Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 050401 «История»




Скачать 384.36 Kb.
НазваниеПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 050401 «История»
страница1/4
Дата31.10.2012
Размер384.36 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4


Агентство по управлению государственными учреждениями Пермского края

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Пермский педагогический колледж № 1»





ПРОГРАММА

ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

по специальности 050401 «История»

(повышенный уровень образования)


Пермь

2010






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа итоговой государственной аттестации является частью основной профессиональной образовательной программы Пермского педагогического колледжа № 1 по данной специальности.

Структура Программы сформирована согласно “Методическим рекомендациям по организации итоговой государственной аттестации выпускников по специальностям среднего педагогического образования”. Письмо Минобразования России от 06.05.2003 № 18-51-415 ИН/18-28, Положению об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации (Постановление Госкомвуза России от 27.12.1995 г № 10).

Программа итоговой государственной аттестации выпускников определяет:

- виды итоговой государственной аттестации;

- объем времени на подготовку и проведение по каждому виду итоговой государственной аттестации;

- сроки проведения каждого вида итоговой государственной аттестации;

- формы проведения по каждому виду итоговой государственной аттестации;

- критерии оценки уровня и качества подготовки выпускника по каждому виду итоговой государственной аттестации.

Целью итоговой государственной аттестации является установление соответствия уровня и качества подготовки выпускника Государственному стандарту среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности среднего профессионального образования и дополнительным требованиям образовательного учреждения по специальности 050401 «История».

Итоговая государственная аттестация выпускника предусматривает итоговый междисциплинарный экзамен по специальности и является одним из видов итоговой государственной аттестации выпускников, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования, проводится в соответствии с положением об итоговой государственной аттестации выпускников среднего профессионального учреждения.

Представленные в Программе экзаменационные материалы к междисциплинарному экзамену по специальности целостно отражают объем проверяемых теоретических знаний и практических умений выпускника в соответствии с Государственными требованиями и дополнительными требованиями по специальности. Экзаменационные материалы включают проверку теоретических знаний и практических умений в соответствии с Государственными требованиями, требованиями регионального компонента и компонента образовательного учреждения по специальности. Экзаменационные материалы сформированы на основе рабочих программ учебных дисциплин общего профессионального, предметного циклов, программы педагогической практики, с учетом их объема и значимости по данной специальности. Экзаменационные материалы представляют собой перечень теоретических вопросов по учебным дисциплинам и практических заданий. Количество экзаменационных билетов 50 – по 25 билетов на каждый этап экзамена.

Экзаменационные билеты включают задания, имеющие междисциплинарный (интегрированный), практико-ориентированный характер, направленные на выявление сформированности аналитических, диагностических, прогностических и проектировочных умений выпускника. Задания равноценные по сложности и трудоемкости и обеспечивают проверку подготовленности выпускника к конкретным видам профессиональной деятельности. Задания сформулированы четко, кратко, понятно, исключают двойное толкование.

В общие критерии оценки, определяющие уровень и качество подготовки специалиста по специальности, его профессиональную компетентность, входит:

  • уровень готовности к осуществлению основных видов деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой;

  • уровень усвоения студентом материала, предусмотренного учебными программами дисциплин;

  • уровень знаний и умений, позволяющий решать профессиональные задачи;

  • обоснованность, четкость, полнота изложения ответов;

  • уровень информационной и коммуникативной культуры.

Структура Программы итоговой государственной аттестации включает: пояснительную записку, виды и этапы государственной аттестации, объем времени и сроки проведения, необходимые экзаменационные материалы, основные дидактические единицы государственного стандарта по дисциплинам, экзаменационные вопросы, критерии ответов студентов, требования к подготовке и защите выпускной квалификационной работы, критерии оценки выпускной квалификационной работы, условия организации и проведения итоговой государственной аттестации, перечень программно-методических материалов.



  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Итоговая государственная аттестация выпускника предусматривает следующие виды аттестационных испытаний:

  • Междисциплинарный (интегрированный) экзамен по специальности проводится по дисциплинам, определенным в соответствии с профессиональной образовательной программой колледжа и направлен на выявление готовности выпускников к профессиональной деятельности. В содержание экзамена вошли следующие дисциплины: история России, история древнего мира, история средних веков, новая и новейшая история, педагогика, психология, методика преподавания истории и обществознания.

  • Защита выпускных квалификационных работ.

Объем времени на подготовку и проведение итоговой государственной аттестации – 6 недель.

Сроки проведения определены учебным планом специальности с 01 июня по 28 июня 2011года

Форма проведения экзаменов – устная.

По каждой из дисциплин, выносимых на итоговую государственную аттестацию, определен перечень нормативных документов, разрешенных к использованию на экзамене.

Согласно Программе итоговой государственной аттестации по специальности определено содержание экзамена и этапы его проведения. Экзамен включает два этапа.

1 этап – проверка уровня усвоения теоретического материала по истории России, всемирной истории, психолого-педагогическим дисциплинам и методике преподавания истории и обществознания. В содержание билетов включены интегрированные вопросы, отражающие содержание данных дисциплин.

2 этап – выполнение заданий, связанных с пониманием сущности концепций образования, воспитания и современных подходов к их проектированию. Задания связаны с планированием, проектированием и организацией педагогического процесса, взаимосвязаны с методикой преподавания истории и обществознания в школе. Вопросы предусматривают анализ деятельности субъектов педагогического процесса в конкретной ситуации и прогнозирование собственной педагогической деятельности в данном случае, анализ социально-психологических особенностей детей школьного возраста (5-9 класс) с последующим проектированием их деятельности в соответствии с выявленными особенностями.

Программа государственного экзамена охватывает все основные разделы указанных дисциплин.

Содержание заданий 1 и 2 этапа экзамена позволит выявить:

  • умение студента интегрировать знания по научным дисциплинам для решения поставленной задачи;

  • умение пользоваться научной литературой, справочниками, энциклопедиями;

  • умение использовать знания для разработки планов (конспектов) конкретных занятий;

  • умение лаконично излагать материал в соответствии с выделенным лимитом времени на выступление.

Разработанная Программа Итоговой государственной аттестации в виде междисциплинарного экзамена позволяет выявить разносторонние профессиональные умения и навыки, способствует активной и систематической работе преподавателей и студентов на протяжении всех трех лет обучения в образовательном учреждении. Целенаправленная работа по осмыслению содержания вопросов междисциплинарного экзамена способствует формированию у студентов общеметодических знаний и умений. Каждый студент в своем ответе на вопрос должен раскрыть и обозначить:

  • сущность явлений и процессов, отмеченных в вопросе, основные понятия, связанные с ними;

  • круг педагогических задач, для решения которых используются обозначенные средства воспитания и обучения;

  • систему форм, методов, приемов и средств, обеспечивающих формирование тех или иных качеств личности;

  • критерии и показатели эффективности работы (в аспекте излагаемого вопроса);

  • конспект (план) конкретного занятия или воспитательного мероприятия с творческим использованием знаний по данному вопросу в профессиональной деятельности.

Таким образом, в ответе на вопросы 1 и 2 этапов студент, опираясь на знания по истории России, всемирной истории, педагогике, психологии и методике преподавания истории и обществознания в школе, должен раскрыть основные понятия, обосновать актуальность проблемы в связи с современными концепциями образовательной деятельности, нормативными документами, а также дать психологическое обоснование влияния механизмов развития на формирование соответствующих качеств личности. В ходе выполнения задания необходимо раскрыть систему работы учителя по обозначенному направлению, сделать проект занятия, оперируя знаниями по всем перечисленным дисциплинам.

Защита выпускной квалификационной работы позволит выявить:

  • уровень осведомленности выпускника в одной из областей теории и методики образовательной деятельности;

  • уровень сформированности исследовательских умений и навыков: умение собирать и анализировать информацию по проблеме, конспектировать научные работы; реферировать литературу, проводить диагностику уровня развития личности, ее воспитанности и обучаемости в аспекте изучаемой проблемы, проводить опытную работу, определять и интерпретировать результаты исследования, оформлять работу в соответствии с требованиями;

  • готовность студента к проведению диагностической работы в средней школе;

  • уровень сформированности проективных способностей;

  • умение публично выступать, отстаивать свои убеждения, вести дискуссию;

  • умение целостно и комплексно изучать проблему и практически решать образовательные задачи.

Выпускная квалификационная работа выполняется в форме дипломной работы. Темы выпускных квалификационных работ соответствует современным тенденциям развития образования, являются актуальными, имеют новизну и практическую значимость, отдельные работы выполняются по заказу СОШ.


2. Итоговый междисциплинарный экзамен

по специальности

2.1 РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ ПО ДИСЦИПЛИНАМ

I ЭТАП


ПЕДАГОГИКА

Раздел 1. Введение в педагогическую профессию

Педагогическая деятельность, ее аспекты. Социальная роль педагога. Профессиональные, личностные качества и способности педагога. Требования к профессиональной компетентности и мобильности педагога.

Раздел 2. Предмет и задачи педагогики.

Педагогика как область гуманитарного знания, как наука о воспитании человека. Возникновение и развитие педагогической науки. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Методологические основы педагогики. Методы педагогических исследований. Актуальные проблемы развития педагогической науки.

Раздел 3.Педагогический процесс.

Целостный педагогический процесс как система. Ребенок как субъект педагогического процесса. Общие закономерности развития. Факторы развития. Источники развития. Условия развития. Возрастная периодизация. Возрастные и индивидуальные особенности.

Раздел 4.Система образования.

Понятие, принципы, структура системы образования РФ. Понятие государственного образовательного стандарта. Стандартизация образования во всех звеньях системы образования РФ. Нормативные документы среднего образования регионального и федерального уровней, определяющие функционирование среднего образования в России.

Раздел 5.Дидактика.

Общее понятие дидактики. Предмет и задачи дидактики. Процесс обучения как целостная система. Принципы обучения. Методы обучения. Формы организации обучения. Диагностика обучения.

Раздел 6. Теория и методика воспитания.

Цель и задачи воспитания. Общие закономерности воспитания. Методы воспитания. Средства воспитания. Формы организации воспитательного процесса. Оценка уровня воспитанности.

Раздел 7. Основы школоведения.

Методическая работа в школе. Функциональные обязанности классного руководителя.

ПСИХОЛОГИЯ


Раздел I. Общая психология

Тема 1.1. Предмет и методы психологии.

Тема 1.2. Психика и сознание. Научные подходы к проблеме.

Тема 1.3. Понятие личности. Личность и индивидуальность. Структура личности. Направленность личности. Теории личности.

Тема 1.4. Темперамент. Физиологические основы темперамента. Свойства и виды темперамента.

Тема 1.5. Характер. Структура и свойства характера.

Тема 1.6. Психические процессы. Физиологические основы. Структура. Виды. (Восприятие. Ощущение. Внимание. Память. Мышление. Воображение).

Тема 1.7. Способности. Понятие о способностях. Структура и виды способностей.

Тема 1.8. Эмоции и чувства.

Тема 1.9. Воля. Понятие. Физиологические основы. Теоретические подходы к проблеме.

Тема 1.10. Деятельность. Структура деятельности. Виды деятельности. Теория деятельности. Индивидуальный стиль деятельности.

Тема 1.11. Речь. Физиологические основы речи. Происхождение речи. Особенности развития речи.

Раздел II. Возрастная психология

Тема 2.1. Психическое развитие. Факторы психического развития (биологический и социальный). Движущие силы развития.

Тема 2.2. Понятие возраста и возрастная периодизация.

Тема 2.3. Психологические особенности дошкольника.

  • Младенец. Социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности.

  • Ранний дошкольный возраст. Социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности. Кризис 3 лет.

  • Дошкольное детство. Социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности. Кризис 6-7 лет.

Тема 2.4. Психологические особенности младшего школьника. Социальная ситуация развития. Ведущий тип деятельности. Особенности познавательных и мыслительных процессов.

Тема 2.5. Психологические особенности младшего школьника. Социальная ситуация развития. Ведущий тип деятельности. Кризис взрослости.

Раздел III. Педагогическая психология

Тема 3.1. Педагогическая деятельность, ее особенности и структура.

Тема 3.2. Понятие, функция, структура общения.

Тема 3.3. Педагогическое общение в обучении. Педагогическая установка стиля и модели общения.

Тема 3.4. Понятие о группах и коллективе. Межличностные отношения в группах и коллективе.

Тема 3.5. Готовность ребенка к обучению в школе. Диагностика готовности.

Тема 3.6. Адаптация ребенка к школе.


МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ

Раздел 1. Предмет и задачи курса методики преподавания истории.

Место методики преподавания истории в системе педагогических наук. Связь методики с историей как наукой. Методы исследования процесса обучения истории. Задачи, содержание и структура вузовского курса методики преподавания истории в школе. Основная литература.

Раздел 2. Возникновение и развитие методики обучения истории как науки.

Факторы, определяющие становление методики как науки. Зарождение методики обучения истории. Возникновение методической системы обучения истории. Состояние методики преподавания истории в конце ХІХ – начале ХХ в. Этапы развития методики обучения истории в советской школе.

Раздел 3. Современная система школьного исторического образования. Содержание, структура и цели курсов истории.

Современная структура школьного исторического образования. История как предмет школьного обучения. Место истории в учебном плане школы. Линейный и концентрический принцип построения курсов. Связь курса истории с другими учебными предметами. Основные компоненты содержания и структуры современных школьных программ по истории. Комплексный характер целей обучения истории. Государственный стандарт по истории

Раздел 4. Процесс формирования исторических знаний.

Структура исторических знаний. Специфика исторических фактов. События, явления, процесс. Исторические представления: временные, пространственные, фактологические. Классификация исторических понятий и пути их формирования. Методические приемы работы над историческими понятиями.

Изучение закономерностей в школьных курсах истории. Раскрытие причинно-следственных, локальных и временных связей. Классификация законов общественного развития.

Раздел 5. Формирование умений учащихся в процессе обучения истории.

Развитие способностей и умений учащихся в процессе обучения истории. Классификация умений. Преемственность и усложнение формирования умений и навыков.

Характеристика учебных умений. Методика и этапы формирования умений учащихся в процессе обучения истории.

Этапы формирования умений и навыков. Роль памяток и логических схем в формировании умений и навыков. Формирование приемов анализа, синтеза и обобщения исторического материала в процессе обучения.

Раздел 6. Общая характеристика средств обучения.

Понятие о комплексе средств обучения. Их классификация. Печатные средства обучения. Наглядные средства обучения. Аудивизуальные средства обучения на уроке. Критерии выбора средств обучения. Информационно- коммуникативные средства обучения.

Раздел 7. Методы и методические приемы обучения истории.

Понятие о методах обучения. Классификация методов обучения. Взаимосвязь двух сторон методов обучения.

Роль устного слова в обучении истории. Приемы изложения учебного материала: рассказ, сообщение, описание, характеристика, объяснение, рассуждение. Школьная лекция. Объяснительно-иллюстративный и проблемный характер изложения.

Работа с учебником. Соотношение слова учителя и содержания учебника. Приемы работы с текстом учебника. Формирование умений самостоятельной работы с текстом учебника. Виды исторических документов. Приемы изучения исторических документов. Методика работы и использования художественной литературы на уроке истории.

Наглядное обучение. Классификация наглядных средств обучения. Предметная наглядность и приемы ее использования. Изобразительная наглядность. Условная наглядность.

Раздел 8. Формы организации обучения истории.

Урок – основная форма организации учебного процесса в школе. Требования к уроку истории. Место каждого урока в курсе истории. Планирование урока. Типы урока истории. Подготовка учителя к уроку. План-конспект урока. Критерии оценки урока. Изучение нового материала. Индивидуализация и дифференциация обучения. Проблемное обучение как средство оптимизации учебного процесса: проблемное изложение, поисковая беседа, исследовательский метод. Самостоятельная работа учащихся по овладению историческими знаниями. Тетрадь по истории. Особенности преподавания истории в старших классах. Нетрадиционные методы обучения истории: трехступенчатый и блочный подход, развивающее обучение.

Раздел 9. Система проверки и оценки знаний и умений учащихся в процессе обучения истории.

Функции проверки уровня усвоения знаний и требования, предъявляемые к ней. Формы, виды и приемы проверки. Десятибалльная система оценки знаний по истории, ее функции и критерии. Система повторения. Методы контроля в обучении. Проверка и закрепление знаний и умений в ходе изучения нового материала. Формы и критерии оценок знаний и умений.

Раздел 10. Кабинет истории в школе. Внеклассная работа по истории.

Значение кабинета и его оборудование. Учебно-методический комплекс средств обучения. ТСО.

Основные черты внеклассной работы по истории и ее содержание. Роль учителя во внеклассной работе. Краеведческая работа. Экскурсионная работа в школе. Исторические кружки.


ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Раздел 1. Первобытный мир

Тема 1.1. Предмет истории первобытного общества. Различные концепции эволюции человека и общества.

Тема 1.2. Хронология первобытной истории.

Тема 1.3. Первобытное человеческое стадо. Материнская родовая община.

Тема 1.4. Патриархальная родовая община. Разложение первобытных отношений.

Тема 1.5. Духовная жизнь в первобытном обществе.
  1   2   3   4

Похожие:

Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 050401 «История» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников специальности 240107 Химическая технология неорганических веществ Северск 2011 Программа итоговой государственной аттестации выпускников огоу спо «Северский промышленный колледж»
Вид итоговой государственной аттестации – выпускная квалификационная работа (дипломный проект)
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 050401 «История» iconПрограмма итоговой аттестации выпускников по специальности 010101. 65 Математика
Положением об итоговой государственной аттестации выпускников Технического института (филиала) фгаоу впо свфу освоение образовательной...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 050401 «История» iconГоу впо «Тобольский государственный педагогический институт имени Д. И. Менделеева»
Оценочные и диагностические средства для итоговой государственной аттестации выпускников Тгпи им. Д. И. Менделеева по специальности...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 050401 «История» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 050303 «Иностранный язык»
Программа итоговой государственной аттестации является частью основной профессиональной образовательной программы Пермского педагогического...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 050401 «История» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 050709 «Преподавание в начальных классах»
Программа Итоговой государственной аттестации является частью основной профессиональной образовательной программы Пермского педагогического...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 050401 «История» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 080801. 65 «Прикладная информатика в экономике»
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 080801. 65 «Прикладная информатика в экономике» очной...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 050401 «История» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 060108 Фармация Пенза 2008 разработана на основе Государственного образовательного стандарта по специальности 060108 «Фармация»
России 10. 03. 2000 г. (регистрационный №134 мед/СП) и типовых ситуационных задач для итоговой государственной аттестации выпускников...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 050401 «История» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников
Составлена в соответствии с рекомендациями по организации итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 050401 «История» iconАнализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников | X и XI классов Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI классов моу сош №34 2011 год
Анализ работы школы по подготовке выпускников к государственной (итоговой) аттестации в 2010 201 1 учебном году
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 050401 «История» iconО государственной итоговой аттестации выпускников
Положения о государственной итоговой аттестации выпускников 9 11 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации ( Приказ...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница