Отчет о проведенном исследовании «Определение потребностей доступа к информации о химических веществах в рк и существующих механизмах её распространения»




НазваниеОтчет о проведенном исследовании «Определение потребностей доступа к информации о химических веществах в рк и существующих механизмах её распространения»
страница1/9
Дата04.09.2012
Размер0.98 Mb.
ТипОтчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



«Укрепление позиций организаций гражданского общества и выполнение регионального Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ в регионах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии»


В рамках поддержки Трастового Фонда Программы Быстрого Старта (ПСБ) для Стратегического Подхода к Международному Регулированию Химических веществ (СПМРХВ)


Отчет

о проведенном исследовании

«Определение потребностей доступа к информации о химических веществах в РК и существующих механизмах её распространения»


г. Усть-Каменогорск, 2011г.


СОДЕРЖАНИЕ



  1. Стратегический подход к международному регулированию химических веществ.

  2. Реализация СПМРХВ в РК:

  • Национальный координатор по реализации СПМРХВ;

  • Проекты, реализованные в рамках СПМРХВ (в том числе по работе Международной сети по ликвидации СОЗ);

  1. Законодательство РК в области химической безопасности;

  2. Анализ потребностей в информации о химических загрязнениях ГО в РК

Заключение


ВВЕДЕННИЕ


В трёх ключевых документах: Стратегический Подход к Международному Регулированию Химических Веществ (SAICM – СПМРХВ), Дубайская Декларация по Международному Регулированию Химических Веществ, Общепрограммная Стратегия, Глобальный План Действий – принятых на Международной Конференции по регулированию химических веществ, в феврале 2006 г., отмечается, что вовлечение всех соответствующих заинтересованных групп чрезвычайное значение для построения устойчивого менеджмента химикатов. Также в этих документах подчёркивается важность прозрачного и открытого процесса внедрения и общественного участия в процессе принятия решений. Не менее важно и то, что СПМРХВ включает необходимость партнёрства между правительством и другими заинтересованными сторонами для построения устойчивого менеджмента химикатов и химических отходов.


В Казахстане, несмотря на присоединение к СПМРХВ, общественность не имеет достаточного доступа к информации о химических загрязнителях, а общественное участие в данных вопросах не проявляется, так как ГО не имеет достаточной информации о проблеме. В Главе 23 СПМРХВ признаётся, что широкое общественное участие является фундаментальным исходным условием устойчивого развития. Более подробно, в главе приводятся девять главных групп гражданского общества, значимых для устойчивого развития: женщины; дети и молодежь; коренные народы; неправительственные организации; местные власти; рабочие и профсоюзы; бизнес и промышленность; научные и инженерные сообщества; и фермеры.

Эффективное участие общественных групп, которые работают в общественно важных сферах, таких как здравоохранение и охрана окружающей среды, признаётся в качестве краеугольного камня устойчивого менеджмента как на международном, так и на национальном уровне. Однако такое эффективное участие этих групп сталкивается с рядом вызовов и препятствий. Например, группы, которые работаю в общественно важных сферах, обычно не имеют, в отличие от бизнеса и промышленности, финансовых и человеческих ресурсов, необходимых для обеспечения значимого участия. Кроме того, вопросы, обсуждаемые в сфере устойчивого менеджмента химикатов, носят узко технический характер и требуют специальных знаний и подготовки, которые обычно не доступны для ОГО.


Таким образом, необходимо усиление потенциала названных ОГО для того, чтобы обеспечить их эффективное участие в процессе принятия решений в области менеджмента химикатов. Данный потенциал может быть обеспечен через предоставление ОГО возможностей для формулирования их стратегии вовлечения заинтересованных сторон в процесс реализации СПМРХВ, лоббировании их интересов при определении приоритетов, а также через финансирование расходов по их участию.


Реализация СПМРХВ на национальном уровне (и других соглашений, связанных с менеджментом химикатов) требует определённых усилий не только со стороны правительства и его региональных и местных подразделений, но также нуждается в поддержке ОГО. Для обеспечения их активного участия в этих процессах, ОГО и общественность в целом должны быть осведомлены о различных вопросах менеджмента химикатов, которые могут их касаться, и потенциальных угрозах химикатов для здоровья человека и окружающей среды. Кроме того, ОГО могут нуждаться в усилении их знаний в области СПМРХВ для эффективного взаимодействия по вопросам устойчивого менеджмента химикатов для уравнивания ОГО и общественности в возможностях в их странах с другими участниками сферы СПМРХВ.

Тем не менее, в РК не существует четко отлаженных потоков информации о химических загрязнениях для граждан, более того, в широком доступе практически нет информации о мерах по выполнению СПМРХВ на национальном уровне.


Цель проведенного исследования – определить основные информационные потребности организаций гражданского общества (ОГО) в сфере СПМРХВ.



  1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К МЕЖДУНАРОДНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ (СПМРХВ).


СПМРХВ

(Стратегический подход к международному регулированию химических веществ)

Базельская, Роттердамская, Стокгольмская конвенции, МФХБ, Кодекс ФАО, ГСКМХВ и другие международные программы по химической безопасности создали важную основу и возможности для правительств и НПО следовать важным целям химической безопасности. Однако каждое из этих соглашений имеет ограниченный охват, и все вместе они не решают весь широкий спектр вопросов химической безопасности, с которыми сталкиваются страны. Это привело к созданию более последовательной и всеобъемлющей глобальной программы по химической безопасности - СПМРХВ.


Стратегический подход

Принятые в 70-х годах во многих странах нормативно-правовые акты по контролю за химическими веществами устарели. Поэтому на международном уровне был разработан и согласован Стратегический подход к регулированию химических веществ.


В 2002 году в Йоханнесбурге прошел Всемирный саммит по устойчивому развитию (ВСУР), на котором главы государств приняли План выполнения решений ВСУР. Этот план включал раздел по рациональному регулированию химических веществ и, в частности, призывал правительства разработать Стратегический подход к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ/SAICM). СПМРХВ был создан основе выводов и приоритетов, установленных МФХБ.


В 2006 году в Дубаи, на Международной конференции по регулированию химических веществ (МКРХВ-1) министры окружающей среды, здравоохранения, делегаты из более чем 100 стран одобрили новую глобальную политику и стратегию, получившие название Стратегический подход к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ).


Цель Стратегического подхода – химические вещества должны производиться и использоваться так, чтобы предотвратить существенное негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду.


Конференция была организована Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) при поддержке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и других международных организаций. В МКРХВ-1 принимали участие НПО из разных стран мира, представители международных федераций профсоюзов, предприятий - производителей пестицидов, металлургической и горнодобывающей промышленности.


Окружающая среда во всем мире продолжает ухудшаться от загрязнения воздуха, воды и почвы, ухудшается здоровье и благосостояние миллионов людей. Необходимы фундаментальные изменения и более эффективные меры для предотвращения опасного воздействия химических веществ. Глобальное производство, торговля и использование химикатов растут быстрыми темпами, это особенно серьезно сказывается на развивающихся странах и странах с переходной экономикой.


СПМРХВ не является юридически обязательным документом, но представляет собой глобальное политическое обязательство правительств и других заинтересованных сторон для достижения Цели 2020.


Представители неправительственных организаций и других активных групп гражданского общества активно участвовали в проведении кампаний в поддержку химической безопасности. Без давления со стороны общественности сам по себе СПМРХВ не может решить всех проблем химической безопасности, но с помощью такого полезного и необходимого инструмента представители гражданского общества получили право требовать от своих правительств достижения Цели 2020.


Цель СПМРХВ

"Химические вещества должны производиться и использоваться так, чтобы предотвратить существенное негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду" (Всемирный саммит по устойчивому развитию, Йоханнесбург, ЮАР, 2002)


СПМРХВ был принят на основе консенсуса, на первой Международной конференции по регулированию химических веществ (МКРХВ-1), которая прошла в феврале 2006 года в Дубаи.


СПМРХВ включает Дубайскую декларацию о международном регулировании химических веществ, Общую программу политической стратегии, Глобальный план действий.


Сфера охвата СПМРХВ

СПМРХВ представляет собой обязательство, принятое правительствами, по достижению во всех странах рационального регулирования химических веществ с тем, чтобы воздействие как сельскохозяйственных, так и промышленных химикатов не причиняло бы больше существенного вреда здоровью людей и окружающей среде. СПМРХВ рассматривает синтетические химические вещества, токсичные металлы - такие, как свинец, кадмий и ртуть.


СПМРХВ рассматривает обоснованное регулирование химических веществ на всех стадиях их жизненного цикла. СПМРХВ служит основой для национальных и глобальных реформ того, как производятся и используются синтетические химические вещества, включая перечень возможных мер по запрещению, постепенной ликвидации или ограничению производства и использования химикатов, вызывающих наибольшую обеспокоенность. Его осуществление должно стать механизмом, который гарантирует, что люди не будут больше страдать от проблем со здоровьем и умирать в результате вредного воздействия химических веществ на их здоровье или окружающую среду.


Правильное выполнение СПМРХВ предусматривает практическую деятельность, которая избегает или минимизирует образование опасных отходов, а также проведение политики, которая требует рационального обращения с любыми образующимися опасными отходами.


СПМРХВ предлагает запретить потребительские товары, если воздействие химических веществ, входящих в их состав, может привести к существенным негативным последствия для здоровья человека. СПМРХВ также рассматривает необходимость обоснованного регулирования бытовых и промышленных отходов. Это связано с тем, что большинство современных потребительских товаров содержит химические компоненты, такие как полимеры (пластик), добавки, красители или токсичные металлы. Когда такие товары становятся отходами, эти компоненты могут внести свой вклад в серьезное токсичное загрязнение, если отходы регулируются неправильно.


СПМРХВ включает все аспекты химической безопасности: экологические, экономические, социальные, трудовые аспекты и аспекты здоровья.


Цели СПМРХВ

Общая цель Стратегического подхода – достичь обоснованного регулирования химических веществ на протяжении всего их жизненного цикла таким образом, чтобы к 2020 году использование и производство химикатов привело бы к минимизации существенного негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Для достижения этой общей цели СПМРХВ установил пять вспомогательных целей:


• Уменьшение рисков.

• Знания и информация.

• Управление.

• Создание потенциала и техническое сотрудничество.

• Предотвращение нелегального международного оборота.


Уменьшение рисков

Все виды деятельности по защите здоровья людей и окружающей среды от воздействия химических веществ называются «деятельность по уменьшению рисков». Это означает, что общество должно принимать решения, связанные с потенциально опасными химическими веществами, учитывать потребности людей и экосистем, обеспечивать их защиту, особенно наиболее уязвимых групп или особенно подвергающихся воздействию химических веществ.


Стратегии по регулированию рисков должны осуществляться транспарентно, комплексно, эффективно и действенно, основываться на соответствующем научном понимании последствий для здоровья человека и окружающей среды и надлежащего социально-экономического анализа. Целью этих стратегий должно быть достижение предотвращения загрязнения, уменьшение и устранение рисков.


К 2020 году химические вещества, вызывающие неразумные и иным образом нерегулируемые риски для здоровья человека и окружающей среды, не должны больше производиться. Использование химических веществ, приводящее к такому риску, не должно больше применяться для этих целей.


Группы химических веществ, которые могут быть выделены в качестве приоритетных для проведения оценки и соответствующих исследований, включают: стойкие, способные к бионакоплению и токсичные вещества (СБТ); весьма стойкие и способные к бионакоплению в очень больших количествах химические вещества; вещества, обладающие канцерогенными или мутагенными свойствами, или вещества, оказывающие пагубное воздействие, в частности на репродуктивную, эндокринную, иммунную или нервную системы; стойкие органические загрязнители (СОЗ); ртуть и другие химические вещества, которые являются предметом обеспокоенности в глобальном масштабе; химические вещества, производимые или используемые в больших объемах; те вещества, виды, применения которых предполагают их широкое использование в условиях дисперсии; а также другие химические вещества, вызывающие обеспокоенность на национальном уровне.


В деятельности по снижению рисков необходимо применять принцип предосторожности и отдавать приоритет применению превентивных мер - таких как предотвращение загрязнения. Должны развиваться, продвигаться и поддерживаться экологически обоснованные и безопасные альтернативы.


Знания и информация

СПМРХВ предусматривает:

• Чтобы знания и информация о химических веществах и регулировании химических веществ были достаточными для их надлежащей оценки и безопасного регулирования на протяжении всего жизненного цикла.

• Информация о химических веществах должна быть доступной для всех субъектов деятельности и распространяться на соответствующих языках. Это включает также соответствующую информацию о химикатах в продуктах. Информация о химических веществах должна быть доступна, понятна, адекватна и отвечала потребностям всех заинтересованных групп. Информация должна включать сведения о воздействии химических веществ на здоровье человека и окружающую среду, присущие им свойства, возможные виды их использования, меры защиты от них и регулирование их использования.

• Информация, связанная со здоровьем и безопасностью человека и окружающей среды, не должна рассматриваться как конфиденциальная.

• Должны быть ускорены темпы научных исследований по выявлению и оценке воздействия химических веществ на людей и окружающую среду. Исследования и разработки должны проводиться с учетом технологий контроля за использованием химических веществ, разработки более безопасных химических веществ и экологически более чистых технологий, равно как с учетом альтернативных вариантов и технологий, не связанных с применением химических веществ;

• Распространение знаний и информации должно проводиться относительно текущих и планируемых финансовых и иных последствий для устойчивого развития, связанных с нерациональным регулированием соответствующих химических веществ на глобальной основе.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Отчет о проведенном исследовании «Определение потребностей доступа к информации о химических веществах в рк и существующих механизмах её распространения» iconОтчет о проведенном месячнике борьбы с туберкулезом в маудо «Детский сад №6»
Оформление уголка информации от узких специалистов «Что нужно знать о туберкулёзе»
Отчет о проведенном исследовании «Определение потребностей доступа к информации о химических веществах в рк и существующих механизмах её распространения» iconСредства вычислительной техники. Межсетевые экраны Защита от несанкционированного доступа к информации Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации
Настоящий руководящий документ устанавливает классификацию межсетевых экранов (МЭ) по уровню защищенности от несанкционированного...
Отчет о проведенном исследовании «Определение потребностей доступа к информации о химических веществах в рк и существующих механизмах её распространения» iconО порядке обеспечения доступа к информации о деятельности
Фз «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а также Закона...
Отчет о проведенном исследовании «Определение потребностей доступа к информации о химических веществах в рк и существующих механизмах её распространения» iconВ современном обществе наличие возможности доступа к информации и осуществления коммуникации по всему миру являются важной предпосылкой для дальнейшего
Однако одним из отрицательных последствий расширения сферы распространения икт является увеличивающийся разрыв между теми, кто имеет...
Отчет о проведенном исследовании «Определение потребностей доступа к информации о химических веществах в рк и существующих механизмах её распространения» iconПрограмма элективного курса
Содержание курса расширяет представления учащихся о хи­мических веществах, используемых в медицине, даёт понятие о лекарствах и механизмах...
Отчет о проведенном исследовании «Определение потребностей доступа к информации о химических веществах в рк и существующих механизмах её распространения» iconГ. Г. Онищенко «18» декабря 2008 г
«Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации»
Отчет о проведенном исследовании «Определение потребностей доступа к информации о химических веществах в рк и существующих механизмах её распространения» iconПрограммы. Темы уроков Кол-во часов Знания
Знать определение физических и химических явлений, признаки химических реакций и условия их возникновения и течения
Отчет о проведенном исследовании «Определение потребностей доступа к информации о химических веществах в рк и существующих механизмах её распространения» iconОтчет ОАО нии «ярсинтез» за 2009 г
Оао нии «Ярсинтез» (ранее ниимск). «Ярсинтез» осуществляет курирование действующих производств и работает над усовершенствованием...
Отчет о проведенном исследовании «Определение потребностей доступа к информации о химических веществах в рк и существующих механизмах её распространения» iconЛекция Условия распространения информации по оптическому каналу. Локальные вычислительные сети (лвс), методы исследования и моделирования. Условия распространения информации по оптическому каналу. Введение
Дение. Поскольку свет был выбран в качестве переносчика информации, то было бы интересно выяснить почему возникают помехи при распространении...
Отчет о проведенном исследовании «Определение потребностей доступа к информации о химических веществах в рк и существующих механизмах её распространения» icon«Здоровье, красота и химия»
Содержание курса расширяет представление учащихся о химических веществах, используемых в медицине, дает понятие о лекарствах и механиз­мах...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница