Tеория и практика профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий




НазваниеTеория и практика профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий
страница1/7
Дата03.11.2012
Размер0.79 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5   6   7


УДК 378.016.026:004.7(574) На правах рукописи


Ильясова Ризвангуль Аршидиновна


Tеория и практика профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий


13.00.08 – Теория и методика профессионального образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук


Республика Казахстан

Туркестан, 2010

Работа выполнена в Международном казахско-турецком университете имени Х.А. Ясави


Научные консультанты: доктор педагогических наук,

профессор Баймуханов Б.Б.


доктор педагогических наук,

профессор Беркимбаев К.М.


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор Нугысова А.Н.

доктор педагогических наук,

профессор Жолдасбекова С.А.


доктор педагогических наук,

профессор Анарбаев К.А.


Ведущая организация Евразийский Национальный

университет имени Л.Н. Гумилева


Защита состоится «___» ______ 20__г. в ___часов на заседании диссертационного совета Д 14.61.35 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук при Международном казахско-турецком университете имени Х.А.Ясави (161200, ЮКО, г.Туркестан, университетский городок, культурный центр, малый зал заседания)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Международного казахско-турецкого университета имени Х.А.Ясави (161200, ЮКО, г.Туркестан, университетский городок, культурный центр)


Автореферат разослан «_____» _________ 20____ г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Мухамеджанов Б.К.

Введение


Актуальность работы. Система образования Республики призвана обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана, и роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в этом отношении невозможно переоценить. Государственная политика информатизации образования, закрепленная в Законе Республики Казахстан «Об образовании» и «Государственной Программе развития образовании Республики Казахстан до 2010 года», стала определяющей в реформировании отечественного образования.

Большая ответственность в решении выше сказанной задачи ложится на плечи учителей. От того, каким будет учитель, во многом зависит и будущее поколение республики.

К настоящему времени проведено ряд исследований, посвященных подготовке студентов педвузов к применению современных информационно-коммуникационных технологий в будущей профессиональной деятельности по различным направлениям. Так, в докторской диссертации Э.И.Кузнецова рассмотрены общеобразовательные и профессиональные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педвузе, при этом, большое внимание уделяется изучению вопроса подготовки учителя информатики. В докторской диссертации М.И.Жалдака наиболее полно раскрыты компоненты профессиональной подготовки учителей математики и информатики. Докторская диссертация Ю.С.Брановского посвящена изучению методической системы обучения предметам в области информатики студентов не физико-математических специальностей в системе многоуровневого педагогического образования. Диссертационное исследование Т.А.Лавиной посвящено вопросам оценки качества программных средств учебного назначения с точки зрения общепрофессиональной подготовки учителей любой специальности. Компьютерной ориентации методической подготовки будущих учителей математики посвящено исследование М.А.Гавриловой. Диссертационное исследование А.А.Джолдасбекова посвящено педагогическим проблемам формирования основ профессионально-компьютерных умений у студентов педвузов на примере материалов подготовки будущих учителей физики, русского языка, музыки .

Одним из ведущих направлений подготовки педагогических кадров к внедрению ИКТ в практику работы школ является научно- исследовательская работа. В Казахстане ведется системная научно-исследовательская работа в области информатизации образования несколькими научными школами Б.Б.Баймуханова, Е.Ы.Бидайбекова, Ж.А.Караева, С.С.Кунанбаевой, Г.К.Нургалиевой и др.

Значительная часть исследований связана с компьютерным обучением и методикой обучения предмету «Информатика и ВТ». Так, научной школой Ж.А.Караева разработана концепция активизации познавательной деятельности учащихся на основе уровневой дифференциации, интегрированная с компьютерной технологией обучения.

Проблема подготовки специалистов совмещенного с информатикой профиля в казахстанских педвузах нашла отражение в работах Е.Ы.Бидайбекова.

В центре внимания научных школ Б.Б.Баймуханова, С.С.Кунанбаевой и других казахстанских ученых находятся проблемы использования ИКТ при изучении предметных областей знаний и различные аспекты профессиональной подготовки студентов в условиях информатизации образования.

Для исследования проблемы профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий большой интерес представляют профессиограмма и квалификационная характеристика учителя, разработанные В.А.Сластениным и его учениками.

В Казахстане проводятся исследования по изучению педагогических возможностей информационно-коммуникационных технологий в образовании.

Осуществлены исследования формирования информационной культуры студентов в условиях дистанционного обучения (Д.М.Джусубалиева); теоретико-методических основ применения и оценки качества электронных ресурсов для обучения информатике в вузе (С.С.Усенов); форм и методов организации дистанционной формы обучения (Ж.М.Тусубаева); методических основ использования сетевых технологий в дистанционном обучении информатике (Г.К.Изтлеуова) .

Многие диссертационные исследования последних лет посвящены проблеме подготовки учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности. Кандидатская диссертация Б.К.Тульбасовой посвящена научному обоснованию дидактических условий подготовки учителей к деятельности по использованию ИКТ в системе повышения квалификации. В работе Г.Г.Бегаришевой определены и научно обоснованы процесс подготовки и повышения квалификации учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности в системе работы методических объединений школ. Диссертационное исследование Р.О.Джереновой посвящено научно теоретическому обоснованию дидактических условий формирования компьютерно- обучающих умений будущего учителя.

В докторской диссертации известного ученого математика-методиста Т.Балыкбаева рассматриваются теоретико-методологические основы информационной модели формирования студенческого коллектива. Исследования ведущего Казахстанского ученого Е.И.Бидайбекова посвящены различным проблемам преподавания информатики в ВУЗе и средних учебных заведениях, а также подготовке учителей средней школы.

Диссертационное исследование К.М.Беркимбаева посвящено теоретико- методическому и практическому обоснованию профессиональной подготовки будущих специалистов- экологов в процессе обучения дисциплин в области информатики и совершенствования его педагогической системы.

Несмотря на большое число психолого-педагогических и методических исследований, посвященных проблемам педагогического образования студентов, проблема профессиональной подготовки будущих учителей к использованию ИКТ в учебном процессе средней школы не получила должного теоретического изучения, что обосновывает актуальность её разработки.

До настоящего времени не ясно, в чем состоит подготовка будущего учителя-предметника к использованию компьютерных средств в преподавании в средней школе для повышения эффективности обучения, какие существуют этапы её развития, уровни её сформированности, какую роль играют в этом психолого-педагогический, методический циклы, педагогическая практика, как выстроить их в целостную систему и т.п.

Таким образом, отчетливо прослеживается противоречие между необходимостью готовить будущего учителя к профессиональному применению информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения предмету в школе и на этой основе повышать эффективность обучения и неразработанностью научно-теоретической и методической основы этой подготовки, в силу этого, недостаточным уровнем подготовки будущих учителей к работе в данном направлении.

Неразработанность данной проблемы в научно-педагогической литературе, с позиции коренных изменений, происшедших в обществе, несовершенство системы профессиональной подготовки будущих учителей к компьютерно- ориентированному преподаванию дисциплины в целостном педагогическом процессе, указывают на актуальность данной проблемы и определяют выбор темы исследования: «Теория и практика профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий ».

Эти обстоятельства определили проблему исследования, которая заключается в определении научно-теоретических и методологических основ применения информационно-коммуникационных технологий обучения, раскрывающих конкретные пути профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий, и на этой основе выяснении, при каких педагогических условиях обучение студентов в вузе обеспечивает эффективность их профессиональной подготовки.

Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование и разработка дидактической системы и технологии профессиональной подготовки будущих учителей к использованию ИКТ.

Объект исследования: профессиональная подготовка будущих учителей в вузе.

Предмет исследования: процесс профессиональной подготовки будущих учителей к использованию ИКТ в условиях вуза.

Гипотеза исследования: если разработать систему непрерывной компьютерно-ориентированной подготовки студентов к использованию информационно-коммуникационных технологий, которая включает концепцию, модель, дидактические условия, технологию поэтапной профессиональной подготовки будущих учителей к использованию ИКТ, то это позволит повысить качество профессиональной подготовки будущих учителей, так как будет способствовать формированию у будущих учителей ориентации на использование ИКТ в педагогической деятельности, развивать у них потребность в совершенствовании технологии обучения школьников и заложит научно-методические основы и постоянное стремление к непрерывному образованию.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования для доказательства выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования:

  1. Определить теоретико-методологические основы профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий.

  2. Разработать концепцию профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе школы.

  3. Разработать модель профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий и обосновать аспекты ее реализации.

  4. Выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективность профессиональной подготовки будущих учителей к использованию ИКТ, в целостном педагогическом процессе вуза.

  5. Теоретически обосновать и разработать дидактическую систему профессиональной подготовки будущих учителей к применению информационно-коммуникационных технологий в условиях образовательной среды вуза.

  6. Разработать технологию поэтапной профессиональной подготовки будущих учителей к использованию ИКТ и проверить её эффективность в опытно-экспериментальной работе.

Ведущая идея – успешная профессиональная подготовка будущих учителей в условиях информатизации системы образования, которая постоянно совершенствуется в соответствии с развитием техники и технологий, возможна в случае профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения в вузе.

Теоретико-методологической основой данного исследования явились философские концепции, раскрывающие сущность понятий «система», «системный подход», теория поэтапного формирования умственной деятельности, дидактические закономерности и принципы обучения, педагогические основы совершенствования содержания образования, основные положения профессионально-деятельностного, целостного и прогностического подходов к формированию личности специалиста, психологическая теория поэтапного формирования умственных действий, общедидактическая теория обучения, а также государственные постановления в области образования (Закон «Об образовании» Республики Казахстан), «Концепция информатизации образования Республики Казахстан». Процесс подготовки студентов в вузе к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности мы рассматривали, исходя из концепции целостного и системного подхода.

Источники исследования: труды философов, социологов, психологов, педагогов, учителей- предметников, информатиков, методистов по проблемам формирования профессиональной готовности учителя; официальные материалы и документы (Конституция, Закон «Об образовании», Закон РК «О высшем образовании», Концепция средней общеобразовательной школы Республики Казахстан, Концепция информатизации образования); нормативные документы (стандарты среднего образования, отчеты и другие) Министерства образования Республики Казахстан по проблемам образования; учебники, учебные пособия, учебные планы, программы педагогических вузов, школ, опыт учителей средних школ по использованию средств информационно-коммуникационных технологий, опыт профессорско-преподавательского состава по профессиональной подготовке будущих учителей к использованию компьютерных средств обучения, а также многолетний педагогический и исследовательский опыт самого диссертанта.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ научной и учебно-методической литературы, системный анализ методических публикаций и переработка излагаемой информации с помощью гипотез и аналогий, сравнений и гипотизации, анализа и синтеза, моделирования и мысленного эксперимента, диагностические методы с целью изучения формирования сложных многоаспектных ценностных свойств личности, выделение критериев формирования диагностируемого качества – системные критерии, характеризующие степень сформированности комплекса свойств личности в целом, и функциональные критерии, раскрывающие сформированность отдельных компонентов в структуре целостного психологического образования, изучение опыта работы учителей и студентов; методы наблюдения, анкетирование, интервьюирование, самооценка, статистическая обработка результатов. Ведущим методом проверки достоверности научных данных явилась опытно-экспериментальная работа.

Этапы и процедуры исследования. Исследование проводится с 2000года и продолжалось по 2009год. В проведении исследования мы выделяем три этапа.

На первом этапе исследования (2000-2001 гг.) перед нами стояла задача осмыслить и сформулировать научную проблему, уточнить представление о предмете исследования. В этот период изучались литературные источники, и анализировалось состояние проблемы подготовки студентов к использованию компьютерных средств в профессиональной деятельности; разрабатывались исходные теоретические позиции и гипотезы исследования. В это же время было начато проведение констатирующего эксперимента. Полученные в его ходе данные позволили определить объект, предмет, цели и задачи исследования, выдвинуть гипотезу, наметить программу опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе исследования (2002-2005 гг.) на основе анализа учебных программ, учебников и учебных пособий, содержания курса методики преподавания математики, физики и информатики в педвузах определялись возможности целенаправленной подготовки студентов к исследуемой профессиональной подготовке. На этом этапе изучался педагогический опыт преподавателей педвузов Республики Казахстан по подготовке студентов к использованию средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Этот этап включал в себя осуществление непосредственной работы по внедрению разработанной дидактической системы, сопровождаемой последующей коррекцией и анализом полученных результатов.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Tеория и практика профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий iconХимия
Формирование готовности будущих учителей химии к применению информационно-коммуникационных технологий в обучении химии
Tеория и практика профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий iconИнструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе
Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования – процесс совершенствования...
Tеория и практика профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий iconИнструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе
Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования – процесс совершенствования...
Tеория и практика профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий iconИнструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе
Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования – процесс совершенствования...
Tеория и практика профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий iconРабочая программа по дисциплине (Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе)
Мировать у будущих учителей систему знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных техно­логий...
Tеория и практика профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий icon«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории»
Институт повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования
Tеория и практика профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий iconМетодические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в организации проектной деятельности на уроках физической культуры
Учебно-методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в организации проектной деятельности...
Tеория и практика профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий iconИспользование информационно-коммуникационных технологий в преподавании предметов в моу рассказовской и Платоновской сош
Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения информационно-коммуникационных...
Tеория и практика профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий iconЗакон об информатизации (2007), Концепция интеграции науки и образования Республики Казахстан (2003), Государственная программа формирования «электронного правительства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы (2004), Закон Республики Казахстан «О науке»
Однако практически нет исследований системно, с единых позиций охватывающих основные компоненты профессиональной подготовки будущих...
Tеория и практика профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий iconФормирование готовности студентов к использованию здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности ( на примере подготовки учителей начальных классов )
Фгбоу впо «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница