Моу «сош №6 г. Вольска Саратовской области» Цель психологического сопровождения




Скачать 270.28 Kb.
НазваниеМоу «сош №6 г. Вольска Саратовской области» Цель психологического сопровождения
страница1/3
Дата31.10.2012
Размер270.28 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ И ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ


из опыта работы педагога-психолога второй квалификационной категории

МОУ «СОШ № 6 г. Вольска Саратовской области»


Цель психологического сопровождения - оказание помощи учащимся в выборе профиля обучения и направления дальнейшего образования.

Психологическое обеспечение предпрофильной подготовки направлено на решение следующих задач:

  • научить подростка использовать имеющиеся ресурсы и информацию для прогнозирования профессионального роста,

  • помочь в формировании знаний о профессиях, профессиональном образовании, рынке труда, о соответствии личностных качеств и способностей выбранной профессии.

СТРУКТУРА взаимодействия в ППС




1. Работа школьного психолога с педагогами, классными руководителями и учителями-предметниками включает в себя:

  • А) Информационная: обсуждение проблемы профориентации на педагогических советах.

  • Б) Консультационная: индивидуальные и групповые психологические консультации.(по запросу)

2. Работа с родителями:

  • А) Просветительская: проведение родительских собраний, лекториев с целью ознакомления с возрастными особенностями учащихся.

  • Б) Информационная : сведения о профессиях, профессиональном образовании, рынке труда

  • В) Диагностическая: анкетирование с целью изучения отношения к предпрофильной подготовке и профильному обучению, а также насколько оправдан выбор профиля обучения учащимися.

  • Г) Консультационная: индивидуальные и групповые психологические консультации с родителями. (по мере обращения).

3. Работа педагога - психолога с учащимися:

А) 1-7 классы: профпросвещение (совместно с кл. руководителями)

Б) 8-9-ый классы: (работа включает в себя комплекс направлений) профинформация, профпросвещение, профдиагностика, профконсультация.

В) 5 - 8 классы: Картотека по профориентации на каждого ученика (совместно с классным руководителем) (Приложение № 1)


Психологическое сопровождение включается в себя следующие этапы:


Информационный этап. Информационная база :

  • учебно-методические пособия,

  • справочные пособия,

  • информационные и рекламные листы, буклеты.

В рамках информационного этапа ведется профориентационная работа:

1. Предпрофильная диагностика и подготовка учащихся к успешному профессиональному самоопределению

2. Формула будущей профессии.

3. Использование на занятиях по профориентации компьютерной технологии:

– презентации: «Возможные ошибки при выборе профессии», «Типы профессий по Климову», «Профессии 21 века», «Формула будущей профессии» и т.д.;

4. Использование на занятиях Интернет-ресурсы. Например, регулярное посещение сайта ЦЗН г. Вольска


Полезные Интернет - ссылки:


Диагностический этап. Производится отслеживание динамики самоопределения учащихся на начало и конец учебного года.


Диагностика учащихся 8 класса проводится с целью изучения :

- уровня развития интеллекта (методика ШТУР),

- мотивации (опросник «Учебная мотивация»),

- уровень тревожности (методика Филлипса),

- интересы (методика А.Е. Голомштока «Карта интересов»)

- личностные особенности (опросник Айзенка, Методика направленности личности Баса)

- профессиональные склонности (методика «Профиль обучения»)

- анкетирование «Выбор элективного курса»

- анкетирование «Выбор профиля обучения» (Приложение № 2 «Набор диагностического минимума для 8 кл.»)


Диагностика учащихся 9класса проводится с целью изучения

  • изучение личностных особенностей

  • выявление профессиональных интересов и склонностей,

  • исследование уровня интеллектуального развития,

  • изучение запросов по выбору элективных курсов,

проведение итоговой диагностики в конце 9 класса при помощи повторного единого банка диагностических процедур. (Приложение № 3 «Набор диагностического минимума для 9кл.»)



Результаты диагностического этапа:

  • разработка программы психологического сопровождения предпрофильного и профильного обучения,

  • проведение мониторинга психологического сопровождения по итогам первичного и заключительного анкетирования с целью выявления уровня готовности к выбору профессиональной деятельности и профиля обучения


При работе с учащимися 9 класса используются:

1. «Личная книжка по профориентации» на каждого ученика

  1. . «Индивидуальная карта ученика». Карта заполняется только психологом, куда заносятся итоги тестирования. В ней фиксируется активность ученика на каждом занятии в виде «звездочки»

Плюсы ведения Карты :

  • контроль диагностики всех учащихся (это удобно для психолога)

  • каждый ребенок получает краткую интерпретацию по диагностике (это учит ребенка самостоятельно анализировать свои возможности )

  • может прочитать не только рекомендации психолога, но и приглашение на профкосультацию (по необходимости)

  • В конце года по итогам данных Карт составляется «Портфолио учащихся класса» (Приложение №4)

3. «Портфолио учащихся класса». (Приложение № 5)


Консультационный этап.

  • 1. Совместные детско-родительские консультации.

  • 2. Индивидуальные консультации родителей, учащихся 8, 9, 10 классов по выбору профиля обучения и формированию индивидуального образовательного маршрута.


Завершающий этап:

Ежегодно проводится проектно - исследовательская работа учащихся совместно со школьным психологом с применением ИКТ:

- «Выбор профессии – это серьёзно!»

- «Секреты выбора профессии»

- «Профессии наших родителей»

- «Мои профессиональные планы»


Таким образом, активная подготовка к предпрофильному обучению должна начинаться с 8 класса и продолжаться в 9 классе.

Предлагаем два плана по психологическому сопровождению предпрофильного обучения учащихся 8, 9 классов, которые использует в своей работе психолог Подгорненской СОШ.


План работы школьного психолога по психологическому сопровождению предпрофильного обучения учащихся 8 класса


Цель - оказание помощи учащимся в выборе элективных курсов, профиля обучения и направления дальнейшего образования.




Вид деятельности

мероприятие

сроки

1


Информационный этап

Беседы « Что такое предпрофильное и профильное обучение?», «Цель и задачи элективных курсов»

сентябрь

Знакомство с работой профориентационного кабинета в школе

Оформление информационного стенда «Кем быть?».

октябрь

Раздача буклетов «Мир профессий»

ноябрь

выступления на классных часах, родительских собраниях

По запросу

2

Диагнос

тический этап

Изучение уровня развития интеллекта (методика ШТУР),

мотивации (опросник «Учебная мотивация»),

декабрь

Изучение уровня тревожности (методика Филлипса),

январь

Изучение личностных особенностей (опросник Айзенка, Методика направленности личности Баса)

февраль

-изучение интересов (методика А.Е. Голомштока «Карта интересов»)

профессиональных склонностей (методика «Профиль обучения»)

март

- анкетирование «Выбор элективного курса»,

- анкетирование для изучения профсамоопределения учащихся

апрель

- анкетирование «Выбор профиля обучения»

май

3

Консуль

тативный этап

Профконсультации для учащихся, их родителей и учителей

По мере обращения


План педагога-психолога по

психологическому сопровождению

предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов


ЦЕЛЬ: выбор профильного класса при обучении в старшей школе.

ЗАДАЧИ:

1. Психологическое просвещение учащихся (сведения о мире профессий, рынке труда, путях и условиях профессиональной подготовки, возможностях трудоустройства).

2. Психологическая диагностика и самодиагностика по определению склонностей, способностей и особенностей учащихся.

3. Моделирование личной профессиональной перспективы и образовательного маршрута.

Работа с учащимися


1

мероприятие

цель

сроки

1.

Курс «Я и моя будущая профессия»

Диагностика профессиональных намерений школьников, изучение профессии с различных точек зрения.

Сентябрь

Октябрь)

2.

Курс«Выбор профессии»

формирование у школьников способности к осознанному выбору профиля и дальнейшего образовательного маршрута

Сентябрь

Октябрь


3.

Курс«Информационное ориентирование»

Информация о РТ г. Саратова, Балашова и т.д.

Сентябрь

Октябрь

4.

Влияние мотивации на успешность самореализации в выбранной профессии.

Диагностика и формирование мотивационно-потребностной сферы учащихся

(Октябрь1-я неделя)

5.

Карта моих интересов

Диагностика интересов учащихся и эффективности проведенного курса.

декабрь

(2-я нед.)

6.

Уровень тревожности

методика Филлипса

Изучение эмоционального самочувствия в предпрофильном классе

январь

7.

Мои интересы и склонности.

Контрольная диагностика направленности интересов учащихся.

март

8.

Выбор профиля обучения

Выявление готовности к выбору профессии и профиля обучения

март

9

Заключительное занятие

Анализ результатов занятий, разработка учащимися индивидуальной траектории обучения и развития.

Апрель


10

Выходное Анкетирование

Изучение профнамерений

май


11

Проф консультации

Помощь в выборе профессии, профпросвещение

В теч.года


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечен весь коллектив школы и соблюдаются следующие принципы:

1. Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками, эта работа ведется с первого по выпускной класс.

2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста, уровня сформированности психических процессов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, воспитательных возможностей семьи.

3. Оптимальные сочетания массовых, индивидуальных и групповых форм профориентационной работы с учащимися и родителями

4. Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центра занятости населения р.п. Романовки, центров социальной поддержки населения, общественных молодежных организаций.

5. Связь профориентации с жизнью (органическое единство с требованиями

рынка труда).


ПРИЛОЖЕНИЕ №1


ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ

____________________________________________________, __________г.р.


п/п

Параметры

К л а с с

5

6

7

8

1

Состояние здоровья

Эмоционально-волевая сфера.














2

Учебные умения и навыки (средний бал успеваемости)













3

Какие учебные предметы предпочитает













4

Интересы, увлечения (кружки)













5

Участие во внеклассной работе













6

Общественные поручения в классе (группе)













7

Участие в общественно-полезном труде













8

Трудовые умения и навыки













9

Выбор профессионально-трудового обучения













10

Знакомство с профессиями













11

Профессии родителей













12

Знакомство с производством













13

Кем хочет быть















ПРИЛОЖЕНИЕ №2


«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ № 6»

____________ / Нагайчук Н.А./

«___»__________20___ г.


НАБОР ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МИНИМУМА

ДЛЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОГО 8 КЛАССА


Цель: выявить эмоциональное отношение учащихся к учебным предметам и школе; их интересы и профессиональные склонности; уровень и характер интеллектуального развития.


Диагностика учащихся 8-х классов с целью изучения:


- уровня развития интеллекта (методика ШТУР),


- мотивации (опросник «Учебная мотивация»

модификация А.А. Реана, В.АВ. Якунина),


- уровень тревожности (методика Филлипса),


- интересы (модификация Г.В. Резапкиной «Карта интересов»)


- личностные особенности (Ориентационная анкета направленности

личности Б. Басса)


- профессиональные склонности (методика «Тип профессий» Климов)


- анкетирование «Выбор элективного курса»


- анкетирование «Выбор профиля обучения»


Педагог-психолог:


ПРИЛОЖЕНИЕ № 3


«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ № 6»

____________ / Нагайчук Н.А./

«___»__________20___ г.


НАБОР ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МИНИМУМА

ДЛЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОГО 9 КЛАССА


Диагностика учащихся 9-х классов:


Цель: проведение итоговой диагностики в 9-х классах при помощи повторного единого банка диагностических процедур:


- мотивации (опросник «Учебная мотивация» модификация А.А. Реана, В.АВ. Якунина),


- уровень тревожности (методика Филлипса),


- интересы (методика «Профиль обучения» модификация Г.В. Резапкиной)


- методика « Изучение профессиональных склонностей» Л. Йоваши


- методика «Тип мышления»


- опросник готовности к выбору профиля обучения


Производится отслеживание динамики самоопределения учащихся на

начало и конец учебного года в 8-х и 9-х классах.

После чего определяется подходящий профиль обучения для каждого ученика


Педагог-психолог:____


ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Индивидуальная карта ученика по профдиагностике

(заполняется только психологом)

ФИО _________________________________________________________

Класс________________________




дата

методика

Описание результатов

примечание














































































ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

«Портфолио» индивидуального предпрофильного профопределения

учащихся 9 класса

МОУ «СОШ № 6»

ФИО учащегося _______________________________________________________________





ФИО

ученика

Склон-

ность к наукам

Профиль обучения

Интересы

Сфера профдея-

тельности

Спосбности

Профессио

нально-личностный тип







































  1   2   3

Похожие:

Моу «сош №6 г. Вольска Саратовской области» Цель психологического сопровождения iconГ. Вольска Саратовской области» «школа личностного роста»
Образовательная программа моу «Средняя общеобразовательная школа №11 г. Вольска Саратовской области»
Моу «сош №6 г. Вольска Саратовской области» Цель психологического сопровождения iconПрограмма развития моу «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Вольска Саратовской области»
Целевая комплексная Программа развития моу «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Вольска Саратовской области» «Формирование модели...
Моу «сош №6 г. Вольска Саратовской области» Цель психологического сопровождения iconЦель диагностического исследования: изучить образовательные потребности и интересы обучающихся начальной ступени общего образования и запросов родителей
Фгос в моу «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Вольска Саратовской области»
Моу «сош №6 г. Вольска Саратовской области» Цель психологического сопровождения icon«Средняя общеобразовательная школа №11 г. Вольска Саратовской области»
Полное наименование учреждения муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11 г. Вольска Саратовской...
Моу «сош №6 г. Вольска Саратовской области» Цель психологического сопровождения iconОсновная образовательная программа начального общего образования моу «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Вольска Саратовской области»
Основная образовательная программа начального общего образования моу «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Вольска Саратовской...
Моу «сош №6 г. Вольска Саратовской области» Цель психологического сопровождения iconМоу «сош №6 г. Вольска Саратовской области» «Школа русской культуры»
Константин Дмитриевич Ушинский. Народ-воспитатель, народ-педагог талантлив во все века. Можно с уверенностью утверждать, что в опыте...
Моу «сош №6 г. Вольска Саратовской области» Цель психологического сопровождения iconМоу «Лицей г. Вольска Саратовской области» Преподаваемые предметы: история, обществознание, экономика. Телефон: 8927
Номинация: «Элективные курсы для предпрофильной подготовки учащихся основной школы»
Моу «сош №6 г. Вольска Саратовской области» Цель психологического сопровождения iconРешением педагогического совета моу «сош №6»
Ефремова Ольга Александровна учитель географии и краеведения моу сош №6 г. Вольска
Моу «сош №6 г. Вольска Саратовской области» Цель психологического сопровождения iconУрок тренинг по теме: «Культура России и Саратовской губернии в первой половине XIX века»
Учитель истории и обществознания моу «сош с. Широкий Уступ» Калининского района Саратовской области Завьялова Е. А
Моу «сош №6 г. Вольска Саратовской области» Цель психологического сопровождения iconПлан мероприятий по подготовке к государственной (итоговой) аттестации обучающихся IX и XI классов моу «сош с. Нижняя Чернавка Вольского района Саратовской области» в 2011-2012 учебном году
Моу «сош с. Нижняя Чернавка Вольского района Саратовской области» в 2011-2012 учебном году
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница