Реферат «Роль декоративно-прикладного искусства в развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья»




Скачать 231.02 Kb.
НазваниеРеферат «Роль декоративно-прикладного искусства в развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Дата03.11.2012
Размер231.02 Kb.
ТипРеферат

- -

Муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы г.Буинска Республики Татарстан».


Р Е Ф Е Р А Т


«Роль декоративно-прикладного искусства в развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья»


Педагог дополнительного образования

Центра внешкольной работы г. Буинска

Гибадрахманова Гузалия Шамиловна


2008 г.


Содержание


1.Введение …………………………………………………………………….. 2


2. Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?………………………………………………………………………. 4


3. Приемы и основные занятия для развития мелкой моторики пальцев рук………………………………………………………………………………. 5


4. Цели и задачи объединения «Надежда» ………………………………….. . 7


5. «Ты такой, как все, ты все можешь!» ……………………………………… 9


6. Заключение ………………………………………………………………….. 14


7. Список литературы ………………………………………………………….. 16


8. Приложение №1 …………………………………………………………….. 17


Рождение ребенка. Это счастье, надежды, восторг… И, как гром среди ясного неба, заключение врачей: «Ваш ребенок не такой, как все. У него ограниченные возможности здоровья». Другими словами, ребенок – инвалид.

Боль и отчаяние родителей уступают место растерянности. Что делать?

Как правило, современная медицина предлагает два варианта: либо интернат, либо изоляция в квартире. В интернатах дети получают квалифицированную медицинскую помощь, социальную помощь. А находясь в изоляции в квартире, ребенок обречен на одиночество. Телевизор, радиоприемник – вот весь набор развлечений. Социальная изоляция, в которой находится значительная часть семей, воспитывающих детей с инвалидностью, усугубляет психическую травму, вызванную инвалидностью ребенка, что влечет за собой создание нездоровой социально-психологической обстановки, способствует развитию неврозоподобных состояний, а в отдельных случаях – психических заболеваний, как у детей, так и у родителей.

Вот что сказал Александр Колесин, директор Центра творческой реабилитации «ГАООРДИ».

«На мой взгляд, вне религиозного мировоззрения невозможно рассуждать об особых детях. Ребенок приходит в этот мир, чтобы в нем жить. И каким он приходит, и почему – не нашего ума дело. Наша задача – сделать его жизнь, а значит и свою – гармоничной. Это касается и родителей особых детей, и их близких, и их учителей, и общества, в котором они живут».


Когда говорят об этих детях, употребляют уродливый термин – инвалиды. Или, в лучшем случае, загадочный эвфемизм – «дети с ограниченными возможностями». И то и другое, на мой взгляд, неверно. За рубежом таких детей называют просто: особые дети, дети с особыми потребностями. И что характерно, так же называются и одаренные дети, маленькие вундеркинды. И это правильно. Потому что и в том и другом случае речь идет о неполноценности. Речь идет об особым взгляде на мир, об особом жизненном пути.


Мы слишком долго жили в обществе, где не было места инвалидам, где здоровые люди панически боятся вида увечья или болезни, в обществе, которое до сих пор стремиться отделить людей с серьезными проблемами со здоровьем стенами интернатов.

На мой взгляд, изоляция особых детей – главная проблема сегодня. Трудно говорить о творчестве, когда мир человека ограничен четырьмя стенами. Все равно: будь это дом или интернат. Они стараются не выходить во внешний мир, предчувствуя, что этот мир не особенно хочет их принимать. И поэтому, любая работа, любые экскурсии, кружки, выставки – все, что только позволяет ребенку увидеть внешний мир – все на пользу.


Я считаю, что дети, имеющие инвалидность, так же способны и талантливы, как и обычные дети. Они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свои возможности и оказали поддержку – как педагоги, так и семья, в которой они воспитываются. Ребенок, пережив незабываемый, счастливый опыт творчества, не может остаться прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни.

Семья, являясь частью общества, не готова к тому, чтобы воспитать полноценную личность и адаптировать ребенка – инвалида к реальным жизненным условиям. Решая физиологические и минимальные социальные проблемы инвалидов 3-17 лет, их развращают гиперопекой, внушают комплекс неполноценности и неспособности к самостоятельным действиям. Когда же наступает время прекращения социальных программ, инвалиды оказываются неспособными к реальной жизни. Они уходят в себя. Такое отношение к детям с ограниченными возможностями свойственно не только нашему обществу. Однако, за рубежом делается все возможное для решения этой проблемы. Для этого разработаны программы «Реабилитация, базирующаяся на непосредственном окружении» (ООН) и «Инклюжен» (США). Но одно дело – на бумаге, а другое – в жизни. И, хотя люди с ограниченными возможностями, а так же их семьи по – прежнему наталкиваются на барьеры во взаимопонимании и общении с другими людьми. Многое свидетельствует о том, что в целом социальные стереотипы поведения, отношения к инвалидам постепенно эволюционируют, пройдя путь от невнимания и отвержения до принятия и признания их прав, достоинств и полезности обществу.


В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Еще во 2 веке до нашей эры в Китае было известно о влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура – еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположены множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти рук, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться. Рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.


Приемы для развития мелкой моторики пальцев рук.


Проводимые наблюдения показали, что наиболее простые приемы для развития мелкой моторики пальцев оказываются наиболее эффективными.

Катать шарики из пластилина. Пока ребенок не будет до конца выполнять это упражнение, к следующему не переходить.

Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше).

Перебирать крупные деревянные бусы, четки.

Собирать, складывать пирамидки.

Работать с вкладышами (Монтесорри).

Застегивать пуговицы.

Завязывать, развязывать узлы.

Пальчиковые игры.


Основные занятия для детей младшего школьного возраста


  1. Массаж – ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между педагогом и ребенком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребенка есть явные отставания в речевом развитии. Он дает отличные результаты.

  2. Фасолевые ванны – в миску или коробочку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Ребенок запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

  3. Лепка из разных материалов (соленое тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, ребенок также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.

  4. Игры с крупами: перебирать в разные емкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.

  5. Мозаика – игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.

  6. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры – этим веселым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла к нам из глубины веков Сороку-ворону, ладушки, козу-рогатую, и многое другое. А современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр. Занимайтесь с ребенком – игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию.

  7. Шнуровки – сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им ребенок овладевает повседневным практическим навыкам шнурования ботинок. Простейшую шнуровку можно сделать в домашних условиях. Возьмите кусок картона, вырежьте из него какой-то знакомый ребенку объект (яблоко, ежика или что-то еще) и сделайте по контуру дырки с помощью дырокола. В эти дырки ребенок будет просовывать шнуровки. Также можно прошнуровывать один объект к другому (ежик несет яблоко и т.д.)

  8. Игры с пуговицами и бусинами – нанизывание на нитку, застегивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую – разные петли. Ребенок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой-маленький.

  9. Пазлы – красочные картины разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.

  10. Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие – дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.


Большой выбор пальчиковых игр, комплексы упражнений для пальчиковой гимнастики можно найти в следующих книгах: Белая А.Я., Мирясова В.И. Пальчиковые игры (для развития речи дошкольников). Пособие для родителей и педагогов. Москва, 1999. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Москва, 1999. Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. Санкт-Петербург, В.В.Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт-Петербург, 1999.


Не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М.Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.АВ.Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев».Я со своими детьми познаю мир кончиками пальцев рук.


Сущность воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка – психические, физические, интеллектуальные. Таким образом, у него появляется возможность самостоятельной жизнедеятельности в будущем.


На базе Центра внешкольной работы создано объединение «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая работает вот уже 6 год.


Причины появления объединения: увеличение числа детей-инвалидов (120 детей-инвалидов, при населении города 30 тыс. человек); отдаленность населенного пункта от областного центра, г. Казань, где оказывается разнообразная помощь данной категории детей; эпизодический характер оказываемой помощи, материальные трудности семьи – неблагополучные, неполные, многодетные семьи воспитывающей ребенка-инвалида; неготовность семьи к адекватному восприятию проблем, связанных с воспитанием и обучением ребенка-инвалида.


Через занятия изобразительным творчества, декоративно-прикладными дисциплинами, драматическим искусством развивать творческое мышление детей, наблюдательность, память, расширять их кругозор. Кроме того, занятия в группе призваны воспитывать характер, целеустремленность, настойчивость, учить взаимопомощи. Не исключено, что кто-то их детей найдет свое признание, овладеет своей будущей профессией: роспись по ткани, резьба и роспись по дереву, различные виды шитья и вязания, освоение компьютера.


На сегодняшний день в объединении обучаются 6 воспитанника, обучение проводится на дому.


Основой работы объединения – взаимодействие ребенка, педагога и семьи.


Цель работы объединения – оказание социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, а именно – создание такой творческой среды, где дети познают мир с помощью средств декоративно-прикладного искусства. Ведь именно оно обладает высоким педагогическим потенциалом, являясь некой идеальной моделью мира, отражением его свойств.

Для работы и обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья я подготовила несколько образовательных программ по декоративно-прикладному творчеству. Авторскую образовательную программу «Этюд», рассчитанную на обучение 5 лет, образовательную программу «Рукодельница» (вязание на спицах и крючком) – на 3 года, авторскую программу «Дизайн и квилинг» - на 1 год.


Цели образовательной программы – социальная адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья и создание условий для развития личности ребенка.

В процессе работы появилась необходимость в корректировке и постановке других целей и задач, способствующих профессиональному самоопределению, повышению мотивации к труду (потребность в труде, желание овладеть профессией, добиться высоких результатов в работе), выработка навыков поиска и принятия решений в различных условиях и ситуациях.

Главным ориентиром для измерения программы явились интересы ребенка.


Программа построена с учетом следующих принципов:

  1. Природосообразности (учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся).

  2. Сотрудничесива всех заинтересованных сторон: педагогов, родителей больных и здоровых детей.

  3. Детоцентризма (приоритетность интересов ребенка, превращение его в субъект образовательного процесса).



Программы приближены к пониманию, восприятию и доступности для детей с различной тяжестью патологии. Поскольку работа педагога строится в соответствии с индивидуальным планом развития ребенка, который заключается в решении все более сложных учебных и творческих задач, то этапы включения ребенка-инвалида в творческую деятельность проводятся по нарастающей сложности и с необходимым количеством учебного времени для каждого конкретного ребенка.


Основные направления работы объединения:


1. Индивидуальные занятия по декоративно-прикладному творчеству.

2. Игровые развивающие программы, ориентированные на совместные занятия с активом здоровых детей.

3. Традиционный ежегодный фестиваль творчества «Мы все можем», выставки прикладного творчества.

4. Досуговые мероприятия «Я и моя семья»

5. Летний оздоровительный лагерь – организация совместного отдыха детей – инвалидов и здоровых детей.

6. Работа с родителями


Цели и задачи всех трех программ заключаются:


- в создании условий для развития гармоничной, социально значимой личности, способной проявлять себя в творческой жизни;

- содействовать совершенствованию у детей эстетического восприятия мира, а также аккуратности, коммуникабельности, адекватной самооценки и самоконтроля;

- развивать воображение, глазомер, творческое мышление;

- тренировать моторику мелких мышц, умение управлять своими двигательными действиями;

- выявлять, раскрывать и развивать все заложенные в ребенке творческие способности;

- формировать и совершенствовать у детей умения: создавать изображения в соответствии с замыслом с помощью карандаша, ножниц, бумаги, клея;

- формирование художественно-эстетического вкуса, творческое отношение к себе, окружающему миру;

- воспитать настойчивость в преодолении трудностей, достижении


Чем мы занимаемся. «Познаем мир кончиками пальцев» - вязание, бисер. В основе работы лежит развитие мелкой моторики рук, что стимулирует работу мозга. Бумагопластика, бумажная филигрань. В мягкой, ненавязчивой манере происходит знакомство с окружающим миром животных и растений. Сделав своими руками поделку, дети навсегда запоминают образ того или иного животного, цветка, растения.

Кружок декоративно-прикладного искусства способствует развитию воображения. В работе используются возможности бумажной пластики – от изготовления плоскостных изделий до объемных форм. Работа с текстильными материалами дает представление о скрепляющих свойствах нитки и клея. Дети и подростки изготавливают куклы, сочетая свойства различных материалов.

На занятиях кружка дети и подростки не только знакомятся с цветовыми ощущениями, но и учатся навыкам художественной композиции.

Любая активность, самостоятельность, малейшие успехи поддерживаются методами стимулирования и поощрения. Вся учебная деятельность нацелена на поддержание у детей оптимизма и уверенности в своих силах. Девиз занятий: «Ты такой, как все, ты все можешь!». Вместе с тем от воспитанников требуется, чтобы они доводили работу до конца и преодолевали определенные трудности. Занятия помогают воспитывать у детей силу воли, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность за порученное дело.


В чем-то с ними, с особыми детьми, труднее – они больше ленятся, их трудно подвигнуть на труд. Но зато, когда они втягиваются и раскрываются – получается что-то удивительное. Зато уж на занятиях у нас только работа. Нет этих пустых разговоров о материальном достатке, о том, у кого какое платье или кукла Барби, кто какие компьютерные игры знает…. Нет неискренности, когда я вижу, что ученики пытаются подстроиться под те ответы и реакции, которые я жду. Но и требуют они с учителя больше. Больше доброты, искренности, терпения.


Проблем конечно много, ведь система дополнительного образования базируется на обучение «перспективных» детей. Для детей – инвалидов очень мало развивающих и обучающих программ. Очень трудно объяснить, почему педагог не следует жесткому плану и не знает заранее, какую из возможных задач он поставит сегодня. Ведь приходится исходить из физического состояния ребенка, его творческой активности, душевной расположенности на текущий момент.


В нашем объединение можно выделить три группы детей с ограниченными возможностями здоровья:

- дети, которые обучаются в общеобразовательном учреждение – Шурбина Олеся

- дети, которые находятся на домашнем обучении; - Габитова Илсия, Нугуманова Зиля, Салахутдинова Алина, Назмиев Салават

- необучаемые дети – Бихузина Гульнара. Рахматуллина Лейсан


Габитова Ильсия Ринатовна – ребенок – инвалид.


Девочка посещает объединение вот уже 5 лет. За этот период она научилась вышивать, работать с тестом, ознакомилась работать с бумагой, с соломой, росписью на ткани, изучила технику изонити. За время занятий в детском объединении она научилась самостоятельно выбирать сюжеты, составлять композиции, определять цветовую гамму. За этот период обучения девочка выполнила большое количество работ, и они были выставлены на городских выставках.

Ильсия много читает, ходит в Буинский драматический театр, на концерты, в городском краеведческом музее не пропускает ни одну выставку, ходит на концерты, экскурсии, посещает досуговые мероприятия, праздники, проводимые в Центре внешкольной работы. Девочка общительная, веселая, легко приобретает друзей, переписывается, общается по телефону. В этом учебном году поступила на заочное отделение ТИСБИ. В этом учебном году Ильсия занимается квилингом – бумажной филигранью.


А.Г.Суворов сказал: «Необходимо требовать обучать даже необучаемых, умственно неполноценных детей, как врачи лечат даже без малейшей надежды на успех».


В нашем объединении тоже есть необучаемые дети. Для этих детей наше объединение – единственное образовательное учреждение, а педагог – это человек, открывающий перед ними окно в мир творчества.


Если физическое здоровье мало зависит от нас, то эмоциональное состояние, психологическое самочувствие в наших руках. В атмосфере добра и любви у любого человека в процессе становления его как личности появится возможность победить болезнь и преодолеть трудности.


Развитие художественных способностей умственно ограниченных детей особенным образом совершенствует их личность, восприятие, самосознание, интеллект и коммуникативные возможности. Художественное творчество используется и как средство объединения детей с ограниченными способностями и без них, так как здесь важно только наличие дара, через который общность между детьми проявляется быстрее.

Кроме профессиональных качеств педагога выделяются ряд личностных, необходимых для работы с этой категорией детей: отзывчивость, терпеливость, милосердие, самообладание, мудрость, дисциплинированность, стрессоустойчивость. И , что интересно, чувство юмора (возможно, оно помогает справиться с некоторыми ситуациями и, иногда, избежать стресса). Итак, можно сказать, что существует определенный набор профессиональных и личностных качеств, необходимых при работе с детьми-инвалидами и их семьями.

Организация и проведение систематических занятий по декоративно-прикладному творчеству с детьми с ограниченными возможностями направлены не только на изготовление общественно полезных изделий, но и на воспитание у детей чувства прекрасного, понимания красоты в окружающей жизни, формирование потребности в изображении предметов и явлений окружающей действительности. А также на развитие навыков моделирования, макетирования, умения работать с инструментами.

Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями проводится в виде индивидуальных и групповых занятий. При этом следует помнить, что коррекционная работа с детьми не сводится только к развитию отдельных психических процессов, к тренировке тех или иных умений и навыков, она должна быть направлена на коррекцию всей личности.


Для формирования личностной культуры обязательным является изучение не только отдельных психических процессов, но и личностных в целом.

При проведении обследования детей с ограниченными возможностями, занимающиеся в моем объединении, я учитываю следующие показатели:


- эмоциональная реакция ребенка на сам фактор обследования. Волнение – естественная реакция на новую обстановку, на незнакомых людей.


- понимание инструкции и цели задания. Выслушивает ли ребенок инструкцию до конца, делает ли попытки понять ее прежде, чем приступить к работе? Какого типа инструкция понятна детям: устная или устная с наглядным показом?


- характер деятельности. При этом обращаю внимание на наличие и стойкость интереса к заданию, целенаправленность деятельности ребенка, умение доводить дело до конца, на рациональность и адекватность способов действий, на сосредоточенность в процессе работы. Учитываю работоспособность ребенка. Ведь очень важным качеством является наличие самоконтроля, саморегуляции. Одним из главных показателей является возможность использовать помощь. Чем выраженнее эта способность, тем выше обучаемость ребенка. Важно учесть меру и характер оказываемой помощи. Показателем обучаемости является перенос показанного ребенку на аналогичное задание. Необходимость наблюдения за результатом работы. Правильная оценка своей деятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком ситуации.


Исследования влияния декоративно-прикладного творчества на развитие детей с ограниченными возможностями проводятся 2 раза в год: в начале учебного года и в конце. Это необходимо для проведения сравнительного анализа динамики развития личностной культуры (мотивации к виду деятельности, коммуникативности, познавательной активности, самооценке, эстетической потребности, восприимчивости к новому и необычному) в целом.


Результаты исследования указывают на прогресс в развитии личностной культуры во всех ее проявлениях, так как явно видно постепенное улучшение всех ее сторон: мотивации к деятельности, коммуникативности, познавательной активности, самооценки, эстетической потребности, восприимчивости к новизне.

Таким образом, занятия декоративно-прикладным творчеством с детьми с ограниченными возможностями, начиная с младшего школьного возраста, влекут за собой благотворное развитие как личностной, так и творческой и эстетической культуры в целом.


Я считаю, что главное в работе с «особенными» детьми – принятие ценности ребенка самого по себе. Независимо от общественного сознания; его равного права на жизнь, свободу, выбор, индивидуальность независимо от возраста, пола, языка, социального происхождения, физического состояния. Ребенку необходимо осознать свои возможности и определиться: « это я делаю, это я могу», а также принять взрослого человека в саморазвитии и самообразовании. То есть принять ребенка-инвалида как равного себе.


По отношению к детям с ограниченными возможностями перестают действовать традиционные способы решения образовательных задач. У этих детей особые образовательные потребности, поэтому пришло убеждение, что никакие краткосрочные программы не могут принести детям с ограниченными возможностями здоровья необходимой пользы. Приобретение знаний, развитие умственных способностей, воспитание чувств, формирование взаимоотношений требует не большого времени, но и системы в работе.

Сущность воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка – психические, физические, интеллектуальные. Таким образом, у него появляется возможность самостоятельной жизнедеятельности в будущем.


Заключение


Занятия декоративно-прикладным творчеством с детьми с ограниченными возможностями, начиная с младшего школьного возраста, влекут за собой развитию мелкой моторики рук, благотворное развитие как личностной, так и творческой и эстетической культуры в целом.

Разработка совместной комплексной программы психолого-педагогического сопровождения развития, воспитания и дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья - вот мои планы на ближайшую перспективу. Такая программа предоставляет ребенку возможность включать индивидуальные занятия по интересам, реализовывать свои интересы, демонстрировать способности, не боясь неудач. А родители имеют право заниматься в дополнительном объединении вместе с ребенком, участвовать в реализации совместного образовательно-развивающего маршрута своего ребенка, в досуговых мероприятиях, загородных лагерях, заниматься в группах здоровья, практически усваивая основы здоровосбереженья, формируя привычки здорового образа жизни в семье, овладевая валеологическими знаниями и основам их реализации. Это один из реальных путей взаимодействия педагогов учреждения дополнительного образования и семьи по социальному-педагогическому, психолого-валеологическому сопровождению развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.


Важно, чтобы ребенок рос ловким, находчивым, быстрым (в меру своих возможностей), умел преодолевать препятствия. Главное не ранить самолюбие ребенка с ограниченными возможностями, не противопоставлять его другим здоровым детям, давать задание с изменением общей установки, учитывая его возможности. Следить за самочувствием ребенка во время занятий и вне занятий. Следить за утомляемостью, вниманием, работоспособностью.

Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько преподаватель обеспечивает ребенку возможность иметь разнообразные интересы, значимые и волнующие впечатления. Педагог должен не только обеспечивать ребенка информацией, но и следить за тем, чтобы обстоятельства и способ передачи знаний стимулировал его желание учиться. Жизненный опыт играет большую роль в социальном и эмоциональном развитии ребенка. Навыки социального поведения, так же, как и любые другие навыки, требуют обучения.


Немаловажную роль в реабилитации детей-инвалидов играют и сами родители. Им возможно, еще сложнее: надо принять своего ребенка таким, каким он есть, не искать причин и виновников случившегося, не впадать в депрессию. Найти в себе силы жить с таким ребенком, участвовать в его жизни и быть первыми помощниками педагогов и специалистов, работающих с этой категорией детей. Но не полагаться целиком на них. Крайнее беспокойство вызывает тот факт, что большинство родителей занимают иждивенческую позицию, снимая с себя всякую ответственность за социальные перспективы ребенка-инвалида.


Образовательное учреждение, конечно, не в силах перевоспитать родителей и преобразовать семью. Однако педагоги все же могут помочь родителям – в проведении лекций, обучающих семинаров, «круглых столов», привлекая к сотрудничеству медицинских работников, юристов, психологов и т.д.


Список литературы


1. Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 80 с.


2. Дополнительное образование №4 2005г.. №11 – 2006г., №7 – 2007г., №10 – 2003г.


3. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. «Они ждут нашей помощи» М.: педагогика, 1991 – 160 с.


4. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями. Вестник психсоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1997. - №2 – с.51-56.


5.Белая А.Я., Мирясова В.И. Пальчиковые игры (для развития речи дошкольников). Пособие для родителей и педагогов. Москва, 1999.


6.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Москва, 1999.


7. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. Санкт-Петербург,


8. В.В.Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт-Петербург, 1999.


Приложение №1


Определение уровня развития мелкой моторики рук


Тест №1


Для проведения теста необходимы: листок бумаги и карандаш или ручка. Посадите ребенка за стол, положите перед ним листок бумаги и попросите положить руки так, чтобы на нем свободно разместились обе ладони с разведенными пальцами.

После этого обведите кисти рук ребенка карандашом или ручкой. Ребенок конечно же захочет посмотреть, что получилось. Позвольте ему это сделать, но потом попросите снова положить руки на бумагу так, чтобы они совпадали с контурами. После этого объясните суть задания: «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик. Который я покажу. Другие пальцы поднимать не надо» убедившись, что ребенок правильно понял задание, начинайте.


В случайном порядке указывайте ребенку палец, который он должен поднять, прикасаясь к нему карандашом: «Этот пальчик. Теперь этот…» Начинать нужно с правой руки.

Для того, чтобы исключить угадывание, указывать пальцы следует в такой последовательности: 5-1-2-4-3-(1-большой палец, 5-мизинец). Затем испытание проводится на левой руке, потом снова на правой и на левой. Таким образом проба проводится на каждой руке дважды.

При выполнении «нужного» движения указанного пальца, могут появляться «ненужные» движения других пальцев. Это происходит непроизвольно, сам ребенок старается поднимать только один палец.

Эти «лишние» движения называются синкинезиями. Синкинезии возникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого действия включаются ненужные для его выполнения мышцы. Наличие синкинезий – лишних движений других пальцев – отмечают стрелочками (от «нужного» к «ненужному» пальцу).

Результаты теста на развитие мелкой моторики рук обрабатывают следующим образом:

  1. подсчитывают среднее по двум пробам количество синкинезий на каждой руке. Для этого считают количество стрелочек для каждой руки и делят полученное число на 2;

  2. полученные по каждой руке результаты складывают.




Возраст ребенка

Среднее количество синкинезий по двум пробам

6 лет

9

7 лет

6

8 лет

5

9 лет

3



Тест №2


Ребенку предлагают нарисовать по образцу одним движением руки окружность диаметром 3-3,5 см. если кисть развита слабо, ребенок склонен ее фиксировать на плоскости, и не справляется с заданием: рисует вместо круга овал либо окружность значительно меньшего размера или рисует в несколько приемов, периодически передвигая руку. Показателем скованности, фиксированности кисти является преимущественное рисование ребенком очень маленьких предметов.


Тест №3


О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как рисует или закрашивает ребенок. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторки недостаточный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим навыком письма может быть значительным.

Существует тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Исследования профессора М.М.Кольцовой показали, что речевая деятельность детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в возрасте десяти-двенадцати месяцев, она установила, что их речь, образно говоря, находится на кончике пальцев. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни используют один очень простой метод.

Ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три («Сделай вот так»). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев- «говорящие дети», если же пальцы напряжены или, напротив, вялые и сгибаются и разгибаются только вместе, то это – «не говорящие дети». До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, полноценного развития речи добиться не удается.


Похожие:

Реферат «Роль декоративно-прикладного искусства в развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» iconЛичность специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что личность специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями...
Реферат «Роль декоративно-прикладного искусства в развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» iconПояснительная записка Программа кружка декоративно-прикладного творчества «Ворсинка»
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Реферат «Роль декоративно-прикладного искусства в развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» iconОбластная программа развития образования для детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов
План мероприятий по развитию образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области на...
Реферат «Роль декоративно-прикладного искусства в развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» iconГубернатора московской области
Бласти в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и на основании решения Совета по присуждению...
Реферат «Роль декоративно-прикладного искусства в развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» iconЛитература по теме «Основы декоративно-прикладного искусства»
Анри де Моран История Декоративно-Прикладного Искусства, М, Искусство 1982, с. 9
Реферат «Роль декоративно-прикладного искусства в развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» iconОбразовательная интеграция детей с ограниченными возможностями
Рассмотрены основные факторы, препятствующие успешной социализации таких детей и реализации интеграционных технологий. Определены...
Реферат «Роль декоративно-прикладного искусства в развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» iconОсобенности работы социального педагога в учреждениях реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Личность специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностям здоровья
Реферат «Роль декоративно-прикладного искусства в развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» iconМетодическая разработка урока Полежаевой Ларисы Александровны преподавателя декоративно-прикладного искусства и рисования Муниципального образовательного учреждения культуры дополнительного образования детей «Музыкальная школа»
Методическая разработка урока по декоративно-прикладному искусству Полежаевой Л. А. –преподавателя декоративно-прикладного искусства...
Реферат «Роль декоративно-прикладного искусства в развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» iconСпорта и туризма Олимпиада по школьному краеведению 2009
Карпинская Марина Владимировна, главный хранитель му «Музей народного и декоративно-прикладного искусства» г. Липецка, старший преподаватель...
Реферат «Роль декоративно-прикладного искусства в развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» iconДополнительная образовательная программа курса щадящего обучения для детей с ограниченными возможностями студии декоративно-прикладного творчества «Чародейка»
Приложение 1: Уровень усвоения образовательной программы курса щадящего обучения
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница