РоссийскАЯ ФедерациЯ Министерство образования и науки ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЗИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА РАДИОФИЗИКИ
Рабочая программа по дисциплине
«Концепции современного естествознания» для студентов гуманитарных и экономических специальностей
Тюменский государственный университет 2007
Учебно-методическая комиссия физического факультета Тюменского государственного университета приняла решение рекомендовать использовать рабочую программу курса «Концепции современного естествознания» для студентов гуманитарных и экономических специальностей.
Автор: Михеев В.А., к.ф.-м.н., доцент.
Рецензенты: Иванова Н.А., к.ф.-м.н., доцент кафедры радиофизики ТюмГУ; Флягин М.Я., к.ф.-м.н., доцент кафедры МФПС ТюмГУ.
Ответственный за выпуск: д.ю.н., проф. Директор ИДПО Марочкин Сергей Юрьевич
Краткая аннотация:
Настоящая программа составлена в соответствии с образовательными стандартами высшего образования нового поколения и предназначена для ИДПО гуманитарных и экономических специальностей, обучающихся в Тюменском государственном университете.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры радиофизики. Протокол №7 от 19.04.2007 года. И.о. зав. кафедрой радиофизики _____________________ Михеев В.А. СОДЕРЖАНИЕ Рабочая программа по дисциплине 1 Учебно-тематические планы курса специальностей 6 Специальность: «Бухгалтерский учет анализ и аудит». 6 Специальность: «Экономика и управление на предприятии». 7 Специальность: «Мировая экономика». 8 Специальность: «Финансы и кредит». 9 Специальность: «Менеджмент организации». 10 Специальность: «Прикладная информатика в экономике». 11 Краткое содержание курса 12 1.Естествознание и его место в общечеловеческой культуре. Основные тенденции и исторические вехи в становлении наук о природе. 12 2.Современные представления о строении и законах функционирования неживой материи. 13 3.Строение и уровни организации живой материи. 14 4.Самоорганизация и эволюция в Природе. 14 Тематика семинарских занятий 15 Рекомендуемая литература. 17 Примерные темы рефератов: 18 Примерный перечень вопросов для зачета. 20 ПРИЛОЖЕНИЯ. 23 Глоссарий 28
Пояснительная записка Настоящая программа составлена в соответствии с образовательными стандартами гуманитарных и экономических специальностей. Дисциплина «Концепции современного естествознания» включена в структуру цикла общих естественно - научных дисциплин базового высшего образования в рамках многоуровневой системы с целью ознакомления студентов с важнейшим компонентом единой культуры – естествознанием. Курс рассчитан на знания элементарной математики, физики, химии, биологии, полученные в средней школе. Современное естествознание включает в себя совокупность наук о природе, таких как физика, химия, биология, астрономия, экология и некоторых других, возникших на фундаменте натурфилософии, метафизики, астрологии и алхимии, обогатившихся фундаментальными открытиями в средние века и, особенно, в конце 19-20 веков. Объем знаний, накопленных в каждой естественно научной дисциплине к началу 20 века достиг значительных размеров, что привело к углублению различий между последними. Одновременно наметилась тенденция взаимопроникновения наук, особенно заметная в настоящее время, следствием чего является появление смежных научных дисциплин. Конец 20-го - начало 21-го века является периодом «великого» объединения наук, периодом зарождения теорий имеющих всеобщий характер, способных создавать математические модели, применимые к любым объектам и в костной и в живой природе, а также обществе. Целями курса являются формирование у студентов: целостного восприятия окружающего мира на основе классических и современных моделей мироздания; понимания единства гуманитарной и естественнонаучной компонентов культуры. одной из важных задач курса является воспитание у студентов экологической культуры. Студенты, изучившие концепции современного естествознания, должны: иметь представление о фундаментальных законах природы, которые открыты в физике, химии и биологии, границах их применимости, знать возможности современных научных методов, разработанных в естественнонаучных дисциплинах, знать принципы преемственности и непрерывности в изучении живой и неживой материи, необходимости смены парадигм, при переходе от изучения простых механических к массовым статистическим системам, от объектов неживой природы к объектам живой природы и обществу. ознакомиться с принципами эволюционного подхода и синергетики в исследовании сложных иерархических систем в неживой и живой природе и обществе. Программа предназначена для студентов гуманитарных и экономических специальностей Тюменского государственного университета.
|