Положение о внутришкольном контроле




Скачать 185.98 Kb.
НазваниеПоложение о внутришкольном контроле
Дата02.11.2012
Размер185.98 Kb.
ТипДокументы
Согласовано педагогическим Утверждено

советом МБОУ «СОШ № 15» директор МБОУ «СОШ № 15»

протокол № ____________Л.Д. Катричева

приказ № от _______ г.


Положение о внутришкольном контроле

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Зако­ном РК «Об образовании», «Типовым положением об образователь­ном учреждении», Уставом школы.

1.2. Положение регламентирует содержание и порядок проведе­ния внутришкольного контроля (ВШК).

1.3. Внутришкольный контроль- процесс получения и перера­ботки информации о ходе и результатах УВП для принятия на этой основе управленческого решения.

1.4. Положение о ВШК утверждается педагогическим советом, имеющим право вносить в него изменения и дополнения.

1.5. Задачи внутришкольного контроля:

• осуществление контроля за исполнением законодательства РК в области образования, нормативных документов Депар­тамента образования, приказов РОО и решений педсоветов школы;

• выявление случаев нарушений и неисполнения законода­тельных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению;

• анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;

• анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;

• изучение результатов педагогической деятельности, выяв­ление положительных и отрицательных тенденций в органи­зации образовательного процесса и разработка на этой ос­нове предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;

• сбор информации, ее обработка и накопление для подготов­ки проектов решений;

• анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе;

• оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.

1.6.Содержание контроля:

• выполнение Закона РК «Об образовании» в части обяза­тельности основного общего образования;

• использование методического обеспечения в образователь­ном процессе;

• реализация утвержденных образовательных программ и учебных планов, соблюдения утвержденных учебных гра­фиков;

• ведение школьной документации (планы, классные журналы, дневники и тетради учащихся, журналы внеурочной дея­тельности и т.д.);

• уровень знаний, умений и навыков учащихся, качества знаний;

• соблюдение Устава, правил внутреннего трудового распо­рядка и иных локальных актов школы;

• соблюдение порядка проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся и текущего контроля их успеваемости;

• работа творческих групп, М/О, библиотеки;

• реализация воспитательных программ и их результативности;

• организация питания и медицинского обслуживания школь­ников;

• охрана груда и здоровья участников образовательного про­цесса;

• исполнение принятых коллективных решений, нормативных актов;

• состояние УМК;

• другие вопросы в рамках компетенции директора школы.

1.7. Методы контроля:

• анкетирование;

• тестирование;

• социальный опрос;

• мониторинг;

• письменный и устный опрос;

• изучение документации;

• беседа;

• хронометраж и другие.

1.8. Виды ВТК (по содержанию):

• тематический (глубокое изучение какого-либо конкретного вопроса в практике работы коллектива, подразделения, группы, МО, одного учителя или классного руководителя);

• фронтальный (всестороннее изучение коллектива, группы

или одного учителя). 1.9. Формы ВШК:

персональный (имеет место как при тематическом, так и при фронтальном виде контроля);

классно-обобщающий (фронтальный вид);

1.10. Организация проверки состояния любого из вопросов со­держания ВШК состоит из следующих этапов:

• определение цели контроля;

• объекты контроля;

• составление плана проверки;

• инструктаж участников;

• выбор форм и методов контроля;

• констатация фактического состояния дел;

• объективная оценка этого состояния;

• выводы, вытекающие из оценки;

• рекомендации или предложения по совершенствованию УВП или устранению недостатков;

• определение сроков для ликвидации недостатков или по­вторный контроль.

1.11. ВШК осуществляет директор школы или по его поруче­нию заместители по учебно-воспитательной работе, или созданная для этих целей комиссия. В качестве экспертов к участию в контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдель­ные специалисты.

1.1-2. Директор издает приказ о сроках и цели предстоящей про­верки, устанавливает срок предоставления итоговых материалов и план-задание, которое определяет вопросы конкретной проверки и должно обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов контроля для подготовки итоговой справки.

1.13. Продолжительность тематических или фронтальных про­верок не должна превышать 15 дней с посещением не менее 5 уроков, занятий и других мероприятий.

1.14. Эксперты имеют право запрашивать необходимую инфор­мацию, изучать документацию, относящуюся к предмету контроля.

1.15. При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля, В экстренных случаях директор и его замес­тители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки учи­телей школы без предварительного предупреждения.

1.16. Основания для проведения контроля:

• заявление педагогического работника на аттестацию;

• плановый контроль;

• проверка состояния дел для подготовки управленческих ре­шений;

• обращение физических и юридических лиц по поводу на­рушений в области образования.

1.17. Результаты проверки оформляются в виде аналитической справки, в которой указывается:

• цель контроля;

• сроки;

• состав комиссии;

• какая работа проведена в процессе проверки (посещены уроки, проведены контрольные работы, просмотрена школь­ная документация, собеседования и т.д.);

• констатация фактов (что выявлено);

• выводы;

• рекомендации или предложения;

• где подведены итоги проверки (М/О, совещание педаго­гического коллектива, совещание при заместителе директо­ра, индивидуально, ...);

• дата и подпись ответственного за написание справки.

1.18. Проверяемый педагогический работник имеет право:

• знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;

• знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля,

• своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;

• обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления образованием при несо­гласии с результатами контроля.

1.19. По итогам ВШК в зависимости от его формы, целей и за­дач, а также с учетом реального положения дел:

• проводятся заседания педагогического или методиче­ского советов, производственные совещания, рабочие со­вещания с педагогическим составом;

• результаты проверок могут учитываться при проведении ат­тестации педагогических работников.

1.20. Директор школы по результатам ВШК принимает решения:

• об издании соответствующего приказа;

• об обсуждении итоговых материалов контроля коллегиаль­ным органом;

• о проведении повторного контроля с привлечением опреде­ленных экспертов;

• о привлечении к дисциплинарной ответственности работ­ников;• о поощрении работников;

• иные решения в пределах своей компетенции.

2. Персональный контроль

2.1. Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя.

2.2. В ходе персонального контроля комиссия изучает соответ­ствие уровня компетентности работника требованиям к его квалифи­кации, профессионализму и продуктивности:

• уровень знаний учителя по основам теории педагогики, пси­хологии и возрастной физиологии; по содержанию базового компонента преподаваемого предмета; по методикам обуче­ния и воспитания;

• умение создавать комфортный микроклимат в образова­тельном процессе;

• умение применять в практической деятельности широкий набор методов, приемов и средств обучения; элементарные методы и средства педагогической диагностики; основные формы дифференциации контингента обучающихся; основ­ные методы формирования и развития познавательной и коммуникативной культуры обучающихся;

• уровень овладения учителем педагогическими технология­ми, наиболее эффективными формами, методами и приема­ми обучения;

• уровень подготовки учащихся;

• сохранение контингента учащихся.

2.3. При оценке деятельности учителя учитывается:

• выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);

• уровень знаний, умений, навыков учащихся;

• степень самостоятельности учащихся;

• дифференцированный и индивидуальный подход к учащим­ся в процессе обучения;

• совместная деятельность учителя и ученика;

• наличие положительного эмоционального микроклимата;

• умение отбирать содержимое учебного материала;

• способность к анализу педагогических ситуаций;

• умение корректировать свою деятельность, обобщать свой опыт, составлять и реализовывать план своего развития;

• формы повышения профессиональной квалификации учителя.

2.4. При осуществлении персонального контроля комиссия имеет право:

• знакомиться с документацией в соответствии с должностны­ми обязанностями учителя (тематическим планированием, поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы);

• изучать практическую деятельность педагогических работни­ков школы через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий;

• анализировать статистические данные о результатах педаго­гической деятельности (контрольные работы, срезы и т.д.);

• анализировать результаты методической, опытно-экспери­ментальной работы учителя;

• выявлять результаты участия обучающихся на олимпиадах, конкурсах, выставках, конференциях и т.д.;

• организовывать социологические, психологические, педаго­гические исследования: анкетирование, тестирование уча­щихся, родителей, учителей;

• делать выводы и принимать управленческие решения. 3. Классно-обобщающий контроль

3.1. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкрет­ном классе.

3.2. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии учебно-воспитательного процесса в том или ином классе.

3.3. В ходе классно-обобщающего контроля изучается весь ком­плекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе:

• деятельность всех учителей;

• включение учащихся в познавательную деятельность;

• привитие интереса к знаниям;

• уровень знаний, умений и навыков учащихся; школьная до­кументация;

• выполнение единых требований к учащимся;

• стимулирование потребности в самообразовании, самоана­лизе, самосовершенствовании, самоопределении;

• сотрудничество учителя и учащихся;

• выполнение учебных программ (теоретической и практиче­ской части);

• владение учителем новыми педагогическими технология­ми при организации обучения;

• соблюдение единого орфографического режима;

• работа учителя по предупреждению отставания учащихся, работа с неуспевающими;

• дифференциация и индивидуализация обучения;

• работа с родителями учащихся;

• воспитательная работа;

• социально-психологический климат в классном коллективе.

3.4. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам анализа по итогам учебного года, полу­годия или четверти.

3.5. По результатам классно-обобщающего контроля прово­дятся совещания при директоре или его заместителях, классные ча­сы, родительские собрания.


Глава 2. Внутришкольный контроль – средство управления образованием.


2.1. Концепция внутришкольного контроля

Однозначного толкования сущности и назначения внутришкольного контроля ни в теории, ни в практике сегодня нет.

Ю.А. Конаржевский считает, что внутришкольный контроль является одной из важнейших управленческих функций, которая непосредственно связана с функциями анализа и целеполагания. П.И. Третьяков, Т.Н. Чекма-рева рассматривают внутришкольный контроль как вид деятельности руко­водителей школы совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития всей системы учебно-воспитательной работы школы на диагностической основе.

Данные контроля без анализа мертвы, а при отсутствии цели нечего контролировать.

А.В. Чоботарь считает, что внутришкольный контроль - это одна из ос­новных функций управления, направленная на получение информации о дея­тельности педагогов и на ее оценку с целью принятия конструктивных решений по дальнейшей оптимизации управления и самоуправления в школе.

Что такое внутришкольный контроль?:

* внутришкольный контроль есть оказание методической помощи пе­дагогам с целью совершенствования и развития профессионально­го мастерства;

* взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориен­тированное на повышение эффективности педагогического процесса;

* система взаимоотношений, целей, принципов, мер, средств и форм в их взаимосвязи;

* вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функ­ционирования и развития системы УВР работы на диагностической основе общегосударственным требованиям.

По мнению М.М. Поташника, чтобы управлять не формально, а реаль­но образовательным процессом и жизнью учебного заведения в целом, принимать правильные, научно обоснованные решения, субъекту менедж­мента нужны разнообразные фактические данные о различных сторонах этого процесса. Без информации о ходе и промежуточных результатах, без постоянной обратной связи процесс управления невозможен3.

Разработка концепции внутришкольного кон­троля как составляющей процесса управления позволит демократизировать процесс управления, станет объективным фактором повышения за­интересованности педагогов в результатах своего труда, если:

* внутришкольный контроль будет осуществляться на демократиче­ских началах;

* он будет рассматриваться администрацией в качестве средства стимулирования педагогов;

* внутришкольный контроль будет осуществляться систематически и на вариативной основе.

Предлагаемая нами структура концепции внутришкольного контроля состоит из следующих элементов.

Большой энциклопедический словарь: «Концепция - способ по­нимания, трактовка какого-нибудь явления, основная точка зре­ния, идея для их освещения».

1. Ведущие принципы и задачи внутришкольного контроля:

* стимулирование творческого и профессионального роста учителя;

* доброжелательность;

* взаимоуважение и взаимообогащение;

* мотивационная и информационная основы;

* сравнительно-аналитический подход;

* методическая направленность;

* системность;

* цикличность;

* демократизация;

* гуманизация и гласность;

* открытость и доступность результатов;

* неадекватность отображения человека человеком;

* неадекватность самооценки;

* самосохранение (сохранение себя как личности).

Из сказанного выше можно определить следующую цель контроля -это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть по норма­тивным документам; получение объективной и полной информации о со­стоянии образования в школе; мотивация развития творческих начал в дея­тельности учителя.

Задачи контроля:

* создать благоприятные условия для развития общеобразовательного учреждения;

* обеспечить взаимодействие управляющей и управляемой систем;

* обеспечить сочетание административного и общественного контро­ля в школе с самоанализом и самоконтролем участников педагоги­ческого процесса;

* создать информационный банк данных о работе каждого педагога, состояния УВП, уровня воспитанности, развития учащихся;

* побуждать к устранению существующих недостатков и использова­нию новых возможностей;

* мотивировать педагогов на улучшение результатов труда.

2. Функции внутришкольного контроля:

* осуществление обратной связи, так как без объективной и полной информации, которая непрерывно поступает к руководителю и по­казывает, как происходит выполнение поставленных задач, руково­дитель не может управлять, принимать обоснованные решения;

* диагностическая, под которой понимается аналитический срез и оценка состояния изучаемого объекта на основе сравнения этого состояния с заранее избранными параметрами повышения качест­ва и эффективности контроля. Связана прежде всего с его перево­дом на диагностическую основу. Педагог должен иметь четкое представление об уровне требований, о критериях оценки развития ученика и методах оценивания;

* стимулирующая, которая предполагает превращение контроля в ин­струмент развития творческих начал в деятельности учителя. Задача контроля - получение информации и оказание помощи педагогу.

Объектами контроля могут быть: состояние организацион­но-педагогических условий успешной работы в школе, состояние учебно-воспитательного процесса, состояние внеклассной вос­питательной работы, состояние финансовой и хозяйственной деятельности, качество и эффективность работы учителя (ка­чество преподавания государственных учебных программ, рост профмастерства и др.), качество и эффективность работы учащихся (посещаемость, успеваемость: качество знаний, уме­ний и навыков, формирование некоторых качеств и др.), качест­во работы обслуживающего персонала.

3. Основные компоненты контроля:

1. Первым компонентом контроля являются люди, выступающие в ка­честве его объектов и субъектов.

2. Условия, определяющие объем, широту и направленность контроля. К условиям, влияющим на процесс контроля, следует отнести ресурсы ма­териальные, временные, кадровые.

3. Определение целей контроля, критериев, показателей и норм оцен­ки контролируемых параметров.

4. Выбор методов контроля на основе заявленных принципов.

5. Выявление и констатация информации о существующем положении дел.

6. Оценка полученных результатов.

7. Сопоставление полученных результатов контроля с нормами (т.е. с запланированным, желаемым результатом).

8. Анализ и оценка такого положения и разработка и осуществление коррекции для приведения контролируемого объекта в запланированное состояние.

Контроль органически связан со всеми другими функциями управле­ния, и эта связь проявляется в том, что последние выступают как основные точки контроля, т.е. он затрагивает цели, планы, прогнозы, решения, орга­низацию и исполнение действий, коммуникацию, коррекцию.

Осуществление контроля даст свои результаты, только то­гда, когда данные контроля будут служить основой для педаго­гического анализа, а через него и для регулирования и коррекции.

4. Структура внутришкольного контроля.

Внутришкольный контроль - это опосредованная система управления школой субъектами общеобразовательного учреждения. Для его эффективности надо:

1. Разграничить понятия контроль и инспектирование в данном виде функции управления. Определить, что контроль = помощь, инспектирование = проверка, руководство = помощь + проверка. При демократическом стиле руководства должно быть больше контроля, чем инспектирования.

2. Установить формы контроля и инспектирования.

Контроль - самоконтроль, взаимоконтроль. Контроль административ­ный, индивидуальный.

Инспектирование - фронтальная проверка, тематическая проверка, контрольные срезы.

3. Утвердить следующие требования к педагогическому коллективу: самоконтроль - высшая форма профессионализма педагога, работающего в режиме самосовершенствования.

Контролировать можно деятельность, инспектировать - результат.

Педагог:

* адаптирован к работе с любой категорией детей;

* учитывает интересы и особенности развития ребенка;

* обладает навыками самоанализа;

* обладает высоким уровнем системного образования;

* имеет стабильные результаты эффективного обучения и воспита­ния;

* возглавляет М/О, творческие и проблемные группы;

* его опыт является достоянием учителей школы, района, города.

5. Организация внутришкольного контроля.

В практике организации контроля необходимо решить ряд вопросов: оп­ределить участников контроля, провести для них инструктаж, наметить про­грамму контроля, изучить предварительно необходимую документацию, свя­занную с объектом проверки, распределить рабочее время, оптимально ис­пользовать наблюдения за выделенными в плане объектами контроля, спла­нировать соединение внутришкольного контроля и методической работы.

6. Виды контроля:

1. По масштабу целей: стратегический; тактический; оперативный.

2. По этапам процесса: начальный или отборочный; учебный или про­межуточный; итоговый или заключительный.

3. По временной направленности: предупредительный или опере­жающий (для предупреждения возможных ошибок); текущий; заключитель­ный; ретроспективный.

4. По частоте проведения: разовый; периодический; систематический.

5. По широте контролируемой области: выборочный; локальный; сплошной.

6. По организационным формам: индивидуальный; групповой; коллек­тивный.

7. По объекту: персональный; классно-обобщающий; предметно-обобщающий; тематически обобщающий; фронтальный; комплексно-обобщающий.

7. Основные формы контроля:

* самоконтроль (инициатор и организатор - педагог относительно

собственной деятельности);

* взаимоконтроль (взаимообучение равных);

* административный контроль (стихийный и плановый): инициатором

и организатором выступает администрация школы;

* коллективный контроль;

* внешний контроль.

8. Методы контроля:

Методы контроля делятся на методы контроля результатов и методы контроля процессов.

Анализ - это основной метод контроля в структуре и содержании вся­кой педагогической системы.

9. Технологии внутришкольного контроля.

1. Педагог заполняет «Личностный паспорт».

2. Согласовывает свой план с руководителем школьного М/О.

3. Руководитель М/О систематизирует личностные планы педагогов.

4. Руководитель М/О составляет технологическую карту контроля сво­его М/О.

5. Завуч совместно с руководителем М/О анализируют и составляют план контроля на уровне М/О.

6. Администрация анализирует план М/О, определяет план инспектирования, административного и индивидуального контроля. Знакомит с ним педагогов.

7. Составляется сводная карта внутришкольного контроля и утвер­ждается директором школы.

10. Контроль за внутришкольным контролем.

Этот вид контроля является прерогативой директора общеобразовательного учреждения. Он связан с выявлением и оценкой образовательной деятельности и определением эффективности резервов развития как всего общеобразовательного учреждения, так и отдельных участни­ков педагогического процесса.

11. Научное сопровождение реализации концепции внутришкольно­го контроля позволяет грамотно поставить внутришкольный контроль. Это - сделает управление каждой подсистемой школы чувствительным к измене­ниям в ней. Реагирование на эти изменения определяется планированием, организацией и руководством.

СОДЕРЖАНИЕ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ:

1. Учебно-воспитательный процесс:

*контроль за выполнением программы всеобуча;

*контроль за реализацией права учащихся па получение образования;

* контроль за состоянием трудового воспитания и профориентаци­ей учащихся;

* контроль за состоянием преподавания учебных дисциплин, вы­полнением программ;

* контроль за качеством знаний, умений и навыков учащихся;

* контроль за внеклассной работой по предметам.

2. Педагогические кадры:

* контроль за выполнением решений и нормативных документов вышестоящих органов;

* контроль за выполнением решений педагогических и методиче­ских советов;

* контроль за работой М/О,

* контроль за самообразованием учителей:

* контроль за состоянием методической работы;

* контроль за повышением квалификации учителей.

3. Учебно-материальная база

* контроль за ведением внутришкольной документации

* контроль за работой учебных кабинетов

* контроль за рациональным использованием наглядных пособий и ТСО

* контроль за состоянием совместной работы школы и общественности.

Похожие:

Положение о внутришкольном контроле iconПоложение о внутришкольном контроле мбоу сош №75 г. Краснодара общие положения
Положение о внутришкольном контроле (далее «Положение») разработано в соответствии с Законом «Об образовании», Типовым положением...
Положение о внутришкольном контроле iconПоложение о внутришкольном контроле моу «сош №11» Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об образовательном учреждении»,...
Положение о внутришкольном контроле iconРешение педагогического совета Протокол №8 от «31» августа 2011 Положение о внутришкольном контроле в мбоу сош №56 Общие положения Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании»
Типовым положением об образовательном учреждении, Письмом Министерства образования РФ от 10. 09. 1999 г. №22-06-874 «Об обеспечении...
Положение о внутришкольном контроле iconПоложение о внутришкольном контроле. I
«Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, рекомендациями мо и н РФ об инспектировании в системе общего...
Положение о внутришкольном контроле iconПриказ от 08. 11. 2011 г №182 положение о внутришкольном контроле
Инструктивным письмом мо РФ №33 от 11. 06. 98 «Об инспектировании в системе Министерства общего и профессионального образования рф»,...
Положение о внутришкольном контроле iconПоложение о внутришкольном контроле в моу дод "Музыкальная школа"
Министерства образования РФ от 10. 09. 1999г. №22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности», приказом управления...
Положение о внутришкольном контроле iconПоложение о внутришкольном контроле общие положения
Рф от 20. 02. 2007г. №116 «Об утверждении правил осуществления контроля и надзора в сфере образования», Законом Томской области «Об...
Положение о внутришкольном контроле iconПоложение о контроле качества изготовления оборудования для атомных станций
Настоящее Положение о контроле качества изготовления оборудования для атомных станций (далее Положение) определяет основные направления...
Положение о внутришкольном контроле iconД е йствия, принимаемые всеми. Моделирование системы внутришкольного контроля
Контроль одна из ведущих функций управления, сконцентрировавшая все отношения, возникающие в его процессе. Говоря о внутришкольном...
Положение о внутришкольном контроле iconО внутришкольном контроле
Письмом Министерства образования РФ от 10. 09. 1999г. №22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности»,Уставом Великосельской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница