Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-8 классы для классов с глубокой степенью умственной отсталости




Скачать 259.65 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-8 классы для классов с глубокой степенью умственной отсталости
страница1/3
Дата03.11.2012
Размер259.65 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3
Русский язык.

1-9 классы

( классы для детей с умеренной степенью умственной отсталости)

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-8 классы для классов с глубокой степенью умственной отсталости, под редакцией А. Р. Малера, программы для подготовительного, 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред В.В.Воронковой.

Обучение грамоте в специальной (коррекционной) школе VIII вида осуществляется на основе звукового аналитико-синтетического метода. Материалом для обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры слова, предложения и короткие тексты. Порядок изучения звуков, букв и слоговых структур иной, чем в массовой школе. Он является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, т. к. учитывает особенности их мыслительной деятельности.

При обучению письму важно научить детей правильному начертанию букв, соединению их в слоги и слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко - буквенный анализ, предварительную условно- графическую запись и составление слогов, слов из букв.

Большое внимание на уроках по обучению грамоте уделяется активизации и развитию правильной речи учащихся. В работе с картинками и в составлении предложений учитель способствует накоплению активного и пассивного словаря учащихся, уточнению смыслового значения слов. На каждом этапе работы учитель должен учитывать необходимость сочетания элементов игры с обучением, строгой дозировки материала и обязательного повторения пройденного путём большого количества разнообразных упражнений для закрепления знаний и навыков, так как навыки у этих детей крайне неустойчивы. Глубоко отсталые дети тренируются в умении списывать небольшие письменные и печатные тексты, им объясняют отдельные правила правописания (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, написания имён собственных), их учат писать зрительные и слуховые диктанты. Навыки грамоты закрепляются на таких жизненно важных заданиях, как написание своего имени, школьного и домашнего адреса. Воспитанников с умеренной степенью умственной отсталости учат писать по образцу адрес на конверте, поздравительные открытки, читать вывески, афиши и т. п.

К старшим классам обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи, между изучением нового материала основываясь на раннее изученный. Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников. Овладение пусть даже небольшими знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных, навыков, которые способствуют умственному и речевому развитию.

Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение этих тем направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке), подбор родственных слов. Части речи изучаются в том объёме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи - обогащение и активизация словаря, формирование навыков грамотного письма. Большое значение уделяется изучение теме: «Предложение», что позволяет одновременно закрепить орфографические и пунктуационные навыки.

Подбирая разнообразные методы, приёмы, виды работы, составляя отдельные упражнения, учитель должен помнить о том, что общее психическое развитие и коррекция отдельных сторон психики каждого ученика в значительной мере определяются способами специального педагогического воздействия.

1 класс. (102ч; 3ч в неделю).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

- название предметов их ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов и на картинках;

- названия основных цветов, форму и размер предметов;

Учащиеся должны уметь:

Правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, спросить разрешения выйти из класса.

Пользоваться тетрадью, правильно держать ручку, владеть орнаментным рисованием в тетради, писать элементы букв, соблюдая строчку, строчные и прописные буквы.

Различать звуки на слух.

Примерная тематика:

Добукварный период.

Привитие учащимся навыков учебной деятельности:

Умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании, что-то сказать, просить разрешение выйти из класса.

Специальная подготовка к обучению письму.

Привитие навыков правильно сидеть за партой во время письма. Правильно располагать на парте тетрадь и пользоваться карандашом.

Развитие движений кисти и пальцев рук. Обведение карандашом простейших фигур по трафаретам, закраска и штриховка их, рисование прямых линий и несложных предметов. Письмо основных элементов букв.

Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся.

Различение наиболее распространённых цветов: чёрного, белого, красного, синего, зелёного и жёлтого.

Соотнесение натурального объекта с его графическим изображением. Последующее словесное обозначение. Выработка у учащихся умения показывать и называть изображение предметов в последовательном порядке

( слева на право, в горизонтальном положении).

Букварный период.

Звук и буква. Изучение звуков и букв: А, У, О, М, С, Х.

Умение правильно и отчётливо произносить изучаемые звуки, различать их. Образование из усвоенных звуков, букв, слов (ау, уа), слогов, (ам, ум, ма, му, ом, мо). Умение читать их с помощью учителя. Письмо элементов и целой буквы карандашом и чернилами при прохождении букваря (обводка и по образцу, данному учителем). Усвоение рукописного написание маленьких и заглавных букв: А, У, О, М, С, Х. Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов (ма-ма, са-ма, о-са, у-ха, у-хо, су-хо, му-ха).

Повторение изученного материала за год.


Рекомендуемая литература: Федеральный комплект учебников.

Букварь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида (для детей с нарушениями интеллекта) 3-е издание.

В.В.Воронкова И. В. Коломыткина. Москва 1997.

Пропись №1 (учимся писать буквы) М.М. Безруких.

Москва « Просвещение» 1995г.


2класс. (102ч; 3ч в неделю).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Писать новые строчные и прописные буквы. Списывать с классной доски и букваря слов, состоящих из двух слогов. Писать по образцу слоги и слова с пройденными буквами. Составлять из разрезной азбуки закрытые и открытые трехбуквенные слоги и слова с последующей записью.

Примерная тематика:

Повторение.

Закрепление пройденных в первом классе звуков и букв: А, У, О, М, С, Х.

Изучение новых звуков и букв: Ш, Л, Ы, Н, Р, К, П, Т, И, З, В, Ж, Б.

Усвоение начертание новых строчных и прописных букв.

Письмо по образцу слогов и слов с пройденными буквами: аш, ош, су-шу, Ма-ша, Са-ша, шум. Списывание с классной доски и букваря слов, состоящих из двух слогов. Составление из разрезной азбуки закрытых и открытых трёх буквенных слогов с последующей записью.

Слово.

Слово. Слог как часть слова. Звуковой и слоговой анализ слов.

Повторение изученного материала за год.


Рекомендуемая литература: Федеральный комплект учебников.

Букварь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида ( для детей с нарушениями интеллекта) 3-е издание.

В.В.Воронкова И. В. Коломыткина. Москва 1997.

Пропись №2 (учимся писать буквы) М.М. Безруких.

Москва « Просвещение» 1995г.


3 класс. (102ч; 3ч в неделю).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Писать новые строчные и прописные буквы. Уметь соотносить рукописные и печатные буквы. Писать слова и короткие предложения, составленные из разрезной азбуки. Списывать с классной доски, с прописей и учебника разнообразные многосложные слова и предложения, состоящих из двух слов.

Примерная тематика:

Повторение.

Закрепление навыков и знаний, полученных в первом и втором классе.

Изучение новых звуков и букв: Г, Д, Й, Ь, Е, Я, Ю, Е, Ц, Ч, Щ, Ф, Ъ.

Усвоение и написание новых строчных и прописных букв. Тренировка в рукописном начертании изученных букв (на доске и в тетради по двум линейкам с редкой наклонной разлиновкой).

Упражнения на соотнесение рукописных и печатных букв.

Слово.

Слово. Слог как часть слова. Звуковой и слоговой анализ слов. Работа с деформированными словами: дополнение одной пропущенной буквы в односложных – двух сложных словах с опорой на наглядность.

Предложение.

Знакомство с предложением. Выделение из текста предложений. Деление предложения на слова. Списывание с классной доски, с прописей, и учебника разнообразных, многосложных слов и предложений. состоящих из двух слов. Письмо слов и коротких предложений, составленных из разрезной азбуки. Чтение записанных слов и предложений.

Повторение изученного материала за год.


Рекомендуемая литература: Федеральный комплект учебников.

Букварь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида (для детей с нарушениями интеллекта) 3-е издание.

В.В.Воронкова И. В. Коломыткина. Москва 1997.

Пропись №1, №2 (учимся писать буквы) М.М. Безруких.

Москва « Просвещение» 1995г.

Письмо. Учебник для 1 класса четырёхлетней начальной школы. В. Г. Горецкий, В.А. Кмрюшкин, А.Ф. Шанько. Москва 1995.

4 класс. (136ч; 4 ч в неделю).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Писать прописные буквы на доске и в тетрадях по двум линейкам с редкой наклонной разлиновкой. Выполнять письменные упражнения по инструкции. Списывать с рукописного и печатного текста. Писать под диктовку двухсложные слова, произношение которых не расходятся с написанием. Составлять подписи под картинками из букв разрезной азбуки с последующим списыванием слов. Определять слова , отвечающие на вопрос «Кто это?», «Что это?».

Примерная тематика:

Повторение.

Письмо прописных букв на доске и в тетрадях по двум линейкам с редкой наклонной разлиновкой. Совершенствование техники письма: выполнение письменных упражнений по инструкции. Упражнения в списывании с рукописного и печатного текста.

Слово.

Слово. Слог как часть слова. Звуковой и слоговой анализ слов. Письмо под диктовку двухсложных слов, произношение которых не расходится с написанием. Практические упражнения со словами, отвечающими на вопросы: « Кто это?» и « Что это?», « Что делает?». Восстановление нарушенного порядка слов. Составление подписей под картинками из букв разрезной азбуки с последующим списыванием слов.


Предложение.

Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения. Фамилии и имена людей, клички животных пишутся с большой буквы.

Повторение пройденного материала за год.


Рекомендуемая литература:

Федеральный комплект учебников. Русский язык. Учебник для 2 класса

специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В.В. Воронкова. Москва 2003.


5 класс(136ч; 4 ч в неделю).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Составлять и списывать слова и предложения из разрезной азбуки. Списывание слов и распространение предложений с доски, книги и таблиц. Чтение написанного.Различать твердые и мягкие согласные. Различать И , Й. Писать под диктовку двухсложные и трехсложные слова, произношение которых не расходятся с написанием. Выполнять письменные упражнения по инструкции. Определять слова , отвечающие на вопрос «Кто это?», «Что это?», «Что делает?»


Примерная тематика:

Повторение.

Звуки и буквы. А, О, У, Ы, Э, И, Е, Ё, Ю, Я. П, С, К, В, Р, Н. З, М, Д, Т, Б, Г. Л, Ш, Ч, Ф, Х, Ж. Ц, Щ, Й. Ь,Ъ. Соотнесение звука и буквы, различение звуков и букв. Алфавит. Порядок букв в русской азбуке. Составление подписей под картинками из букв разрезной азбуки с последующим списыванием слов.

Звуки и буквы.

Звуки гласные и согласные, их различение.

Согласные звонкие и глухие, свистящие и шипящие, р-л, аффрикаты, их различение.

Согласные твёрдые и мягкие, их различение.

Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ё, ю, я.

Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.

Слова с буквами и и й, их различение.

Слово.

Практические упражнения со словами, отвечающими на вопросы:

« Кто это?» и « Что это?», « Что делает?».

Большая буква в именах и фамилиях людей. Большая буква в кличках животных.

Знакомство с предлогом как отдельным словом. Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).

Предложение.

Практическое знакомство с построением простого предложения.

Большая буква в начале предложения и точка в конце.

Составление простых нераспространённых предложений на основе демонстрируемых действий, по картинкам, по вопросам учителя, по опорным словам.

Повторение пройденного материала за год.


Связная речь.

Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и вопросам.

Описание предмета по коллективно составленному плану в виде вопросов (под руководством учителя).


Рекомендуемая литература:

Федеральный комплект учебников. Русский язык. Учебник для 2 класса

специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В.В. Воронкова. Москва 2003.


6 класс. (136ч; 4 ч в неделю).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Списывать с рукописного и печатного текста (сплошное и со вставкой пропущенных букв и слогов с опорой на наглядность). Писать под диктовку слова и простые по структуре предложения из двух- трёх слов, написание которых не расходится с произношением. Найти в тексте или придумать предложение на заданную тему, по опорным словам, картинке, вопросам, с последующей записью. Уметь закончить предложение или дополнить его по одному - двум вопросам Что? Чем? Когда? Где? Правильно писать сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Восстанавливать по инструкции нарушенный порядок слов в предложении.

Примерная тематика:

Повторение.

Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения. Выделение предложений из речи и текста. Составление предложений по вопросу, картинке, опорным словам.

Звуки и буквы.

Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов.

Гласные и согласные звуки.

Гласные звуки е, ё, и, э, ю, я в начале слова и после гласных.

Ударение в слове.

Слог. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги (под руководством учителя).

Твёрдые и мягкие согласные. Различение твёрдых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и е, ё, ю, я.

Мягкий знак. Мягкий знак на конце и в середине слова.

Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими.

Правописание – жи- ши, -ча-ща, -чу-щу.

Парные звонкие и глухие согласные.

Дифференциация свистящих и шипящих (с-ш, з-ж).

Слово.

Различение основных категорий слов (название предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Практические упражнения со словами, отвечающими на вопросы: «кто это?», «что это?», «что делает?».

  1   2   3

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-8 классы для классов с глубокой степенью умственной отсталости iconПояснительная записка к учебному плану
Москвы №2-30-1239 от 24 августа 2009 года «О примерных учебных планах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-8 классы для классов с глубокой степенью умственной отсталости iconПояснительная записка программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учрежедний VIII вида плдготовительный, I -iv классы
Программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учрежедний VIII вида плдготовительный, I –iv...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-8 классы для классов с глубокой степенью умственной отсталости iconПрограмма факультативного курса «музыка»
В специальных ( коррекционных ) образовательных учреждениях VIII вида для обучающихся 7 – 9 классов / для детей с умеренной степенью...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-8 классы для классов с глубокой степенью умственной отсталости iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида ( 5-9 классы) под ред В. В. Воронковой, авторской программы Л. А. Поздиной «Художественная обработка швейных изделий»
В. В. Воронковой, авторской программы Л. А. Поздиной «Художественная обработка швейных изделий»
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-8 классы для классов с глубокой степенью умственной отсталости iconПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В. В. Воронковой; 4-е издание. М.: Просвещение, 2006. 192 с. Оглавление подготовительный класс пояснительная записка
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-8 классы для классов с глубокой степенью умственной отсталости iconРабочая программа по математике 6 класс (коррекционный)
Рабочая программа составлена на основе Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-8 классы для классов с глубокой степенью умственной отсталости iconПояснительная записка Программа по швейному делу составлена на основе учебных программ и методических материалов «Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида»
Программа по швейному делу составлена на основе учебных программ и методических материалов «Новая модель обучения в специальных (коррекционных)...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-8 классы для классов с глубокой степенью умственной отсталости iconПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов. Принципы составления расписания занятий первой и второй половины дня
Государственного образовательного учреждения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №991
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-8 классы для классов с глубокой степенью умственной отсталости iconПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов. Принципы составления расписания занятий первой и второй половины дня
Государственного образовательного учреждения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №991
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-8 классы для классов с глубокой степенью умственной отсталости iconПрохорова О. А. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб. 1
Перечень рабочих программ мб с(К) №5 VIII вида по предметам учебного плана на 2011-2012 уч год
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница