Скачать 79.53 Kb.
|
Рекомендации по составлению плана работы классного руководителяВсем известно, что в плане работы классного руководителя определяется перечень дел с группой или с отдельными учениками, а также с учителями класса, родителями, внешкольными учреждениями и организациями на определенный период времени (от четверти до года). Приступая к составлению плана, надо учитывать различные источники планирования. К ним относятся: • документы органов управления Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципальных органов управления образованием; • методические рекомендации по вопросам планирования воспитательной работы; • план учебно-воспитательной работы школы; • данные диагностики учащихся; • рекомендации учителей класса, пожелания родителей и учеников; • текущие и ожидаемые события в вашем городе (селе). На основе изучения ситуации классный руководитель может, к примеру, решить, что надо включить в план мероприятия школы и соседних внешкольных учреждений. Он намечает организацию какой-либо деятельности учеников, связанную с датами календаря и текущими событиями, как традиционными, так и относительно новыми (начало учебных занятий, праздник урожая, встреча Нового года, проводы зимы и многое др.). Он включает в план мероприятия, рекомендуемые учителями, работающими в классе, например, экскурсии или беседы. Чтобы учесть мнение родителей, педагогу целесообразно встретиться хотя бы с некоторыми из них. Желательно привлекать учеников к составлению плана, помня при этом, что для них это — планирование собственной жизни. Однако существует опасность, что они предложат проведение только дискотек, игр и других форм отдыха. Учитель должен идти им навстречу и вместе с тем помнить о своей задаче — обеспечивать рост, развитие учеников. Кто-то из известных педагогов сказал, что если дети хотят изучать ирокезский язык, начните с этого. Действительно, можно «начинать игру на их территории», постепенно организуя педагогически более целесообразно деятельность. А можно пойти и по пути, предложенному А.С. Макаренко: он рекомендовал педагогам делать то, что им самим интересно, и этим увлекать школьников. Когда вы будете составлять план, учтите также требования, которым он должен соответствовать и по которым вы можете оценить, насколько хорошим он у вас получился. Вот их необходимый минимум: • соответствие педагогическим задачам, актуальным проблемам в воспитании школьников; • соответствие возрастному уровню, возможностям и интересам учеников; • разнообразие и адекватность методов и форм работы; • посильность, реальность его выполнения для вас и для учеников. В методической практике выделены такие виды планов: перспективный, недельный, на один день, план воспитательного мероприятия. Перспективный план — это как раз тот, о котором мы и говорим с вами. В принципе его состав и структуру может определять сам педагог. Однако методисты рекомендуют внести следующие разделы в план работы классного руководителя: 1) общая и психолого-педагогическая характеристика класса; 2) план-сетка на четверть или полугодие по направлениям работы и календарным срокам, где указаны конкретные дела класса; 3) работа с учителями и родителями; 4) индивидуальная работа с отдельными учениками. Думается, что план вместе с характеристикой, да еще и с анализом работы, как это требуют некоторые руководители, — это уже комплекс документов, что создает неудобство в его использовании. Поэтому имеет смысл заполнить предлагаемую ниже диагностическую карту (см. табл. 1): она компактна, информативна, позволяет производить неоднократный анализ данных, дополнять их другими конкретными сведениями, полученными разными методами. Таблица 1 Диагностическая карта В плане работы (это может быть тонкая тетрадь) следует записать две-три приоритетные задачи на период планирования и сделать план-сетку по предложенной ниже форме (см. табл. 2).
Таблица 2
Для составления плана может быть использована и другая форма (см. табл. 3). Таблица 3
Выбирая ту или иную форму плана, надо стремиться к простоте, ясности и меньшим затратам труда. Приведем еще один пример. Предположим, вы работаете в 5-м или 6-м классе. Вы выявили следующие проблемы в воспитании учеников своего класса: отсутствие интереса к учению, низкая культура общения школьников друг с другом и со взрослыми. Ваш план на первую четверть может быть примерно таким (см. табл. 4). Таблица 4
Недельные планы и планы одного дня могут составляться в произвольной форме в дневнике классного руководителя (толстой тетради), где должно быть выделено место для всех планов и ежедневных записей. В той же тетради следует отвести по 2–3 страницы, посвященные каждому ученику, для того, чтобы вносить туда записи о поступках и различных фактах из школьной жизни, по которым можно судить о развитии школьника и строить на основании этих наблюдений индивидуальную работу. Систематические наблюдения и их анализ за длительный период позволят увидеть то, что трудно обнаружить без записей. План отдельного воспитательного мероприятия — это по сути дела конспект, в котором должны быть отражены его задачи, содержание, ход подготовки и проведения. Такие конспекты особенно важно продумывать начинающим учителям, хотя и для опытного учителя жизнь всегда даст новые темы, которые потребуют чтения, освоения нового и записей. Коллективные же дела (праздники, вечера и пр.) требуют плана, который уместней назвать сценарием, его надо тоже писать. Методисты выделяют определенные виды внеурочной деятельности, возможные в школе, а именно: познавательную, ценностно-ориентационную, общественную, эстетическую, досуговую. Целесообразно отразить в плане все эти виды деятельности. Но при этом важно не перегружать план. Ежемесячно имеет смысл проводить два классных часа (время классного руководителя для работы с классом в любой форме) и одно коллективное дело. Остальное время следует отводить на индивидуальную работу, встречи с родителями, учителями и на массу текущих дел, которых всегда так много в школе. В заключение нужно отметить, что не так важна форма плана и количество дел в нем, как желание клас-сного руководителя лучше узнать детей, любить их, терпеть их. Лучше узнать их можно только благодаря общению с ребятами. Любить детей — значит заниматься с ними, проводить с учениками время, организовывать их содержательные занятия. А терпеть означает не спешить видеть их сразу такими замечательными, какими вы их хотите видеть. Надо уметь ждать. Всходы будут. |
![]() | Методические рекомендации по составлению плана работы библиотеки Планирование работы – одна из ведущих управленческих функций руководителя библиотеки. План любой библиотеки определяет | ![]() | Примерные требования к плану воспитательной работы классного руководителя Большое внимание классный руководитель должен уделять своей аналитической деятельности. Аналитическая деятельность классного руководителя... |
![]() | Положение о плане воспитательной работы классного руководителя Общие положения ... | ![]() | Положение о классном руководителе в моу «сош №20» 1 Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области об организации воспитательной... |
![]() | Курсовая работа слушателя курсов повышения квалификации классных руководителей по программе «Повышение профессионального мастерства классного руководителя в организации работы с родителями» «Повышение профессионального мастерства классного руководителя в организации работы с родителями» | ![]() | Методические рекомендации по составлению годового плана План включает систему показателей, определяющих в совокупности объём работы, а также затраты рабочего времени. По всем показателям... |
![]() | Материалы рубрики «Воспитательная работа» могут быть полезны для проведения заседаний методического объединения классных руководителей, посвященных планированию воспитательной работы и ведению документации, а также анализу воспитательного мероприятия Ы школы составляются планы работы классного руководителя, которые могут быть различными по форме, но по существу должны отвечать... | ![]() | Диагностика в работе классного руководителя ... |
![]() | Планирование деятельности классного руководителя Большое значение в работе классного руководителя является проектировочная деятельность, которая строится на основе результатов педагогического... | ![]() | Методические рекомендации по составлению плана работы библиотеки в общеобразовательных учреждениях. План работы Хорошо составленный план приводит к значительным изменениям как для его разработчика в процессе планирования, так и для библиотеки... |