Скачать 87.08 Kb.
|
Архипова Зоя Павловна Урок биологии в 7 классе по теме «Размножение и развитие птиц» Цели урока:
Тип урока: комбинированный. Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный. Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков, коллекции яиц. Средства наглядности: натуральные: коллекции яиц, свежие куриные яйца; изобразительные: таблицы «Класс Птицы», рисунки, фотографии. Оборудование: чашки Петри, препаровальные иглы, салфетки, чучела птиц, пластинки «Голоса птиц»; видеофрагмент. I. Организационная часть урока. Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих. II. Проверка знаний, умений и навыков. Тестирование учащихся по пройденному материалу. Выполнение заданий состоит из выборки понятий, соответствующих признакам каждого класса. Общие признаки вписываются в обе колонки и выделяются размером цифр или обводятся. Тест по теме «Размножение пресмыкающихся и птиц»
О т в е т ы к т е с т у :
Учитель зачитывает стихотворение на фоне звучащей пластинки «Птичьи голоса»: Громким криком встречает скворчиха Материнское счастье свое: Из скворечницы выбрался тихо Ненаглядный питомец ее. Вот он пискнул, храбрец желторотый, Словно с вышки нырнул в пустоту, И, наверно, от чувства полета У него пересохло во рту. Пусть мелькнет быстротечное лето, Вспыхнет осень, придут холода, Пусть придется увидеть полсвета, - вернешься сюда! Мы начинаем урок по теме «Изучение размножения и развития птиц». Учащиеся записывают тему урока. На доске размещается эпиграф к теме - изречение Уильяма Гарвея “Все – из яйца!”.
На предыдущем уроке мы узнали о том, что нервная система птиц по сравнению с ранее изученными нами классами позвоночных животных (рыбами, земноводными, пресмыкающимися) высоко развита. Этим мы объяснили большую сложность поведения птиц - выработка условных рефлексов. Но многие действия птиц являются врождёнными, инстинктивными. Таковы, например, особенности поведения, связанные с размножением: образование пары, постройка гнезда, насиживание яиц. Мелкие птицы становятся половозрелыми через несколько месяцев после вылупления из яйца, крупные – через несколько лет. Размножение происходит циклически под влиянием сезонных факторов: кормовых условий, длины светового дня. Для поддержания численности зимой птиц подкармливают, а весной вывешивают искусственные гнездовья. Большинство птиц строят гнёзда самой разной формы. Образованию пар обычно предшествует длительный период ухаживания; самцы привлекают самок яркой окраской перьев и мелодичными трелями. Самцы многих птиц поют, устраивают турниры, Всё это называется токованием. Оно служит для привлечения самок, которые осуществляют, сидя в стороне, весьма непростой выбор. Размножению птиц предшествует сложная процедура образования пар (они обычно образуются на один сезон, лишь у крупных птиц пары образуются на много лет). В неволе птицы живут до 70 лет (филины); в естественных условиях продолжительность их жизни намного короче. Для сохранения редких птиц создаются заповедники, заказники, охраняемые территории. В нашей республике охраняются законом территории, где находятся на пролете редкие птицы – это Сараловский участок Волжско-Камского заповедника, расположенный в Лаишевском районе. В наших умеренных широтах размножение птиц происходит весной, хотя и в разные сроки. Число яиц в кладке – от 1 до 20. Многие птицы насиживают отложенные яйца; у одних видов это делают самки, у других – самцы. Сохранению температуры яиц помогают и гнёзда, особенно если они сооружены над источниками вулканического тепла или в гниющей подстилке. 2. Демонстрация видеофрагмента с использованием видемагнитофона и учебного электронного издания «Биология 6-11 класс». После просмотра видеофрагмента учитель задает вопросы по содержанию темы. Задание: дать характеристику выводковых и гнездовых птиц, привести примеры из просмотренного фрагмента. Предполагаемые ответы учащихся - у одних – выводковых – птиц птенцы вылупляются из яйца зрячими, с оперением и быстро становятся самостоятельными, способными прокормить себя. У других – гнездовых – птенцы вылупляются слепыми, без оперения, они долго остаются в гнезде, нуждаясь в обогреве, корме и заботе родителей, часто остается лишь один самый крупный птенец. Примеры: выводковых - домашняя птица, гнездовых - кукушка. Комментарии учителя к ответам учеников: У тетеревов, уток, гусей, лебедей, а также у домашних птиц птенцы появляются на свет одетые пухом, с открытыми глазами и могут через несколько часов или на следующий день после вылупления выйти из гнезда и даже бегать за матерью. Таких птиц называют выводковыми. Несмотря на самостоятельность, эти птенцы первые дни жизни всё же нуждаются в обогреве и часто прячутся под крылья матери, так как не сразу их температура тела становится постоянной. У хищных птиц, ворон, грачей, голубей, дятлов, попугаев, воробьёв, синиц и многих других птенцы вылупляются беспомощными, со сросшимися веками глаз и закрытыми ушными отверстиями. Тело их голое или покрыто отдельными пучками тонкого редкого пуха. Они не могут держаться на ногах и долго не покидают гнезда. Такие птенцы называются гнездовыми. Родители выкармливают их продолжительное время, даже после того как они, выскочив из гнезда, начнут перепархивать с дерева на дерево. Когда птенцы станут лётными, кормление прекращается. Кроме насиживания, кормления птенцов и их обогрева родители проявляют ещё разнообразные заботы о потомстве – чистка гнезда от экскрементов, совместная активная защита родительскими парами птиц своих гнёзд от врагов, часто даже превосходящих их силой. 3. Физкультминутка 4. Рассказ учителя о строении яйца птиц. Оплодотворение у птиц внутреннее. Половая система самцов представлена парой семенников. У краёв семенников находятся придатки, от которых отходят длинные семяпроводы, открывающиеся порознь в клоаку. Половая система самок представлена хорошо развитым яичником и яйцеводом, открывающимся в клоаку. При спаривании половой продукт самца (сперма) впрыскивается в клоаку самки. В широкой воронке яйцевода происходит оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом. Образуется зигота, совершающая долгий путь по яйцеводу. За сутки зигота покрывается яйцевыми оболочками, претерпевает дробление с образованием зародыша. Зародышевый диск располагается на верхнем полюсе желтка, а на нижнем полюсе сосредоточен запас питательных веществ для развития зародыша. Белок выделяется особыми железами и медленно, слой за слоем он накладывается на желток. В узком отделе яйцевода яйцо покрывается двумя подскорлуповыми оболочками и тонкой плёнкой. На выходе из узкого отдела яйцевода яйцо делает длительную остановку около 5 часов. Яйцо увеличивается в размерах, набухает. Проходя через последний отдел яйцевода – скорлуповую железу, очень медленно формируется твёрдая скорлуповая оболочка. Скорлупа здесь приобретает характерную для каждого вида птиц окраску. Снаружи яйцо покрывается вдобавок ещё бактерицидной кутикулой. В таком виде через клоаку яйцо откладывается в гнездо. IV. Лабораторная работа: «Изучение видовых особенностей и внутреннего строения яйца» Цель работы: изучить строение куриного яйца. Материалы и оборудование: Коллекция яиц (куриные, утиные, гусиные, перепелиные), свежее куриное яйцо (одно на стол), чашки Петри, пинцет, препаровальные иглы. Ход работы: На каждый стол раздается
Инструктивная карточка 1.Распределите яйца на группы и определите, к какому виду птиц они относятся. Запишите характерные признаки яиц в тетрадь. 2. Рассмотрите яйцо. Оно имеет правильную яйцевидную форму. Яйцо имеет два конца: тупой и заострённый. Снаружи оно одето прочной скорлупой (подумайте, зачем?). Вдобавок свежеснесённое яйцо покрыто бактерицидной кутикулой, препятствующей проникновению чужеродных микроорганизмов через скорлуповые поры внутрь яйца. 3. Осторожно расколите скорлупу яйца и вылейте его содержимое в чашку Петри. В центре яйца находится шарообразный желток, окружённый белком. Желток подвешен на особых эластичных канатиках – халазах. На верхнем полюсе желтка находится зародышевый диск (он всегда принимает данное положение за счёт поворачиваний желтка канатиками). Таким образом, зародыш всегда находится наверху, ближе к телу птицы. 4. Рассмотрите внутреннюю поверхность скорлупы. Найдите воздушную камеру. О чём свидетельствует размер воздушной камеры? При помощи препаровальной иглы отделите подскорлуповые оболочки от скорлупы и убедитесь в их наличии. 5. Зарисуйте все части яйца, подпишите названия структур. V. Закрепление изученного материала. Итак, начало размножения птиц – весна. Спариванию и откладке яиц предшествует сложный процесс образования пар. Яйцо птицы – сложная полуавтономная система, которая при свободном поступлении кислорода, удалении углекислого газа, бережном и равномерном испарении воды и обогревании наседкой обеспечивает успешное развитие эмбриона. Многие птицы проявляют разнообразные заботы о потомстве. VI. Домашнее задание. § 45,46 прочитать и занести в словарь новые понятия; оформить ход лабораторной работы по схеме инструктивной карточки. Литература
|
![]() | Разработка урока биологии в 10 классе на тему «Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз» Амитоз». Этот урок является первым уроком по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Материал этого урока требует... | ![]() | Конспект урока по биологии в 7 классе Тема: «Размножение и происхождение земноводных» Урок на тему: «Размножение и происхождение земноводных» из раздела «Животные» предмета «Биология» |
![]() | Урок биологии по теме: «Размножение организмов» «Размножение организмов». Учащиеся к данному уроку самостоятельно подготовили мультимедийные презентации. Наиболее интересными оказались... | ![]() | Урок по биологии в 6 классе по теме «Координация и регуляция в живом организме» Урок относится к главе «Жизнедеятельность организмов» раздела «Живой организм» умк под редакцией Н. И. Сонина. Урок был проведён... |
![]() | Урок презентация по биологии в 8 классе на тему Урок «Пищеварение в ротовой полости» — это третий урок в теме пищеварение изучается в 8 классе. Учебник: Биология. 8 кл. Человек:... | ![]() | Урок биологии в 7 классе по теме Автор: учитель биологии, географии и экологии моу «Средняя общеобразовательная школа №8» |
![]() | Урок по биологии в 9 классе по теме Задачи: Познакомиться с творческими работами учащихся (проектами), обобщить и углубить их знания по данной теме | ![]() | Урок биологии в 9 классе по теме «Вид и его критерии» Бабушкина Л. А., учитель биологии, моу долгодеревенская сош, Сосновский район, Челябинская область |
![]() | Урок биологии в 7 классе Оборудование: гербарии злаковых растений, цоры по теме «Семейства злаковые», кусочки белого и черного хлеба, презентация по теме | ![]() | Урок биологии в 10 классе по теме «Генная и клеточная инженерия, её достижения и перспективы» |