Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности преподавателя технического вуза




Скачать 461.06 Kb.
НазваниеПсихолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности преподавателя технического вуза
страница1/5
Дата31.10.2012
Размер461.06 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5
На правах рукописи


Тришина Ольга Юрьевна


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ


ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА


Специальность 13.00.08 – теория и методика

профессионального образования


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени


кандидата педагогических наук


Кемерово 2006

Работа выполнена на межвузовской кафедре общей и вузовской педагогики ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»


Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Руднева Елена Леонидовна


Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Яницкий Михаил Сергеевич

кандидат педагогических наук, доцент

Борисенко Елена Николаевна


Ведущая организация: ГОУ ВПО «Государственный университет цветных металлов и золота»


Защита состоится 20 октября 2006 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.088.02 в ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» е по адресу: 650043, г. Кемерово, пр. Советский, 73, ауд. 2.-319.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».


Автореферат разослан 20 сентября 2006 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор педагогических наук, доцент М. И. Губанова

Общая характеристика работы


Актуальность исследования. На пути коренной реформы современное российское общество предъявляет повышенные требования к социальным институтам. Наука и образование относятся к тем из них, где удельный вес высокопрофессионального интеллектуального труда особенно велик и где качество научных и педагогических кадров объективно имеет решающее значение.

Изменение целей деятельности высшей школы повлекло за собой перенос основного направления с деятельности по формированию у студентов системы знаний и практических умений, нужных для будущей работы специалиста узкого профиля на необходимость формирования специалиста – высоконравственной, социально зрелой, творчески активной личности, умело использующей свои знания, умения, навыки в сложных условиях рыночных отношений.

Переосмысление целей высшего образования, многообразие и сложность задач формирования специалистов нового типа ставит перед преподавателями высших учебных заведений, в том числе и технических вузов, новые проблемы, разрешить которые могут только педагоги, обладающие высоким уровнем профессионального мастерства, как по преподаваемой дисциплине, так и в области психолого-педагогических знаний.

Еще одним важным фактом для нашего исследования послужило подписание Российской Федерацией документов Болонского соглашения. Переход к работе по этим документам поднимает уровень требований к преподавателю на новую высоту, переносит акцент с привычной деятельности (лекция – семинар – зачет) на самостоятельную работу студента, а значит, функции преподавателя становятся более творческими, так как он должен создать условия, при которых студент сможет работать с большим объемом современной информации, обеспечить студента необходимой методической литературой и т.д. Следовательно, требуется иной подход к подготовке самого преподавателя.

Проблема профессионально-педагогической деятельности во всей своей многоаспектности рассматривается во многих работах ведущих педагогов и психологов. Так о системе формирования основ и повышения педагогического мастерства писали в разное время Ю. П. Азаров, В. Н. Аниськин, Ю. К. Бабанский, М. И. Губанова, В. П. Ворошилова, З. Ф. Есарева, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, И. А. Зязюн, В. Г. Иванов, Н. Э. Касаткина, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, А. С. Макаренко, А. К. Маркова, Б. П. Невзоров, В. П. Рябцев, Г. Б. Скок, В. А. Сластенин, С. Д. Смирнов, Н. Н. Тарасевич, Н. Г. Хозяинов, С. Н. Чистякова, П. А. Шавир, Т. И. Шалавина, С. Т. Шацкий, А. И. Щербаков и др.

Проблемы общения в процессе обучения и воспитания рассмотрены в работах А. А. Бодалева, Ф. Н. Гоноболина, А. Н. Леонтьева, Л. Н. Макарова, Н. Д. Никандрова и др. Вопросу педагогического призвания и его развития посвящены труды Л. М. Ахмедзяновой, В. К. Елмановой, З. Д. Жуковской, Н. В. Кузьминой и др. Об успешности деятельности педагога писали З. Ф. Есарева, Н. В. Кухарев, Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева, А. К. Маркова, Г. Б. Скок и др. Над проблемами психологических основ деятельности педагога работали Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, С. Л. Рубинштейн, Г. С. Сухобская, Г. В. Суходольский, В. Д. Щадриков, А. И. Щербаков, В. А. Якунин и др. Вопросы изучения и формирования педагогических способностей в своих трудах раскрывают В. А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, Г. С. Прозоров, В. А. Сластенин, Н. Г. Хозяинов, А. И. Щербаков и др. Над проблемой педагогического творчества трудились В. А. Кан-Калик, В. И. Загвязинский, Н. Д. Никандров, Н. А. Ложникова, Т. С. Панина, М. М. Поташник и др. Психологические и педагогические концепции повышения педагогической квалификации преподавателей в системе непрерывного образования рассматривали В. П. Белозерцев, В. П. Беспалько, В. Н. Бобриков, С. Г. Вершловский, Н. Э. Касаткина, Ю. Н. Кулюткин, Б. П. Невзоров, Т. С. Панина, Т. М. Чурекова и др.. Основные положения вузовской педагогики и дидактики рассмотрены в работах С. И. Архангельского, Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Никандрова, В. А. Сластенина, Т. И. Шалавиной, А. И. Щербакова и др.

Помощь преподавателю на пути своего личностного роста в свете новых требований окажет психолого-педагогическое сопровождение. Это относительно новое направление в современных психологии и педагогике, но имеющее глубокие исторические корни.

В процессе психолого-педагогического сопровождения профессио-нальной деятельности преподавателя создаются необходимые и достаточные условия, важные для раскрытия и самораскрытия преподавателя, формирования у него способности к самореализации в своей профессионально-педагогической деятельности. На сегодняшний день, исходя из изменения требований к преподавателю высшей технической школы и особенному вниманию к качеству преподавания, создание системы психолого-педагогического сопровождения в рамках высшей школы видится нам одним из самых продуктивных видов повышения качества педагогической деятельности.

В современной российской науке психолого-педагогическое сопровождение рассматривается в исследованиях Г. Бардиера, М. Р. Битяновой, Э. Ф. Зеера, Н. Л. Коноваловой, И. Ромазана, Е. В. Руденского, Л. Г. Субботиной, С. Н. Чистяковой, Т. М. Чурековой и др.

Выявленное противоречие между современными требованиями к преподавателю технического вуза и недостаточностью у него соответствующих знаний, умений, навыков, невладением способами развития профессионально значимых личностных качеств определило проблему исследования: каковы педагогические условия психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности преподавателя технического вуза.

Исходя из сложившегося противоречия и сформулированной проблемы, обозначена тема исследования: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности преподавателя технического вуза iconПрограмма повышения квалификации научно-педагогических работников по приоритетному направлению
«современные подходы к разработке и реализации образовательных модулей и академическая риторика как основа профессиональной деятельности...
Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности преподавателя технического вуза iconПсихолого-педагогическое сопровождение специального (коррекционного) образования в общеобразовательных учреждениях

Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности преподавателя технического вуза iconПлан работы
Курсы повышения квалификации для ответственных за профориентацию «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения...
Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности преподавателя технического вуза iconПодготовка студентов технического вуза к профессиональной деятельности на основе комплекса квазипроизводственных задач
Славская, Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, Г. И. Железовская, Е. А. Климов
Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности преподавателя технического вуза iconПубличный отчет Деятельность моу «сош№13» в свете реализации государственной политики в области образования
Психолого- педагогическое и медико –социальное сопровождение образовательного процесса
Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности преподавателя технического вуза iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки
Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности преподавателя технического вуза iconРоссийской Федерации Московский Государственный Гуманитарный Университет имени М. А. Шолохова
Конечным результатом освоения ооп является подготовка выпускника по специальности 050400 «Психолого-педагогическое образование» к...
Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности преподавателя технического вуза iconРабочая программа учебной дисциплины «Психолого-педагогические теории и методы профессиональной деятельности»
Целью и задачей дисциплины является формирование у магистров представления о психолого-педагогических теориях и методах профессиональной...
Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности преподавателя технического вуза iconКурсы повышения квалификации для ответственных за профориентацию «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков в школе»
Заседание большого жюри Фестиваля "Синергия-проект". Экспертиза работ естественнонаучного цикла
Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности преподавателя технического вуза iconПрограмма курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по приоритетному направлению «Информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза. Компьютерные технологии промышленного дизайна»
Основы базовых возможностей систем трехмерного моделирования Autodesk 3ds max и Autodesk Inventor
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница