Рабочая программа по музыке для 1 класса




Скачать 319.52 Kb.
НазваниеРабочая программа по музыке для 1 класса
страница1/3
Дата01.11.2012
Размер319.52 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Агролес»



«Рассмотрено»

на заседании методического

объединения

Протокол № __

от «___» сентября 2009 года

Руководитель методического объединения: Л.П. Степанова


«Согласовано»:

Заместитель директора по УВР _____________

Л. П. Степанова от «___» сентября 2009года


«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ п.Агролес»

_______________________

Г.В. Кошубаро от «___» сентября 2009года




Рабочая программа

по музыке

для 1 класса


1 час в неделю (всего 33 часа)


Авторы: В.В. Алеев, Т.И. Науменко

Составитель: учитель музыки

МОУ «СОШ п. Агролес»

Морозова Вера Сергеевна


п. Агролес 2009 - 2010 уч. г.

Пояснительная записка


Данная рабочая образовательная программа по музыке для 1 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы В.В. Алеев, Т.Н. Кичак 2008 год.

Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.


Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:


  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.


Цели музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.


Личностные задачи:

  • формировать ценностно-смысловые ориентации и духовно-нравственные основания;

  • развивать творческий потенциал учащихся, готовность открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;

  • развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм.


Познавательные и социальные задачи:

  • приобщать к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству;

  • формировать целостную художественную картину мира;

  • воспитывать патриотические убеждения, толерантность жизни в поликультурном обществе;

  • развивать творческое, символическое, логическое мышление, продуктивное воображение, произвольные память и внимание, рефлексию.


Коммуникативные задачи:

формировать умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.


В 1 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по темам: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Оно раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребёнка. На протяжении этого года учащиеся узнают, что музыка звучит повсюду – в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках. Дети узнают об основных средствах музыкальной выразительности, знакомятся с нотной грамотой.


Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых:

  • слушание музыки и размышление о ней;

  • пение;

  • инструментальное музицирование;

  • музыкально-пластическое движение;

  • драматизация музыкальных произведений.


Музыкальный материал программы составляют: произведения композиторов-классиков (преимущественно отечественных композиторов), народные и композиторские песни, музыкальные упражнения с использованием элементов пластического интонирования, музыкальные партитуры с применением элементарных музыкальных инструментов. Сочинения, предназначенные для прослушивания, звучат не более одной - двух минут.


Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:

  • литературным чтением (А.О. Морено «Сказка», Л. Лапцуй «Первая песня», В. Лунин сказка «Песенка»);

  • изобразительным искусством (ярко образные, доступные по восприятию репродукции картин русских и зарубежных художников, изделия мастеров народных промыслов);

  • окружающим миром.


В качестве главных методов программы избраны следующие методы:

  • метод наблюдения за музыкой;

  • метод убеждения и увлечения музыкой;

  • метод импровизации;

  • метод переинтонирования;

  • метод «сочинения уже сосочинённого»;

  • метод размышления о музыке;

  • метод междисциплинарных взаимодействий;

  • метод восхождения от частного к общему.


По итогам освоения программы 1 класса обучающиеся должны

знать/понимать:

смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

названия изученных жанров (песня, танец, марш);

названия изученных произведений и авторов;

названия музыкальных инструментов (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа, гармонь, баян, балалайка);

названия нот;

основные средства музыкальной выразительности: темп, динамика, ритм, тембр;


уметь:

  • узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

  • определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);

  • определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

  • передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на детских музыкальных инструментах;

  • исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

  • вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исполнения знакомых песен;

  • участия в коллективном пении;

  • музицирования на детских музыкальных инструментах;

  • передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.


Контроль осуществляется в следующих видах:


- входной, текущий, итоговый.


Форма контроля:

  • устный опрос;

  • контрольная работа;

  • тест.


Содержание программы

1. Музыка в жизни человека (13 часов)

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песня, танец, марш и их разновидности. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Сочинение прибауток, скороговорок, загадок. Выбор наиболее удачных сочинений; оценка учащимися работ своих товарищей.

2. Основные законномерности музыкального искусства (13 часов)

Основные средства музыкальной выразительности: темп, ритм, тембр, динамика. Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие на слушателя. Композитор-исполнитель-слушатель. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Современное нотное письмо, нотный стан. Запись нот-знаков для обозначения музыкальных звуков. Контрольная работа по теме «Основные средства музыкальной выразительности». Контрольная работа по нотной грамоте.

3. Музыкальная картина мира (7 часов)

Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песен и танца. Музыка для детей: радио- и телепередачи. Итоговый тест.

Литература


1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

5. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

6. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

7. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.

8. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

9. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.

10. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

11. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.


12. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

9. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

10. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.

11. Царёва Н.А. Уроки госпожи Мелодии: Учебник для 1-го класса детских музыкальных школ и школ искусств. – М. ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2001.

18.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

19. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.


MULTIMEDIA – поддержка предмета


1. Дракоша в мире музыки. ООО «СиДи-АРТ».

2. Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd 1997.

3. Музыкальный класс . 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.

5. М .П. Мусоргский «Картинки с выставки». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.

6. П.И. Чайковский. «Щелкунчик», «Времена года». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.

7. Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».

8. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.


Календарно-тематическое планирование 1 класс

Тема года: «Музыка, музыка всюду нам слышна…»




п/п

в разделе

Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

Умения и виды деятельности

Контрольно-

оценочная деятельность

Интернет ресурсы

Средства мультимедиа

Дата


Общеучебн.

Специальн.

вид

форма

План

Факт

Музыка в жизни человека (13 часов)

1

1

Воплощение в звуках окру-жающей жиз-ни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний /урок – про-гулка

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Слушание: В. Шаинский «Чему учат в школе».

Пение: Г. Струве «Мы теперь ученики».

Творческое задание: игра «Музыкальное знакомство»; задание «Нарисуй».


А.О. Морено «Сказка».

Наблюдать за объектами окружающего мира.

Уметь выявлять настроение музыки: радост-ное, весёлое, торжественное, серьёзное.

Соблюдать основные правила урока – как можно общаться с музыкой, не перебивая её звучание; правила пения.

Входной

Устный опрос




04.09




2

2


+

Воплощение в звуках окру-жающей жиз-ни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Урок закреп-ления знаний / урок – путе-шествие

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Пение: Г. Струве «Весёлая песенка».

Творческое задание: «Путешествие в сказочный лес» - вокальная импровизация; музыкально-ритмическая импровизация «Цветок»; игра «Голоса природы».


Л. Лапцуй «Первая песня».


А.О. Морено «Сказка».

Наблюдать за объектами окружающего мира.

Уметь отличать музыкальные звуки от немузыкальных, выявлять харак-тер музыки: задорно, весело, радостно, звонко.

Знать и понимать понятие «песня».

Текущий

Устный опрос




11.09




3

3

Воплощение в звуках окру-жающей жиз-ни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Урок обобщения и систематизации знаний

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Пение: Г. Струве «Так уж получилось».

Творческое задание: театрализация песни.

Задание «Сравни».

Наблюдать, сравнивать.
  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа по музыке для 1 класса iconРабочая программа по искусству (музыка)
Рабочая программа по музыке для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с
Рабочая программа по музыке для 1 класса iconРабочая программа по музыке для 2 класса
«Музыка» для 1-4 классов, авторы В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. 90. [6] с.)
Рабочая программа по музыке для 1 класса iconРабочая программа по музыке для 4 класса
«Музыка» для 1-4 классов, авторы В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. 90. [6] с.)
Рабочая программа по музыке для 1 класса iconРабочая программа по Музыке для 1 класса
В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю)
Рабочая программа по музыке для 1 класса iconРабочая учебная программа по музыке для 2 класса
В соответствии с Базисным учебным планом во 2 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю)
Рабочая программа по музыке для 1 класса iconРабочая программа по музыке для 1 класса моу гусинской сош
А класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по предмету «Музыка», учебной программы «Музыка....
Рабочая программа по музыке для 1 класса iconРабочая программа по музыке для 3 класса
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной...
Рабочая программа по музыке для 1 класса iconРабочая учебная программа по музыке для 3 класса 1 час в неделю (всего 34 часа)
«Музыка 1-4 классы», авторов: Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010. Программа составлена в соответствии...
Рабочая программа по музыке для 1 класса iconРабочая программа по музыке для 5 класса
Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством....
Рабочая программа по музыке для 1 класса iconРабочая учебная программа по музыке для 5-го класса составлена на основе авторской программы «Музыка»
«Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, М., Просвещение, 2010, имеющей гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница