1. в пункте 17 решения X/1 Конференция Сторон предложила Сторонам, являющимся развивающимися странами, а также Сторонам, являющимся странами с переходной экономикой,




Название1. в пункте 17 решения X/1 Конференция Сторон предложила Сторонам, являющимся развивающимися странами, а также Сторонам, являющимся странами с переходной экономикой,
страница1/3
Дата01.11.2012
Размер0.52 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3






CBD









Distr.

GENERAL


UNEP/CBD/ICNP/1/4

5 May 2011


RUSSIAN

ORIGINAL:ENGLISH




СПЕЦИАЛЬНЫЙ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОТКРЫТОГО СОСТАВА ПО НАГОЙСКОМУ ПРОТОКОЛУ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОСТУПА К ГЕНЕТИЧЕСКИМ РЕСУРСАМ И СОВМЕСТНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА СПРАВЕДЛИВОЙ И РАВНОЙ ОСНОВЕ ВЫГОД ОТ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

Первое совещание

Монреаль, 5-10 июня 2011 года

Пункт 4 предварительной повестки дня*

Меры по оказанию поддержки созданию потенциала, развитию потенциала и укреплению людских ресурсов и организационного потенциала в развивающихся странах И СторонаХ, являющиХся странами с переходной экономикой

Записка Исполнительного секретаря

  1. ВВЕДЕНИЕ

  1. На 10-м совещании Конференции Сторон, состоявшемся в октябре 2010 года, Межправительственному комитету по Нагойскому протоколу было поручено рассмотреть на его первом совещании «меры по оказанию поддержки созданию потенциала, развитию потенциала и укреплению людских ресурсов и организационного потенциала в развивающихся странах, и в частности в наименее развитых странах и малых островных развивающихся государствах среди них, и в Сторонах, являющихся странами с переходной экономикой, учитывая потребности, выявленные соответствующими Сторонами в целях осуществления Протокола (статья 22)1».

  2. В пункте 17 решения X/1 Конференция Сторон предложила Сторонам, являющимся развивающимися странами, а также Сторонам, являющимся странами с переходной экономикой, представить Исполнительному секретарю не позднее чем за два месяца до первого совещания Межправительственного комитета, информацию об их потребностях в плане создания потенциала, развития потенциала и укрепления людских ресурсов и организационного потенциала для обеспечения эффективного осуществления Протокола. Уведомлениями 2010-216 и 2010-2172, в декабре 2010 года Сторонам, международным организациям, коренными и местными общинами соответствующим субъектам деятельности было предложено представить мнения о мерах по оказанию поддержки созданию потенциала, развитию потенциала и укреплению людских ресурсов и организационного потенциала в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой.

  3. На 8 апреля 2011 года в секретариат поступили материалы, которые представили следующие страны и организации: Аргентина, Бурунди, Вьетнам, Гвинея, Европейский Союз, Индия, Китай, Марокко, Мексика, Нигерия, Таиланд, Того, Эквадор, Сеть амазонского сотрудничества, Ассамблея первых народов, а также материал, представленный совместно Приатлантическим советом коренных народов и Экологической организацией IKANAWTIKET, в состав которой входят Совет коренных народов Новой Шотландии, Совет коренных народов Острова Принца Эдуарда, Совет коренных народов Нью-Брансвика и Конгресс коренных народов. Эти материалы размещены по адресу http://www.cbd.int/icnp1/submissions/ и обобщены в информационном документе (UNEP/CBD/ICNP/1/INF/3).

  4. Настоящий документ подготовлен Исполнительным секретарем для оказания содействия Межправительственному комитету при рассмотрении данного вопроса. В разделе II документа предлагается обзор положений Нагойского протокола относительно создания и развития потенциала. В разделе III описаны инициативы в области создания потенциала для обеспечения доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод (ДГРСИВ), осуществляемые в рамках Конвенции, а также инициативы, предпринимаемые другими участниками. В разделе IV приведены мнения и информация в отношении создания и развития потенциала. В разделе V представлены меры по созданию потенциала и подходов в рамках других многосторонних экологических соглашений (МЭС), а именно Картахенского протокола по биобезопасности и Международного договора о генетических ресурсах растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства (МДГРРППВСХ). В разделе VI представлены выводы и соображения о стратегическом подходе к созданию потенциала, развитию потенциала и укреплению людских ресурсов и организационного потенциала для обеспечения эффективного осуществления Протокола. В разделе VII изложены вопросы, предлагаемые на рассмотрение Межправительственного комитета.

II. создание и развитие потенциала В РАМКАХ нагойского ПРОТОКОЛА О ДОСТУПЕ К ГЕНЕТИЧЕСКИМ РЕСУРСАМ И СОВМЕСТНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВЫГОД

  1. В статье 22 Нагойского протокола освещены задачи создания и развития потенциала Сторон, являющихся развивающимися странами и странами с переходной экономикой, для обеспечения эффективного осуществления Протокола. Кроме того, при рассмотрении мер по оказанию поддержки созданию и развитию потенциала в целях реализации Нагойского протокола актуальное значение также имеют статья 21 о повышении осведомленности и статья 25 о механизмах финансирования и финансовых ресурсах.

  2. В пункте 1 статьи 22 говорится, что Стороны сотрудничают в создании потенциала, развитии потенциала и укреплении людских ресурсов и организационного потенциала в целях эффективного осуществления настоящего Протокола в Сторонах, являющихся развивающимися странами, и в частности наименее развитыми странами и малыми островными развивающимися государствами среди них, и в Сторонах, являющихся странами с переходной экономикой, в том числе через посредство существующих глобальных, региональных, субрегиональных и национальных учреждений и организаций. В данном контексте Стороны должны содействовать привлечению к работе коренных и местных общин и соответствующих субъектов деятельности, включая неправительственные организации и частный сектор.

  3. В пункте 3 той же статьи предусмотрено, что «в качестве основы для принятия надлежащих мер по осуществлению настоящего Протокола Стороны, являющиеся развивающимися странами, и в частности наименее развитыми странами и малыми островными развивающимися государствами среди них, и Стороны с переходной экономикой должны выявить свои потребности и приоритеты в создании национального потенциала путем проведения самооценок потенциала. При этом такие Стороны должны поддерживать потребности и приоритеты в создании потенциала коренных и местных общин и соответствующих субъектов деятельности, определенных ими, и особо выделять потребности в потенциале и приоритеты женщин». Как отмечено в пункте 2 выше, в решении X/1 Сторонам было предложено представить Исполнительному секретарю информацию об их потребностях в плане создания потенциала.

  4. В пункте 4 статьи 22 предусмотрено, что «в поддержку реализации настоящего Протокола меры по созданию и развитию потенциала могут охватывать, среди прочего, следующие ключевые области:

    1. потенциал для осуществления и соблюдения обязательств в рамках настоящего Протокола;

    2. потенциал для ведения переговоров о взаимосогласованных условиях;

    3. потенциал для разработки, введения и обеспечения соблюдения национальных законодательных, административных или политических мер, регулирующих доступ к генетическим ресурсам и совместное использование выгод; и

    4. возможности стран развивать свои внутренние научно-исследовательские способности добавлять стоимость собственным генетическим ресурсам».

  5. В пункте 5 статьи 22 предусмотрено, что «меры, принимаемые в соответствии с вышеприведенными пунктами 1 - 4, могут включать, среди прочего:

    1. правовое и организационное строительство;

    2. стимулирование равенства и справедливости позиций на переговорах, как, например, обучение навыкам ведения переговоров о заключении взаимосогласованных условий;

    3. мониторинг и обеспечение соблюдения условий;

    4. использование наилучших существующих средств коммуникации и систем на базе Интернета для реализации мероприятий по обеспечению доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод;

    5. разработку и применение методов стоимостной оценки;

    6. биоразведку и соответствующие научные и таксономические исследования;

    7. передачу технологии и создание инфраструктуры и технического потенциала для обеспечения устойчивости такой передачи технологии;

    8. расширение вклада мероприятий по обеспечению доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод в сохранение биоразнообразия и устойчивое использование его компонентов;

    9. особые меры для расширения возможностей соответствующих субъектов деятельности, связанных с обеспечением доступа к генетическим ресурсам и совместным использованием выгод; и

    10. особые меры по расширению возможностей коренных и местных общин с уделением внимания расширению возможностей женщин в таких общинах в плане доступа к генетическим ресурсам и/или традиционным знаниям, связанным с генетическими ресурсами».

  6. В пункте 6 определено, что информацию об инициативах по созданию и развитию потенциала на национальном, региональном и международном уровнях, реализуемых в соответствии с пунктами 1 – 5 статьи 22, следует представлять в Механизм посредничества в целях стимулирования взаимодействия и координации в создании и развитии потенциала для обеспечения доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод.

  7. Кроме того, актуальное значение при рассмотрении мер по созданию и развитию потенциала также имеют статьи Протокола о финансовых ресурсах и о повышении осведомленности.

  8. В Протоколе признается важность финансовых ресурсов для надлежащей поддержки потребностей в создании и развитии потенциала. Говоря конкретней, в пункте 2 статьи 22 предусмотрено, что «потребности Сторон, являющихся развивающимися странами, и в частности наименее развитыми странами и малыми островными развивающимися государствами среди них, и Сторон с переходной экономикой в финансовых ресурсах согласно соответствующим положениям Конвенции в полной мере учитываются при создании и развитии потенциала для целей осуществления настоящего Протокола». Данное положение связано со статьей 25 о механизме финансирования, в частности с пунктом 43.

  9. Кроме того, в пункте 3 статьи 25 определено, что потребности развивающихся стран в финансовых ресурсах для создания и развития потенциала, о которых говорится в статье 22, должны быть приняты к сведению Конференцией Сторон, выступающей в качестве Совещания Сторон настоящего Протокола (КС-ССП), при выработке руководящих указаний в отношении механизма финансирования для рассмотрения Конференцией Сторон.

  10. План работы Межправительственного комитета, изложенный в решении X/1, включает разработку руководящих указаний для механизма финансирования, а также разработку руководящих указаний для мобилизации ресурсов в целях осуществления Протокола. Оба вопроса будут рассмотрены на втором совещании Межправительственного комитета.

  11. Мероприятия по повышению осведомленности также способствуют созданию и развитию потенциала, в связи с чем осуществление статьи 22 о создании потенциала и статьи 21 о повышении осведомленности должно быть взаимодополняющими и взаимоподдерживающим. Следует отметить, что осуществление статьи 21 рассматривается на данном совещании отдельно под пунктом 5 повестки дня.

III. ОБЗОР прошлых и осуществляемых ИНИЦИАТИВ по созданию потенциала для обеспечения доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод

A. В рамках Конвенции о биологическом разнообразии

  1. Вопрос создания потенциала для обеспечения доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод впервые был рассмотрен на пятом совещании Конференции Сторон Конвенции в 2000 году. В своем решении V/26 Конференция Сторон признала, что для обеспечения доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод необходимо дальнейшее создание потенциала и что основные потребности в создании потенциала включают: i) оценку и инвентаризацию биологических ресурсов, а также управление информацией; ii) опыт ведения переговоров; iii) опыт составления нормативно-правовых документов для разработки мер обеспечения доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод; и iv) средства защиты традиционных знаний, связанных с генетическими ресурсами.

  2. На первом совещании Специальной рабочей группы открытого состава по доступу к генетическим ресурсам и совместному использованию выгод, состоявшемся в октябре 2001 года, был рассмотрен вопрос о создании потенциала и было поручено Исполнительному секретарю, на основании консультаций с бюро КС провести экспертный семинар открытого состава. Семинар экспертов по созданию потенциала был проведен в декабре 2002 года в Монреале, и на нем был разработан проект План действий по созданию потенциала для обеспечения доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод (План действий). План действий был впоследствии принят решением VII/19 F на седьмом совещании Конференции Сторон в феврале 2004 года.

  3. Цель Плана действий заключается в оказании содействия и поддержки развитию и укреплению потенциала отдельных лиц, учреждений и общин для эффективного осуществления положений Конвенции, связанных с доступом к генетическим ресурсам и совместным использованием выгод, в частности Боннских руководящих принципов.

  4. В Плане действий определены основные области, требующие создания потенциала. В нем предлагаются механизмы, процессы и меры по реализации задачи создания потенциала в ключевых направлениях при помощи действий, принимаемых на международном, национальном, региональном, субрегиональном и прочих уровнях. План действий также признает, что деятельность по созданию потенциала должна координироваться между разными участниками и соответствующими международными форумами, в частности с Международным договором о генетических ресурсах растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), и призывает Стороны, правительства и соответствующие международные организации представить через механизм посредничества Конвенции информацию о шагах в направлении осуществления мер по созданию потенциала.

  5. Возможные подходы к реализации определенных мероприятий по созданию потенциала включены в приложение к Плану действий по оказанию помощи странам в установлении национальных приоритетов и содействии региональной и субрегиональной деятельности на основе опыта и сложившейся практики. Также определен ряд мер на международном уровне. Для удобства пользования План действий представлен в информационном документе UNEP/CBD/ICNP/1/INF/5.

  6. После принятия Плана действий секретариат разработал базу данных по мероприятиям по созданию потенциала4 для содействия координации и поддержки обмена информацией об инициативах по созданию потенциала. База данных описывает проекты по созданию потенциала, их цели, мероприятия и извлеченные уроки, представленные Сторонами, правительствами и соответствующими международными организациями, включая доноров.

  7. План действий не пересматривался с момента его принятия Конференцией Сторон на ее седьмом совещании в 2004 году, и его реализация не была подвергнута оценке. Переговоры по международному режиму регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод могут объяснить отсутствие внимания к его осуществлению.

  8. Несмотря на предпринимаемые усилия по созданию потенциала для разработки национальных и региональных систем ДГРСИВ, согласно базе данных по мерам ДГРСИВ5 ориентировочно лишь двадцать девять стран располагают более или менее всеобъемлющей законодательной базой по вопросам ДГРСИВ, а двадцать стран включили замечания или положения по ДГРСИВ в свои национальные стратегии или законодательство по вопросам защиты окружающей среды или биоразнообразия.

  9. С принятием Нагойского протокола внимание сейчас направлено на его скорейшее вступление в силу и осуществление. В пункте 13 решения X/1 Конференция Сторон поручила Исполнительному секретарю оказывать техническое содействие Сторонам при условии наличия финансовых ресурсов в целях поддержания скорейшей ратификации и осуществления Протокола. В том же решении X/1 Конференция Сторон предложила Глобальному экологическому фонду (ГЭФ) оказывать финансовую поддержку Сторонам, чтобы содействовать скорейшей ратификации Нагойского протокола и его осуществлению (пункт 14).

  10. Как следствие, главный исполнительный директор ГЭФ принял оперативные меры по принятию проекта среднего масштаба на сумму 1 млн долларов США, реализуемого Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) и осуществляемого секретариатом для скорейшего вступления в силу Нагойского протокола. Этот проект осуществляется с апреля 2011 года. Секретариат проводит ряд мероприятий по повышению осведомленности и созданию потенциала в поддержку скорейшей ратификации и вступления в силу Нагойского протокола. Эти мероприятия включают в себя:

    1. брифинги для основных партнеров и субъектов деятельности, включая высокопоставленных правительственных чиновников, законодателей национального уровня и соответствующих органов Организации Объединенных Наций;

    2. проведение в сотрудничестве с Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Межпарламентским союзом и организацией Globe International брифингов по вопросу необходимости скорейшей ратификации Нагойского протокола как минимум в 100 парламентах мира;

    3. интеграция компонентов ДГРСИВ в семинары по региональным и субрегиональным национальным стратегиям и планам действий по сохранению биоразнообразия (НСПДСБ), запланированным на 2011 и 2012 годы; а также

    4. семинары по созданию потенциала для национальных координационных центров ДГРСИВ и коренных и местных общин, организованные непосредственно после первого и второго совещаний Межправительственного комитета, а также седьмого совещания Специальной рабочей группы по осуществлению статьи 8j) и соответствующих положений Конвенции. Эти семинары будут организованы совместно с секретариатом Международного договора о генетических ресурсах растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства с целью поддержки реализации Нагойского протокола и МДГРРППВСХ взаимодополняющим образом.

  11. Кроме того, в ходе собрания сегмента высокого уровня в рамках десятого совещания Конференции Сторон Председатель десятого совещания Конференции Сторон учредил фонд по биоразнообразию Японии с первоначальным капиталом 10 млн долларов США. Благодаря этому фонду положено начало ряду инициатив по созданию потенциала посредством проведения региональных и субрегиональных семинаров по НСПДСБ и Нагойскому протоколу6. В рамках создания фонда по биоразнообразию Японии, а также в партнерстве с председателем КС-10 брифинги по Нагойскому протоколу были проведены в постоянных представительствах всех отделов Организации Объединенных Наций, включая Нью-Йорк, Женеву, Найроби, Париж и Рим. Брифинги будут также организованы для дипломатических представительств в штаб-квартире экономических комиссий Организации Объединенных Наций (Бангкок, Бейрут, Аддис-Абеба и Сантьяго-де-Чили).

B. Портфель инициатив ГЭФ по созданию потенциала в области ДГРСИВ

  1. В качестве избранного механизма финансирования ГЭФ является постоянным партнером по поддержке мероприятий по созданию потенциала в области доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод. В феврале 1998 года ГЭФ и секретариат Конвенции совместно представили записку по вопросу совместного использования на справедливой и равной основе выгод от применения генетических ресурсов: варианты оказания помощи Сторонам Конвенции о биологическом разнообразии, являющимся развивающимися странами7. В результате Конференция Сторон определила сферу поддержки ГЭФ по обеспечению доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод8.

  2. Первоначальная реакция ГЭФ заключалась в интеграции мер по обеспечению доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод в число мероприятий, стимулирующих финансирование. Для ГЭФ-4 (2007–2010 годы) в соответствии со стратегией и стратегическим планированием целевых областей биоразнообразия9, утвержденных Советом ГЭФ в сентябре 2007 года, создана оперативная программа по созданию потенциала в области доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод, направленных на поддержку разработки мер, способствующих достижению конкретных соглашений по обеспечению доступа к генетическим ресурсам и совместного использованию выгод, которые признают основные принципы ДГРСИВ — предварительное обоснованное согласие (ПОС) и взаимосогласованные условия (ВСУ), включая совместное использование выгод на справедливой и равной основе в соответствии с Боннскими руководящими принципами по обеспечению доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения и соответствующим Планом действий по формированию потенциала для обеспечения ДГРСИВ, принятым Конвенцией. Эта стратегическая программа была включена в предлагаемый пакет финансирования объемом 90 млн долларов США для выработки, распространения и освоения передового опыта по решению текущих и возникающих вопросов в области биоразнообразия.

  3. Однако заявки на финансирование доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод носили ограниченный характер. Почти пятьдесят стран включили доступ к генетическим ресурсам и совместное использование выгод в свои проекты оценки национальных потребностей, но предложено были лишь несколько полномасштабных проектов. Они были утверждены совсем недавно и задействуют лишь одно учреждение-исполнитель. В их число входят:

    1. «Укрепление осуществления режимов ДГРСИВ в странах Латинской Америки и Карибского бассейна» (2011–2014 годы) (февраль 2010 года, ЮНЕП) (0,85 млн долларов США из грантов ГЭФ и 0,95 млн долл. США в рамках совместного финансирования). Этот проект призван увеличить потенциал разработки, внедрения, применения положений ДГРСИВ и совершенствования навыков ведения переговоров по соглашениям о ДГРСИВ и проектам биоразведки в Гайане, Доминиканской Республике, Колумбии, Коста-Рике, Кубе, Панаме, Перу и Эквадоре10.

    2. «Создание потенциала для обеспечения доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод, а также сохранения и устойчивого использования лекарственных растений» в Эфиопии (2011–2015 годы) (апрель 2010 года, ЮНЕП) (2,18 млн долларов США из грантов ГЭФ и 2,03 млн долларов США в рамках совместного финансирования). Этот проект направлен на обеспечение сохранения и устойчивого использования биоразнообразия и связанных с ними традиционных знаний путем сохранения и устойчивого использования лекарственных растений и эффективного осуществления пересмотренного национального режима ДГРСИВ11.

    3. «Поддержка разработки и осуществления политики доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод в Африке» (2010–2012 годы) (апрель 2010 года, ЮНЕП) (1,18 млн долларов США из грантов ГЭФ и 1 млн долларов США в рамках совместного финансирования). Этот проект направлен на разработку, осуществление и обзор систем ДГРСИВ в Камеруне, Кении, Мадагаскаре, Мозамбике, Сенегале и ЮАР12.

    4. «Создание потенциала для согласованных на региональном уровне национальных процессов по осуществлению положений КБР, касающихся доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод» (2011–2013 годы) (март 2011 года, ЮНЕП) (0,75 млн долларов США из грантов ГЭФ и 0,75 млн долларов США в рамках совместного финансирования). Этот проект среднего масштаба направлен на поддержку развития национальных систем ДГРСИВ и повышение осведомленности в странах Юго-Восточной Азии, таких как Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Малайзия, Мьянма, НДР Лаос, Сингапур, Таиланд, Тимор-Лешти и Филиппины13.

    5. «Укрепление осуществления закона и правил о биологическом разнообразии с уделением особого внимания их положениям о доступе к генетическим ресурсам и совместном использовании выгод» в Индии (2011–2014 годы) (февраль 2011 года, ЮНЕП) (3,56 млн долларов США из грантов ГЭФ и 6,28 млн долларов США в рамках совместного финансирования). Целями данного проекта являются повышение потенциала учреждений, отдельных лиц и субъектов деятельности по реализации законодательства и соглашений о ДГРСИВ14.

  4. Стратегия биоразнообразия ГЭФ-5 на период 2011–2014 годов была разработана с учетом опыта ГЭФ-4, и ее четвертая цель состоит в создании потенциала в области ДГРСИВ15. Согласно документу по восполнению ГЭФ-516, первоначальная поддержка создания потенциала будет оказана в отношении доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод (в национальной стратегии на осуществление этой цели было выделено 40 млн долларов с учетом прежних потребностей, однако если потребность превысит 40 млн долларов, ГЭФ соответствующим образом изменит объем финансирования) в ответ на существующие руководящие указания Конференции Сторон и указания, вытекающие из согласованного международного режима на десятом совещании Конференции Сторон, которыми в настоящее время является Нагойский протокол регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения. Предложенное глобальное распространение будет осуществляться посредством распределения средств между странами в рамках Системы прозрачного распределения ресурсов (СПРР). Положения о пополнении ГЭФ-5 вступили в силу в марте 2011 года.

  5. Кроме того, на тридцать девятом совещании Совета ГЭФ, член Совета из Японии призвал к необходимости принятия конкретных мер в отношении целей и задач, поставленных на десятом совещании Конференции Сторон, и предложил создать целевой фонд по доступу и совместному использованию выгод17. Совет выразил большую заинтересованность в рассмотрении предложения Японии. После рассмотрения Советом ГЭФ в межсессионный период 17 марта 2011 года Главный исполнительный директор ГЭФ официально объявила о создании Фонда осуществления Нагойского протокола (ФОНП) с первоначальным финансированием со стороны Японии в размере 12,5 млн долларов США. На своем сороковом совещании 23 мая 2011 года Совет ГЭФ проведет дальнейшее обсуждение условий функционирования этого нового целевого фонда.

С. Другие инициативы по созданию потенциала в области ДГРСИВ

  1. После принятия Плана действий по созданию потенциала для обеспечения доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод в 2004 году началось осуществление ряда проектов по созданию потенциала. Эти проекты в целом поддерживали создание потенциала для развития национальных или региональных механизмов осуществления положений Конвенции о ДГРСИВ, повышения осведомленности и совершенствования навыков ведения переговоров в поддержку переговоров по международному режиму. Следующие проекты служат примерами преследуемых целей и подходов, а также механизмов, выработанных для создания и развития потенциала в области ДГРСИВ.

Проект ДГРСИВ МСОП «Правовое равенство и биоразнообразие»18

  1. Финансируемый немецким Федеральным министерством экономического сотрудничества и развития и осуществляемый Центром экологического права Международного союза охраны природы (МСОП) проект ДГРСИВ создан для решения вопросов, связанных с реализацией на национальном, региональном и международном уровнях положений КБР о ДГРСИВ в период 2003–2005 годов.

  2. Цели проекта включали: i) поддержку развития эффективного международного режима ДГРСИВ на основе анализа научных исследований и разработки практических инструментов для делегаций; ii) согласование международного режима ДГРСИВ с существующими международными режимами, документами и процессами; iii) поддержку развития национальных и региональных мер, документов, процессов и положений в области доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод, а также их осуществления; iv) поддержку международного режима прав интеллектуальной собственности применительно к генетическим ресурсам; а также v) определение и защиту прав интеллектуальной собственности, связанных с генетическими ресурсами, на национальном уровне.

  3. Для достижения своих целей Международный союз охраны природы (МСОП) опирался на следующие инструменты создания потенциала и повышения осведомленности:

    1. публикации по вопросам ДГРСИВ;

    2. семинары;

    3. оказание технической помощи отдельным странам в разработке правоприменительных и правовых механизмов ДГРСИВ;

    4. создание группы региональных экспертов по правовой и политической работе в области национального и многостороннего осуществления ДГРСИВ;

    5. разработка инструментария для создания на национальном и региональном уровнях эффективных режимов ДГРСИВ и организация семинаров и других программ для подготовки местных кадров в области его применения; а также

    6. развитие средств связи, в том числе базы законодательной данных в области ДГРСИВ.

  4. В дополнение к принятию Нагойского протокола Центр экологического права МСОП взял на себя обязательство разработать пояснительное руководство по Нагойскому протоколу. В руководстве будет приведено разъяснение текста Протокола, а также значение осуществления каждой конкретной статьи. Оно будет опубликовано на английском и переведено на испанский и французский языки19.

Инициатива по созданию потенциала в области ДГРСИВ для стран Африки

  1. Основанная в 2006 году Инициатива по созданию потенциала в области ДГРСИВ для стран Африки является инициативой с участием многочисленных доноров, организованной немецким Федеральным министерством экономического сотрудничества и развития и осуществляемой агентством Deutsche Gesellschaft fur Internationale Zusammenarbeit (GIZ). Она оказывает поддержку соответствующим правительствам африканских стран и субъектам деятельности в разработке и осуществлении национальных положений о ДГРСИВ, развивая при этом потенциал африканских делегатов по ведению переговоров о международном режиме ДГРСИВ. Хотя действие этой инициативы ограничено африканским континентом, она представляет собой наиболее всестороннюю попытку создания потенциала и повышения осведомленности о ДГРСИВ.

  2. Целями инициативы являются: i) повышение осведомленности африканских директивных органов и законодателей в области ДГРСИВ, особенно ее потенциал для борьбы с нищетой и межсекторальный характер; ii) расширение знаний правительств и всех соответствующих субъектов деятельности по вопросам, связанным с ДГРСИВ; а также iii) развитие новых и укрепление существующих сетей африканских экспертов по ДГРСИВ, привлеченных из всех соответствующих групп субъектов деятельности.

  3. Для достижения указанных целей используется широкий круг инструментов по созданию потенциала и повышению осведомленности. К ним относятся:

    1. семинары с участием нескольких субъектов деятельности, на которых на совместной основе обсуждаются возникающие вопросы ДГРСИВ и определяются приоритеты развития потенциала;

    2. тематические и/или ориентированные на субъекты деятельности мероприятия;

    3. передача знаний между субъектами деятельности на национальном и местном уровнях между африканскими странами, а также на глобальном уровне;

    4. развитие передовых методов ДГРСИВ в частном секторе;

    5. обмен информацией и управление знаниями в рамках различных групп субъектов деятельности на национальном уровне, а также на панафриканской и глобальной основах;

    6. технические документы и исследования с целью определения приоритетов, стимулирования предметных обсуждений и оказания поддержки в принятии решений;

    7. установление связи, просвещение и повышение осведомленности общественности в области ДГРСИВ; а также

    8. подготовительные совещания для участников переговоров и подготовка к процессу переговоров20.

Проект «Групповые учебные курсы в отраслях биопромышленности» Японского агентства международного сотрудничества

  1. Японское агентство международного сотрудничества при поддержке Японской ассоциации биопромышленности в течение более чем двадцати лет проводит «Групповые учебные курсы в отраслях биопромышленности» для должностных лиц и исследователей из развивающихся стран. Ежегодно от пяти до десяти слушателей посещают в Японию для прохождения двухмесячного курса обучения. Учебный курс состоит из лекций и выездов на местность, включая практический опыт в лаборатории микробной таксономии. В общей сложности 200 должностных лиц и исследователей из 30 стран прошли курс в Японии. На последнем курсе в 2010 году основное внимания было уделено вопросам, связанным с КБР21.

  1. МНЕНИЯ И ИНФОРМАЦИЯ В ОТНОШЕНИИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА

  1. Обобщение мнений и информации, полученных от Сторон, международных организаций, коренных и местных общин и соответствующих субъектов деятельности в связи с созданием и развитием потенциала в ответ на уведомления 2010-216 и 2010-21722 от 16 декабря 2010 года, представлено в информационном документе (UNEP/CBD/ICNP/1/INF/3). По состоянию на 8 апреля 2011 года в секретариат поступили материалы от четырнадцати стран, а также три материала от коренных и местных общин.

  2. Содержание полученных материалов имеет различную формулировку, затрагивает различные аспекты создания потенциала и различается уровнем детализации.

  3. С целью обзора и обобщения представленных мнений информация, содержащаяся в материалах, была сгруппирована на основе различных аспектов создания потенциала, представленных в полученных материалах, следующим образом:

    1. меры, необходимые для создания потенциала в основных областях;

    2. действия, выработанные в целях поддержки развития мер в этих основных областях;

    3. механизмы для осуществления создания и развития потенциала, в том числе посредством мероприятий на национальном, региональном и международном уровнях;

    4. целевые группы по осуществлению деятельности в области создания и развития потенциала; а также

    5. ключевые области создания потенциала для коренных и местных общин и механизмы реализации этих возможностей.

  4. Несмотря на то что, как указывалось выше, было получено лишь ограниченное количество материалов, не объединенных общей структурой, ниже представлены некоторые ключевые моменты, затронутые в материалах в связи с потребностью в создании потенциала:

    1. существует общее признание необходимости укрепления людских ресурсов и организационного потенциала на национальном уровне для выполнения обязательств Сторон по Нагойскому протоколу;

    2. способность сохранять и повышать ценность традиционных знаний, связанных с генетическими ресурсами, рассматривалась некоторыми Сторонами в качестве дополнительной ключевой области для создания потенциала;

    3. было отмечено, что до разработки соответствующих национальных механизмов выполнения обязательств Сторон по Нагойскому протоколу существовала необходимость проведения на национальном уровне оценки существующих мер, организационных структур, а также имеющихся ресурсов. Это помогло бы определить существующие пробелы, а также возможности, организационные механизмы и меры, необходимые для выполнения обязательств Сторон по Протоколу с учетом национальных обстоятельств;

    4. в число потребностей, отмеченных многими участниками, вошли следующие аспекты: потенциал развития национальных мер и организационных механизмов, потенциал людских ресурсов, потенциал эффективного доступа и использования механизма посредничества ДГРСИВ, потенциал для оценки генетических ресурсов и связанных с ними традиционных знаний, потенциал решения вопросов трансграничных ситуаций и, наконец, потенциал для биоразведки на национальном уровне;

    5. были особо отмечены потребности в создании потенциала коренных и местных общин;

    6. существует также широкое признание того, что осуществление Нагойского протокола потребует участия широкого круга целевых групп на национальном уровне (например, государственных служащих, корпоративного сектора, научного сообщества, неправительственных организаций, коренных и местных общин и т. п.), и поэтому усилия по созданию потенциала должны включать в себя участие этих целевых групп;

    7. была также отмечена необходимость повышения осведомленности общественности по вопросам доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод; а также

    8. был также поднят вопрос о необходимости привлечения соответствующих источников финансирования для удовлетворения данных потребностей в создании потенциала.

  1. МЕРЫ ПО СОЗДАНИЮ ПОТЕНЦИАЛА И ПОДХОДОВ В РАМКАХ ДРУГИХ МНОГОСТОРОННИХ ПРИРОДООХРАННЫХ СОГЛАШЕНИЙ

  1. В данном разделе представлены некоторые примеры мер по созданию потенциала и подходов в рамках других многосторонних экологических соглашений (МЭС), с тем чтобы дать некоторые возможные указания относительно рассматриваемых подходов для создания и развития потенциала в рамках Нагойского протокола.

A. Создание потенциала в рамках Картахенского протокола по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии

  1. Создание потенциала является важным вопросом для осуществления Картахенского протокола по биобезопасности. На глобальном уровне был разработан ряд инструментов и механизмов для содействия усилиям Сторон по созданию потенциала. К ним относятся: i) план действий по созданию потенциала; ii) координационный механизм; iii) набор индикаторов для оценки осуществления Плана действий и iv) реестр экспертов в области биобезопасности. В начале этого раздела приводится краткий обзор эволюции усилий по созданию потенциала в рамках Протокола по биобезопасности, начиная с процесса Межправительственного комитета по Картахенскому протоколу по биобезопасности (МККП) и заканчивая последующими совещаниями Конференции Сторон, выступающей в качестве Совещания Сторон Протокола. В нем также обобщены некоторые основные элементы подхода к созданию потенциала в рамках Картахенского протокола.

  2. Создание потенциала было одним из приоритетных вопросов повестки дня первого совещания МККП. На этом совещании было решено созвать совещание экспертов для разработки предложений по осуществлению положений Протокола по созданию потенциала. С целью поддержки совещания экспертов при рассмотрении данного вопроса секретариат подготовил анкету для выявления потребностей в создании потенциала. Совещание экспертов разработало предложение по Плану действий по созданию потенциала, впоследствии согласованное МККП на его втором совещании. На своем третьем совещании МККП работал над проектом процедур механизма координации инициатив по созданию потенциала и временных руководящих принципов для реестра экспертов. На своем третьем совещании МККП также рассмотрел предварительный набор индикаторов для мониторинга осуществления Плана действий.

  3. В своем решении BS-I/5 первое совещание Сторон Протокола приняло План действий по созданию потенциала для эффективного осуществления Протокола по биобезопасности, координационный механизм и набор индикаторов для контроля за осуществлением Плана действий. План действий и координационный механизм были рассмотрены на третьем совещании Сторон Протокола и обновленный План действий был принят решением BS-III/3. На своем четвертом совещании Стороны Протокола утвердили пересмотренный набор индикаторов. На пятом совещании Сторон Протокола был рассмотрен отчет о ходе осуществления Плана действий и принято решение, что на шестом совещании Стороны Протокола проведут дополнительный комплексный обзор Плана действий. Список экспертов, установленный решением EM-I/3, также был укреплен и улучшен Сторонами протокола в решениях BS-III/4 и IV/4.

a) План действий по созданию потенциала для эффективного осуществления Протокола по биобезопасности23

  1. Цель Плана действий состоит в оказании содействия и поддержки развитию и укреплению потенциала для ратификации, а также эффективному и своевременному осуществлению Протокола на национальном, субрегиональном, региональном и глобальном уровнях, в том числе оказании финансовой, технической и технологической поддержки развивающимся странам, включая страны с переходной экономикой. План действий предусматривает общую стратегическую структуру для руководства и содействия в определении потребностей и приоритетов стран, а также мер и механизмов осуществления и финансирования создания потенциала на всех уровнях24. План действий осуществляется Сторонами и другими правительствами, соответствующими международными организациями и секретариатом.

  2. Руководящие принципы и подходы заключаются в том, что усилия по созданию потенциала должны:

    1. осуществляться по инициативе стран;

    2. обеспечивать права национальной собственности и руководства;

    3. обеспечивать систематическое и своевременное участие всех соответствующих субъектов деятельности в разработке, планировании и осуществлении инициатив по созданию потенциала;

    4. признавать, что создание потенциала является динамичным, постепенным и долгосрочным процессом, и применять подход на основе адаптивности и обучения в процессе практической деятельности;

    5. максимально повышать взаимодействие и взаимодополняемость всех инициатив по созданию потенциала;

    6. применять подход, ориентированный на достижение конкретных результатов в создании потенциала;

    7. стимулировать политический диалог с донорами и организациями, а также поощрять участие гражданского общества и частного сектора;

    8. применять комплексный подход, интегрирующий деятельность в области биобезопасности в соответствующие отраслевые и национальные меры политики, стратегии и программы;

    9. поощрять разработку и осуществление разработанных на национальном уровне и обеспеченных ресурсами мероприятий, направленных на удовлетворение конкретных потребностей и приоритетов каждой страны; а также

    10. стимулировать политическую волю на высоком уровне и приверженность делу осуществлению Протокола25.

  3. В Плане действий особое внимание уделено ключевым элементам, требующим конкретных действий26, и излагается ряд ключевых шагов, подлежащих осуществлению. К ним относятся: i) определение потребностей в создании потенциала; ii) определение приоритетов и составление графиков; iii) мобилизация имеющихся возможностей; iv) определение сферы действия и пробелов; v) повышение эффективности использования финансовых ресурсов, предоставляемых донорами; vi) улучшение взаимодействия и координации; vii) разработка индикаторов для оценки мер по созданию потенциала; а также viii) выявление и максимальное расширение возможностей для привлечения ресурсов и усиления отдачи27.

  4. В Плане действий также предложен ориентировочный перечень мероприятий по осуществлению элементов и процессов, определенных на национальном, региональном, субрегиональном и международном уровнях28. Кроме того, он включает в себя механизмы координации и периодического мониторинга для предотвращения дублирования и выявления пробелов29. Наконец, в нем предусматривается пересмотр Плана действий Сторонами Протокола каждые 5 лет30.

  5. На своем третьем совещании Стороны Протокола рассмотрели План действий, составленный на основании ответов на анкету, которая была подготовлена секретариатом и разослана всем Сторонам, другим правительствам и соответствующим организациям31. В обновленный План действий внесены следующие изменения:

  1   2   3

Похожие:

1. в пункте 17 решения X/1 Конференция Сторон предложила Сторонам, являющимся развивающимися странами, а также Сторонам, являющимся странами с переходной экономикой, iconОбъединенных наций
Сторон перечень Сторон, которые доложили секретариату о своих системах лицензирования. Секретариат также обязан направлять этот перечень...
1. в пункте 17 решения X/1 Конференция Сторон предложила Сторонам, являющимся развивающимися странами, а также Сторонам, являющимся странами с переходной экономикой, iconRussian original: english конференция сторон конвенции о биологическом разнообразии одиннадцатое совещание
В пункте 1 решения X/1 Конференция Сторон приняла Нагойский протокол регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного...
1. в пункте 17 решения X/1 Конференция Сторон предложила Сторонам, являющимся развивающимися странами, а также Сторонам, являющимся странами с переходной экономикой, iconСодержание назначение
Регламент предназначен служить соглашением, налагающим обязательства по всем вовлеченным сторонам, а также средством официального...
1. в пункте 17 решения X/1 Конференция Сторон предложила Сторонам, являющимся развивающимися странами, а также Сторонам, являющимся странами с переходной экономикой, iconA. Общие сведения в пункте 11 решения ix/12 Конференция Сторон Конвенции о биологическом разнообразии постановила
Специальная рабочая группа открытого состава по доступу к генетическим ресурсам и совместному использованию выгод
1. в пункте 17 решения X/1 Конференция Сторон предложила Сторонам, являющимся развивающимися странами, а также Сторонам, являющимся странами с переходной экономикой, iconИсточники возникновения чрезвычайных ситуаций военного, природного и техногенного характера Современная война и гражданская оборона
В результате распада СССР и социалистического содружества военное противостояние, которое имело место между странами, входящими в...
1. в пункте 17 решения X/1 Конференция Сторон предложила Сторонам, являющимся развивающимися странами, а также Сторонам, являющимся странами с переходной экономикой, iconК настоящему Договору, являющимся его неотъемлемой частью, а Абонент обязуется принять и оплатить оказанные ему услуги в размере и в сроки, соответствующие условиям настоящего Договора. Права и обязанности сторон
Ооо «фтиком», являющееся резидентом уплачивающим налог на прибыль, именуемое в дальнейшем Исполнитель, в лице директора Оводенко...
1. в пункте 17 решения X/1 Конференция Сторон предложила Сторонам, являющимся развивающимися странами, а также Сторонам, являющимся странами с переходной экономикой, iconДоклад о стратегии развития международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ со странами атр, а также Индией
О стратегии развития международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ со странами атр, а также Индией
1. в пункте 17 решения X/1 Конференция Сторон предложила Сторонам, являющимся развивающимися странами, а также Сторонам, являющимся странами с переходной экономикой, iconВ пункте 11 своего решения ix/12 Конференция Сторон Конвенции о биологическом разнообразии постановила
Х и юридических экспертов по вопросам: I соблюдения; II концепций, терминов, рабочих определений и секторальных подходов; и III традиционных...
1. в пункте 17 решения X/1 Конференция Сторон предложила Сторонам, являющимся развивающимися странами, а также Сторонам, являющимся странами с переходной экономикой, iconA. Общие сведения в пункте 11 решения ix/12 Конференция Сторон Конвенции о биологическом разнообразии постановила
Их и юридических экспертов по вопросам: I соблюдения; II концепций, терминов, рабочих определений и секторальных подходов; и III...
1. в пункте 17 решения X/1 Конференция Сторон предложила Сторонам, являющимся развивающимися странами, а также Сторонам, являющимся странами с переходной экономикой, iconРешение «2» июня 2011 г г. Красноярск
Резолютивная часть решения оглашена сторонам по делу на заседании Комиссии 19 мая 2011 г. В полном объеме решение изготовлено 2 июня...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница