Пояснительная записка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида базисным учебным планом предусмотрено изучение курса «Литература»




Скачать 248.39 Kb.
НазваниеПояснительная записка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида базисным учебным планом предусмотрено изучение курса «Литература»
Дата31.10.2012
Размер248.39 Kb.
ТипПояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида базисным учебным планом предусмотрено изучение курса «Литература» в X - XI классах, направленного на обогащение интеллектуального и эмоционального опыта ученика, посредством приобщения к сокровищам мировой художественной литературы, отечественной и зарубежной, на повышение общего уровня развития.

Настоящая программа составлена с учётом возрастных, психологических, психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.

Основные задачи курса « Литература» в X - XI классах специальных (коррекционных) школ VIII вида:

  • овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков современных писателей;

  • развитие лексического запаса обучающихся;

  • формирование монологической речи и речевой культуры обучающихся; развитие способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы, художественно воплощённых в ней явлений жизни; воспитание эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции обучающихся;

  • формирование представлений о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества.

Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы; историко-литературные сведения, теоретико-литературные понятия, помогающие освоению духовного богатства художественных произведений; сведений по стилистике и культуре речи.

Основой литературы как учебной дисциплины является чтение и изучение художественных произведений. Важным компонентом содержания литературного образования являются теоретические и историко-литературные знания, знания о языке художественных произведений.

Целостность восприятия мира художественной литературы возможна лишь в том случае, если ученики сопереживают вместе с героями; проблемы, поставленные автором в произведении, близки и понятны школьникам, вызывают у них эмоциональный отклик. Поэтому анализ текста, прежде всего должен будить мысль, чувства ученика, возбуждать потребность высказываться, соотнести свой жизненный опыт с теми фактами, которые представил автор. Однако познание мира литературы предполагает не только разбор содержания, но также и уяснение обучающимися (с помощью учителя) эстетической ценности произведения. Учитывая фрагментальность восприятия художественного текста школьниками с нарушением интеллекта, рекомендуется использовать на уроках литературы сочетание различных видов анализа:

- стилистического;

- проблемного;

- анализ развития действия и художественных образов.

Стилистический анализ - раскрытие использованных автором языковых средств в художественно-организационной речи. При этом толковаться должны не слова, а образы из этих слов созданные. Работа над словом должна быть направлена на то, чтобы помогать детям проникнуть в образный смысл произведения, мысли и чувства писателя, которые воплощаются в подборе лексики, ритме фразы, в каждой художественной детали.

Проблемный анализ, как правило, обнажает связи отдельных элементов художественного текста с общей концепцией произведения. Постановка вопросов проблемного характера целесообразна при чтении литературы, в которой имеются ситуации, предполагающие различное понимание героев, их действий и поступков, этических проблем, затронутых писателем.

Анализ развития действия выражается в работе над сюжетом и его элементами. При этом следует найти черты целостности в каждой части произведения и ограниченную связь части с целым. Используя данный вид анализа важно помнить, что в работе над эпизодом нужно стремиться к тому, чтобы в воображении читателей возможно конкретнее, полнее, ярче была воспроизведена картина, нарисованная писателем. И только, опираясь « на внутреннее видение», следует отыскивать связи между поступками и характером, событиями и смыслом произведения.

Анализ художественных образов направлен на выяснение характеристики образа( героя, пейзажа, интерьера и т.д.) и той смысловой нагрузки, которую он несёт в общей структуре текста. Следовательно, полноценное восприятие художественного произведения наряду с познавательным компонентом обязательно включает и эмоционально-эстетический.

Программа учитывает особенности отношения к литературе обучающихся с нарушением интеллекта, которые проявляются в том, что, во-первых, они недостаточно обращают внимание на форму художественного произведения, а воспринимают в основном, лишь событийную, сюжетную канву, не улавливая глубинного смысла, ради чего и создавалось произведение. Во-вторых, учащиеся испытывают значительные затруднения в установлении смысловых связей и отношений между различными произведениями одного или несколько авторов. Таким образом, основной задачей обучения является формирование способности понимать своеобразие мироощущения и художественной манеры писателя в рамках анализа одного произведения.

В программу X - XI классов введено изучение элементов теории и литературы, знание которых поможет обучающимся осознать принадлежность конкретного произведения к тому или иному жанру (например: сказка, былина, проза и т.п.), а также роль приёмов, использованных писателями или поэтами в раскрытии художественных образов (например: сравнение, эпитет, метафора).

Изучение художественной литературы сопровождается обращением к другим видам искусства (живописи, графике, скульптуре, музыке). Это способствует более целостному восприятию художественного образа произведения, который рассматривается как некий комплекс: слово, музыка (слуховой образ), живопись (зрительный образ). Такой подход создаёт эмоционально окрашенный фон, на котором литературное произведение раскрывается более глубоко и полно.

Программа " Литература» состоит из 4-х разделов:

- "Мир народного творчества";

- "Мир русской классики";

- "Мир современной литературы"

- "Мир зарубежной литературы".

Раздел "Мир народного творчества" представлен литературными жанрами: сказки, былины, пословицы и поговорки.

В разделах "Мир русской литературы" и "Мир современной литературы" обучающиеся знакомятся с творчеством писателей и поэтов, ранее не изучавшихся в школе, а также читают произведения уже известных авторов. Впервые в программу включено изучение зарубежной литературы, что позволит воспринимать отечественную литературу в контексте мирового литературного процесса.

Учитель самостоятельно определяет количество часов, отводимое на изучение творчества того или иного писателя, поскольку это зависит от индивидуальных возможностей обучающихся. Возможно изменение или дополнение рекомендательного списка литературных произведений, с учётом регионального компонента, с учётом возможностей библиотеки, но важно сохранить принцип построения программы.


Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Чтение и восприятие:

Прочитать программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; воспроизводить их конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события).

Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.

Работа над планом.

Знание основных сведений о жизни писателей.

Основные умения:

  • выделять главную мысль произведения;

  • аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы их поведения, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, словесные портреты, речевые особенности, находить прямую и скрытую авторскую оценку героев;

  • воспроизводить словесные картины, созданные писателем (пейзаж, портрет, иллюстрация);

  • видеть общность и своеобразие писателей (художников, композиторов) в пределах близкой ситуации;

  • сочинять небольшие произведения фольклорных жанров;

  • давать оценку изученным лирическим произведениям на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;

  • владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи;

  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений, руководствуясь заданием ( для характеристики образа - персонажа, основной проблемы);

  • анализировать эпизод (сцену) изученного произведения;

  • выразительно читать изученные произведения, в том числе выученные наизусть.



Учебно-тематический план.

X класс

№№

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1.

Введение.

1

2.

Устное народное творчество.

2

3.

Древнерусская литература.

2

4.

Из русской литературы XYIII века.

4

5.

Русская литература XIX века.

10

6.

Из русской литературы конца XIX - начала XX века.

3

7.

Русская литература первой половины XX века.

4

8.

Произведения писателей и поэтов второй половины XX века.

5

9.

Зарубежная литература.

Итого:

3

34 часа


Учебно-тематический план

XI класс


п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1.

Введение.

1

2.

Устное народное творчество.

3

3.

Мир русской классики.

11

4.

Поэзия серебряного века.

3

5.

Литература первой половины XX века.

5

6.

Мир современной литературы.

6

7.

Мир зарубежной литературы.

Итого:

5

34 часа



Х класс.

Введение.

Изображение человека как важнейшая проблема литературы. Многообразие и богатство отражения жизни в литературе. Любимые авторы и любимые книги. Значение художественной литературы в жизни человека.

1. Устное народное творчество.

Былины «Вольга и Микула Селянинович».

Нравственные критерии русского народа. Былинный герой, как воплощение лучших качеств народа (бескорыстие, служение Родине, доброта, отзывчивость, справедливость). Гиперболизация как основная особенность поэтического изображения достоинств героя. Близость былины к сказкам.

Теория литературы: Былина.

Другие виды искусства: живопись. И.Я.Билибина «Дружина Вольги». Пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки, как выражение народной мудрости, обобщение опыта многих поколений. Прославление трудолюбия, осуждение равнодушия, лени.

Краткость, меткость, точность пословиц и поговорок. Прямой и переносный

смысл.

Теория литературы: понятие о фольклоре.

2. Древнерусская литература.

«Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Внимание к личности, мудрость, гимн любви. Использование в повествовании русских обрядов, примет крестьянского и княжеского быта. Фольклорная традиция, создание исключительной ситуации.

«Повесть временных лет».

Исторические события в древнерусских летописях.

Теория литературы: летописи, понятие литературного жанра.

3. Из русской литературы XVIII века.

М.В.Ломоносов «К статуе Петра Великого», « Ода на день восшествия...»

Тема могущества и величия России, уверенность в будущем России, русской науки. Патриотизм.

Г.Р.Державин. Слово о поэте. Краткая характеристика творчества. Поэт, осуществивший поворот литературы к радостям и горестям земной жизни.

Независимость его общественной позиции. Основоположник развития реалистического языка в поэзии.

«Признание», «Река времён...»

Мысль о достоинстве человека. Размышления о смысле жизни, о судьбе. Великолепие красок, бытовые детали его стихотворений. Классические и реалистические элементы в творчестве поэта.

Теория литературы: понятие ода, сатира, эпиграмма.

4. Русская литература XIX века.

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Классический поэт, который завершил процесс создания русского национального литературного языка. Значение творчества А.С.Пушкина для русской культуры. Художественные открытия А.С.Пушкина.

«Полтава». Мастерство А.С.Пушкина в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Характеристика исторической личности Петра Великого. Сопоставление полководцев ( Петра Великого и Карла XII).

Другие виды искусства: живопись. Репродукция картины М.В.Ломоносов « Полтавский бой».

«Медный всадник ». Интерес к истории России. Восхищение великим городом. Мысли о будущем России.

«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник, особенности композиции. Смысл сопоставления князя Олега и волхвов. Быт Древней Руси.

«Борис Годунов». Обращение А.С.Пушкина к фольклору и истории России. Сцена в Чудовом монастыре. Герои произведения. Образ летописца. Образ Бориса Годунова. Образ Самозванца. Осуждение Бориса Годунова и Самозванца, для которых дорога к власти лежит через насилие и преступление.

Другие виды искусства: живопись. Иллюстрация С.Галактионова

«В келье Пимена». Музыка. Опера Н.Римского-Корсакова «Борис Годунов».

Теория литературы: трагедия, драма, композиция, эпитет.

М.Ю.Лермонтов . Личность поэта, его творчество. Развитие в творчестве М.Ю.Лермонтова пушкинских традиций.

«Песня про царя Ивана Васильевича...» Картины быта XVI века, их значение для понимания идеи поэмы. Герои произведения. Царь Иван Грозный. Опричник Кирибеевич. Купец Степан Калашников. Алёна Дмитриевна. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства.

«Молитва», «Когда волнуется жёлтая нива», «Ангел». Обусловленность характера лирики поэта особенностями времени и таланта, пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества; жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики Лермонтова.

Теория литературы: песня, тема, идея.

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Н.В.Гоголь, как глава «натуральной» школы, своеобразие реализма его произведений.

«Тарас Бульба».Историческая основа повести. Образ Родины. Развитие понятие о литературном герое. Образы героев. Тарас Бульба. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей - запорожцев в борьбе за родную землю.

Теория литературы: эпизод.

И.С.Тургенев. Краткий очерк жизни и творчества. Поиск «сознательно-героической « натуры как ответ на противоречия эпохи. *

«Записки охотника». Мастерство пейзажной живописи, её соотношение с душевным состоянием автора и его героев. Взаимоотношения помещиков и крестьян, поруганное человеческое достоинство русского мужика.

«Бирюк». Мастерство писателя в изображении жизни народа, быта крестьян. Художественные особенности рассказа. Главный герой рассказа -Фома Кузьмич, «Бирюк». Характеристика главного героя. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». «Стихотворения в прозе». Последние произведения И.С.Тургенева. Стилистическое богатство, утонченность, поэтичность языка писателя.

Теория литературы: проза, стихотворения в прозе.

Н.А.Некрасов. Краткий очерк жизни и творчества. Развитие пушкинских и лермонтовских традиций в поэзии Н.А.Некрасова.

«Русские женщины». («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. События 1825 года. Величие духа русских женщин, отправившихся за мужьями в Сибирь. Самоотверженность, сила чувств, верность долгу.

«Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день в часу шестом». Гнев поэта против чиновников. Чувство сострадания к простому народу России. Исповедь, проповедь, покаяние в лирике поэта.

М.Е.Салтыков -Щедрин. Краткий очерк жизни и творчества. Самобытность языка писателя. Жанровое и стилистическое своеобразие произведения писателя. Общественная роль писателя-сатирика.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическая сказка на социальные и нравственные пороки общества. Главные герои сказки.

Теория литературы: сатирическая сказка, гипербола, гротеск.

Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь. Философия Л.Н.Толстого «Непротивление злу насилием». Мировое значение творчества Л.Н.Толстого.

Повесть «Детство».Взаимоотношения детей и взрослых. Главный герой повести Николенька Иртеньев. Герои повести: Карл Иванович, Наталья Савишна, мать, отец. Нравственный смысл поступков Николеньки.

Теория литературы: повесть.

5. Из русской литературы конца XIX - начала XX в.в.

А.П.Чехов. Очерк жизни и творчества. Последователь развития гуманистических и реалистических традиций русской классики. Обыкновенные люди в обычных обстоятельствах. Мысль писателя об ответственности за свою судьбу, мечта о красоте человеческих чувств и отношений, о творческом труде как основе честной и чистой жизни, отрицание пошлости, фальши, бездуховности.

«Хамелеон». «Злоумышленник». Живая картина нравов конца XIX - начала XX веков. Осмысление трусости и угодничества. Соединение грустного и смешного в рассказах А.П.Чехова. Неразрывность сочувствия и осуждения в отношении писателя к персонажам. Развитие представлений о юморе и сатире.

И.А.Бунин. Краткий очерки жизни и творчества.«Живопись словом» -характерная особенность стиля Бунина. Национальные истоки героев Бунина. Светлые и тёмные стороны деревенской жизни. Мотивы очищающего влияния родной природы.

«Цифры», «Лапти». Сложность взаимоотношений взрослых и детей. Воспитание детей в семье.

«Край ты мой, родимый край...» (Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе ). В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, А.К.Толстой, И.А.Бунин, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев, А.Н. Майков, И.С.Никитин.

Разнообразие используемых поэтами «красок » в изображении природы. Поэтическая образность и точность описания родной природы.

Другие виды искусства: романсы русских композиторов на стихи поэтов ХГХ

века.

Теория литературы: сравнение.

6. Русская литература первой половины XX века.

А.М.Горький. Краткий очерк жизни и творчества. Споры о предназначении человека, пафос активного отношения к жизни в ранних рассказах М.Горького. Вера

в творческие силы народа. Развитие понятие об идее произведения. Реализм и романтизм произведений А.М.Горького.

«Старуха Изергиль». «Повесть о Данко».Подвиг в имя человечества.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Образ деда Каширина.

В.В.Маяковский. Слово о поэте. Мотивы трагического одиночества и мечта о «вселенской любви» в ранней лирике В.Маяковского. Тема поэта и поэзии. Художественные особенности стихотворений В.Маяковского.

«Необычайное приключение ...» Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.

«Хорошее отношение к лошадям». Гуманистический смысл стихотворения.

А.П.П.латонов. Краткий очерк жизни и творчества. Непростые «простые» герои Платонова. Дело жизни и служение ему. Самобытность языка писателя.

«Юшка». Любовь и уважение к человеку.

«Неизвестный цветок ». Трудолюбие, старание - основа характера человека.

Теория литературы: сказка-быль.

А.Т.Твардовский. Краткий очерк жизни и творчества.

«Братья». Радостные воспоминания о детстве, размышления о родных, об их трудных судьбах.

Произведения о Великой Отечественной войне. А.Ахматова «Клятва», К.Симонов «Ты помнишь, Алёша», «Майор привёз мальчишку на лафете...». Стихи А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова. В.Высоцкого.

Патриотизм и мужество советского народа.

7. Произведения писателей и поэтов второй половины XX века.

Ф.А.Абрамов, Е.Носов, А.Вампилов, Ю.Казаков, Д.Лихачёв.

Смелость и правдивость в постановке острых социальных и нравственных проблем, изображение глубинных противоречий действительности.

Ф.А.Абрамов « О чём плачут лошади». Единство человека и природы.

Е.И.Носов «Кукла» Живое пламя». Отношение к природе, к миру.

А.В.Вампилов «Свидание». Суждение автора о нелёгком нравственном испытании.

Ю.П.Казаков «Тихое утро». Взаимоотношения подростков, понятие о настоящей дружбе.

Д.С. Лихачёв «Земля родная». Духовное напутствие молодёжи.

«Тихая моя Родина...» (стихотворения о природе поэтов XX века). В.Брюсов, Ф. Сологуб, Н.Заболоцкий, С.Есенин.

Красота родной природы. Сила эстетического воздействия природы на людей. Бережное отношение к природе - нравственное воспитание подрастающего поколения.

Теория литературы: метафора, сравнение, эпитет).

8. Зарубежная литература.

Р.Бёрнс. Слово о поэте.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и четности.

Д. Олдридж. Краткая очерк жизни и творчества.

«Последний дюйм» («Отец и сын».) Отношения отца и сына, поиски душевного контакта. Взаимное уважение взрослого человека и ребёнка. Путь к взаимопониманию через мужество и мастерство в выполнении любого дела. ч

О.Генри. Краткий очерк жизни и творчества. Рассказы О.Генри, как источник добра и человечности.

«Дары волхвов». Душевное благородство героев. Грустное сочувствие автора к героям.

«Вождь краснокожих». Юмор писателя. Изменение характеров похитителей на протяжении всего рассказа.


XI класс.

Введение.

Литература как искусство слова. Многообразие и богатство отражения жизни в литературе. Общая характеристика русской классической литературы,- её гуманистический пафос, художественные поиски жизнеутверждающих идеалов, высоких духовных ценностей. Периоды развития литературы как вида искусства. Общественное значение русской литературы.

1. Устное народное творчество.

Былины. ( Русский героический эпос). «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Как Илья из Мурома богатырём стал», «Первый бой Ильи Муромца», «На заставе богатырской» (в обработке И.В .Карнауховой).

Былинный герой, как воплощение лучших качеств народа (бескорыстие, служение Родине, доброта, справедливость). Гипербализация как основная особенность поэтического изображения достоинств героя. Близость былин к сказкам.

Теория литературы: былина.

Другие виды искусства: живопись. В.М.Васнецов «Три богатыря», «Витязь на распутье», иллюстрации художников.

«Садко» (в обработке А.Толстого) или «Садко в подводном царстве» ( в обработке И.В.Карнауховой).

Осуждение в былинах хвастовства, жадности, трусости, противопоставления Садко Новгороду. Воспевание мастеровых людей древнего Новгорода. Спасение Садко с помощью чудесного дара.

Другие виды искусства: живопись. И.Е.Репин « Садко в подводном царстве», музыка Римского - Корсакова к опере «Садко».

2. Мир русской классики.

Н.М.Карамзин. Краткий очерк жизни и творчества.

«Бедная Лиза». Образ повествователя в произведении, печаль и сочувствие автора к героям. Изображение нравственных достоинств Лизы. Лирические отступления.

В.А.Жуковский. Слово о поэте.

«Светлана». Использование в повествовании русских обрядов, примет крестьянского быта. Фольклорная традиция, баллады, создание исключительной ситуации, изображение противоречивого внутреннего мира Светланы.

А.С.Пушкин. Краткий очерк жизни и творчества (с обобщением ранее изученного).

«Руслан и Людмила». Близость поэмы к сказкам. История создания поэмы. Герои произведения: Руслан и его соперники, Людмила. Противостояние зла и добра. Музыкальность поэмы.

«Метель». Герои произведения: Марья Гавриловна, Владимир Бурмин. Легкомысленность поступков героев, приведших к трагическим событиям. Война 1812 года, как переломный момент в судьбе героев.

Другие виды искусства; музыкальные картинки Г.Свиридова; иллюстрации Д. Шмаринова.

«Станционный смотритель». Образ Самсона Выдрина - трагедия «маленького человека», жертвы несправедливых социальных порядков. Сила настоящей любви станционного смотрителя и Дуни.

«Барышня - крестьянка». Картины из жизни помещиков начала XIX века. Образ Лизы: составление плана действий девушки.

М.Ю. Лермонотов. Слово о поэте (с обобщением ранее изученного).

«Тамань». Образ повествования. Приключенческая канва произведения. Язык произведения, связь с народным фольклором. Образ Янко, как олицетворение сильного непокорного характера. Точность и мастерство в описании пейзажа.

Н.В.Гоголь. очерк жизни и творчества.( с обобщением ранее изученного). Н.В.Гоголь и А.С.Пушкин. Н.В.гоголь как глава «натуральной» школы, своеобразие его произведений.

Поэма «Мёртвые души». Смысл названия поэмы «Мёртвые души». Русь народная, помещичья, чиновничья, проблема национального характера в поэме. Единство сатирического и лирического начал, раздумья писателя о судьбах Родины.

А.Н.Островский. Краткий очерк жизни и творчества. А.Н.Островский -основоположник русского реалистического театра.

Пьеса «Гроза». Тема «горячего сердца» и «тёмного царства» в пьесах драматурга. Главные герои пьесы: Катерина, Кабаниха, Тихон. Борьба личности за право быть свободной, за свободное проявление духовных сил и возможностей. Живописность, красочность языка.

Ф.И.Тютчев. Слово о поэте.

«Я очи знал, - о, эти очи...», «Последняя любовь», «К.Б», «О, как убийственно мы любим...». Образ любимой в стихах Ф.Тютчева. Любовь -как всепобеждающая сила, как особый дар любви.

А.А.Фет. Слово о поэте.

«Я тебе ничего не скажу...», «Запретили тебе выходить...», «Если б в сердце тебя я не грел...». Любовь как тайна, разгадка которой заключается не в словах, а в особых чувствах.

Другие виды искусства: романсы на стихи Ф. Тютчева и А. Фета ( «К.Б., «Я тебе ничего не скажу» и др.)

А.П.Чехов. Очерк жизни и творчества (с обобщением ранее изученного).

Рассказы «Попрыгунья», «Душечка»». Обыкновенные люди в обычных обстоятельствах в рассказах А.П.Чехова. Мысль писателя об ответственности человека за свою судьбу, мечта о красоте человеческих чувств и отношений, о творческом труде как основе честной и чистой жизни, отрицание пошлости, фальши, бездуховности. Лаконизм повествования, приёмы подтекста, объективность в изображении жизни, скрытый лиризм, искусство детали. Утончённый реализм писателя.

А.И.Куприн. Краткий очерк жизни и творчества.

«Олеся». Олеся и окружающая её природа. Жестокость людей по отношению к Олесе. Характеристика Олеси; оценка поступков людей. Выражение сочувствия и сострадания автора к героям рассказа. Люди цивилизации и люди природы в рассказах А.И.Куприна. ■>«,

С.А. Есенин. Слово о поэте.

Стихотворения «Русь», « Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Письмо матери», «Мы теперь уходим понемногу...». Из цикла «Персидские мотивы». Тема Родины в лирике С. Есенина. Трагизм восприятия надвигающейся ломки в деревне.

3. Поэзия серебряного века.

Избранные произведения И.Ф.Анненского, К.Д.Бальмонта, В.Я.Брюсова,

Н.С.Гумилёва, О.Э.Мандельштама, М.И.Цветаевой. ( Одно - два стихотворения каждого поэта. Обзорное изучение темы).

Идея «преображённой» свободной личности, прозревающей тайны бытия в поэзии символизма (В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, И.Ф.Анненский).

Проблема индивидуализма человека как выражения свободы выбора и творчества; сила и слабость этой позиции. Возвращение к красоте земной жизни, «прекрасной ясности» в поэзии акмеизма. Стремление к экзотичности описаний, героизации действительности (Н.С.Гумилёв).

Тоска по мировой культуре, историзм поэтического мышления (О.Э Мандельштам).

Духовная высота, предельность требований к жизни, острота антитезы (М.И.Цветаева).

4. Литература первой половины XX века.

М.М.Зощенко. Краткий очерк жизни и творчества. «Находка», «Золотые слова». Лёля и Минька - герои рассказов. Наивность персонажей. Добрый юмор рассказов.

«Собачий нюх», «Диктофон». Сатирическое изобличение человеческих пороков в рассказах М.М.Зощенко. Юмор и сатира в творчестве писателя. Теория литературы: сатира и юмор. А.Н.Толстой. Краткий очерк жизни и творчества.

«Гиперболоид инженера Гарина». Фантастика и реальность в произведении. Изображение борьбы добра со злом. Достижения науки в руках безумцев - угроза жизни на Земле. Научное предсказание в произведении.

М.А.Булгаков. Краткий очерк жизни и творчества.

«Мастер и Маргарита». Своеобразие произведения. Оригинальная философская трактовка библейского сюжета в романе «Мастер и Маргарита». Любовь героев как высокая духовная ценность. Противостояние трагическим обстоятельствам действительности.

А.П.Платонов. Слово о писателе.

Рассказы. Любовь А.Платонова к русскому народу, России. Картины природы в рассказах А.Платонова.

5. Мир современной литературы.

В.Г.Распутин. Краткий очерк жизни и творчества.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний у юного героя, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика.

«Живи и помни». Изображение тяжёлого лихолетья в тылу. Настёна: детство, замужество, отношения с мужем - дезертиром, смерть. Смысл названия повести.

Другие виды искусства: живопись и графика. Иллюстрации художников В. Гальдяева, А. Шпирко и других к произведениям В Распутина.

Е.И.Носов. Слово о писателе.

«Варька». Отношение к природе и миру. Протест против равнодушия, безразличного отношения к окружающему. Чувство первой любви.

Ю.М Нагибин. Слово о писателе.

«Комаров». Познание маленьким человеком окружающего мира, детская чистота и непосредственность, становление характера героя.

«Мой первый друг, мой друг бесценный». Нравственные ценности, определяющие жизнь человека: истинная дружба, совесть, честь.

А.А.Алексин. Слово о писателе.

«Подумаешь, птицы!» Нравственная чистота, душевное бескорыстие. Осуждение чёрствости и эгоизма.

«Два почерка». Чувство первой любви. Нравственные поиски молодой учительницы.

Ю.П.Казаков. Слово о писателе.

«Некрасивая». Душевная красота и чистота души героини, ранимость и чувство собственного достоинства.

Н.В.Думбадзе. Краткий очерк жизни и творчества.

«Кровь». Дедушка и внук, как олицетворение бесконечности жизни, их тесная связь и бескорыстная любовь.

«Я вижу солнце». Душевная красота героев. Бескорыстие добрых дел и поступков.

В.П.Астафьев. Слово о писателе.

«Бабушка с малиной», «Злодейка». Душевная щедрость людей. Человек -частица природы.

Р.П.Погодин. Слово о писателе.

«Маков цвет». Сказочные мотивы повести. Изображение душевной чёрствости,» эгоизма, пренебрежительного отношения к культурному наследию прошлого, к человеческой памяти. Юмор писателя.

Р.Рождественский. Слово о поэте.

«Реквием». Главная мысль произведения: «Помните» - завещание поэта всем поколениям.

Октябрина Воронова, Владимир Матвеев. Поэты - северяне. Картины природы и жизни людей нашего края. Северяне - люди доблести и чести.

6. Мир зарубежной литературы.

Вильгельм Гауф. Слово о писателе.

«Холодное сердце». Внутреннее и внешнее превращение угольщика Петера. Основная идея сказки: чистое сердце дороже всех богатств на свете.

Оскар Уайльд. Слово о писателе.

«Мальчик - звезда». Осуждение в сказке злобы, эгоизма, жестокости, призыв к доброте и человечности.

Виктор Гюго. Слово о писателе.

«Гаврош». Воспевание мужества, храбрости, отваги героя. Большое сердце маленького Гавроша.

Другие виды искусства: иллюстрации С.Бродского и других художников.

Джеймс Гринвуд. Слово о писателе.

«Маленький оборвыш», (главы 1,2,3).История трагической судьбы лондонского беспризорника Джима. Карел Чапек. Слово о писателе.

«Дашенька или история щенячьей жизни» (отрывки). Добрый юмор книги. Близость произведения к сказкам.


Литература


  1. Калганова Т.А., Кутузов А.Г. Примерная программа по литературе для средних специальных учебных заведений. -М.; 2003

  2. Коровин В.Я. Литература 7 класс ( учебник для общеобразовательных учреждений.) -М.; «Просвещение», 1997

  3. Коровин В.Я. Литература 8 класс ( учебник для общеобразовательных учреждений.) -М; «Просвещение», 1997

  4. Кутузов А.Г. и др. В мире литературы. Учебник. 4.1,2.10 кл. -М.; «Дрофа», 2001

  5. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. Учебник. 4.1,2. 10 кл.-М.; «Просвещение», 2001

  6. Леонидова НИ., Васильева Т.А. Зарубежная литература. Хрестоматия. 4.1,2. 10 кл. -М; «Вентана-Граф», 2001

  7. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. /Под ред Воронковой В.В. -М.» «Владос», 2001.

  8. Русская литература XX в./ Под ред. Ю.И.Лысого. Учебник-практикум. -М.; «Мнемозина», 2001

Похожие:

Пояснительная записка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида базисным учебным планом предусмотрено изучение курса «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-8 классы для классов с глубокой степенью умственной отсталости
А. Р. Малера, программы для подготовительного, 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред...
Пояснительная записка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида базисным учебным планом предусмотрено изучение курса «Литература» iconПояснительная записка программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учрежедний VIII вида плдготовительный, I -iv классы
Программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учрежедний VIII вида плдготовительный, I –iv...
Пояснительная записка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида базисным учебным планом предусмотрено изучение курса «Литература» iconПояснительная записка Программа по швейному делу составлена на основе учебных программ и методических материалов «Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида»
Программа по швейному делу составлена на основе учебных программ и методических материалов «Новая модель обучения в специальных (коррекционных)...
Пояснительная записка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида базисным учебным планом предусмотрено изучение курса «Литература» iconПрограмма факультативного курса «музыка»
В специальных ( коррекционных ) образовательных учреждениях VIII вида для обучающихся 7 – 9 классов / для детей с умеренной степенью...
Пояснительная записка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида базисным учебным планом предусмотрено изучение курса «Литература» iconПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В. В. Воронковой; 4-е издание. М.: Просвещение, 2006. 192 с. Оглавление подготовительный класс пояснительная записка
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Пояснительная записка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида базисным учебным планом предусмотрено изучение курса «Литература» iconПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов. Принципы составления расписания занятий первой и второй половины дня
Государственного образовательного учреждения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №991
Пояснительная записка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида базисным учебным планом предусмотрено изучение курса «Литература» iconПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов. Принципы составления расписания занятий первой и второй половины дня
Государственного образовательного учреждения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №991
Пояснительная записка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида базисным учебным планом предусмотрено изучение курса «Литература» iconМетодическое пособие «Коррекция психомоторики и сенсорных процессов в начальных классах специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида»
Проект «Моделирование социально-педагогической поддержки учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната»
Пояснительная записка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида базисным учебным планом предусмотрено изучение курса «Литература» icon«Теоретические основы школьного курса математики в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях»
Составители: Богановская Н. Д., кандидат пед наук, профессор кафедры методики преподавания школьных дисциплин в специальных (коррекционных)...
Пояснительная записка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида базисным учебным планом предусмотрено изучение курса «Литература» iconПояснительная записка программа «Выбираю добро»
Выбираю добро: программа и методические рекомендации по профилактике и коррекции отклонений в нравственном и психологическом здоровье...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница