«Инновации в образовании. Современные формы обучения в тгу»




Скачать 46.84 Kb.
Название«Инновации в образовании. Современные формы обучения в тгу»
Дата03.11.2012
Размер46.84 Kb.
ТипДоклад
II открытая научно-практическая конференция молодых специалистов предприятий и организаций городского округа Тольятти

29 апреля 2008г, ОАО «Куйбышев Азот», г.о.Тольятти

Доклад «Инновации в образовании. Современные формы обучения в ТГУ»

Докладчик: И.Д.Забиров – главный специалист по инновационным образовательным технологиям


Образование сейчас рассматривается как образовательное производство, результатом которого является выпускник. В этом производстве есть свои образовательные технологии, ресурсное обеспечение, нормы и стандарты, начальный и конечный продукт, также есть инновации, о которых пойдет речь в моем сообщении

Мы, организаторы образования, определили три ключевые проблемы

  1. Сегодня работодатель тратит массу времени и средств на «доводку» или адаптацию выпускника на производстве

  2. Обучение в лабораториях вуза происходит на устаревшем оборудовании, которое не соответствует реальным условиям сегодняшнего производства

  3. Отсутствует сотрудничество между вузом и работодателем или оно недостаточно

Одним из решений заявленных проблем может стать внедрение современных форм обучения.

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ определены «Программой развития ТГУ на 2008-2011гг.» как:

- формы обучения, в которых повышенная степень освоения студентами изучаемой информации

- формы обучения, в которых происходит освоение или имитация процессов из реальной практики профессиональной деятельности

- формы обучения, которые позволяют диверсифицировать освоение информации. В них можно и слышать, и видеть, и читать, и делать. Можно получить и теорию, и реальную практику.

– это введение в реальную профессиональную деятельность (под профессиональной деятельностью мы понимаем и инженерное, и экономическое, и гуманитарное направления).

Задача современного преподавателя определить реальную практическую задачку из профессиональной деятельности, собрать материал (нормы, методики, накопленный культурный опыт) и в учебной ситуации в какой-либо образовательной форме разобрать её, для того чтобы студент знал, умел, был компетентным и был бы способен выполнять подобные задачи в реальной практике.

Мы в университете договорились и определили две такие образовательные формы, в которых можно разбирать профессиональные задачи и осваивать профессиональные процессы:

ПО (практико-ориентированное обучение) – выполнение студентами реальных профессиональных задач

АФО (активные формы обучения) – это имитация профессиональных процессов

Не все студенты могут выполнять профессиональные задачи в реальном времени на предприятии, но могут их имитировать в лабораториях, мастерских, центрах профессиональной деятельности..

Да, сейчас в университете используются в учебном процессе много активных образовательных форм: семинары, круглые столы, есть курсовое проектирование, лабораторные работы, но… сколько из них решают или соответствует реальным процессам профессиональной сферы, результат которых применим в реальной практике?

Степень освоение информации зависит от степени вовлеченности обучающегося в учебный процесс. В восьмидесятые года прошлого века в США и Англии были проведены исследования, которые показали, что «слушание лекции» позволяют освоить только 5% информации, «обучение других/непосредственное применение» - позволяет освоить до 80% информации:

Применение АФО (основные методы: case-study, имитация, проектирование) позволяет диверсифицировать освоение информации. В них можно и слышать, и видеть, и читать, и делать. Можно получить и теорию и реальную практику.

Активное обучение – это постоянное взаимодействие между преподавателем и студентом в процессе обучения с использованием таких форм, которые обеспечивают реализацию внутреннего механизма саморазвития обучающихся, тем самым, повышая качество их учения и текущий контроль самостоятельной работы обучающихся.

Практико-ориентированное обучение – освоение студентами образовательной программы не в аудитории, а в реальном деле, формирование у студентов профессиональных компетенций за счет выполнения ими реальных практических задач в учебное время.

Практико-ориентированное обучение предполагает создание в вузе (при вузе / при участии вуза на предприятиях и в организациях) особых форм (мест) профессиональной занятости студентов с целью выполнения ими реальных задач практической деятельности по осваиваемому профилю обучения при участии профессионалов этой деятельности.

Организация практико-ориентированного обучения предполагает появления следующих позиций :

  1. Позиция профессионала-практика (мастера, наставника, руководителя).

Его задача выделить, спланировать и организовать описание набора профессиональных задач, соответствующих реальной практики предприятий, демонстрировать образец наилучшего выполнения профессиональной задачи, консультировать студента при выполнении профессиональной задачи,

  1. Позиция преподавателя-технолога.

Его задача спланировать и отследить рост уровня его компетенции, спланировать и организовать оценку уровня освоения студентом профессиональной компетенции, перевести результаты профессиональной деятельности студентов в образовательные единицы (знания, умения, навыки, техники, инструменты и пр.).

  1. Позиция тьютора (ассистента, помощника преподавателя).

Его задача консультировать студентов, оперативно решать организационные конфликты и затруднения, отслеживать посещаемость студентов, осуществлять мониторинг и фиксировать ход их работ, осуществлять документационное и орг.техническое обеспечение работы студентов на ПО-площадке.

  1. Позиция менеджера.

Его задача продумать, спланировать, описать устройство работы ПО-площадки как хозяйственной единицы, обеспечить кадровую работу, подбор партнеров, сотрудников и студентов, спланировать и описать порядок работ.

механизм внедрения сфо

В ТГУ разработан механизм внедрения СФО в ОПг.

  1. принципиальное описание проектной идеи, после чего происходит защита на экспертном совете

  2. разработка проекта. Результатом этого этапа – пакет технологической документации

  3. экспериментальная апробация на конкретной группе студентов

  4. внедрение в массовую практику

Разработаны нормы: методические рекомендации по разработке и внедрение СФО, формы заявок, критерии оценки, требования к проектированию.

После прохождение каждого этапа разработчики защищают свои наработки на Экспертном совете ТГУ.

результаты внедрения СФО позволят: (слайд 9)

    • Сократить сроки адаптации выпускников на производстве

    • Проводить обучение студентов на оборудовании сегодняшнего/завтрашнего дня

    • Наладить тесное сотрудничество вуза и работодателя на предмет:

      • для вуза - организация практики

      • для предприятия - формирование кадрового резерва

      • для обеих сторон - изменение образовательной программы под конкретные производственные задачи




Похожие:

«Инновации в образовании. Современные формы обучения в тгу» iconРекомендации по организации работ по созданию, адаптации, внедрению активных форм обучения в тгу («афо»)
Тгу, планирующих принять непосредственное участие в этой программе, взяв на себя ответственность за переработку учебных курсов в...
«Инновации в образовании. Современные формы обучения в тгу» iconОпубликовано в журнале «Инновации в образовании» (Москва): Федоров А. В
Федоров А. В. Современное массовое медиаобразование в России: поиски новых теоретических концепций и моделей // Инновации в образовании....
«Инновации в образовании. Современные формы обучения в тгу» iconГоу впо «Тольяттинский государственный университет» Проектно-аналитический центр утверждаю ректор тгу
Тгу, планирующих принять непосредственное участие в этой программе, взяв на себя ответственность за переработку учебных курсов в...
«Инновации в образовании. Современные формы обучения в тгу» iconОбучения в системе высшего
Смирнова И. Э. Модели обучения в системе высшего образования // Инновации в образовании. – 2006. №1. – С. 5-14
«Инновации в образовании. Современные формы обучения в тгу» iconОтчет о научно-исследовательской деятельности тгу за 2008 год
Организационные проекты развития инновационных структур и инновационная деятельность в научной сфере тгу. Новые формы управления...
«Инновации в образовании. Современные формы обучения в тгу» iconОтчет о научно-исследовательской деятельности тгу за 2009 год
Организационные проекты развития инновационных структур и инновационная деятельность в научной сфере тгу. Новые формы управления...
«Инновации в образовании. Современные формы обучения в тгу» iconНаучные издания монографии Аксенова, Э. А. Педагогические идеи и инновации в школьном и внешкольном образовании за рубежом
Аксенова, Э. А. Педагогические идеи и инновации в школьном и внешкольном образовании за рубежом: монография / Э. А. Аксенова. – М.:...
«Инновации в образовании. Современные формы обучения в тгу» iconПояснительная записка: Мой стаж работы в школе 2года. В своей работе я использую различные формы и методы обучения. Современные возможности позволяют широко использовать в процессе обучения различные технологии
Мой стаж работы в школе – 2года. В своей работе я использую различные формы и методы обучения
«Инновации в образовании. Современные формы обучения в тгу» iconРасписание студентов магистратуры 1-го года заочной формы обучения
Современные проблемы науки и производства Фирсова С. А., М 728 понедельник вторник
«Инновации в образовании. Современные формы обучения в тгу» icon1 курса очной формы обучения направление подготовки 080100. 68
Современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в высшей школе (лекция)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница