Методические рекомендации по выполнению контрольной работы и контрольные вопросы по курсу для студентов заочного отделения факультета культурологии




Скачать 148.54 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы и контрольные вопросы по курсу для студентов заочного отделения факультета культурологии
Дата03.11.2012
Размер148.54 Kb.
ТипМетодические рекомендации


ФГБОУ ВПО «Пермский государственный институт

искусства и культуры»


Кафедра литературы и русского языка


Русский язык и

культура речи


Методические рекомендации по выполнению контрольной работы
и контрольные вопросы по курсу для студентов заочного отделения


факультета культурологии


Пермь 2012


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Курс «Русский язык и культура речи» изучается студентами заочного отделения на 1 курсе. Введение данного курса обусловлено необходимостью повышения уровня практического владения современным русским литературным языком в разных сферах его функционирования, в письменной и устной его формах, а также расширения общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка.

Задачи курса состоят в следующем:

  • овладение теоретическими знаниями в области культуры речи;

  • формирование практических умений и навыков по темам курса.

Курс «Русский язык и культура речи» включает 4 раздела:

  • Теоретический (вопросы теории языка)

  • Функциональные стили современного русского языка

  • Культура речи

  • Трудные случаи орфографии и пунктуации


Данное пособие содержит материалы для изучения 3-х разделов курса:
1) Трудные случаи орфографии и пунктуации; 2) Культура речи;
3) Функциональные стили современного русского языка. Контрольная работа, задания к которой даны ниже, должна состоять из трех частей соответственно. Кроме того, работа должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым к данному жанру: иметь титульный лист, должным образом оформленный список использованной литературы и т.д.


I. Трудные случаи орфографии и пунктуации


  1. Повторить теоретический материал по орфографическим и пунктуационным темам.

  2. Выполнить контрольный тест


Студент, выбирая тот или иной вариант ответа, должен уметь обосновать свой выбор (т.е. знать правила, касающиеся той или иной орфограммы или пунктограммы).


1-13. Укажите, в каких словах (словосочетаниях) допущены ошибки.

1. Правописание проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова.

1. бичевка 4. разравнять

2. панегирик 5. попловок

3. скачок


2. Правописание сомнительных и непроизносимых согласных.

  1. сороконошка 4. надкосница

  2. предприятия 5. искустный

  3. бомбежка


3. Правописание удвоенных согласных.

1. брюзжащий 4. рассовый

2. имигрант 5. бацилла

3. колонка


4. Правописание приставок.

1. предимпрессионистский 4. проязык

2. ультромодный 5. призент

3. преферанс


5. Правописание гласных после шипящих.

1. прожег куртку 4. индюшёнок

2. орошон 5. пуншевый

3. любоваться древним городищем


6. Правописание гласных после Ц.

1. опыты Капицы 4. цёкотуха

2. озерце 5. цитата

3. лупцевать


7. Правописание Ь и Ъ.

1. адьютант 4. киньте

2. двухъядерный 5. третъегодичный

3. раздаться


8. Правописание Н и НН в разных частях речи.

1. обветреный 4. тонкотканный

2. закованный 5. развешанные ковры

3. меченый атом


9. Правописание НЕ с разными частями речи. Различение частиц НЕ и НИ.

1.отнюдь не успех 4. абсолютно необитаемы для человека

2. актер недорабатывает 5. невидимые глазом звезды

в творческом процессе

3. когда бы то ни было


10. Слитное и раздельное правописание наречий.

1. наизнанку 4. брови в разлет

2. запанибрата 5. пальто в накидку

3. вотместку


11. Правописание наречий, наречных выражений, сложных слов.

1. древне-египетский 4. выглядеть по-будничному

2. быстро сохнущий на солнце 5. пришла таки

3. пол чайной ложки


12. Правописание суффиксов и окончаний разных частей речи.

1. заведывать 4. состояньице

2. выспятся 5. ножнички

3. опостылевший


13. Правописание союзов и предлогов.

1. не судите меня по тому, 4. я полагал так же застать его у вас

что я делаю 5. ввиду недостатка времени

2. природе надо, что бы ее любили

3. в заключении студенты

поблагодарили руководителя


14-19. Укажите, в каких предложениях неправильно поставлены знаки препинания.


14. 1. Расстаться с надеждой – значит расстаться и с жизнью.

2. Налево от моста уходила к старинному парку тихая зеленая заводь.

3. Стук ставни и завывание ветра заставляли бледнеть мужчин и женщин, и детей.

4. Белая сухая пыль начинала дымить под холмами.

5. Ты про это, наверно, слышал да сказать не хочешь.


15. 1. Мягкая и спокойная, девушка обладала стальной волей и чуть-чуть едким чувством юмора по отношению к жестокой бессмысленности этого мира.

2. Вылетев из Африки в апреле к берегам отеческой земли, длинным треугольником летели, утопая в небе журавли.

3. Угрюмые стены мрачно выделялись на фоне посветлевшего неба, освещенного выплывавшей из-за туч луной.

4. Вода падала на землю и, прозрачная, веселая, быстро бежала куда-то влево.

5. В каждую летнюю пору Герасим, несмотря на слепоту, ходил ловить перепелов.


16. 1.Мои записи вряд ли казались ему важным делом: ведь, я не был музыкантом.

2. Мальчик быстро огляделся, вероятно понял, что назад пути нет и как будто смирился со своей судьбой.

3. В почти родной квартире у Пречистенских ворот – так связана она с нашим с Мариной детством – мы снова собрались у Яковлевых.

4. О Русь, малиновое поле и синь, упавшая в реку, люблю до радости и боли твою озерную тоску.

5. «То, что мы любим, мы любим и тогда, когда умираем», – писал Горький.


17. 1. Интересны везде верховья рек и, вероятно, их-то особенно и надо охранять.

2. Морские походы – отличная школа, и надо ее нам, матросам, пройти.

3 .Отец будто бы отказался от покупки, сказав, что дорого.

4. И он и Мартын были почему-то смущены и не знали о чем говорить, и все трепали друг друга, посмеиваясь и урча.

5. По вечерам веяло свежестью и порывы резкого ветра напоминали, что холода уже не за горами, хотя многие деревья стояли еще зеленые.


18. 1. Они тронулись в путь, как только стаял снег, и с моря потянул теплый ветер.

2. Тут Чичиков вспомнил, что, если приятель приглашает к себе за пятнадцать верст, то к ней есть верных тридцать.

3. Мы неоднократно убеждались: все, что нас окружает, - это мир химических соединений.

4. Он получал пособие как фронтовик.

5. Подлинная наука, отражая объективные законы общего развития, неизбежно должна служить социальному прогрессу, утверждению человека как высшей ценности общества.


19. 1. Я мысленно покинул Париж и на мгновение померещилась мне вся Россия, точно с возвышенности я взглянул на огромную низменность.

2. Вот хмурые страны сосен, уходящие в сумрак к востоку, вот редкие леса, болота и перелески, ниже которых, к югу, начинаются бесконечные леса и равнины.

3. На сотни верст скользят по лесам рельсы железных дорог, тускло поблескивая при месяце.

4. Передо мной слегка холмистые поля, а среди них – старый, помещичий дом, ветхий и кроткий при месячном свете.

5. Неужели это тот же самый месяц, который глядел когда-то в мою детскую комнату, который видел меня потом юношей и который грустит теперь вместе со мной о моей неудавшейся молодости?


II. Культура речи


Тест 1. Орфоэпические нормы. Отметьте слова с неправильным ударением.


1.арахис

  1. каталог

  2. эксперт

  3. партер

  4. диспансер

  5. квартал

  6. апокалипсис

  7. жалюзи

  8. дефис

  1. пуловер

  2. ходатайство

  3. намерение

  4. заусеница

  5. брюшко

  6. бармен

  7. щавель

  8. рефлексия

  9. газопровод

  10. неприязнь

  11. обеспечение

  12. километр

  13. гербы

  14. торты

  15. шарфы

  16. банты




  1. свекла

  2. свекольный

  3. сливовый

  4. оптовый
    30.кухонный

  1. стиральный

  2. мозаичный

  3. украинский

  4. красивейший

  5. красивее

  6. мастерски

  7. завидно

  8. премировать

  9. премированный

  10. воспринять

  11. воспринял

  12. восприняла

  13. откупорить

  14. закупорить

  15. облегчить

  16. звонит

  17. баловаться

  18. плесневеть

  19. он морщит лоб

  20. платье морщит

51.вероисповедание

  1. за аэропортом

  2. посолишь суп

  3. толкнуть локтем

  4. считать на пальцах

  5. резать ножницами

  6. продать втридорога

  7. найти средства

  8. не хватает лекторов

  9. совещание ректоров

  10. встреча директоров

  11. попытка предпринята

  12. аудитория занята

  13. я сегодня занята

  14. уведомить о приезде

  15. пригласим на праздник

  16. заключим договор

  17. включим свет

  18. несколько петель

  19. земля обетованная

  20. принудить к разговору

  21. материальные блага

  22. они правы

  23. приготовился задолго

  24. шапка с шарфом

Тест 2. Орфоэпические нормы. Отметьте слова, в которых выделенные гласные следует произносить как Ё (|О|).


  1. опека

  2. афера

  3. новорожденный




  1. щелкать

  2. хребет

  3. многоженец




  1. озлобленный

  2. осужденный

  3. включен





Тест 3. Орфоэпические нормы. Отметьте слова, в которых выделенные согласные следует произносить твердо.


  1. тест

  2. термин

  3. детектив

  4. компьютер

  1. компетенция

  2. рельсы

  3. тенденция

  4. свитер

9. шинель

10. фанера

11.сервис

12. консервы

Тест 4. Орфоэпические нормы. Отметьте нарушения норм произношения


  1. р[е]зетка

  2. д[ру]шлаг

  3. про[ти]вень

  4. ко[м]форка

  5. т[а]б[у]рет

  6. почтам [т]

  7. ж[г]ёт

  8. пе[к]ёт

  9. буд[ую]щий
    10. свед[у]щий

11. грейпфру[т]

12. морож[ен]ое

13. пирож[ен]ое

14. лабо[л]атория

15. п[у]л[о]вер

16. м[а]кулатура

17. акк[у]мулятор

18. компос[т]ировать

19. [над]смехаться

20. [по]скользнуться

21. рас[по]страненный

22. задолженность

23. не[вр]опатолог

24. свето[пред]ставление

25. ск[ру]пулёзный анализ

26. страховой пол[и]с

27. би[д]он молока

28. [с]кипятить молоко

29. пастери[ли]зованное молоко

Тест 5. Отметите нарушения орфоэпических и орфографических норм.

  1. обгрызанный

  2. обокраду

  3. сооблазн

  4. дермантин

  5. военоначальник

  1. подчерк

  2. единачалие

  3. здравоохранение

  4. кортеж

  5. распостранение

  1. конъюнктура

  2. надсмехаться

  3. невропатолог

  4. инцидент

  5. будующий

Тест 6. Укажите предложения с речевыми ошибками.

  1. По приезде в город участники экспедиции прошли тщательное медицинское обследование.

  2. Прочитай правило на двести тринадцатой странице.

  3. Непрофессиональная реклама обычно менее совершеннее чем подготовленная специалистами.

  4. На окнах висела новая тюль.

  5. В кухне моющие обои.

Тест 7. Укажите предложения с речевыми ошибками.

  1. Заведующий отдела ушел в отпуск.

  2. Она всегда была веселой и жизнерадостной, любила танцевать, хорошо поет.

  3. Я покатился по льду, не думая об опасности.

  4. Ребенок, учащийся хорошим учителем, обязательно полюбит школу.

  5. Город, в котором мы живем, стоит на берегу реки, которая славится обилием рыбы.

Тест 8. Укажите предложения с речевыми ошибками.

  1. Он упал навзничь и ушиб колено.

  2. Мы просмотрели бо'льшую половину документов.

  3. Решению этого вопросы мешает маленькая мелочь.

  4. Он изучает необычные экзотические растения.

  5. Большое значение для состояния зубов имеет эффектность зубной пасты.

Тест 9. Укажите предложения с речевыми ошибками.

  1. Согласно рецепта лекарство следует принимать два раза в день после еды.

  2. Танец исполнили трое мальчиков и трое девочек.

  3. Солнце жгёт лицо.

  4. Я хочу купить такое же бра, как у тебя.

  5. Потерявши книгу, принесите в библиотеку другую.

Тест 10. Укажите предложения с речевыми ошибками.

  1. Уже никому не приходится объяснять, в чем состоит превосходство лазерного принтера над матричным.

  2. Большинство покинуло зал.

  3. Наклонившись над столом, отец что-то писал.

  4. Листья, гонимые ветром, кажутся мне печальными путниками.

  5. Плюшкина Чичиков увидел еще издалека, который стоял возле крыльца своего дома.


III. Функциональные стили

современного русского языка


    1. Изучить особенности (цели и задачи, стилеобразующие черты, языковые средства реализации, жанры) функциональных стилей современного русского языка – научного, официально-делового, публицистического, художественного, разговорного.

    2. Выбрать текст (объем 2-3 абзаца) и проанализировать его с точки зрения стилевой принадлежности, выявить языковые средства, по которым был определен стиль отрывка.

Контрольные вопросы по курсу



      1. Современная концепция культуры речи. Понятие «культура речи», «языковая норма». Виды норм современного русского литературного языка.

      2. Структурные свойства языка. Функции языка.

      3. Общенародный язык и его разновидности. Литературный язык.

      4. Территориальные диалекты. Просторечие. Жаргоны.

      5. Коммуникативные качества речи. Правильность как основное качество речи.

      6. Орфоэпические нормы: нормативное произношение.

      7. Орфоэпические нормы: особенности ударения в русском языке, нормы ударения в именах существительных, прилагательных, в глаголах, причастиях, наречиях.

      8. Морфологические нормы: нормативное употребление имен существительных и прилагательных.

      9. Морфологические нормы: нормативное употребление местоимений и числительных.

      10. Морфологические нормы: нормативное употребление глаголов, причастий, деепричастий и наречий.

      11. Синтаксические нормы: нормы управления, управление при глаголах с отрицанием, употребление предлогов.

      12. Синтаксические нормы: координация подлежащего и сказуемого.

      13. Синтаксические нормы: употребление предложений с однородными членами.

      14. Синтаксические нормы: употребление причастных и деепричастных оборотов.

      15. Синтаксические нормы литературного языка: употребление сложных предложений.

      16. Точность речи. Лексические средства языка. Лексическая сочетаемость слов. Речевая избыточность и недостаточность.

      17. Правильность речи. Стилистические нормы литературного языка.

      18. Выразительность речи. Языковые средства создания выразительности (тропы, фигуры речи, использование фразеологизмов в речи, виды ошибок при использовании фразеологизмов).

      19. Логичность речи. Средства создания логичности.

      20. Чистота речи. Виды нарушений чистоты речи. Этикетность речи. Основные черты русского этикета. Виды нарушений этикетности речи.



III. Функциональные стили

современного русского языка


    1. Изучить особенности (цели и задачи, стилеобразующие черты, языковые средства реализации, жанры) функциональных стилей современного русского языка – научного, официально-делового, публицистического, художественного, разговорного.

    2. Выбрать текст (объем 2-3 абзаца) и проанализировать его с точки зрения стилевой принадлежности, выявить языковые средства, по которым был определен стиль отрывка.

Литература по курсу


Учебники

  1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Т. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д. : Феникс, 2001. – 544 с.

  2. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи / И.Б. Голуб. – М. : Логос, 2001. – 432 с.

  3. Культура русской речи / под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М. : Норма-Инфра М, 1999. – 560 с. *

Пособия по орфографии, пунктуации и речевым нормам

  1. Иванова, Т.Б. Орфографические пунктуационные речевые нормы русского языка в таблицах и тестах: учеб. пособие / Т.Б. Иванова, Е.А. Баженова, Л.Р. Дускаева. – Пермь, ПГУ (люб. изд.). – 228 с.

  2. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. / Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. – М. : Айрис-пресс, 2002. – 368 с.

  3. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию, произношению и литературному редактированию / Д.Э. Розенталь, Е.В. Джанджакова, М.П. Кабанова. - М. : ЧеРо, 1998. –С.400.

  4. Розенталь, Д.Э. Практическая стилистика русского языка / Д.Э. Розенталь. – М. : Аст, 1998. – 384 с.

  5. Дускаева, Л.Р. На пути к речевому мастерству: учеб. пособие / Л.Р. Дускаева, О.В. Протопопова. – Пермь, 2004. – 140 с.

Словари и справочники

  1. Агеенко, Ф.Л. Словарь ударений для работников радио и телевидения / Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва. - 5-е изд., перераб., и доп. - М. : Русский язык, 1994.

  2. Большой толковый словарь русского языка. – СПб: Норинт, 1998. – 1536 с.

  3. Граудина, Л.К. Грамматическая правильность русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря вариантов / Л.К. Граудина, В.А. Ицкович, Л.П. Катлинская – М., 1976

  4. Ефремова, Т.Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка / Т.Ф. Ефремова, В.Г. Костомаров. – М., 1999

  5. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. – 9-е изд. стереотип. – М. : Русский язык, 2001. – 686 с.

  6. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические нормы / С.Н. Борунова, В.П. Воронцова, Н.А. Еськова. Под ред. Р.И. Аванесова. - 6-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1997.

  7. Словарь иностранных слов. – М. : Русский язык, 1987. – 608 с.

  8. Стилистический энциклопедический словарь / под ред. М.Н. Кожиной. – М.: Флинта-Наука, 2003. – 696 с.

  9. Тихонов, А.Н. Орфографический словарь русского языка. / А.Н. Тихонов. – М. : Цитадель, 1999. – 912 с.



Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

и контрольные вопросы по курсу «Русский язык и культура речи»


Тел. кафедры литературы и русского языка ПГИИК   2374431


Похожие:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы и контрольные вопросы по курсу для студентов заочного отделения факультета культурологии iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы по информатике составлены для студентов заочного отделения технолого-экономического факультета егпу.
Шатунова, О. В. Методические указания по выполнению контрольной работы по курсу «Информатика» / О. В. Шатунова. – Елабуга : Изд-во...
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы и контрольные вопросы по курсу для студентов заочного отделения факультета культурологии iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы по информатике составлены для студентов заочного отделения технолого-экономического факультета егпу.
Шатунова, О. В. Методические указания по выполнению контрольной работы по курсу «Информатика» / О. В. Шатунова. – Елабуга : Изд-во...
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы и контрольные вопросы по курсу для студентов заочного отделения факультета культурологии iconМетодические рекомендации и контрольные задания для студентов I курса заочного отделения фармацевтического факультета по курсу «Общая и неорганическая химия» Омск 2004 г
Методические рекомендации и контрольные задания для студентов I курса заочного отделения фармацевтического факультета по курсу «Общей...
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы и контрольные вопросы по курсу для студентов заочного отделения факультета культурологии iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов очно-заочного (вечернего) отделения фармацевтического колледжа «Водные извлечения»
Экстракционные лекарственные препараты (методические указания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов заочного отделения...
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы и контрольные вопросы по курсу для студентов заочного отделения факультета культурологии iconМетодические указания по выполнению контрольной работы №2 для слушателей факультета заочного обучения
Методические указания содержат материалы, позволяющие помочь слушателям заочного отделения при изучении дисциплины Подготовка газодымозащитника...
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы и контрольные вопросы по курсу для студентов заочного отделения факультета культурологии iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по бжд (охрана труда) для студентов заочного факультета
Методические указания по выполнению контрольной работы по бжд (охрана труда) для студентов заочного факультета. Ростов н/Д: Рост...
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы и контрольные вопросы по курсу для студентов заочного отделения факультета культурологии iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по курсу биотехнологии «Введение в биотехнологию» /сост.: А. Я. Башаров, М.
Экстракционные лекарственные препараты (методические указания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов заочного отделения...
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы и контрольные вопросы по курсу для студентов заочного отделения факультета культурологии iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Исследование систем управления» 5 для студентов 5 курса заочного отделения
Методические указания предназначены для оказания помощи студентам заочного отделения специальности «Менеджмент организации» при выполнении...
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы и контрольные вопросы по курсу для студентов заочного отделения факультета культурологии iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по физике для студентов инженерных специальностей заочного отделения
...
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы и контрольные вопросы по курсу для студентов заочного отделения факультета культурологии iconМетодические рекомендации к выполнению контрольной работы по дисциплине «Микробиология»
Методические рекомендации предназначены для выполнения контрольной работы по дисциплине «Микробиология» студентами заочного факультета...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница