Скачать 1.52 Mb.
|
К НАПИСАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ Н. НОВГОРОД 2010 г. ГОУ ДПО НИРО Методические рекомендации к составлению общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Данные рекомендации разработаны в соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) изменяется форма и структура «Образовательной программы ДОУ» Нижегородского региона. Научными коллективами ( Учреждением РАО «Институт стратегических исследований в образовании» совместно со специалистами ФГУ «Федеральный институт развития образования Министерства образования и науки РФ», НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена», «Московский городской психолого-педагогический университет», «Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина», «Челябинский государственный педагогический университет») в настоящее время на основе федеральных требований разрабатываются:
Поскольку ФГТ к общеобразовательной программе дошкольного образования вступил в силу, дошкольные образовательные учреждения могут руководствоваться данными рекомендациями до введения в действие вышеуказанных программ. Основная общеобразовательная программа определяет специфику содержания, организации и мониторинга достижений детей в освоении образовательных областей, в ДОУ разного вида. Соответственно, разрабатывая основную общеобразовательную программу дошкольного образования, дошкольное образовательное учреждение внесет соответствующие изменения в реализуемую в настоящее время образовательную программу ДОУ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее Программа) рассматривается как целостная модель содержания и организации образовательного процесса ориентированного на «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей» (Приказ №655). Программа учитывает особенности ДОУ: вид дошкольного образовательного учреждения и приоритетные направления деятельности. Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года, основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Поскольку данные программы в настоящее время только разрабатываются, педагогические коллективы ДОУ используют в процессе разработки Программы действующие комплексные и парциальные программы дошкольного образования. Разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому обеспечивается содержанием Программы через совокупность образовательных областей: «физическая культура», «здоровье», «безопасность», «социализация», «труд», «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы», «художественное творчество», «музыка». При разработке необходимо учитывать, что Программа дошкольного образования состоит из двух частей: 1) обязательной части; 2) части, формируемой участниками образовательного процесса. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года определяет специфику и соотношение частей программы следующим образом: 1. Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть Программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. 2. Вторая часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, отражает: 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей. Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы. Разделы основной общеобразовательной программы дошкольного образования Программа является основной частью «Образовательной программы ДОУ», в которую будут входить также условия реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (на основе разрабатываемых в настоящее время ФГТ), а также особенности ее ресурсного обеспечения. Поэтому, титульный лист образовательной программы ДОУ оформляется в соответствии с требованиями, принятыми в Нижегородском регионе. Титульный лист 1 Полное наименование ДОУ с указанием вида 2.«Утверждаю: заведующий ДОУ…». 3. «Принято на заседании педагогического совета..», дата, № протокола. 4. «Согласовано» (Орган управления дошкольным образованием) 5. Год. На втором листе представлено оглавление «Образовательной программы ДОУ», где в качестве первого раздела указывается основная общеобразовательная программа дошкольного образования, реализуемая в данном дошкольном образовательном учреждении и определяющая перечень основных образовательных услуг. РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, реализуемая в ДОУ (указывается № и вид учреждения)
Основная общеобразовательная программа, реализуемая в условиях ДОУ№______ обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от___ до____ лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками ДОУ готовности к школе. Содержание образовательного процесса ДОУ определяется комплексной программой дошкольного образования ___________( указать название, авторов и год издания). Далее раскрываются основные приоритетные направления в деятельности образовательного учреждения в соответствии с Уставом ДОУ. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяются на основе обозначенных в Уставе ДОУ целей и задач организации педагогического процесса для его участников (детей, педагогов, родителей воспитанников), а также по созданию условий реализации Программы и ее ресурсного обеспечения Следующим пунктом пояснительной записки являются особенности образовательного процесса, определяемые в первую очередь видом образовательного учреждения. ФГТ указывает, что это могут быть организационные, национально-культурные, демографические, климатические и другие особенности. Необходимо отметить особенности форм организации образовательного процесса: совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, а также взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. «Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра». Далее необходимо раскрыть и конкретизировать, указанные в ФГТ, принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы:
2. Обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования 2.1 Организация режима пребывания детей в ДОУ. Содержание данного раздела не должно входить в противоречие с СанПиН 2.4.1.1249 – 03, в частности с пунктами 2.12 «Требования к организации режима дня и учебных занятий», 2.13 «Требования к организации физического воспитания». За основу разработки режима жизнедеятельности ребенка в ДОУ необходимо взять предлагаемый режим в выбранной комплексной программе дошкольного образования, соотнеся его с вышеуказанными СанПиН 2.4.1.1249 – 03, а также с графиком работы ДОУ, спецификой контингента детей, кадровым составом и социальным заказом родителей. Далее необходимо представить описание ежедневной организации различных форм взаимодействия педагогов и детей в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, в соответствии с требованиями комплексной программы дошкольного образования, с учетом выбранных парциальных программ и СанПиН 2.4.1.1249 – 03. Описание ежедневной организации различных форм взаимодействия педагогов и детей должно отражать специфику деятельности ДОУ, в соответствии с его видом. Проектируемая модель образовательного процесса строится также с учетом принципов сезонности, интеграции разных видов деятельности детей и образовательных областей, индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку. В основу модели, согласно приказу №655 положены «личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности», а также комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. В данном разделе желательно описать особенности образовательного процесса (в соответствии с видом ДОУ) в группах детей раннего возраста, старшего дошкольного возраста, интегрированных группах, коррекционных группах и группах кратковременного пребывания детей (если таковые предусмотрены в Уставе ДОУ). Кроме того, прописывается режим двигательной активности детей, система физкультурно-оздоровительных мероприятий, в соответствии с выбранными технологиями здоровьеобеспечения детей и спецификой деятельности ДОУ. 2.2 Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. В этот раздел включаются материалы, связанные с отбором необходимого содержания дошкольного образования, позволяющего осуществлять физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие детей. Данное содержание проектируется по основным образовательным областям: «физическая культура», «здоровье», «безопасность», «социализация», «труд», «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы», «художественное творчество», «музыка». Каждая образовательная область представлена в Программе целью и задачами, а также сочетанием комплексных и парциальных программ, на которых выстраивается ее содержание. Методические рекомендации к выбору комплексных программ по каждой образовательной области представлены в таблицах ( см. Приложение 1) Важно! При комплектовании программ для обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования необходимо учитывать наличие в комплексной программе основных образовательных областей или аналогичных им по содержанию. Отсутствие в программе той или иной образовательной области компенсируется соответствующей парциальной программой (из предложенных в данных рекомендациях (Приложение 2) или выбранных самостоятельно педагогическими коллективами ДОУ). 2.3 Содержание коррекционной работы В отсутствие на сегодняшний день Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, ДОУ компенсирующего и комбинированного вида проектируют коррекционно – развивающее образовательное пространство в соответствии с выбранными программами квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. Программы, УМК к ним и технологии отбираются по направлениям коррекции, указанным в Уставе ДОУ. (см. Приложение №3) Согласно Приказу №655, содержание коррекционной работы должно обеспечивать:
По данному разделу необходимо представить также план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими Программы. Данный план включает:
2.4 Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы (промежуточная и итоговая оценки) В данном разделе прописывается критериальная база и формы оценки достижений детей в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования, с указанием всех выходных данных диагностических материалов, прошедших необходимую научно-методическую экспертизу. Педагогические коллективы ДОУ самостоятельно разрабатывают алгоритм оценки достижений детей в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования и динамики формирования интегративных качеств личности ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы. Формой оценки может служить педагогическая диагностика, направленная на изучение интересующих свойств личности, включенной в образовательный процесс. В данном случае, в качестве промежуточной и итоговой оценки могут служить такие звенья педагогической диагностики как предварительная, периодическая, текущая, промежуточная и итоговая. Итоговая оценка проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ и степень их сформированности. Поскольку в первый класс школы ребенок может пойти и в 6 и в 7 лет, итоговая оценка осуществляется как в подготовительной, так и в старшей группе ДОУ. Все остальные виды педагогической диагностики помогают адекватно оценить достижения детей в освоении образовательных областей Программы на каждом этапе дошкольного детства. Периодичность оценки результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяется педагогическим коллективом ДОУ. Основные критерии и показатели освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования указаны в ФГТ: – физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; – любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе; – эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы; – овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации; – способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.); – способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.; – имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире; – овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; – овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. В соответствии с реализуемым программным обеспечением, вышеуказанные критерии и показатели могут быть дополнены и конкретизированы. 2.5 Система мониторинга Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. Мониторинг результатов дошкольного образования – это процесс непрерывного слежения за достижениями ребенка в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования с использованием низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Периодичность циклов мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей, выбранными педагогическим коллективом ДОУ в процессе разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. Примерная структура мониторинговых исследований результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования1
До введения в действие примерной основной общеобразовательной программы, разрабатываемой вышеуказанными коллективами, возможно использование мониторинговых технологий, диагностических материалов, имеющих экспертное заключение и не указанных в предлагаемой таблице. Кроме того, педагогические коллективы, опираясь на требования к результатам освоения комплексных и парциальных программ дошкольного образования, реализуемых в ДОУ, могут разработать, учитывая ФГТ, свои диагностические материалы, которые после экспертизы НМЭС ГОУ ДПО НИРО будут использованы в оценке достижений детей. Результаты каждого мониторингового цикла заносятся в базу данных в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм, в которых в качестве системы координат выступают образовательные области и ФИО конкретного ребенка или возрастная группа ДОУ. Далее данные мониторинга результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования соотносятся с другими компонентами системного комплексного мониторинга качества образовательной деятельности ДОУ (представлен во втором разделе «Образовательной программы ДОУ») 3. Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, данная часть программы формируется участниками образовательного процесса и составляет не более 20% от ее общего объема. Содержание может быть представлено парциальными программами в соответствии с видом ДОУ (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья). (см. таблицы в Приложении 2). Кроме того, педагогические коллективы ДОУ Нижегородской области имеют возможность выбрать парциальные программы и программы дополнительного образования дошкольников, разработанные научными коллективами ВУЗов и ГОУ ДПО НИРО, педагогическими коллективами инновационных ДОУ, учеными и специалистами региона. Достаточное для выбора количество качественных программ и технологий, отражающих приоритетные направления деятельности ДОУ, а также этно-культурную специфику Нижегородской области, прошло экспертизу и получило сертификат НМЭС ГОУ ДПО НИРО.
Технологии содействующие обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях:
Возможности формирования участниками образовательного процесса второй части общеобразовательной программы дошкольного образования будут расширены за счет вновь разработанных и прошедших научно-методическую экспертизу на региональном уровне, программ и технологий по физическому, социально-личностному, познавательно- речевому, художественно-эстетическому развитию детей. Многие из них разрабатываются сегодня в рамках региональных образовательных проектов, связанных с развитием дошкольного образования региона. |