ПРЕДИСЛОВИЕ
Среди факторов развития личности обучение - один из самых значимых и определяющих, поскольку оно является единственным способом получения систематического образования. Именно в обучении происходит зарождение и развитие основных психических и личностных новообразований, приобретение опыта осуществления учебной, познавательной, исследовательской деятельности, совместных действий, общения, достижения успехов и преодоления неудач, апробация своей самостоятельности и состоятельности.
Однако обучение на протяжении столетий остается самым сложным процессом, изучаемым такой отраслью педагогики, как дидактика (теория обучения), основы которой были изложены чешским педагогом-гуманистом Я.А. Коменским (1592-1670) в его всемирно известной «Великой дидактике»
*. Ее цель - выявление общих закономерностей обучения, составляющих его теоретические основы.
См.: Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1955.
Отражая все существенные признаки педагогического процесса (двусторонность, субъект-субъектный характер, направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия. Оно находится в прямой зависимости от целей образования, которые определяют его содержание, ведущие принципы и структуру. Цели образования воплощаются в деятельности педагогов, осуществляющих процесс обучения, в учебных программах, учебниках, методических пособиях.
Традиционно обучение рассматривают как совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение обучаемыми системы знаний, умений и развитие их познавательных способностей. Это обусловлено тем, что в дидактике исторически складывались концепции обучения, в которых утверждалось положение о необходимости передачи учителем знаний учащимся, шла речь о «естественном» развитии ребенка в процессе приобретения собственного опыта или о непрерывном умственном развитии в процессе активного и содержательного усвоения основ наук и их последующего практического применения (С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, П.Н. Груздев и др.).
В работах Б.П. Есипова, Ш.И. Ганелина, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, И.Т. Огородникова, М.Н. Скаткина нашло подтверждение выдвинутое прогрессивными дидактами прошлого требование активного усвоения знаний в процессе обучения и доказано, что развитие активности и самостоятельности учащихся происходит в познавательной деятельности.
Благодаря теоретическим и экспериментальным исследованиям были раскрыты сложные связи между обучением и развитием детей.
Представление о том, что прочное усвоение знаний возможно лишь в том случае, когда оно опирается на достигнутый учащимся уровень психического развития, было пересмотрено в трудах Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и др. Они доказали, что обучение становится более эффективным тогда, когда оно ориентируется не на завершенные циклы умственного развития, а, наоборот, подталкивает это развитие, прокладывает ему дорогу.
Активная разработка и внедрение этой идеи в образовательную практику начались только в условиях новой социальной ситуации в России. Она отразилась как на парадигмальном строе отечественной педагогики в целом, так и на понимании сущности процесса обучения, его целей, содержания и технологий.
Положение о том, что развитие учащихся зависит от характера обучения, сегодня уже стало аксиоматичным. При этом приоритеты отдаются такому обучению, в котором происходит развитие самопознания, самодеятельности, саморегуляции.
Заметный акцент на субъектности обусловлен не новыми теоретическими веяниями, а пониманием того, что личность - есть феномен субъектности. Это изменяет позицию обучаемого в учебном процессе. Вместо традиционного рассмотрения его как объекта обучения формируется отношение к учащемуся как субъекту учения.
В этой связи изменяются роль и характер деятельности учителя (преподавателя) в процессе обучения. С первых этапов включения ребенка в обучение педагог транслирует в совместной с ним деятельности не только предусмотренные учебными программами знания, но и свой личностный потенциал, понимание, видение мира, оценку событий, фактов истории и современности.
Именно педагог формирует у учащихся в повседневных актах обучения концептуальное видение мира, способы преодоления стрессовых и напряженных ситуаций, стремление сохранять собственную субъектность («самость»), намечает зоны личностного и профессионального роста, демонстрирует образцы конструктивного поведения.
Отраженная учащимся, субъектность учителя эстафируется дальше умножая «человеческое в человеке», воспроизводя эталоны достойного нравственного поведения, способы решения не только учебных, но и жизненных задач, формируя доверительное отношение к людям и к самому себе.
Речь идет о гуманизации образования, идеи которой находя свое отражение в сущности, принципах и технологиях личностно-развивающего обучения.