Интегративно гуманитарный подход как основа эстетического воспитания школьников в условиях региональной системы дополнительного образования




Скачать 282.83 Kb.
НазваниеИнтегративно гуманитарный подход как основа эстетического воспитания школьников в условиях региональной системы дополнительного образования
страница1/3
Дата31.10.2012
Размер282.83 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи


ГОРОДЕЦКАЯ ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА


ИНТЕГРАТИВНО – ГУМАНИТАРНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Специальности: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Владикавказ - 2009


Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова»


Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Тахохов Борис Александрович


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Хараева Леорена Ахмедовна

ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский

государственный университет

им. Х.М. Бербекова»;

кандидат педагогических наук

Хубулова Марина Елизбаровна

Республиканский колледж культуры

(г. Владикавказ)


Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский государственный

областной университет»


Защита диссертации состоится « » 2009г. в______часов на заседании диссертационного совета Д 212.248.03 при Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л.Хетагурова по адресу: 362025, РСО-Алания, г.Владикавказ, ул.Ватутина, 46, корп. №4, ауд. 1.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова.


Автореферат разослан « » 2009г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

к.п.н., доцент Н.М.Мкртычева

Ι. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. Время политического реформирования постсоветского периода значительно изменило социокультурную жизнь подрастающего поколения, цели и задачи воспитания как общественно организуемого явления. Вследствие социальных трансформаций к 80-90 гг. XX века были потеряны значимые ориентиры в организации воспитательной работы с учащейся молодёжью.

Многие школы ограничили сферу воспитательного влияния на учащихся главным образом учебной деятельностью. К тому же учреждения дополнительного образования, призванные стать научно-методическими экспериментальными площадками по разработке разнообразных методик воспитания и социальной адаптации детей, своей основной задачей сделали обучение, дополняющее школьное основное образование, во многих случаях дублирующее его. Из практики работы как школ, так и учреждений дополнительного образования стали исчезать общественно значимая совместная деятельность детей и взрослых, самоуправление, дух совместных эмоциональных переживаний. Доминирование в обществе прагматического сознания обусловило снижение внимания к эстетическому развитию детей и юношества, формированию в их мировоззрении и поведении нравственно - эстетического отношения к действительности, умению видеть в окружающем мире и воспитывать в себе благородство, доброту, гармонию и красоту.

Считая эстетическое воспитание учащейся молодёжи одним из самых важных направлений деятельности образовательных учреждений различной направленности, отметим, что данный процесс в своей основе имеет концепции М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, П.Е. Георгиевского, Д.С. Лихачёва, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана и др. Общие вопросы эстетического воспитания, его сущность, цели и задачи раскрыты в работах С.Г. Ваниевой, И.Ф. Гончарова, Д.Б. Кабалевского, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, В.А. Сухомлинского и др. В трудах В.Г. Асеева, А.И. Бурова, Е.В. Квятковского, Б.М. Неменского, В.А. Разумного и др. рассматриваются особенности развития эстетических свойств личности и её способности эмоционально-чувственного освоения окружающей действительности. Вопросы интеграции и значимости межпредметных связей в воспитательном процессе образовательных учреждений отражены в работах О.С.Гребенюка, Б.М. Кедрова, В.М. Максимовой, Ю.С. Тюнникова, М.С. Щеникова и др.

К настоящему времени сложились определенные теоретические предпосылки для изучения психолого-педагогических проблем развития общего и дополнительного образования, к которым правомерно отнести представления:

- о стратегии развития образования в условиях интеграционных процессов и интенсификации процесса познания (Ж. Аллаг, С. Браславски, Х.Х. Бруннер, Л. Бэк, Х. Вессури, Б.Л. Вульфсон, Б.С. Гершунский, А.Н. Джуринский, Д. Дэниел, Б. Колдуэлл, А.П. Лиферов, Р. Маклин, А. Мокус, Н.Д. Никандров, В. Ордоньес, У.П. Триер, Б. Эдвардс и др.);

  • о принципах федеральной и региональной образовательной политики в Российской Федерации (В.К. Бацын, А.Ю. Белогуров, В.И. Беспалов, В.П. Борисенков, А.А. Греков, Ю.С. Давыдов, В.М. Жураковский, А.С. Запесоцкий, Л.П. Кураков, В.И. Солдаткин, В.Д. Шадриков, В.К. Шаповалов, Н.М. Швецов и др.);

  • об основополагающих принципах построения единого образовательного пространства и реализации положений концепции регионального образования (О.В. Аракелян, А.Г. Асмолов, Н.В. Бордовская, О.И. Воленко, Г.Д. Дмитриев, Н.Б. Крылова, З.А. Малькова, А.В. Райцев, А.А. Реан, К.И. Салимова, Л.Л. Супрунова, М.Г. Тайчинов, Б.А. Тахохов и др.);

- о структурно-содержательных проблемах построения различных уровней в условиях региональной образовательной системы (А.П. Величук, А.Я. Данилюк, А.Р. Джиоева, Э.С. Дзуцев, Н.Г. Емузова, З.К. Каргиева, В.К. Кочисов, И.А. Малашихина, Л.Л. Редько, А.П. Тряпицына, В.Л. Ширяев и др.).

Вместе с тем для современного этапа эстетического воспитания школьников характерно проявление таких общих и частных проблем, как отсутствие концепции и комплексной программы эстетического развития школьников как на федеральном, так и на региональном уровнях, недостаточность научно - педагогического обоснования содержания, методов и форм эстетического воспитания, утрата взаимосвязи в данном процессе между общеобразовательными школами и учреждениями дополнительного образования, невысокий уровень квалификации педагогических кадров в системе дополнительного образования.

Современная школа и дополнительное образование недостаточно выполняют одну из главных своих задач - развитие эмоционально- чувственного и ценностного сознания личности через её гармоническое становление. В условиях усиления проектно-технологического содержания образования на всех уровнях и интенсивного развития разнообразных форм дополнительного образования необходимы новые подходы, повышающие эффективность эстетического развития школьников.

Таким образом, в вопросах эстетического воспитания школьников выявились противоречия между:

- возросшей потребностью в эстетическом совершенствовании и реальной постановкой эстетического воспитания в образовательных учреждениях различной направленности;

- объективной необходимостью усиления внимания к эстетическому воспитанию в системе дополнительного образования и недостаточным теоретическим осмыслением имеющегося в этой области отечественного педагогического опыта;

- потенциальными возможностями интегративного подхода к эстетическому воспитанию и отсутствием научно - обоснованного представления о реализации данного подхода в работе учреждений дополнительного образования.

Указанные противоречия определили проблему исследования: каковы возможности интегративно-гуманитарного подхода в эстетическом воспитании школьников в условиях региональной системы дополнительного образования? Решение данной проблемы определило цель исследования.

Объект исследования - процесс эстетического воспитания школьников в учреждениях дополнительного образования.

Предмет исследования – интегративно-гуманитарный подход как содержательная основа эстетического воспитания школьников в условиях региональной системы дополнительного образования.

Гипотезой исследования является предположение о том, что учреждения дополнительного образования будут наиболее успешно решать задачи по эстетическому воспитанию школьников, если:

- определены и конкретизированы психолого-педагогические условия эстетического воспитания в региональной педагогической системе;

- в процессе эстетического воспитания использован интегративно- гуманитарный подход, способствующий повышению творческого потенциала учащихся;

- выработаны критерии оценки уровня сформированности эстетической эмпатии школьников;

- разработана и реализована модель региональной интегрированной системы эстетического развития школьников;

- определены формы, методы и технологии эстетического воспитания школьников.

В соответствии с целью, объектом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

- определить психолого-педагогические условия эстетического воспитания школьников в учреждениях дополнительного образования;

- выявить возможности интегративно – гуманитарного подхода в эстетическом воспитании школьников в условиях региональной системы дополнительного образования;

- разработать критерии оценки уровня сформированности эстетической эмпатии школьников;

- экспериментально проверить практическую эффективность авторской интегрированной эстетической программы «Искусство»;

- спроектировать и обосновать модель региональной интегрированной системы эстетического развития школьников;

- определить основные формы, методы и технологии эстетического воспитания школьников в условиях системы дополнительного образования Республики Северная Осетия – Алания.

Методологической основой исследования являются: основные положения теории познания о взаимосвязи общекультурных и национальных духовных ценностей, целостный подход к изучению педагогических явлений, идеи культурологического подхода в образовании, принципы взаимодополняемости теории и практики, активности, развития, детерминизма, единства сознания и деятельности.

Важными для нашего исследования представляются концептуальные положения деятельностного подхода по гармоническому развитию личности, философия гуманистической педагогики, теории детерминированности развития художественно-эстетических способностей личности, её духовных потребностей и эмоциональной культуры.

Теоретическую базу исследования составили фундаментальные работы, посвященные проблемам гуманитаризации образования (Е.В. Бондаревская, В.И. Загвязинский и др.), содержанию образования (В.В. Краевский, В.С. Леднев и др.), национальным системам образования (А.Я. Данилюк, Л.Л. Супрунова, И.А. Шоров и др.), теоретическим основам духовно-нравственного развития личности (Л.С. Выготский, Е.В. Квятковский, В.Н. Мясищев, В.А. Разумный, Б.М. Теплов и др.), прогнозированию, моделирвоанию и проектированию образовательных систем (В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, Ю.С. Тюнников и др.); развитию творческих способностей в процессе художественно-эстетической деятельности (Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, Б.М. Теплов и др.), проблемам педагогической интеграции (О.С. Гребенюк, А.Я. Данилюк, Ю.С. Тюнников и др.).

В соответствии с целью и поставленными задачами на различных этапах использовались следующие методы: теоретические: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, государственных документов об образовании, методы теоретического обобщения, моделирования; эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности школьников; математические методы обработки экспериментальных данных: определение количественных и качественных показателей эффективности методики эстетического воспитания.

Центральное место среди них занимала организация целостного педагогического опыта и проведение на его основе опытно-экспериментальной работы.

Экспериментальной базой исследования являлись: центр эстетического воспитания детей «Творчество» г.Владикавказа (РСО-Алания) и Северо-Осетинский государственный педагогический институт. В различных формах исследования, на разных его этапах приняло участие около 700 человек, среди которых - работники учреждений дополнительного образования Республики Северная Осетия – Алания, учителя и учащиеся общеобразовательных школ республики, преподаватели и студенты Северо-Осетинского государственного педагогического института.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2001 – 2004гг.) – происходило накопление и осмысление личного педагогического и управленческого опыта по организации учебно-воспитательного процесса в Центре эстетического воспитания детей «Творчество» и Северо-Осетинском государственном педагогическом институте; осуществлялся теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической и искусствоведческой литературы с целью изучения истории проблемы исследования; проводился анализ содержания национально-регионального компонента образовательных учреждений Республики Северная Осетия - Алания; разрабатывалась рабочая гипотеза, определялись цели, задачи и методы исследования, создавалась программа экспериментального обучения, проводился констатирующий эксперимент с целью определения уровней развития эстетического отношения обучаемых.

На втором этапе исследования (2004 – 2006гг.) – был проведён формирующий эксперимент на основе внедрения в учебный процесс разработанного интегрированного эстетического курса; осуществлялась корректировка его содержания; определялась эффективность разработанной авторской интегрированной эстетической программы «Искусство»; производилась обработка промежуточных результатов.

На третьем этапе исследования (2006 – 2007гг.) – была завершена опытно-экспериментальная работа; осуществлена математическая обработка, анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, их интерпретация, формулирование выводов и оформление текста диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- определены и конкретизированы психолого-педагогические условия эстетического воспитания школьников в процессе обучения;

- выявлены возможности интегративно-гуманитарного подхода в эстетическом воспитании школьников;

- разработаны критерии оценки уровня эстетической эмпатии школьников, сформированной в процессе реализации авторской интегрированной программы «Искусство»;

- создана авторская модель региональной интегрированной системы эстетического развития школьников;

- раскрыты формы, методы и технологии эстетического воспитания региональной педагогической системы.

Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении и конкретизации психолого-педагогических основ эстетического воспитания школьников в системе дополнительного образования, разработке модели интеграции национально-регионального и федерального компонентов содержания образования, обосновании целесообразности и возможности реализации методики эстетического воспитания школьников в процессе интегрированного обучения, учитывающего общечеловеческие, конкретно-исторические и национально - специфические ценности.

Практическая значимость исследования:

- разработана и внедрена интегрированная программа «Искусство» для обучаемых в учреждениях дополнительного образования, создающая реальную основу для гармонического и нравственно-эстетического развития школьников;

- предлагаемая модель региональной интегрированной системы эстетического развития школьников может быть реализована как в учреждениях дополнительного образования детей и юношества, так и в любых других образовательных учреждениях, что позволит повысить результативность формирования творческих, этико-эстетических способностей и потребностей обучающихся, обогатить их опыт восприятия и оценки произведений искусства, эстетических явлений и процессов окружающей действительности.

Разработанная авторская методика обучения предметам гуманитарного цикла для учреждений дополнительного образования детей и юношества, принявшая форму разноуровневой образовательной модели сотворчества воспитанников и педагогов, позволяет повышать развивающий и воспитательный потенциал образовательного процесса, создает возможности для оптимизации учебной деятельности обучающихся и организации их свободного времени.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивались соответствующим методологическим и методическим подходом к решению проблемы, многоаспектным теоретическим анализом философской, психолого-педагогической литературы; применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели и задачам; проведением качественного и количественного анализа результатов опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью выборки исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Концептуальной основой построения системы дополнительного образования детей в современных условиях является идея его рассмотрения как особого образовательного пространства, где созданы условия для развития личности с учётом её индивидуальных способностей, мотивов, интересов и ценностных ориентаций, обусловливающих интегративно-гуманитарный подход к эстетическому воспитанию школьников.

  2. Интегративно–гуманитарный подход в дополнительном образовании проявляется во взаимосвязанном развитии типов образовательных учреждений, ориентированных на удовлетворение потребностей личности учащихся и предоставление разнообразных образовательных услуг; скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательной системы, реализацию культурно– национального и регионального компонентов образования; интеграцию деятельности всех участников процесса управления вокруг решения ведущей идеи.

  3. Эстетическое воспитание школьников, построенное на интегрировано–гуманитарной основе, позволяет формировать духовно-нравственную культуру школьников в процессе познавательной деятельности, поскольку эстетическая культура – это часть общей культуры личности, выражающая её способность воспринимать и преобразовывать действительность по законам и нормам красоты, совершенства и гармонии.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись в процессе участия автора в научных конференциях, разработки учебных программ и пособий. Основные положения и выводы исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры общей и социальной педагогики Северо-Осетинского государственного педагогического института, методических объединений базовых школ и Центра эстетического воспитания детей «Творчество» (2004 - 2007гг); на Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии обучения» (май 2004г., г. Владикавказ); на Международной научно-практической конференции «Международный, федеральный и региональный рынок образовательных услуг: состояние и перспективы развития» (декабрь 2004г., г. Пенза); на VI Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (16-17 февраля 2005г., г. Челябинск); на Международной научно-практической конференции «Экологические проблемы современности» (17 – 18 марта 2005г., г. Пенза); на IV Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (14 ноября 2005г., г. Челябинск); на Международной конференции «Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества» (24-25 апреля 2006г., г. Владикавказ).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (182 наименования) и приложений.
  1   2   3

Похожие:

Интегративно гуманитарный подход как основа эстетического воспитания школьников в условиях региональной системы дополнительного образования iconМ. Л. Буцких зам директора по увр
В настоящее время в развитии системы образования России приоритетной становится проблема воспитания. Сфера дополнительного образования...
Интегративно гуманитарный подход как основа эстетического воспитания школьников в условиях региональной системы дополнительного образования iconМ. Е. Курдакова Интегративно-модульный подход в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста
Рассмотрены теоретические подходы к модульному обучению, раскрыт авторский подход к проектированию технологической карты формирования...
Интегративно гуманитарный подход как основа эстетического воспитания школьников в условиях региональной системы дополнительного образования iconГосударственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «центр эстетического воспитания детей нижегородской области»
А у нас во дворе…/ Министерство образования Нижегородской области; гоу дод «Центр эстетического воспитания детей Нижегородской области»....
Интегративно гуманитарный подход как основа эстетического воспитания школьников в условиях региональной системы дополнительного образования iconПроект "Мое Отечество" по развитию духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на 2011-2012 гг. П роектная линия "
Цель: развитие системы дополнительного художественно-эстетического образования дет ей и молодежи Нижегородской области как сферы...
Интегративно гуманитарный подход как основа эстетического воспитания школьников в условиях региональной системы дополнительного образования iconПроект "Мое Отечество" по развитию духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на 2011-2012 гг. П роектная линия "
Цель: развитие системы дополнительного художественно-эстетического образования дет ей и молодежи Нижегородской области как сферы...
Интегративно гуманитарный подход как основа эстетического воспитания школьников в условиях региональной системы дополнительного образования iconПрограмма дополнительного профессионального образования
Национальный проект «Образование» нацелен на предоставление всем гражданам независимо от их местожительства возможности получения...
Интегративно гуманитарный подход как основа эстетического воспитания школьников в условиях региональной системы дополнительного образования iconКурсовая работа «Формирование интереса к русской культуре как основа нравственно-эстетического воспитания»
Школа построена в 1910 г., находится в 15 км от трассы Москва – Н. Новгород и г. Покров
Интегративно гуманитарный подход как основа эстетического воспитания школьников в условиях региональной системы дополнительного образования iconН. В. Несвежева Познавательная активность как основа краеведческой исследовательской и проектной деятельности школьников
Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский оздоровительно – образовательный центр...
Интегративно гуманитарный подход как основа эстетического воспитания школьников в условиях региональной системы дополнительного образования iconЦели и задачи региональной системы образования
Общая социально-экономическая характеристика Курской области как фактор, определяющий условия функционирования региональной образовательной...
Интегративно гуманитарный подход как основа эстетического воспитания школьников в условиях региональной системы дополнительного образования iconПрограмма является комплексной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, труда, отдыха и воспитания детей и подростков в условиях оздоровительного и трудового лагеря
В настоящее время органы законодательной и исполнительной власти всех уровней стали уделять больше внимания вопросам воспитания,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница