип Моллюски
...
Уроков по теме: Тип Моллюски iconПлан-конспект урока по теме: «Особенности организации моллюсков, их происхождение»
Моллюски (от лат molluscus – мягкий), или мягкотелые, – обособленный тип беспозвоночных животных, произошедших от древних многощетинковых...
Уроков по теме: Тип Моллюски iconУрок изучения нового материала, т к. это первый из пяти уроков по теме «Отечественная война 1812 г.»
Тип предложенного урока – урок изучения нового материала, т к это первый из пяти уроков по теме «Отечественная война 1812 г.»
Уроков по теме: Тип Моллюски icon«Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность»
Тип уроков: урок изучения нового материала. 1-й урок по теме “Древний Египет” в 8 классе
Уроков по теме: Тип Моллюски iconМетодическая разработка по теме: Предложения с обособленными членами
С. Г. Бархударова. В пособии представлена система уроков по теме «Предложения с обособленными членами». Автором детально разработана...
Уроков по теме: Тип Моллюски iconУрок зачет по теме Учитель информатики
Время проведения: последний из трех уроков по теме “Информация и информационные процессы” (базовый курс)
Уроков по теме: Тип Моллюски iconРазработка и использование интегрированных медиа-уроков по проблеме устойчивого развития
В серию входят несколько уроков, позволяющих объяснить новый материал, провести закрепление и контроль знаний учащихся по социально...
Уроков по теме: Тип Моллюски iconУрока
В виде специальных уроков повторения лексики и 2) в виде фрагментов уроков по теме «Лексика и фразеология» при изучении нелексического...
Уроков по теме: Тип Моллюски iconПо учебно тематическому плану : Контрольно- обобщающий урок по теме «Тип Хордовые»
Тема урока по учебно тематическому плану: Контрольно- обобщающий урок по теме «Тип Хордовые»
Уроков по теме: Тип Моллюски iconУроков по региональному компоненту по предмету «Русский язык» по теме «Обрядовая культура жителей Александровского района»
Тематическое планирование уроков по региональному компоненту по предмету «Русский язык» по теме «Обрядовая культура жителей Александровского...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница