Московский городской психолого-педагогический университет другое детство




PDF просмотр
НазваниеМосковский городской психолого-педагогический университет другое детство
страница1/158
Дата03.11.2012
Размер1.78 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   158
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ДРУГОЕ ДЕТСТВО
Сборник тезисов участников
Второй Всероссийской научно-практической 
конференции по психологии развития
Москва 2009
1

ББК 88.4
     Д76

Другое детство. Сборник тезисов участников Второй Все-
российской  научно-практической  конференции  по  психоло-
гии развития.
 – М.: МГППУ, 2009. – 327 с.
Редакторы:
Л. Ф. Обухова – 
зав. кафедрой «Возрастная психология» 
 
 
факультета «Психология образования» МГППУ,
 
 
доктор психологических наук, профессор, 
 
 
действительный член РАЕН, лауреат премии 
 
 
Президента РФ
И. А. Корепанова – доцент кафедры «Возрастная психология» 
 
 
факультета «Психология образования» МГППУ,
 
 
кандидат психологических наук, лауреат премии 
 
 
«Гранты Москвы»
Составитель: 
А. М. Нилопец
 – аспирантка факультета «Психология образования»
 
 
МГППУ
ISBN 978-5-89774-402-2
 
 
 
 
 
 
 
© МГППУ, 2009.
2

Уважаемые коллеги!
Вы  держите  в  руках  Сборник  материалов  Второй  всероссийской 
научно-практической  конференции  по  психологии  развития  «Другое 
детство».
Конференция состоялась 25–27 ноября 2009 года.
Организаторами  конференции  выступили  Департамент  образова-
ния города Москвы, Московский городской психолого-педагогический 
университет,  Психологический  институт  РАО,  Санкт-Петербургский 
государственный университет. 
Эта  конференция  проводится  в  ознаменование  Года  равных  воз-
можностей и являет-ся второй из цикла «Психология развития». Пер-
вая конференция «Ребенок в современном обществе» была проведена 
на базе МГППУ в 2007 году и была приурочена к Году ребенка. 
Цель  конференции – анализ  актуальных  проблем  современного 
детства (обучение, воспитание, коррекция) и привлечение внимания на-
учного и образовательного сообщест-ва к правам ребенка с особенно-
стями развития в современном обществе.
Анализ проблем современного детства проводился по трем основ-
ным направлениям:
•  анализ рисков развития ребенка в современном обществе;
•  анализ вариантов развития – от задержек в развитии до одарен-
ности;
•  системы психологической помощи детям и их семьям.
Научный фундамент, на который в явной или скрытой форме опира-
ются  организаторы  конференции,  составляет  культурно-историческая 
теория Л. С. Выготского, в которой он сам и его последователи уделяли 
много внимания проблемам атипичного развития. Л. С. Выготский под-
черкивал, что «основные законы детского развития и воспитания обна-
руживаются с наибольшей отчетливостью тогда, когда они изучаются 
в формах, отклоняющихся от общего пути». В книге «Педагогическая 
психология»  он  писал  «Понятие  нормы  принадлежит  к  числу  самых 
трудных и неопределенных научных представлений. В действительно-
сти не существует никакой нормы, но встречается бесчисленное множе-
ство различных вариаций, уклонений от нее, и часто очень трудно ска-
зать, где уклонение переходит те границы, за которыми уже начинает-
ся область ненормального. Таких границ не существует нигде, и в этом 
смысле норма представляет из себя чисто отвлеченное понятие некото-
рой средней величины наиболее частых случаев и на деле не встречает-
3

ся в чистом виде – всегда с некоторой примесью ненормальных форм. 
Поэтому никаких точных границ между нормальным и ненормальным 
поведением не существует».
В конце 20-х – начале 30-х годов Л. С. Выготский подчеркивал, что 
психология трудного детства должна охватить все возрасты от ясель-
ного до переходного, а также ог-ромное разнообразие типов трудного 
ребенка. Как никогда сейчас актуальны слова Л. С. Выготского: «Мы 
должны изучать … не дефект, а ребенка с тем или иным дефектом, поэ-
тому целостное изучение личности ребенка в ее взаимодействии с окру-
жающей  средой  должно  лечь  в  основу  всех  исследований».  В  работе 
с такими детьми необходима ориентация на формирующие принципы.
В  наше  время  атипичные  варианты  развития  современного  ребен-
ка расширились вследствие появления большого числа детей – социаль-
ных сирот, воспитывающихся в детских домах при живых родителях. В 
силу объективной необходимости современные психологи разрабатыва-
ют способы и методы их изучения, прослеживают динамику их развития. 
Композиционно сборник организован не на основании секций, по 
которым работа Конференция. Иная композиция вызвана тем, что мы 
хотели представить в обобщенном виде основные направления анали-
за проблем современного детства. Сначала мы пред-ставляем материа-
лы, в которых преимущественно обсуждаются варианты развития: при 
одаренности, варианты развития детей-сирот и детей улицы, развитие 
в  условиях  разных  культур,  при  различных  нарушениях  развития.  Во 
втором разделе преимущественно вни-мание уделено различным моде-
лям психолого-педагогической помощи детям с неблаго-приятными ва-
риантами развития (включая программы раннего вмешательства, про-
граммы комплексной помощи семье, волонтерские проекты как особые 
формы помощи).
Надеемся, что материалы Сборника помогут в практической рабо-
те, теоретическом осмыслении проблем современного детства, вдохно-
вят на новые исследования.
Л. Ф. Обухова, доктор психологических наук, 
И. А. Корепанова, кандидат психологических наук.
4
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   158

Похожие:

Московский городской психолого-педагогический университет другое детство iconМосковский городской психолого-педагогический университет
Центр научно-методического обеспечения службы практической психологии образования
Московский городской психолого-педагогический университет другое детство iconМосковский городской психолого-педагогический университет публичный доклад
Лицензия на образовательную деятельность, свидетельство о государственной аккредитации
Московский городской психолого-педагогический университет другое детство iconМосковский городской психолого-педагогический университет
Информируем Вас об участии в XI межвузовской научно-практической конференции с международным участием
Московский городской психолого-педагогический университет другое детство iconМосковский городской психолого-педагогический университет факультет дистанционного обучения
Российской Федерации по делам инвалидов, председатель межрегиональной общественной организации инвалидов "Пилигрим"
Московский городской психолого-педагогический университет другое детство iconМосковский городской психолого-педагогический университет информационное письмо
Конкурс на присуждение стипендий имени Л. А. Венгера, имени В. В. Давыдова, имени А. В. Петровского, имени Д. Б
Московский городской психолого-педагогический университет другое детство iconДепартамент образования города москвы московский городской психолого-педагогический университет
Ю. М., Романова Е. С., Задорина Е. Н., Айсмонтас Б. Б., Блохин Н. Б., Василюк Ф. Е., Дворянчиков Н. В., Егорова М. А., Ковтунович...
Московский городской психолого-педагогический университет другое детство iconВсероссийский конкурс психологических работ школьников Актуально до 15 января 2012 года
Организаторы: “Психологическая газета: Мы и Мир”, Московский городской психолого-педагогический университет (факультет “Психология...
Московский городской психолого-педагогический университет другое детство iconФункция мифологического в произведениях дж. Р. Р. Толкина и а. В. Иванова
Московский городской педагогический университет, профессор кафедры зарубежной филологии
Московский городской психолого-педагогический университет другое детство iconД епартамент образования города Москвы
...
Московский городской психолого-педагогический университет другое детство iconФормирование кластера жилищно-коммунальных услуг в регионе
Работа выполнена на кафедре «Экономика» гоу впо «Московский городской педагогический университет» (Самарский филиал)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница