Методические рекомендации «На пути к инклюзивному образованию в доу» Составители: Гребнева Л. Е, методист гимц; Никитина О. М., заведующая мбдоу «Детский сад №33»




НазваниеМетодические рекомендации «На пути к инклюзивному образованию в доу» Составители: Гребнева Л. Е, методист гимц; Никитина О. М., заведующая мбдоу «Детский сад №33»
Дата03.11.2012
Размер69.8 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Управление образования администрации г. Владимира

Городской информационно-методический центр

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Владимира «Детский сад № 33 комбинированного вида»


В методическую копилку руководителя

дошкольного образовательного учреждения.


Методические рекомендации

«На пути к инклюзивному образованию в ДОУ»


Составители:

Гребнева Л.Е , методист ГИМЦ;

Никитина О.М., заведующая

МБДОУ «Детский сад №33»;

Хорошева Е.В., старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 33».


г. Владимир,

2012


Глоссарий

Специальное образование – обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях по специальным программам и специальным методикам.

Интеграция - обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) классах при образовательных учреждениях общего типа, с последующим включением в социум.

Инклюзия - воспитание и обучение ребёнка с особыми образовательными потребностями, совместно с нормально развивающимися детьми при обязательной коррекционной поддержке ребёнка отклонениями в развитии.

Инклюзивное образование - это обучение разных детей в одной группе при :

  • вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям;

  • удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий и необходимой педагогической поддержки.

Ограничение возможностей здоровья - любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущее полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах.

Специальные условия образования:

  • специальные программы и методы обучения, дидактические и технические средства обучения, средства коммуникации и связи;

  • адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья;

  • наличие педагогических, психолого-педагогических, медицинских и иных услуг, обеспечивающих адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности.

Ранняя помощь - семейно-ориентированная комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям младенческого и раннего возраста, у которых выявлены нарушения в развитии различных функций либо отклонения от них, а также риски их возникновения в более старшем возрасте и находящихся в кризисных ситуациях семьям, воспитывающим таких детей.


В Национальной образовательной инициативе « Наша новая школа» одним из приоритетных направлений является обеспечение для каждого ребенка индивидуального подхода, минимизирующего риски для здоровья в процессе обучения.

«Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов… Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени». «Включающее образование – это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется борьба».

Д.А. Медведев

Международные правовые акты:

  • Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями -1994 год;

  • Даккарская рамочная концепция действий по развитию образования – 2000 год;

  • Конвенция ООН о правах инвалидов – 2006 год.


Российское законодательство:

  • Конституция РФ;

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

  • «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» - Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р;

  • Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».


Приказы Министерства образования и науки РФ:

  • от 14 .08.2009 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики работников образования»;

  • от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»


Письма Министерства образования и науки РФ:

  • от 16.04.2001 № 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)»;

  • от 16.01.2001 № 03-51ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях»;

  • от 18.04.2008 № АФ -150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».



Основная цель ДОУ в процессе становления инклюзивной практики - обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с различными образовательными потребностями.

Принципы построения инклюзивного образования:

  • индивидуальный подход;

  • поддержка самостоятельной активности ребенка (индивидуализация;

  • социальное взаимодействие;

  • междисциплинарный подход;

  • вариативность;

  • партнерское взаимодействие с семьей;

  • динамическое развитие образовательной модели детского сада.



Обязательные процедуры перехода на инклюзивную модель педагогической деятельности ДОУ:

  • принятие решения о переходе на инклюзивную модель педагогической практики

( приказ учредителя, положение)

  • осознание ценностей инклюзивной модели образования всеми участниками образовательного процесса;

  • постановка целей;

  • анализ условий;

  • подбор и создание средств и методов;

  • оценка результатов;

  • коррекция деятельности.


Модель дошкольного инклюзивного образовательного учреждения:

  • научно-методический совет ДОУ;

  • ПМП(к) ДОУ;

  • педагогический коллектив инклюзивной группы/групп/структурных подразделений;

  • родители, Родительский комитет;

  • Попечительский совет.


Структурные подразделения дошкольного образовательного учреждения, осуществляющее инклюзивное образование:

  • Инклюзивная дошкольная группа в режиме полного дня;

  • Центр игровой поддержки развития (ЦИПР);

  • Консультативный пункт (КП);

  • Лекотека,

  • Служба ранней помощи (СРП);

  • Группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» и др. .



Педагогические технологии инклюзивного образования направлены на развитие компетентностей в различных видах детской деятельности:

  • Обучение в сотрудничестве на основе организации работы в малых смешанных группах;

  • Индивидуальная программа обучения (ИПО);

  • Компетентный подход и инклюзивное образование.


Формы работы с детьми

(из опыта работы педагогов МБДОУ «Детский сад №33»):

  • Совместное проведение развлечений, праздников - 1 раз в квартал;

  • Театральная неделя – совместные постановки – 1 раз в год ( март);

  • Совместные игры : День игры -2 раза в год;

проект «Гости» – 1 раз в квартал;

  • Кружковые занятия (1 раз в неделю);

  • Совместные экскурсии для детей подготовительной и специальной (коррекционной) групп – по плану воспитателей и социального педагога (не менее 2 в год – в сопровождении родителей детей с ОВЗ 3-4 года обучения).

  • Совместные комплексные тематические занятия узких специалистов (педагога-психолога, социального педагога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога дополнительного образования (хореографа) – 1 раз в квартал).



Список литературы:

  • Инклюзивное образование: ключевые понятия / сост. Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. – М.; Владимир : Транзит-ИКС, 2009.

  • Инклюзивное образование: право, принципы. Практика / сост. Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. – М.; Владимир : Транзит-ИКС, 2009.

  • Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Под редакцией Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

  • Инклюзивное профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Сборник материалов междисциплинарной конференции. М.; ФИРО, 2010.

  • Авторы-составители: Комарова Е.С., Панкратова Г.Н. Справочник по дошкольному образованию. – 2 издание. М..; «Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

  • Информационный сборник по вопросам опеки и попечительства. Владимир, ГИМЦ, 2009

  • А.В. Голубева. Социальная защита детей-инвалидов и их родителей. Владимир, ; Транзит-ИКС, 2001

  • В. Бариев, В. Корнеев. Реабилитация и образование особого ребенка. Часть 1. Центр лечебной педагогики, 2003

  • В. Бациев, Р. Диенштейн, В. Корнеев, И. Ларикова. Реабилитация и образование особого ребенка. Часть 2. Центр лечебной педагогики, 2003

Похожие:

Методические рекомендации «На пути к инклюзивному образованию в доу» Составители: Гребнева Л. Е, методист гимц; Никитина О. М., заведующая мбдоу «Детский сад №33» iconДоклад мбдоу детского сада №17 «Ласточка»
Полное название учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 «Ласточка». Краткое название:...
Методические рекомендации «На пути к инклюзивному образованию в доу» Составители: Гребнева Л. Е, методист гимц; Никитина О. М., заведующая мбдоу «Детский сад №33» icon«Юный пешеход» автор: воспитатель мбдоу «Детский сад №159» г. Чебоксары Яковлева Р. В
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №159»комбинированного вида города Чебоксары Чувашской...
Методические рекомендации «На пути к инклюзивному образованию в доу» Составители: Гребнева Л. Е, методист гимц; Никитина О. М., заведующая мбдоу «Детский сад №33» iconОсновная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «детский сад комбинированного вида №179»
Образовательная программа доу. Методические рекомендации к разработке. Спб., 2005. стр
Методические рекомендации «На пути к инклюзивному образованию в доу» Составители: Гребнева Л. Е, методист гимц; Никитина О. М., заведующая мбдоу «Детский сад №33» iconПубличный отчет мбдоу дс «Родничок» за 2011 г
«Детский сад комбинированного вида «Родничок» зарегистрировано в качестве юридического лица 21. 12. 2002 года (Свидетельство №005107636),...
Методические рекомендации «На пути к инклюзивному образованию в доу» Составители: Гребнева Л. Е, методист гимц; Никитина О. М., заведующая мбдоу «Детский сад №33» iconДоклад о деятельности мбдоу
Публичный доклад о деятельности мбдоу «Центр развития ребёнка детский сад №29 г. Владивостока»
Методические рекомендации «На пути к инклюзивному образованию в доу» Составители: Гребнева Л. Е, методист гимц; Никитина О. М., заведующая мбдоу «Детский сад №33» iconДоклад о деятельности мбдоу «Детский сад №2 комбинированного вида Владивостока»
Публичный доклад о деятельности мбдоу «Детский сад №2 комбинированного вида Владивостока»
Методические рекомендации «На пути к инклюзивному образованию в доу» Составители: Гребнева Л. Е, методист гимц; Никитина О. М., заведующая мбдоу «Детский сад №33» iconПлан мероприятий, проводимых мбдоу мо г. Краснодар «Центр детский сад №115» в рамках месячника оборонно массовой и военно патриотической работы >19. 01. 22. 02. 2012 г. Цели и задачи
Мбдоу мо г. Краснодар «Центр детский сад №115» в рамках месячника оборонно – массовой и военно – патриотической работы
Методические рекомендации «На пути к инклюзивному образованию в доу» Составители: Гребнева Л. Е, методист гимц; Никитина О. М., заведующая мбдоу «Детский сад №33» iconПубличный доклад о деятельности мбдоу «Центр развития ребенка – детский сад №156 г. Владивостока»

Методические рекомендации «На пути к инклюзивному образованию в доу» Составители: Гребнева Л. Е, методист гимц; Никитина О. М., заведующая мбдоу «Детский сад №33» iconМбдоу «Детский сад №3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно эстетическому развитию детей»
Мбдоу «Детский сад №3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию...
Методические рекомендации «На пути к инклюзивному образованию в доу» Составители: Гребнева Л. Е, методист гимц; Никитина О. М., заведующая мбдоу «Детский сад №33» iconИз опыта работы учителя-логопеда мбдоу мо г. Краснодар «Центр – детский сад №131» Храмченко Инны Александровны

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница