ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУГОЕ ДЕТСТВО Сборник тезисов участников Второй Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития Москва 2009 1 ББК 88.4 Д76 Другое детство. Сборник тезисов участников Второй Все- российской научно-практической конференции по психоло- гии развития. – М.: МГППУ, 2009. – 327 с. Редакторы: Л. Ф. Обухова – зав. кафедрой «Возрастная психология» факультета «Психология образования» МГППУ, доктор психологических наук, профессор, действительный член РАЕН, лауреат премии Президента РФ И. А. Корепанова – доцент кафедры «Возрастная психология» факультета «Психология образования» МГППУ, кандидат психологических наук, лауреат премии «Гранты Москвы» Составитель: А. М. Нилопец – аспирантка факультета «Психология образования» МГППУ ISBN 978-5-89774-402-2 © МГППУ, 2009. 2 Уважаемые коллеги! Вы держите в руках Сборник материалов Второй всероссийской научно-практической конференции по психологии развития «Другое детство». Конференция состоялась 25–27 ноября 2009 года. Организаторами конференции выступили Департамент образова- ния города Москвы, Московский городской психолого-педагогический университет, Психологический институт РАО, Санкт-Петербургский государственный университет. Эта конференция проводится в ознаменование Года равных воз- можностей и являет-ся второй из цикла «Психология развития». Пер- вая конференция «Ребенок в современном обществе» была проведена на базе МГППУ в 2007 году и была приурочена к Году ребенка. Цель конференции – анализ актуальных проблем современного детства (обучение, воспитание, коррекция) и привлечение внимания на- учного и образовательного сообщест-ва к правам ребенка с особенно- стями развития в современном обществе. Анализ проблем современного детства проводился по трем основ- ным направлениям: • анализ рисков развития ребенка в современном обществе; • анализ вариантов развития – от задержек в развитии до одарен- ности; • системы психологической помощи детям и их семьям. Научный фундамент, на который в явной или скрытой форме опира- ются организаторы конференции, составляет культурно-историческая теория Л. С. Выготского, в которой он сам и его последователи уделяли много внимания проблемам атипичного развития. Л. С. Выготский под- черкивал, что «основные законы детского развития и воспитания обна- руживаются с наибольшей отчетливостью тогда, когда они изучаются в формах, отклоняющихся от общего пути». В книге «Педагогическая психология» он писал «Понятие нормы принадлежит к числу самых трудных и неопределенных научных представлений. В действительно- сти не существует никакой нормы, но встречается бесчисленное множе- ство различных вариаций, уклонений от нее, и часто очень трудно ска- зать, где уклонение переходит те границы, за которыми уже начинает- ся область ненормального. Таких границ не существует нигде, и в этом смысле норма представляет из себя чисто отвлеченное понятие некото- рой средней величины наиболее частых случаев и на деле не встречает- 3 ся в чистом виде – всегда с некоторой примесью ненормальных форм. Поэтому никаких точных границ между нормальным и ненормальным поведением не существует». В конце 20-х – начале 30-х годов Л. С. Выготский подчеркивал, что психология трудного детства должна охватить все возрасты от ясель- ного до переходного, а также ог-ромное разнообразие типов трудного ребенка. Как никогда сейчас актуальны слова Л. С. Выготского: «Мы должны изучать … не дефект, а ребенка с тем или иным дефектом, поэ- тому целостное изучение личности ребенка в ее взаимодействии с окру- жающей средой должно лечь в основу всех исследований». В работе с такими детьми необходима ориентация на формирующие принципы. В наше время атипичные варианты развития современного ребен- ка расширились вследствие появления большого числа детей – социаль- ных сирот, воспитывающихся в детских домах при живых родителях. В силу объективной необходимости современные психологи разрабатыва- ют способы и методы их изучения, прослеживают динамику их развития. Композиционно сборник организован не на основании секций, по которым работа Конференция. Иная композиция вызвана тем, что мы хотели представить в обобщенном виде основные направления анали- за проблем современного детства. Сначала мы пред-ставляем материа- лы, в которых преимущественно обсуждаются варианты развития: при одаренности, варианты развития детей-сирот и детей улицы, развитие в условиях разных культур, при различных нарушениях развития. Во втором разделе преимущественно вни-мание уделено различным моде- лям психолого-педагогической помощи детям с неблаго-приятными ва- риантами развития (включая программы раннего вмешательства, про- граммы комплексной помощи семье, волонтерские проекты как особые формы помощи). Надеемся, что материалы Сборника помогут в практической рабо- те, теоретическом осмыслении проблем современного детства, вдохно- вят на новые исследования. Л. Ф. Обухова, доктор психологических наук, И. А. Корепанова, кандидат психологических наук. 4 |