Методические рекомендации / Л. В. Лесникова, Е. В. Гаврилова / гаоу дпо ирост, гкоу спо «Катайский педагогический техникум»




НазваниеМетодические рекомендации / Л. В. Лесникова, Е. В. Гаврилова / гаоу дпо ирост, гкоу спо «Катайский педагогический техникум»
страница1/3
Дата04.11.2012
Размер0.49 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3


Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования и социальных технологий»

Государственное казенное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Катайский педагогический техникум»


Электронное портфолио студента

(методические рекомендации)




Курган

2012


Лесникова, Л.В., Гаврилова, Е.В. Электронное портфолио студента: методические рекомендации / Л.В. Лесникова, Е.В. Гаврилова / ГАОУ ДПО ИРОСТ, ГКОУ СПО «Катайский педагогический техникум».- Катайск, 2012.- 38 с.


Печатается по решению редакционно-издательского совета ГАОУ ДПО ИРОСТ Сертификат № 1591 Протокол № 3 от 30 марта 2012


Авторы:

Лесникова Людмила Васильевна, заведующая методическим кабинетом ГКОУ СПО «Катайский педагогический техникум».

Гаврилова Елена Викторовна, преподаватель дисциплин предметной подготовки ГКОУ СПО «Катайский педагогический техникум».


Рецензенты: Москвина Т. И., доцент кафедры педагогики профессионального образования ГАОУ ДПО ИРОСТ, к.п.н.

Демишева Г.В. , заместитель директора по учебной работе ГКОУ СПО «Катайский педагогический техникум».


Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей художественно - графического отделения по специальности 050139 «Учитель изобразительного искусства и черчения».

В методических рекомендациях даны цели и задачи формирования портфолио в процессе обучения студента, принципы и структура его составления. В приложении включены рекомендации по составлению некоторых документов портфолио.


 Лесникова Л.В., Гаврилова Е.В., 2012

 Институт развития образования и социальных технологий, 2012

ВВЕДЕНИЕ


Учреждения среднего профессионального образования позволяют приобрести студенту определенный круг ключевых профессиональных компетенций, которые обеспечат ему эффективное поведение и творческую профессиональную деятельность в постоянно развивающихся социально-экономических условиях. Одной из технологий, способствующей объективной оценке сформированных компетенций обучающихся, является технология портфолио. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения предполагают, что в результате изучения профессионального модуля обучающийся должен иметь практический опыт оформления портфолио педагогических достижений. Специфика подготовки обучающихся по специальности «Изобразительное искусство и черчение» определила саму структуру, содержание и способы оформления портфолио, т.к. для них удобнее все накопленные материалы и достижения представлять на электронных носителях.

Электронное портфолио – это совокупность студенческих работ и документов, собранных с применением электронных средств и носителей, представленных в виде либо компакт дисков в форме CD – ROM / DVD, либо в виде Web – сайта (онлайн – портфолио).

При разработке элементов электронного портфолио студенты должны придерживаться следующих принципов:

1.Самооценка результатов (промежуточных, итоговых) овладения определёнными видами самостоятельной познавательной, исследовательской, рефлексивной, коммуникативной и творческой деятельности.

2.Систематичность и регулярность самомониторинга (студент систематично отслеживает результаты своей деятельности по избранной специальности, отбирает наиболее интересные работы в своё портфолио, организует их в предусмотренную структуру на компетентностной основе).

3.Структуризация и логичность материалов, представленных в портфолио.

4.Целостность, тематическая завершенность материалов.

5.Наглядность и обоснованность презентации портфолио студента.

6. Адекватность структуры портфолио формируемым компетенциям.

7. Доступность электронного обеспечения.

8.Технологичность электронного обеспечения.

Создание портфолио – творческий процесс, позволяющий учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной) за время обучения в техникуме.

Портфолио создаётся в течение всего периода обучения в техникуме. Завершается его формирование публичной защитой или презентацией.


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПОРТФОЛИО


Основная цель формирования портфолио – представить в электронном виде собственные достижения студента в процессе его обучения в техникуме.

Портфолио является не только современной эффективной формой самооценивания результатов образовательной деятельности студента, но и способствует:

- мотивации к образовательным достижениям;

- приобретению опыта к деловой конкуренции;

- обоснованной реализации самообразования для развития профессиональных компетенций;

- выработке умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетенций;

- повышению конкурентноспособности будущего специалиста.

Портфолио дополняет основные контрольно – оценочные средства знаний, принятые в техникуме, и позволяет учитывать не только уровень профессиональных компетенций студента, но и уровень всесторонней самореализации студента в образовательной среде.

Портфолио позволяет студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений, выстроить личностно – творческую траекторию успешности, что будет являться важной составляющей рейтинга будущего специалиста на рынке труда.

Разработкой структуры и критериев оценивания портфолио на компетентностной основе занимались члены временного научно – исследовательского коллектива (ВНИК). Было апробировано много вариантов, и в результате коллективной деятельности разработана структура электронного портфолио по специальности «Изобразительное искусство и черчение» в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

Для студентов проводится спецкурс, на котором они осваивают принципы, способы оформления материалов портфолио.

КОМПЕТЕНЦИИ В СТРУКТУРЕ ПОРТФОЛИО


Федеральные государственные образовательные стандарты СПО третьего поколения предполагают, что в результате изучения профессионального модуля обучающийся должен иметь практический опыт оформления портфолио педагогических достижений. В основу структуры портфолио положено формирование общей и профессиональной компетенции студента.

Компетенция – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.



Общая компетенция включает формирование информационно- коммуникативной, исследовательской и рефлексивной компетенции, а профессиональная компетенция будет формироваться через общепрофессиональные дисциплины и профессиональные модули.


РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ


Общая компетенция
– совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.



1.1. Информационно-коммуникативная компетенция  будущего учителя  изобразительного искусства и черчения - это  качественная характеристика личности специалиста, выражающаяся в совокупности профессиональных знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций, позволяющих ориентироваться и адаптироваться в динамичном  информационно-коммуникативном пространстве, выстраивать собственный стиль профессионально-педагогической инфокоммуникации, направленный на организацию продуктивного взаимодействия преподавателя и студентов в образовательном процессе.

В структуре информационно-коммуникативной компетенции личности выделяются следующие компоненты:

когнитивный (готовность и способность к овладению новой информацией, взаимодействие ее с уже имеющимися знаниями);

мотивационный (уровень мотивационных побуждений, влияющих на выбор важных ценностных ориентаций в новой информационной среде);

коммуникативный (знание, понимание, применение технических средств коммуникаций в процессе передачи новой информации);

рефлексивный (уровень саморегуляции личности, связанный с расширением самосознания, а также самореализацией в профессиональной деятельности);

технологический (понимание принципов работы и возможностей информационных технологий).


Результаты сформированной информационно - коммуникативной компетенции



Информационно-коммуникативная компетентность является сформированной студентом способностью использовать полученные посредством образования и обучения навыки и умения в сфере создания, сохранения и передачи информации с применением новых технологий и технических средств, формирующие информационную культуру личности и выступающие основой для успешной профессиональной деятельности.


1.2. Исследовательская компетенция - это совокупность умений студента выполнять исследовательские действия, необходимые для решения исследовательских задач в педагогической деятельности.

Достижения по итогам сформированной исследовательской компетенции



Компоненты исследовательской компетенции:

когнитивный компонент  рассматривается как совокупность знаний и понятий, которые необходимы студенту, чтобы ставить и решать исследовательские задачи в своей учебной и творческой деятельности.

мотивационный компонент – это смысл, который исследовательская деятельность имеет не вообще, а для конкретного человека.

ориентировочный компонент – это совокупность умений, обеспечивающих выявление потребности в каких-то знаниях и построение образа того, как оно может быть получено в существующих условиях.

операциональный компонент исследовательской компетенции – это совокупность умений студента выполнять исследовательские действия, необходимые для решения исследовательских задач в педагогической деятельности.

1.3. Рефлексивная компетенция – это профессиональное качество личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, реализацию рефлексивной способности, что обеспечивает развитие и саморазвитие, способствует творческому подходу в профессиональной деятельности, достижению ее максимальной эффективности и результативности.

Достижения по итогам сформированной рефлексивной компетенции



Компоненты рефлексивной компетенции:

когнитивный компонент - знания о том, что такое рефлексия и как ее осуществлять;

операциональный компонент - применение рефлексивных умений и навыков, прежде всего, навыков саморазвития и самосовершенствования: постановки адекватных задач, стремления к их достижению, точного определения задач, выполнения действий, осуществления контроля и самоконтроля в деятельности;

личностный компонент - ценностное отношение к рефлексии находит свое  проявление в повышении уровня рефлексивности  как значимого личностного качества.

РАЗДЕЛ 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ


Профессиональная компетенция – способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности.

Профессиональная компетенция студентов формируется в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей.




Выделяются следующие компоненты профессиональной компетенции будущего педагога:

мотивационно-волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности;

функциональный компонент в общем случае проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии;

коммуникативный  компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог;

рефлексивный  компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы.


2.1. Общепрофессиональные дисциплины


Общепрофессионалъные дисциплины - совокупность входящих в федеральный компонент ГОС учебных дисциплин, содержание которых ориентировано на определенный вид педагогической деятельности и раскрывает варианты компетентностной подготовки специалистов.


Результаты изучения общепрофессиональных дисциплин



К блоку общепрофессиональных дисциплин относятся: педагогика, психология, возрастная анатомия, физиология и гигиена, правовое обеспечение профессиональной деятельности, безопасность жизнедеятельности, а так же дисциплины: композиция, история изобразительного искусства, изучаемые в различных областях художественно- творческой деятельности.


  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации / Л. В. Лесникова, Е. В. Гаврилова / гаоу дпо ирост, гкоу спо «Катайский педагогический техникум» iconМетодические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Саратовской области Саратов 2011 Рекомендовано к изданию нмс гаоу дпо «Сарипкипро»
Под редакцией Н. Г. Чаниловой, канд пед наук, проректора по инновационной работе гаоу дпо «Сарипкипро»
Методические рекомендации / Л. В. Лесникова, Е. В. Гаврилова / гаоу дпо ирост, гкоу спо «Катайский педагогический техникум» iconГаоу мо спо «мик» Директор гаоу мо спо «мик» Председатель Совета
Предметные (цикловые) комиссии гаоу мо спо «Мурманский индустриальный колледж» (далее – Учреждение) методические комиссии педагогических...
Методические рекомендации / Л. В. Лесникова, Е. В. Гаврилова / гаоу дпо ирост, гкоу спо «Катайский педагогический техникум» iconЭкспресс-информация №4 Одних история учит, а другим преподносит
Любушкина Л. Ю., заведующая отделом информации и инновационного опыта гаоу дпо ирост
Методические рекомендации / Л. В. Лесникова, Е. В. Гаврилова / гаоу дпо ирост, гкоу спо «Катайский педагогический техникум» iconОпыта
Любушкина Л. Ю., заведующая отделом информации и инновационного опыта гаоу дпо ирост
Методические рекомендации / Л. В. Лесникова, Е. В. Гаврилова / гаоу дпо ирост, гкоу спо «Катайский педагогический техникум» iconМетодические указания для студентов по выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Геодезия»
Составила Шимарина Е. П., преподаватель гаоу спо «Бугульминский машиностроительный техникум»
Методические рекомендации / Л. В. Лесникова, Е. В. Гаврилова / гаоу дпо ирост, гкоу спо «Катайский педагогический техникум» iconГаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по математике за курс основной школы (методические рекомендации)
Гаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Методические рекомендации / Л. В. Лесникова, Е. В. Гаврилова / гаоу дпо ирост, гкоу спо «Катайский педагогический техникум» iconГаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по математике за курс основной школы (методические рекомендации)
Гаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Методические рекомендации / Л. В. Лесникова, Е. В. Гаврилова / гаоу дпо ирост, гкоу спо «Катайский педагогический техникум» iconПлан работы гоу дпо «саратовский областной учебно-методический центр» на 2012-2013 учебный год
Подготовка статистических данных по формам 1-дмш, спо-1, спо-2, №1-техникум (распределение)
Методические рекомендации / Л. В. Лесникова, Е. В. Гаврилова / гаоу дпо ирост, гкоу спо «Катайский педагогический техникум» iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению дня знаний
Гаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Методические рекомендации / Л. В. Лесникова, Е. В. Гаврилова / гаоу дпо ирост, гкоу спо «Катайский педагогический техникум» iconМетодические рекомендации для предметных комиссий основной школы по проверке выполнения заданий с развернутым ответом
Каменчук И. Л., методист кафедры философии и методологии науки гаоу дпо «Сарипкипро»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница