Социализация старших школьников в условиях образовательного учреждения




Скачать 485.83 Kb.
НазваниеСоциализация старших школьников в условиях образовательного учреждения
страница1/3
Дата01.11.2012
Размер485.83 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3

На правах рукописи


Бозина Ирина Геннадьевна


СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


Специальность 13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Кемерово 2007


Работа выполнена на межвузовской кафедре общей и вузовской педагогики ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»



Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор,

заслуженный работник высшей школы РФ

Касаткина Наталья Эмильевна





Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Чурекова Татьяна Михайловна,

доктор педагогических наук, профессор

Орлов Александр Николаевич





Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Кузбасский региональный

институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»




Защита диссертации состоится «25» октября 2007 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.088.02 в ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», по адресу: 650043, г. Кемерово, пр. Советский, 73, ауд.2319.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», по адресу: 650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6.


Автореферат разослан « 25» сентября 2007 г.


Ученый секретарь диссертационного совета


доктор педагогических наук, профессор Губанова М. И.

Общая характеристика работы


Актуальность темы исследования обусловлена современной социально-экономической ситуацией, которая предъявляет новые требования к результатам воспитания и образования молодого поколения. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе, важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

В современной педагогической практике наблюдается рассогласование целей государства, общества и личности. Наиболее ярко это проявляется в поиске идеалов, эталонов поведения школьника. Успешная социализация одно из условий подготовки школьников, способных возродить общество и духовность нации и развить идею государственности, обращенную к человеку.

Степень разработанности проблемы. Большое внимание проблеме социализации школьников уделялось в трудах Г. М. Андреевой, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, А. С. Макаренко, Д. Б. Эльконина и др.

Для исследования проблемы социализации большое значение имели исследования Ю. К. Бабанского, П. П. Блонского, Б. З. Вульфова, О. С. Газмана, И. С. Кона, А. В. Мудрика, М. И. Рожкова, С. Т. Шацкого и др., в трудах которых раскрываются педагогические аспекты социализации, цели, задачи, методы, пути и средства воспитания необходимых качеств личности.

Изучению различных аспектов социализации на современном этапе развития общества посвящены исследования М. В. Артюхова, А. М. Бабаева, Л. В. Байбародовой, Е. В. Бондаревской, И. В. Волкодав, И. Н. Дащук, Г. Г. Дементьева, Н. Э. Касаткиной, В. З. Когана, В. С. Лебедева, В. П. Лисицкой,

Н. В. Мальковец, Ю. С. Мануйлова, В. А. Машковского, И. А. Персиянова, Ж. В. Праховой, Т. Г. Пташко, Л. С. Яковлева и др.

Этими исследованиями внесен существенный вклад в теорию и практику социализации. Однако проблеме формирования и развития социализации школьников посвящено небольшое число теоретико-аналитических работ, что значительно актуализирует проблему социализации школьников.

Нами выявлено противоречие между потребностью современного общества в социально-активной личности и недостаточной разработанностью проблемы социализации школьников в целостном педагогическом процессе образовательного учреждения.

Указанное противоречие определило проблему исследования, которая заключается в выявлении содержательной и процессуальной сторон социализации старших школьников.

Актуальность и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Социализация старших школьников в условиях образовательного учреждения».

Цель исследования выявление, научное обоснование и экспериментальная проверка путей социализации старших школьников в условиях образовательного учреждения.

В соответствии с целью объектом нашего исследования является социализация школьников, предметом исследования процесс социализации старших школьников в условиях образовательного учреждения.

В основу исследования положено предположение, что социализация старших школьников будет успешной, если:

она рассматривается в едином контексте социально-экономических преобразований общества и конкретной воспитательной среды и как часть целостного воспитательно-образовательного процесса, направленного на формирование социально значимых качеств личности, в образовательном учреждении;

осуществляется пролонгированная диагностика уровня проявления социализации старших школьников для отслеживания ее динамики;

изучены и учтены факторы, влияющие на социализацию старших школьников;

выявлены и экспериментально проверены пути социализации старших школьников в условиях воспитательно-образовательного процесса образовательного учреждения;

реализуется программа социализации старших школьников, позволяющая осуществлять социализацию старших школьников с учетом особенностей региона и возможностей конкретного образовательного учреждения;

обеспечивается интеграция внешней и внутренней среды образовательного учреждения для приобретения школьниками практического опыта социальных связей и отношений и т. п.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Обосновать теоретические подходы к социализации старших школьников в условиях образовательного учреждения на основе анализа проблемы социализации школьников в истории отечественной и зарубежной педагогики.

2. Выделить факторы, влияющие на социализацию старших школьников.

3. Выявить и экспериментально проверить пути социализации старших школьников в условиях образовательного учреждения.

4. Разработать научно-методические рекомендации по формированию социализации старших школьников в условиях образовательного учреждения.

Общая методология исследования.

К наиболее значимым методологическим положениям исследования относятся: необходимость изучения проблемы социализации школьников в процессе постоянного динамического изменения; практика как критерий истинности выдвигаемой гипотезы; педагогическая эффективность поисков, внедряемость результатов исследования в практику социализации школьников и др.

Теоретической базой исследования явились теории социальной и педагогической интеграции (Г. М. Андреева, Б. М. Бим-Бад, Б. З. Вульфов,

Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, Б. Д. Парыгин); системного анализа педагогических явлений и процессов, ведущей роли деятельности и многофакторного характера развития личности, ее взаимодействия с окружающей средой (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, В. Г. Бочарова, Л. П. Буева, Н. Ф. Голованова, В. В. Давыдов, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Маслова, В. С. Мерлин, А. В. Мудрик, А. А. Реан, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Э. Фромм, Э. Эриксон); формирования ценностных ориентаций, социально-психологической позиции личности как системы ведущих отношений (А. Г. Асмолов, Р. Бернс, О. С. Газман, В. С. Ильин, Н. Э. Касаткина, А. Маслоу, К. Роджерс, Е. Л. Руднева, В. И. Слободчиков), идеи системного подхода к управлению образовательным учреждением (М. В. Артюхов, Л. П. Ильенко, А. Г. Каспаржак, Б. С. Лазарев, А. М. Моисеев, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, К. М. Ушаков) и др.

Названные теоретико-методологические основания позволили рассмотреть социализацию в единстве трех аспектов: в социально-правовом как характеристику гражданского общества, в психолого-педагогическом как интегративное личностное образование и в социально-педагогическом как цель воспитания и образования.

Источниками исследования явились: документы и правовые акты в области образования и воспитания, программно-методические материалы, научные исследования, педагогический опыт исследователей отечественной и зарубежной педагогики, монографии, научные исследования по социализации; периодические издания, посвященные социально-политическим, психолого-педагогическим и методическим вопросам формирования социализации; материалы научно-практических конференций, семинаров; личный педагогический опыт.

В ходе исследования применялся комплекс теоретических и эмпирических методов: теоретический анализ и синтез, обобщение опыта, моделирование, ретроспективный историко-педагогический анализ (сравнительно-исторический анализ, противопоставление, констатирующее сравнение) и др., систематизация, экстраполяция, различные виды опроса, анализ продуктов деятельности участников педагогического процесса, диагностирование, педагогический эксперимент, шкалирование, планирование, ранжирование, графическая и схематическая интерпретация и т. д.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись муниципальные общеобразовательные учреждения г. Междуреченска Кемеровской области: «Гимназия № 20», средние общеобразовательные школы города. Исследованием было охвачено 648 учащихся, 72 учителя, 300 родителей. Всего 1020 человека.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в 4 этапа (2001-2007 гг.)

На первом этапе (2001-2002 гг.) осуществлялся анализ философской, социологической, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования. Была определена актуальность, научная новизна, практическая значимость исследования, а также структура исследования; осуществлялся эксперимент, в процессе которого велось исследование воспитательно-образовательного процесса образовательного учреждения, проводились беседы с учителями, учащимися и родителями с целью поиска наиболее результативных форм социализации старших школьников, выявлялись возможности реализации воспитательных функций внешней среды образовательного учреждения. За время эксперимента было проанализировано 132 учебных занятия, 156 внеклассных мероприятий и др.

На втором этапе исследования (2002-2003 гг.) уточнялись гипотеза и теоретические положения, определялись пути социализации старших школьников в условиях образовательного учреждения: разрабатывалась программа социализации старших школьников в условиях воспитательно-образовательного процесса образовательного учреждения; осуществлялся пробный педагогический эксперимент, целью которого являлось изучение представлений о сущности социализации; первичная апробация экспериментальных программ и планов, выделение путей социализации школьников в воспитательно-образовательном процессе образовательного учреждения. Выявлялись возможности различных образовательных предметов в формировании социализации школьников.

На третьем этапе исследования (2003-2004 гг.) осуществлялся расширенный педагогический эксперимент, апробировались экспериментальные программы и планы, реализовывалась программа социализации школьников в учебной и внеучебной деятельности образовательного учреждения, анализировались результаты экспериментальной деятельности.

На четвертом этапе исследования (2005-2007 гг.) осуществлен контрольный эксперимент с целью определения окончательных выводов по всему проведенному исследованию в целом. Обобщались результаты исследования, осуществлялось их внедрение в практику работы образовательных учреждений; разрабатывались научно-методические рекомендации по социализации школьников; подготавливались публикации, оформлялись результаты исследования.

Научная новизна исследования:

определены функционально-структурные составляющие социализации старших школьников в условиях внешней и внутренней среды образовательного учреждения, которые представляют синтез компонентов образовательной деятельности (когнитивный, нравственный, мотивационно-деятельностный);

выявлена специфика социализации старших школьников в современных социально-экономических условиях: понимание общественной значимости социализации старших школьников, ценностно-нравственных основ социализации всеми субъектами образовательного процесса; ориентация старших школьников в социально-экономической ситуации страны и региона; осознание старшими школьниками необходимости своего самоопределения, самореализации и др.;

выделены объективные и субъективных факторы, влияющие на социализацию школьников, в группах: макрофакторов (общество в целом, планета, мир, страна, государство, культура и пр.), мезофакторов (население, СМИ, географическое положение места жительства и природно-климатические особенности региона и пр.) и микрофакторов (семья, микросоциум, институты воспитания и образования, подростковые сообщества, нормы взаимоотношений и пр.), в связи с тем, что объективные факторы, чаще всего, не могут быть изменены средствами педагогического воздействия, а субъективные факторы, напротив, поддаются педагогическим воздействиям и представляет собой процесс ускорения социализации старших школьников, способствуют преодолению или ослаблению отрицательных последствий объективных воздействий, приданию им гуманистической ориентации;

обоснованы компоненты социализации старших школьников: когнитивный компонент (наличие знаний у школьников, способствующих осознанию связей и отношений в окружающем мире, формирующих целостную картину мира; наличие знаний об отношении к обществу, труду, к другому человеку, к другой культуре, к самому себе; знания приемов, способов, норм общения, способов самоорганизации и организации других людей и т.п.); нравственный компонент (преобразование знаний в личные убеждения, стремления, ценности; проявление социальной ответственности, патриотизма, гражданской зрелости, наличие желания участвовать в общем деле; владение нормами общественного поведения и т.п..); мотивационно-деятельностный компонент (проявление коммуникативной компетенции, ориентация на сотрудничество и кооперацию; наличие реально проявляемого стремления к решению социально значимых целей; умение самостоятельно принимать решения в нестандартных ситуациях; способность к творческой, исследовательской деятельности; сформированность социального, жизненного и профессионального самоопределения и т.п.).

разработана программа социализации старших школьников в условиях воспитательно-образовательного процесса образовательного учреждения, включающая цели, задачи, функции, принципы, закономерности, мероприятия по ее выполнению, оптимально сочетаемые методы, средства, формы работы, критерии, показатели и уровни ее реализации на основе педагогических технологий социализации школьников;

определены и экспериментально проверены пути социализации старших школьников в условиях образовательного учреждения: разработка и реализация программы социализации старших школьников; социализация старших школь-

ников в учебной и внеучебной деятельности образовательного учреждения; влияние специально организованной внешней среды образовательного учреждения на социализацию школьников; корректировка программы социализации старших школьников с учетом результатов эксперимента и др.

Теоретическая значимость исследования обусловлена его вкладом в разработку научных основ социализации старших школьников в современных социально-экономических условиях, что обогащает общую теорию целостного педагогического процесса и вносит вклад в решение актуальной проблемы совершенствования социализации личности. Кроме этого, дан исторический анализ становления социализации в России и за рубежом; рассмотрен потенциал системы общего среднего полного образования в контексте социализации старших школьников; конкретизировано понятие «социализация школьников»; раскрыты его структурно-содержательные характеристики; определены компоненты социализации школьников (когнитивный, нравственный, мотивационно-деятельностный); выявлены и обобщены существующие теоретические подходы к построению научного знания в области социализации старших школьников; выделены уровни социализации школьников

Практическая значимость исследования определяется тем, что теоретические положения и выводы доведены до конкретной технологии социализации старших школьников, разработаны методические рекомендации по проектированию и осуществлению путей социализации школьников, образовательные программы, научно-методические рекомендации.

Результаты работы могут использоваться в качестве практической основы для социализации старших школьников в рамках системы подготовки учителя в вузе, повышения квалификации, совершенствования общепедагогической системы в целом, создания новых образовательных продуктов (программ, учебных материалов и др.)

Личное участие соискателя состоит в теоретическом обосновании основных положений и идей диссертации, разработке и реализации программы социализации старших школьников в воспитательно-образовательном процессе образовательного учреждения, практико-ориентированных программ и их методического обеспечения: «Я - горожанин» (5-9 кл.), «Город и мое будущее» (10-11 кл.); дневника социальной практики учащихся к программе «Город и мое будущее» (10-11 кл.) и др.

Результативности разработки проблемы социализации школьников способствовал практический опыт соискателя в качестве директора муниципального общеобразовательного учреждения.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Социализация старших школьников в современных условиях является результатом целенаправленно организованного процесса становления личности старшего школьника, включающего принятие и осмысление ценностей, формирование собственного отношения к целям и задачам воспитательно-образовательной деятельности, реализацию их с учетом собственной индивидуальности и представлений о жизненных и профессиональных планах; разработку и реализацию программы социализации старших школьников в учебной и внеучебной деятельности образовательного учреждения, влияние специально организованной внешней среды образовательного учреждения на социализацию старших школьников.

  2. Объективные факторы социализации старших школьников в группах макрофактров, мезофакторов и микрофакторов не могут быть изменены средствами педагогического воздействия, а влияние субъективных факторов представляет собой процесс ускорения социализации старших школьников и способствуют преодолению или ослаблению отрицательных последствий.

  3. Компонентами социализации старших школьников являются: когнитивный (наличие прочных системных знаний у школьника, способствующих осознанию связей и отношений в окружающем мире, формирующих целостную картину мира, об отношении к обществу, труду, к другому человеку, к другой культуре, к самому себе; знания приемов, способов, норм общения, способов самоорганизации и организации других людей и т.д.); нравственный (преобразование знаний в личные убеждения, стремления, ценности; проявление социальной ответственности, патриотизма, гражданской зрелости, наличие желания участвовать в общем деле; владение нормами общественного поведения и др.) мотивационно-деятельностный (проявление коммуникативной компетенции, ориентация на сотрудничество и кооперацию; наличие реально проявляемого стремления к решению социально значимых целей; умение самостоятельно принимать решение в нестандартных ситуациях; способность к творческой, исследовательской деятельности; сформированность социального, жизненного и профессионального самоопределения и пр.).

  4. Путями социализации старших школьников являются: разработка и реализация программы социализации старших школьников; социализация старших школьников в учебной и внеучебной деятельности образовательного учреждения; влияние специально организованной внешней среды образовательного учреждения на социализацию школьников; корректировка программы социализации старших школьников с учетом результата эксперемента

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечены анализом современных достижений психолого-педагогической науки, применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью опытно-экспериментальных данных, их количественным и качественным анализом; подтверждением верности выдвинутой гипотезы, результатами исследования, позитивными изменениями в деятельности образовательного учреждения по социализации старших школьников.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций, выступлений на Всероссийских научно-практических конференциях в Томске (2004 г.), Кемерове (2002-2004 гг.); на региональных, областных конференциях в городах Кемерово (2001-2004 гг.), Новокузнецк (2002, 2005), Междуреченск (2001, 2004, 2006 гг.) и семинарах в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, в Новокузнецком институте повышения квалификации и др.

По теме исследования изданы учебно-методические пособия для педагогов: «Гражданское воспитание школьников: проблемы, теоретические основы, пути решения» (Кемерово, 2006), «Преподавание в 5 классе курса «Я горожанин» (Междуреченск, 2006), «Организация и проведение социальных практик в 10-11 классах» (Междуреченск, 2006), разработаны учебные пособия для учащихся: Рабочая тетрадь к курсу «Я и горожанин» 5 класс, Дневник социальной практики 10-11 класс (Междуреченск, 2007). Данные пособия используются в практической деятельности всех общеобразовательных учреждений г. Междуреченска. Пособие «Гражданское воспитание школьников: проблемы, теоретические основы, пути решения» (Кемерово, 2006) рекомендовано Департаментом образования для использования в практической деятельности в общеобразовательных учреждениях области.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 177 источника, 42 таблицы, 5 рисунков, 6 приложений.

Основное содержание диссертации

Во введении дается общая характеристика работы: обосновывается актуальность темы исследования, определены проблема и степень ее разработанности, цель, гипотеза, задачи, предмет и объект исследования, теоретико - методологическое основание, характеризуется источниковая база, этапы, отмечается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, выделяются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Социализация личности школьника как психолого-педагогическая проблема» рассматриваются проблемы социализации личности в социологической, психологической и педагогической литературе, структура социализации личности старших школьников, факторы, влияющие на социализацию старшего школьника; раскрываются концептуальные основы исследования.

Разрабатываемая проблема является междисциплинарной, что потребовало от нас изучение исследований по философии, социологии, методологии науки, культурологи, философской и педагогической антропологии, различных направлений педагогики и психологии.

Понятие социализации в контексте социологических, психологических и педагогических концепций можно представить в виде следующих выводов: социологический подход трактует социализацию как принятие социальных норм, правил, моделей поведения в контексте культуры, выдвигая на первый план активную или пассивную роль самого человека в данном процессе, психологический подход рассматривает социализацию как развитие индивидуальных свойств и качеств человека в процессе взаимодействия со средой, выделяя процессы интериоризации (усвоение социального опыта) и экстериоризации (влияние собственного опыта на существующую действительность), педагогический подход подразумевает под социализацией управляемый и целенаправленный процесс формирования у школьника ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, который позволит выполнить важнейшую функцию перевода школьника от объекта обучения и воспитания к субъекту социального развития, а в последующем – к активному субъекту самовоспитания и саморазвития.

Данные подходы мы представили в таблице:

  1   2   3

Похожие:

Социализация старших школьников в условиях образовательного учреждения iconПрограмма развития муниципального образовательного учреждения
Социализация и адаптация личности к экономическим взаимоотношениям и трудовой деятельности в современных условиях
Социализация старших школьников в условиях образовательного учреждения iconПубличный отчет Муниципального образовательного учреждения Клёновскаой средней общеобразовательной школы
Муниципального образовательного учреждения Клёновской средней общеобразовательной школы строилась в соответствии с задачами, обозначенными...
Социализация старших школьников в условиях образовательного учреждения icon«Профессиональный выбор, самоопределение и социализация различных возрастных групп учащихся в условиях Центра образования»
На базе профессионального цикла мбоу «цо №2» ведется инновационная деятельность, необходимая для дальнейшего развития образовательного...
Социализация старших школьников в условиях образовательного учреждения iconПрограмма развития моу кленовская средняя общеобразовательная школа «Социализация обучающихся в условиях открытой информационной образовательной среды»
Социализация обучающихся в условиях открытой информационной образовательной среды
Социализация старших школьников в условиях образовательного учреждения icon«Профессиональный выбор, самоопределение и социализация различных возрастных групп учащихся в условиях Центра образования» Общие положения
Настоящее Типовое положение (далее по тексту Положение) регламентирует деятельность муниципального бюджетного образовательного учреждения...
Социализация старших школьников в условиях образовательного учреждения iconПлан работы муниципального образовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа №2» на 2012 2013 учебный год
Методическая тема школы: «Управление качеством образования младших школьников в условиях модернизации образовательной системы»
Социализация старших школьников в условиях образовательного учреждения iconСоциализация трудовых отношений
Работа выполнена на кафедре системного менеджмента и предпринимательства Государственного образовательного учреждения высшего профессионального...
Социализация старших школьников в условиях образовательного учреждения iconФормирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в старших классах Лутфуллина Л. Н
Уже утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты для старших классов(их внедрение в школы начнется с 2013 года)[5]....
Социализация старших школьников в условиях образовательного учреждения iconАлександрова Е. А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников [Текст] / Е. А.
Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников [Текст] / Е. А. Александрова. М.: Нии школ технологий,...
Социализация старших школьников в условиях образовательного учреждения iconСамостоятельная работа учащихся старших классов с источниками информации
Особенно актуально значение этой работы в условиях модернизации содержания образования и при переходе к профильному обучению в старших...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница