Методические рекомендации по организации учебного процесса в начальной школе При организации образовательного процесса в начальной школе необходимо помнить




Скачать 216.51 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации учебного процесса в начальной школе При организации образовательного процесса в начальной школе необходимо помнить
Дата01.11.2012
Размер216.51 Kb.
ТипМетодические рекомендации


Создание организационно-педагогических условий

для повышения качества образования

учащихся начальной школы


В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года одним из приоритетных направлений образовательной политики является создание условий для повышения качества общего образования. Наряду с организационно-методическими и психолого-педагогическими условиями наибольшее внимание необходимо уделить созданию организационно-педагогических условий образовательной деятельности, которые бы соответствовали требованиям сохранения физического и психического здоровья школьников.

Важнейшее из организационно-педагогических условий образовательной деятельности заключается в том, чтобы внести изменения в организацию образовательного процесса. Нами были разработаны методические рекомендации по организации учебного процесса в начальной школе, основанные на современных требованиях и соответствующие нормативно-правовым актам в сфере начального общего образования.


Методические рекомендации

по организации учебного процесса в начальной школе


При организации образовательного процесса в начальной школе необходимо помнить:


1. Максимально допустимую недельную нагрузку в часах (при 6-ти дневной и при 5-ти дневной неделе, включая факультативные и индивидуально-групповые занятия).


2. Школьное расписание уроков следует строить с учётом хода недельной и дневной кривой умственной работоспособности обучающихся:




  • недельная кривая ____________________________ наибольший объём уроков – вторник

п. вт. ср. четв. пят. суб. в.






  • дневная кривая ______________________________ основные предметы – 2, 3 урок

0 1 2 3 4 5 6 7 8



  • максимальная активность приходится на период с 10.00 до 12.00 часов;

  • наибольший спад активности в 14.00 часов;

  • небольшой подъем с 16.00 до 18.00 часов;


3. Смена положения детского тела может осуществляться посредством физкультминуток и физкультпауз:

  • физкультминутка – 60–90 секунд;

  • физкультпауза – 3–5 минут.


Учителю необходимо учитывать количественные и качественные показатели работоспособности:

  • 1 фаза работоспособности (повышенная активность) – 5 – 7 минут от начала урока;

  • 2 фаза оптимальной работоспособности – первые 20 минут урока;

  • 3 фаза работоспособности (компенсирование) – 22 – 34 минута урока;

  • 4 фаза (некомпенсированное утомление) – после 34 минуты урока.

Физкультминутки и физкультпаузы, а также упражнения для мелких мышц глаз и рук должны проводится в момент перехода из одной фазы в другую – на 7, 15, 22, 34-ой минуте урока.

Физкультпауза включает 5–6 упражнений, которые повторяются не менее 6-ти раз каждое:

  • на снятие статического напряжения туловища;

  • на профилактику искривления позвоночника;

  • для расслабления кистей рук;

  • для укрепления плечевого пояса и ног;

  • для профилактики умственного утомления;

  • для профилактики зрительного напряжения.

Примерный комплекс упражнений представлен в информационном бюллетене «Документы в образовании», № 4 (2000).


4. При проектировании урока необходимо учитывать:

  • время максимальной активности (первые 20 минут урока);

  • плотность учебной работы учащихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80 %;

  • рациональное количество видов учебной деятельности на уроке – 4–7;

  • средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (слушание, наблюдение, рассказ, чтение, письмо, рассматривание наглядных пособий, решение примеров, ответы на вопросы и так далее) – не более 10 минут;

  • количество видов преподавания (словесный, наглядный, ТСО, самостоятельная работа) – не менее 3-х за урок;

  • количество эмоциональных разрядок (поговорка, весёлое четверостишье, музыкальная минутка и т.д.) – 2 – 3 за урок;

  • возрастные особенности детей;

  • личностные особенности (тип нервной системы – подвижный или инертный, темперамент);

  • целесообразность наглядных пособий и ТСО, причем нормы использования ТСО в 1-ом классе:

- диафильм – 7 – 15 минут,

- кинофильм – 15 – 20 минут,

- телепередача – 15 минут

(в течение недели не рекомендуется проводить более 3-4 уроков с применением ТСО);

  • длительность письма в 1 классе в начале урока – 3 минуты, в середине урока – 2 минуты, общая длительность письма – 7–10 минут;

  • общая длительность практической работы на уроках труда для учащихся 1-2-х классов – 20-25 минут, для учащихся 3-4-х классов – 30-35 минут;

  • домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) – до 1 часа, во 2 – до 1,5 ч, в 3-4 – до 2 часов.


5. В процессе учебной деятельности необходимо:

  • продумывать стиль общения с детьми в зависимости от этапа урока и педагогической ситуации;

  • использовать как вербальное (положительная поддержка и одобрение), так и невербальное общение (прикосновения, поглаживания);

  • учебную деятельность выстраивать в сфере субъект-субъектных отношений (ученик не объект деятельности педагога, а субъект, принимающий активное участие в процессе повышения уровня своего развития и интеллекта);

  • использовать формы индивидуальной дифференциации в зависимости от личностных особенностей учащихся.


Нормативно-правовое обеспечение

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Вестник Образования № 6, 2002 года.

  2. Гигиеническая оценка урока письма в начальных классах, методические указания. Магнитогорск, 1996.

  3. Методические рекомендации по проведению эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования. Газета «Начальная школа» № 28, 2001.

  4. Приказ о недопустимости перегрузок, обучающихся в начальной школе. Газета «Начальная школа» № 13, 1999.

  5. Об организации обучения в первом классе. Приказ МО РФ № 2021/13 от 25.09.2000.

  6. Санитарные нормы и правила. Документы в образовании № 1, 3, 4 (2000).


На современном этапе развития начального общего образования выделяют четыре основных фактора, влияющие на здоровье детей.

Во-первых: длительность урока и рациональное использование времени урока.

Во-вторых: использование современных педагогических технологий, включая здоровьесберегающие образовательные технологии – педагогические приемы и методы, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью ребенка, обеспечивают безопасные условия обучения.

В-третьих: объем и сложность учебного материала.

В-четвертых: школьно-средовые условия.

Учитывая вышеизложенное, нами разработан вариант анализа урока и комментарий к нему.


АНАЛИЗ УРОКА число _______________

Цель: выявление здоровьесберегающих факторов в организации учебного процесса в начальной школе

Школа _________ класс _________ учитель _________________________предмет ______________

День недели _____________ № урока _______ время _______ длительность урока _______ минут


Хронограмма урока

Этап урока

Виды деятельности,

методы и приемы обучения

Количество минут

Форма обучения













































































































































































































Создание школьно – средовых условий (нужное подчеркнуть)

Плотность урока: рациональная, недостаточно рациональная, нерациональная

Стиль общения учителя: авторитарный, демократический, либеральный;

Тип взаимодействия ребёнка и учителя: субъектно-субъектные, субъектно-объектные

Учет возрастных особенностей: учитывает, не учитывает _________________________________

Учет личностных особенностей: учитывает, не учитывает_________________________________

Использование физкультминуток и физкультпауз: достаточно, недостаточно; целесообразно, нецелесообразно ____________________________________________________________________

Использование упражнений для мелких мышц глаз и рук: достаточно, недостаточно

Использование наглядных материалов и ТСО: целесообразно, нецелесообразно ______________

Освещение: достаточное, недостаточное ________________________________________________

Воздушно-тепловой режим: соблюдается, не соблюдается _________________________________

Соответствие предметов мебели и быта возрасту детей: соответствуют, не соответствуют

___________________________________________________________________________________

Выделение специального места для отдыха: выделено, отсутствует _________________________

___________________________________________________________________________________

Рекомендации:

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________


Ф.И.О. проверяющего: ____________________________ подпись ___________________________


Комментарий к анализу урока.

ЭТАПЫ УРОКА:

  1. Организационный этап.

  2. Этап проверки выполнения домашнего задания.

  3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

  4. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

  5. Этап первичной проверки понимания изученного.

  6. Этап закрепления новых знаний и способов действий.

  7. Этап применения знаний и способов действий.

  8. Этап обобщения и систематизации знаний.

  9. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.

  10. Этап коррекции знаний и способов действий.

  11. Этап информации о домашнем задании.

  12. Этап подведение итогов занятия.

  13. Этап рефлексии.


ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. Письмо.

  2. Чтение.

  3. Слушание.

  4. Наблюдение.

  5. Работа с книгой.

  6. Работа с кассой букв и т. д.


МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ:

По характеру деятельности учителя и учащихся.

  1. Объяснительно-иллюстративный.

  2. Проблемный.

  3. Частично-поисковый.

  4. Исследовательский.

  5. Репродуктивный.


По источнику получения знаний.

Словесные:

  1. Рассказ.

  2. Объяснение.

  3. Беседа.

  4. Работа с книгой.

Наглядные:

  1. Метод демонстрации.

  2. Метод иллюстрации.

Практические:

  1. Упражнения.

  2. Графические работы.

  3. Творческие работы.

  4. Дидактические игры.

  5. моделирование


ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:

1. Фронтальная.

2. Индивидуальная.

3. Групповая.


Немаловажное организационно-педагогическое условие повышения качества образования заключается во внесении изменений в формы урока, педагогические технологии, основанные на современных принципах, которые предложил в своей работе А.Гин «Приемы педагогической техники», М. «Вита-пресс», 1999.

Он взял за основу пять принципов педагогической техники:


1. Принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем

действии представлять ученику право выбора с одним важным
условием – осознанной ответственностью за свой выбор).






2. Принцип открытости (не только давать знания , но и показывать их

границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за

пределами изучаемого курса).


3. Принцип деятельности.





4. Принцип обратной связи.




5. Принцип идеальности (высокого КПД – максимально использовать

возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения
результативности и уменьшения затрат в процессе образования).



Предложенные А.Гином приемы педагогической техники достаточно известны педагогам школ. Он постарался сформулировать эти приемы, найти их взаимосвязь, включить во взаимоусиливающую систему. Нами его работа была продолжена, приемы систематизированы и представлены в удобной для практического использования форме.



ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

ДИДАКТИКА

ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К УЧЕБНОМУ МАТЕРИАЛУ






Название приема

Формулировка

Принципы

1.

Привлекательная цель.

Перед учеником ставится понятная, простая и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

4, 5

2.

Удивляй!

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

2, 4, 5

3.

Отсроченная отгадка.

  1. В начале урока учитель даёт загадку, отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

  2. Загадку дать в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие.

3, 5

4.

Фантастическая добавка.

Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.

2, 4, 5

5.

Лови ошибку

  1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

  2. Ученик получает текст со специально допущенными ошибками.

3, 4, 5

6.

Практичность теории.

Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.

2, 5

7.

Пресс-конференция.

Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие её вопросы.

2, 3, 4, 5

8.

Вопрос к тексту.

Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов.

2, 3, 4, 5



ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО НА УРОКЕ



Название приема

Формулировка

Принципы

1.

Своя опора

Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.

1, 2, 4, 5

2.

Повторяем с контролем.

Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.

Вариант: ученики попарно отвечают на вопросы друг друга.

3, 4, 5

3.

Повторяем с расширением.

Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.

2, 3, 4, 5

4.

Свои примеры.

Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.

1, 3, 4, 5

5.

Опрос – итог.

В конце урока учитель задаёт вопросы, побуждающие к рефлексии урока.

4, 5

6.

Обсуждаем домашнее задание.

Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён.

1, 3, 4



ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННЫХ РАННЕЕ ТЕМ



Название приема

Формулировка

Принципы

1.

Своя опора.

Ученик составляет авторский опорный конспект всей раннее изученной темы.

1, 3, 4, 5

2.

Повторяем с контролем.

Ученики разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме.

3, 4, 5

3.

Повторяем с расширением.

Ученики разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволят дополнить задания по всей ранее изученной теме.

2, 3, 4, 5

4.

Пересечение тем.

Ученики подбирают или придумывают свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем.

2, 4



УРОВНИ И ВИДЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ



Название приема

Формулировка

Принципы

1.

Три уровня домашнего задания.

Учитель одновременно задаёт домашнее задание двух или трёх уровней.

Первый уровень – обязательный минимум.

Второй уровень – тренировочный.

Третий уровень – творческий.

1, 4

2.

Задание массивом.

Задаётся большой массив сразу – в рамках большой изучаемой темы или повторяемой темы.

1, 4

3.

Особое задание.

Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Учитель всячески подчёркивает своё уважение к решению школьника воспользоваться таким правом.

1, 4

4.

Творчество работает на будущее.

Ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов.

1, 2, 3, 4, 5



ПРИЁМЫ ПОДАЧИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ



Название приема

Формулировка

Принципы

1.

Необычная обычность.

Учитель задаёт домашнее задание необычным способом.

Почтальон раздаёт письма-задания.

Беспроигрышная лотерея.

Номер задачи в двоичной системе счисления.

Зашифрованное формулой задание.

5

2.

Идеальное задание.

Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.

3, 4, 5



КОЛЛЕКТИВНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



Название приема

Формулировка

Принципы

1.

Организация работы в группах.

  1. Группы получают одно и тоже задание.

  2. Группы получают разные задания.

  3. Группы получают разные, но работающие на общий результат задания.

1, 3. 4, 5

2.

Лови ошибку.

Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… придя к определённому мнению, группа выбирает спикера.

3, 4, 5

3.

Пресс-конференция и вопрос к тексту.

Ребята составляют списки вопросов, разбившись по группам.

2, 3, 4, 5

4.

Своя опора.

  1. Группа составляет опорный конспект урока или темы на листе большого формата.

  2. Несколько сильных учеников заранее получают творческое д/з: составить опорные конспекты по различным когда-то пройденным темам. На одном из уроков они становятся тренерами. Класс разбивается на группы.

1, 3, 4, 5



ИГРОВАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



Название приема

Формулировка

Принципы

1.

Игры-тренинги.

1.Игровая цель. Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

2. Логическая цепочка. Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

3, 5

2.

Игры в случайность.

Учитель вводит в урок элементы случайного выбора.

5

3.

Театрализация.

Разыгрывается сценка на учебную тему.

1, 2, 3, 5

4.

«Да-нетка».

Учитель загадывает нечто. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами «да», «нет», «и да и нет».

2, 3, 4, 5


УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ


ПРИЁМЫ УСТНОГО КОНТРОЛЯ



Название приема

Формулировка

Принципы

1.

Базовый лист контроля.

На первом же уроке новой темы учитель вывешивает «Базовый лист контроля». В нём перечислены основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые ОБЯЗАН знать каждый.

1, 4, 5

2.

Светофор.

При опросе ученики поднимают «светофор», сигнализируя о своей готовности к ответу.

4, 5

3.

Показательный ответ.

Ученик демонстрирует блестящий ответ.

3, 4, 5

4.

Опрос по цепочке.

Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передаётся другому жестом учителя.

4, 5

5.

Тихий опрос.

Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом.

4

6.

Магнитофонный опрос.

Ответ ученика записывается на магнитофон, чтобы потом он сам мог себя послушать.

4, 5

7.

Взаимоопрос.

Ученики опрашивают друг друга по базовым листам.

1, 4, 5

8.

Защитный лист.

Перед каждым уроком, всегда на одном и том же месте, лежит «Лист защиты», куда каждый ученик без объяснений причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая листы, держит ситуацию под полным контролем.

1, 4, 5

9.

Отсроченная реакция.

Учитель приучает детей к некоторой паузе между заданным творческим вопросом и ответом ученика. (30 секунд)

3, 5

10.

Щадящий опрос.

Учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответов учеников.

5

11.

Идеальный опрос.

Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

5


ПРИЁМЫ ПИСЬМЕННОГО КОНТРОЛЯ



Название приема

Формулировка

Принципы

1.

Фактологичес-кий диктант.

Диктант проводится по базовым вопросам (5 – 7 вопросов на вариант). На партах только чистый лист и ручка. Допускается базовый лист. Работа ведётся в высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлении. Должна работать память.

4, 5

2.

Выборочный контроль.

Проверять работы учеников выборочно.

4, 5

3.

Тренировочная контрольная работа.

Учитель проводит контрольную как обычно, но отметки в журнал идут только по желанию учеников.

4, 5

4.

Блиц-контрольная.

Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учёбы.

4, 5

5.

Релейная контрольная работа.

Контрольная проводится по текстам раннее решенных задач.

1, 4, 5



Таким образом, учитель начальных классов, правильно организуя образовательный процесс, рационально используя рабочее время школьников, применяя современные образовательные технологии, основанные на пяти принципах, сумеет создать организационно-педагогические условия образовательной деятельности, соответствующие требованиям сохранения психического и физического здоровья младших школьников.


Похожие:

Методические рекомендации по организации учебного процесса в начальной школе При организации образовательного процесса в начальной школе необходимо помнить iconИнформационно – методическое обеспечение учебного процесса в начальной школе
При реализации образовательных программ в начальной школе учитель может использовать информационно-коммуникационные средства
Методические рекомендации по организации учебного процесса в начальной школе При организации образовательного процесса в начальной школе необходимо помнить iconМетодические рекомендации по оценке качества образовательных достижений выпускников начальной школы (Татур А. О., Марголина В. В., Зозуля Е. С.) (10 печ л.)
Ализ используемых в начальной школе учебников; результаты анкетирования выпускников начальной школы; рекомендации администрации оу...
Методические рекомендации по организации учебного процесса в начальной школе При организации образовательного процесса в начальной школе необходимо помнить iconОбразовательная программа моу «Абазинская средняя общеобразовательная школа №49» на 2011-2012 учебный год
Содержание и особенности организации учебного процесса в начальной (общей) школе
Методические рекомендации по организации учебного процесса в начальной школе При организации образовательного процесса в начальной школе необходимо помнить iconМетодические рекомендации по организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Тверской области в 2009-2010 учебном году
В 2009 -2010 учебном году учителя I – IV классов школ города Твери и Тверской области реализуют государственный стандарт начального...
Методические рекомендации по организации учебного процесса в начальной школе При организации образовательного процесса в начальной школе необходимо помнить iconРекомендации по изучению состояния преподавания отдельных предметов в школе Создание условий для организации учебно-воспитательного процесса
Программно-методическое обеспечение учебного процесса, его соответствие нормативным документам
Методические рекомендации по организации учебного процесса в начальной школе При организации образовательного процесса в начальной школе необходимо помнить iconОсобенности организации нетрадиционных малых форм физкультурно-оздоровительной работы с учащимися начальной школы
Управление школой как условие развития субъектов образовательного процесса. Особенности физкультурно-оздоровительной работы в школе;...
Методические рекомендации по организации учебного процесса в начальной школе При организации образовательного процесса в начальной школе необходимо помнить iconПриказ от 20. 05. 2011г. №144 «Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования на 2011-2015 годы»
В целях обеспечения введения обучения в начальной школе в соответствии с фгос ноо нового поколения и для эффективной организации...
Методические рекомендации по организации учебного процесса в начальной школе При организации образовательного процесса в начальной школе необходимо помнить iconОсобенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе
Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся,...
Методические рекомендации по организации учебного процесса в начальной школе При организации образовательного процесса в начальной школе необходимо помнить iconМетодические рекомендации по преподаванию иностранного языка с учетом особенностей образовательного процесса в базовой школе общая характеристика предмета «Иностраныый язык»
«Организация учебного процесса в базовых школах: особенности преподавании иностранного языка на основной ступени образования»
Методические рекомендации по организации учебного процесса в начальной школе При организации образовательного процесса в начальной школе необходимо помнить iconАнализ работы школы за 2006-2007 учебный год
На начало 2006 –2007 учебного года в начальной школе обучалось 269 человек, к концу учебного года – 268 учащихся. Обучение в начальной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница