Методические рекомендации к написанию образовательных программ




НазваниеМетодические рекомендации к написанию образовательных программ
страница1/13
Дата01.11.2012
Размер1.52 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К НАПИСАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ


Н. НОВГОРОД

2010 г.


ГОУ ДПО НИРО


Методические рекомендации к составлению общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения


Данные рекомендации разработаны в соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) изменяется форма и структура «Образовательной программы ДОУ» Нижегородского региона.

Научными коллективами ( Учреждением РАО «Институт стратегических исследований в образовании» совместно со специалистами ФГУ «Федеральный институт развития образования Министерства образования и науки РФ», НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена», «Московский городской психолого-педагогический университет», «Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина», «Челябинский государственный педагогический университет») в настоящее время на основе федеральных требований разрабатываются:

  • примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;

  • примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Поскольку ФГТ к общеобразовательной программе дошкольного образования вступил в силу, дошкольные образовательные учреждения могут руководствоваться данными рекомендациями до введения в действие вышеуказанных программ.

Основная общеобразовательная программа определяет специфику содержания, организации и мониторинга достижений детей в освоении образовательных областей, в ДОУ разного вида. Соответственно, разрабатывая основную общеобразовательную программу дошкольного образования, дошкольное образовательное учреждение внесет соответствующие изменения в реализуемую в настоящее время образовательную программу ДОУ.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее Программа) рассматривается как целостная модель содержания и организации образовательного процесса ориентированного на «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей» (Приказ №655). Программа учитывает особенности ДОУ: вид дошкольного образовательного учреждения и приоритетные направления деятельности.

Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года, основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Поскольку данные программы в настоящее время только разрабатываются, педагогические коллективы ДОУ используют в процессе разработки Программы действующие комплексные и парциальные программы дошкольного образования.

Разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому обеспечивается содержанием Программы через совокупность образовательных областей: «физическая культура», «здоровье», «безопасность», «социализация», «труд», «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы», «художественное творчество», «музыка».

При разработке необходимо учитывать, что Программа дошкольного образования состоит из двух частей:

1) обязательной части;

2) части, формируемой участниками образовательного процесса.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года определяет специфику и соотношение частей программы следующим образом:

1. Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть Программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Вторая часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, отражает:

1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья);

2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей.

Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы.


Разделы основной общеобразовательной программы дошкольного образования


Программа является основной частью «Образовательной программы ДОУ», в которую будут входить также условия реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (на основе разрабатываемых в настоящее время ФГТ), а также особенности ее ресурсного обеспечения.

Поэтому, титульный лист образовательной программы ДОУ оформляется в соответствии с требованиями, принятыми в Нижегородском регионе.

Титульный лист

1 Полное наименование ДОУ с указанием вида

2.«Утверждаю: заведующий ДОУ…».

3. «Принято на заседании педагогического совета..», дата, № протокола.

4. «Согласовано» (Орган управления дошкольным образованием)

5. Год.


На втором листе представлено оглавление «Образовательной программы ДОУ», где в качестве первого раздела указывается основная общеобразовательная программа дошкольного образования, реализуемая в данном дошкольном образовательном учреждении и определяющая перечень основных образовательных услуг.


РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, реализуемая в ДОУ (указывается № и вид учреждения)



  1. Пояснительная записка


Основная общеобразовательная программа, реализуемая в условиях ДОУ№______ обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от___ до____ лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками ДОУ готовности к школе.

Содержание образовательного процесса ДОУ определяется комплексной программой дошкольного образования ___________( указать название, авторов и год издания).

Далее раскрываются основные приоритетные направления в деятельности образовательного учреждения в соответствии с Уставом ДОУ.

Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяются на основе обозначенных в Уставе ДОУ целей и задач организации педагогического процесса для его участников (детей, педагогов, родителей воспитанников), а также по созданию условий реализации Программы и ее ресурсного обеспечения

Следующим пунктом пояснительной записки являются особенности образовательного процесса, определяемые в первую очередь видом образовательного учреждения. ФГТ указывает, что это могут быть организационные, национально-культурные, демографические, климатические и другие особенности. Необходимо отметить особенности форм организации образовательного процесса: совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, а также взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. «Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра».

Далее необходимо раскрыть и конкретизировать, указанные в ФГТ, принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

  • сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;

  • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;

  • обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;


2. Обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования


2.1 Организация режима пребывания детей в ДОУ.


Содержание данного раздела не должно входить в противоречие с СанПиН 2.4.1.1249 – 03, в частности с пунктами 2.12 «Требования к организации режима дня и учебных занятий», 2.13 «Требования к организации физического воспитания». За основу разработки режима жизнедеятельности ребенка в ДОУ необходимо взять предлагаемый режим в выбранной комплексной программе дошкольного образования, соотнеся его с вышеуказанными СанПиН 2.4.1.1249 – 03, а также с графиком работы ДОУ, спецификой контингента детей, кадровым составом и социальным заказом родителей.

Далее необходимо представить описание ежедневной организации различных форм взаимодействия педагогов и детей в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, в соответствии с требованиями комплексной программы дошкольного образования, с учетом выбранных парциальных программ и СанПиН 2.4.1.1249 – 03.

Описание ежедневной организации различных форм взаимодействия педагогов и детей должно отражать специфику деятельности ДОУ, в соответствии с его видом. Проектируемая модель образовательного процесса строится также с учетом принципов сезонности, интеграции разных видов деятельности детей и образовательных областей, индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку. В основу модели, согласно приказу №655 положены «личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности», а также комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

В данном разделе желательно описать особенности образовательного процесса (в соответствии с видом ДОУ) в группах детей раннего возраста, старшего дошкольного возраста, интегрированных группах, коррекционных группах и группах кратковременного пребывания детей (если таковые предусмотрены в Уставе ДОУ).

Кроме того, прописывается режим двигательной активности детей, система физкультурно-оздоровительных мероприятий, в соответствии с выбранными технологиями здоровьеобеспечения детей и спецификой деятельности ДОУ.


2.2 Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.


В этот раздел включаются материалы, связанные с отбором необходимого содержания дошкольного образования, позволяющего осуществлять физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие детей. Данное содержание проектируется по основным образовательным областям: «физическая культура», «здоровье», «безопасность», «социализация», «труд», «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы», «художественное творчество», «музыка».

Каждая образовательная область представлена в Программе целью и задачами, а также сочетанием комплексных и парциальных программ, на которых выстраивается ее содержание. Методические рекомендации к выбору комплексных программ по каждой образовательной области представлены в таблицах ( см. Приложение 1)

Важно! При комплектовании программ для обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования необходимо учитывать наличие в комплексной программе основных образовательных областей или аналогичных им по содержанию. Отсутствие в программе той или иной образовательной области компенсируется соответствующей парциальной программой (из предложенных в данных рекомендациях (Приложение 2) или выбранных самостоятельно педагогическими коллективами ДОУ).


2.3 Содержание коррекционной работы


В отсутствие на сегодняшний день Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, ДОУ компенсирующего и комбинированного вида проектируют коррекционно – развивающее образовательное пространство в соответствии с выбранными программами квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. Программы, УМК к ним и технологии отбираются по направлениям коррекции, указанным в Уставе ДОУ. (см. Приложение №3)

Согласно Приказу №655, содержание коррекционной работы должно обеспечивать:

  • выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

  • возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.

По данному разделу необходимо представить также план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими Программы. Данный план включает:

  • алгоритм обследования детей, с целью выявления их особых образовательных потребностей

  • план коррекционно-развивающих мероприятий

  • описание особенностей организации коррекционно-развивающего процесса

  • проект координации деятельности специалистов ДОУ в разработке и реализации коррекционных мероприятий

  • описание структуры, критериальной базы и этапов проведения мониторинга динамики развития детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования


2.4 Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы (промежуточная и итоговая оценки)


В данном разделе прописывается критериальная база и формы оценки достижений детей в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования, с указанием всех выходных данных диагностических материалов, прошедших необходимую научно-методическую экспертизу.

Педагогические коллективы ДОУ самостоятельно разрабатывают алгоритм оценки достижений детей в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования и динамики формирования интегративных качеств личности ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.

Формой оценки может служить педагогическая диагностика, направленная на изучение интересующих свойств личности, включенной в образовательный процесс. В данном случае, в качестве промежуточной и итоговой оценки могут служить такие звенья педагогической диагностики как предварительная, периодическая, текущая, промежуточная и итоговая.

Итоговая оценка проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ и степень их сформированности. Поскольку в первый класс школы ребенок может пойти и в 6 и в 7 лет, итоговая оценка осуществляется как в подготовительной, так и в старшей группе ДОУ.

Все остальные виды педагогической диагностики помогают адекватно оценить достижения детей в освоении образовательных областей Программы на каждом этапе дошкольного детства.

Периодичность оценки результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяется педагогическим коллективом ДОУ.

Основные критерии и показатели освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования указаны в ФГТ:

– физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;

– любознательный, активный.  Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

– эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства,  музыкальные и художественные произведения, мир природы;

– овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные  и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации; 

– способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями  о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);

– способный решать интеллектуальные и личностные задачи  (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

– имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;  об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

– овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

– овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

В соответствии с реализуемым программным обеспечением, вышеуказанные критерии и показатели могут быть дополнены и конкретизированы.


2.5 Система мониторинга


Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

Мониторинг результатов дошкольного образования – это процесс непрерывного слежения за достижениями ребенка в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования с использованием низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.

В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др.

Периодичность циклов мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.

Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей, выбранными педагогическим коллективом ДОУ в процессе разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

Примерная структура мониторинговых исследований результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования1


Интегративные качества ребенка

Диагностические методики

физически развитый

овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности

Тарасова. Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2005

Замыслов Н.Л, Замотаева Н.И. Оценка физических качеств детей дошкольного возраста. – Саров - Арзамас АГПИ, 2008

любознательный, активный, способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

Ушакова О.С., Струнина Г. Методики выявления уровня развития речи дошкольников / Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.:ВЛАДОС,2003


имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка / Педагогическая диагностика в детском саду. – М.: Просвещение, 2003

эмоционально отзывчивый; эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства,  музыкальные и художественные произведения, мир природы

Костина Э.П. Показатели развития ребенка раннего и дошкольного возраста в процессе музыкального образования / Камертон: Программа муз. образования детей раннего и дошк. возраста. – М.: Просвещение, 2004

Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Эмоциональные состояния ребенка – дошкольника и их педагогическая оценка / Педагогическая диагностика в детском саду. – М.: Просвещение, 2003

овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Ушакова О.С., Струнина Г. Методики выявления уровня развития речи дошкольников / Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.:ВЛАДОС,2003

Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка / Педагогическая диагностика в детском саду. – М.: Просвещение, 2003

способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения




сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.


Диагностика готовности детей к обучению в школе /под. ред. Комаровой Т.С. –Ярославль.: Академия развития, 2006



До введения в действие примерной основной общеобразовательной программы, разрабатываемой вышеуказанными коллективами, возможно использование мониторинговых технологий, диагностических материалов, имеющих экспертное заключение и не указанных в предлагаемой таблице. Кроме того, педагогические коллективы, опираясь на требования к результатам освоения комплексных и парциальных программ дошкольного образования, реализуемых в ДОУ, могут разработать, учитывая ФГТ, свои диагностические материалы, которые после экспертизы НМЭС ГОУ ДПО НИРО будут использованы в оценке достижений детей.

Результаты каждого мониторингового цикла заносятся в базу данных в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм, в которых в качестве системы координат выступают образовательные области и ФИО конкретного ребенка или возрастная группа ДОУ.

Далее данные мониторинга результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования соотносятся с другими компонентами системного комплексного мониторинга качества образовательной деятельности ДОУ (представлен во втором разделе «Образовательной программы ДОУ»)


3. Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса


Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, данная часть программы формируется участниками образовательного процесса и составляет не более 20% от ее общего объема. Содержание может быть представлено парциальными программами в соответствии с видом ДОУ (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья). (см. таблицы в Приложении 2).

Кроме того, педагогические коллективы ДОУ Нижегородской области имеют возможность выбрать парциальные программы и программы дополнительного образования дошкольников, разработанные научными коллективами ВУЗов и ГОУ ДПО НИРО, педагогическими коллективами инновационных ДОУ, учеными и специалистами региона. Достаточное для выбора количество качественных программ и технологий, отражающих приоритетные направления деятельности ДОУ, а также этно-культурную специфику Нижегородской области, прошло экспертизу и получило сертификат НМЭС ГОУ ДПО НИРО.


Программы


Содержание

Мой родной дом – Костина Э.П., и др.

нравственно-патриотическое воспитание средствами искусства

Филиппок Григорьева Г.Г. и др.

подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе

Возрождение Турилова Е.К. и др.

духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Двенадцать месяцев Лебедев Ю.А., Филиппова Л.В.

здоровьесберегающее содержание

Комфорт Чиркова В.Н.

здоровьесберегающее содержание

Синяя птица Маханева М.Д.

преемственность дошкольного и начального образования

Край родной Серебрякова Т.А.

формирование ценностного отношения к миру природы

Расти счастливым в Городецком крае – Батракова И.В.Ю Белоусова Р.Ю., Махиня В.Д.

краеведческое содержание

Я хочу учиться Баранова В.Н., Белоусова Р.Ю. и др.

подготовка к школе в условиях групп кратковременного пребывания


Технологии содействующие обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях:

  • Креативная педагогическая технология музыкального образования детей старшего дошкольного возраста Э.П. Костина (2008 г.)

  • Технология использования сказки в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста Р.Ю. Белоусова (2009 г.)

  • Коммуникативная технология физкультурного образования в подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста. А.А. Чеменева (2009 г.)

Возможности формирования участниками образовательного процесса второй части общеобразовательной программы дошкольного образования будут расширены за счет вновь разработанных и прошедших научно-методическую экспертизу на региональном уровне, программ и технологий по физическому, социально-личностному, познавательно- речевому, художественно-эстетическому развитию детей. Многие из них разрабатываются сегодня в рамках региональных образовательных проектов, связанных с развитием дошкольного образования региона.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Методические рекомендации к написанию образовательных программ iconМетодические рекомендации по написанию и
Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ /Авт сост. Г. Е. Сергиевская– спб.: Ивэсэп, 2009
Методические рекомендации к написанию образовательных программ iconМетодические рекомендации по написанию контрольной работы. Гражданское процессуальное право это отрасль права, которая регулирует отношения, складывающиеся при
Тематика (задания) письменных работ и методические рекомендации по их написанию для слушателей 3 курса (6 лет) заочного обучения
Методические рекомендации к написанию образовательных программ iconСахалинский государственный университет кафедра теории и методики сервисной деятельности и туризма Методические рекомендации по написанию
Методические рекомендации по написанию рефератов, курсовых и дипломных работ предназначена для студентов специальности 230500 «Социально-культурный...
Методические рекомендации к написанию образовательных программ iconОгоу «Томский государственный педагогический колледж» Методические рекомендации по формированию школьных и сетевых образовательных программ г. Томск- 2009 ббк 74. 580. 20
Методические рекомендации по формированию школьных и сетевых образовательных программ-Томск, 2009
Методические рекомендации к написанию образовательных программ iconМетодические рекомендации по разработке структуры основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 080200 «менеджмент»
Охватывают проблемы создания методического обеспечения в части проектирования и разработки основных образовательных программ
Методические рекомендации к написанию образовательных программ iconТехнология разработки программ развития дошкольных образовательных учреждений Методические рекомендации Управление образования администрации города Омска Технология
...
Методические рекомендации к написанию образовательных программ iconМетодические рекомендации по написанию курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория»
Невская, Н. А. Методические рекомендации по написанию по написанию курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория» для студентов...
Методические рекомендации к написанию образовательных программ iconНастоящие методические рекомендации предназначены для разработчиков учебных планов (УП) в рамках основных образовательных программ (ооп) высшего
Методические рекомендации предназначены для разработчиков учебных планов (УП) в рамках основных образовательных программ (ооп) высшего...
Методические рекомендации к написанию образовательных программ iconМетодические рекомендации к написанию курсовой работы по курсу
Методические рекомендации к написанию курсовой работы по курсу «Лексика современного русского языка». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Методические рекомендации к написанию образовательных программ iconМетодические рекомендации к написанию курсовой работы по курсу
Методические рекомендации к написанию курсовой работы по курсу «Лексика современного русского языка». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница