Стили семейного воспитания




Скачать 60.18 Kb.
НазваниеСтили семейного воспитания
Дата30.10.2012
Размер60.18 Kb.
ТипДокументы
Стили семейного воспитания


Семья продолжает занимать прежние позиции по отношению к подростку — как правило, в соответствии со сложившимися семейными (и родовыми) традициями. Стили воспитания остаются теми же, что применялись к ребенку в детстве.

Семья с высокой рефлексией и ответственностью понимает, что ребенок взрослеет и с этим надо считаться, изменяя стиль взаимоотношений. Не навязывая своего внимания, родители выражают готовность сотрудничать, обсуждать проблемы. “Как дела у тебя, Петр?’; “Я готов выслушать тебя’; “Петя, я могу тебе помочь в этом”. Главное для подростка в такой семье — сохранение столь желанного чувства самоуважения.

Характер подростка из семьи с высокой рефлексивностью и ответственностью развивается вполне благополучно. Он строит свои отношения с окружающими (взрослыми и сверстниками) преимущественно по адекватно лояльному типу. Ориентации подростка в такой семье направлены на проникновение в ценности всего многообразия реальной действительности: предметного мира, образно-знаковых систем, природы, отношений людей. Высокая рефлексия окружения создает благоприятные условия для духовного развития подростка.

В семье отчужденной к подростку относятся так же, как и в детстве, — им мало интересуются, избегают общения с ним и держатся от него на расстоянии. Отчужденные родители уже сделали свой вклад в развитие характера своего ребенка: он или тоже стал носителем отчужденных форм поведения, или у него сложился горький комплекс собственной неполноценности. Тенденции развития его характера уже очевидны: превалируют нигилистические реакции, ажиотированная агрессия или неадекватная лояльность, пассивный стиль поведения.

Подросток в такой семье чувствует себя лишним. Он устремляется на улицу к сверстникам. Стиль общения с ними дублирует, как правило, стиль взаимодействия в его семье.

Отчужденная семья может ограничить возможности ребенка в развитии. Семья авторитарная по сложившимся стереотипам продолжает предъявлять подростку те же жесткие требования, что и в детстве. Обычно, если это было принято ранее, применяются и физические наказания (в детстве — шлепали, теперь могут “врезать”). В авторитарной семье подросток так же одинок, несчастен и неуверен в себе, как и в детстве. Однако тенденции развития его характера уже отчетливо видны: он становится носителем авторитарного способа взаимодействия с людьми или, напротив, демонстрирует униженную неадекватную лояльность, пассивность, за которой стоит высокая невротизация неуверенного в себе подростка. Авторитарная семья также может ограничить возможности подростка в развитии.

В семье с попустительским отношением продолжает господствовать принцип вседозволенности: подросток уже давно “сел на голову” родителям и хорошо освоил способы манипулирования ими. Эгоизм и сопутствующая ему конфликтность — основные характеристики подростков из таких семей. Здесь подросток несчастлив вдвойне: сам по себе возраст — уже кризис личностного развития, плюс недостатки, сформированные вседозволенностью, которую никогда не предложит действительная жизнь.

Подросток из семьи с попустительским стилем отношения обычно не усваивает позитивных форм общения: адекватная лояльность ему не известна. Он опирается на те способы воздействия на других, которые успешно питали его эгоизм все годы жизни в семье, агрессию (которая выражается в необоснованной нетерпимой требовательности — “Я так хочу!’: “Я сказал!”) и нигилизм. Попустительская семья лишает подростка возможности осознать закономерности общественных связей и делает его несостоятельным в реальных взаимоотношениях.

В гиперопекающей семье подросток вырос под пристальным вниманием и заботой родителей, у которых масса своих внутренних проблем, возникающих по большей части на основе личных трагедий и комплексов. С подростком родители по-прежнему не расстаются, опекают его не только извне, а стремятся завладеть и его душевными переживаниями. Подросток, как и в детстве, неуверен в себе. В случае необходимости он не может дать отпор, не может построить позитивные отношения. Он пассивен, принужденно лоялен. Он инфантилен в своих социальных реакциях, и на эту особенность уже реагируют сверстники, дающие ему детские прозвища типа “Малыш’“Маменькин сынок’“детский сад” и др.

Названные стили отношений к подростку демонстрируют лишь тенденции условий развития личности в отрочестве. Реальная жизнь может быть равно как мягче, благополучнее, так и жестче, трагичнее. В семье может одновременно практиковаться множество разнообразных стилей общения, обусловленных неоднородностью культурных уровней ее членов (дедушек, бабушек, родителей, других родственников). Подросток может стремиться к идентификации со своими родителями, но может занимать и отчужденную позицию.

Вероятность для подростка жить в идеальных условиях семьи весьма мала еще и потому, что теперь он сам начинает продуцировать свои способы общения, усвоенные в семье, и это нередко настораживает и изумляет родителей:“Как ты смеешь со мной так разговаривать!’: “Молоко на губах не обсохло, а он туда же!” и т. д. Привыкнув к полной зависимости ребенка от своей воли, родители на первых порах не согласны выпустить его из полного контроля. Однако нормальные, здоровые психически, любящие родители все-таки стремятся решать возникающие проблемы с подросшими детьми. Они всеми силами стараются обеспечить подростку чувство защищенности, создать условия для нормальной жизни и развития.

В то же время ребенок в поисках своего “Я” отчуждаясь от родителей и одновременно любя их по-прежнему, учится учитывать очень разные уровни человеческих чувств и поступков, строить новые отношения со своей семьей. Через жизненные коллизии в семье подросток открывает, что мир не делится на “белое” и “черное’ что нельзя просчитать отношения чисто арифметически. Конечно же, к этим простым открытиям подросток приходит не вдруг. Но опыт накапливается, и он начинает учиться пониманию и компромиссам.

Подростки, живущие в деградирующих семьях (где родители дерутся, принимают алкоголь, наркотики, распутничают), обычно заражаются этими недугами еще в детстве. Подросток может быть причислен к алкоголизирующей или наркотизирующей группе, если подобные проступки повторяются доста точно часто (1—2 раза в месяц). Даже если он только попробовал спиртное или наркотики, он преступил тем самым нормативные общественные запреты. В отдельных счастливых случаях подросток из пьющей семьи начинает столь активно противостоять деградации, что ему хватает духовных сил вырваться из предложенных жизнью условий существования и идти своим путем.

В неполной семье (чаще нет отца) подросток начинает себя чувствовать особенно некомфортно. Ведь именно в этот период возникает острая потребность в отце, ибо половая идентификация у подростков осуществляется в соотнесении себя с родителями обоих полов. Кроме того, для подростка очень значима общая социальная ситуация, которая формируется, помимо прочего, и составом семьи. Наличие обоих родителей положительно представляет подростка в среде ровесников. Отсутствие отца ослабляет его социальную позицию.

Подросток в приемной семье — в отрочестве особенно сложная проблема, если ребенок знает, что его отец и мать не являются биологическими родителями. даже если ему повезло и он обрел хорошую семью, он все равно постоянно испытывает внутреннее напряжение и неуверенность в том, как к нему относятся приемные родители. Подростка также волнует то, как оценивают ситуацию его сверстники.

Очень актуальна проблема “дети и деньги” Подростки нередко полностью

зависят от финансового положения семьи и от педагогических взглядов родителей на вопрос карманных денег. Взрослые часто пользуются этим “рычагом”,

стремясь принудить своего ребенка к повиновению. Подросток попадает в тупиковое положение: он жаждет свободы, но не может избавиться от столь обидной финансовой зависимости. Последствия такой ситуации печальны: побеги из дома, воровство, групповые ограбления, иногда — даже попытки самоубийства. Сегодня подростки имеют возможность получить деньги, продавая газеты, работая на мойке машин, курьерами и т. д. Однако это может внести в семейные отношения определенный разлад. Родители, постоянно развивающие мысль о том, что”мы тебя кормим и поим, одеваем и обуваем”, рискуют тем, что однажды, почувствовав себя “экономически самостоятельным”, подросток громогласно, с циничной ухмылкой предложит возместить расходы или отделиться и питаться, одеваться самостоятельно. Кроме того, с социальной и психологической точек зрения обретение финансовой самостоятельности в наше время весьма опасно для подростков. В России для них пока очень мало традиционных способов заработать деньги. Подросток может легко оказаться втянутым в теневые финансовые отношения взрослых.

В работе с коллективом родителей необходимо использовать диагностику.

Любая информация, которую классный руководитель получает с ее помощью,

может в итоге помочь и семье, и ребенку.

Проведение диагностических исследований среди учащихся и их родителей подразумевает выполнение определенных обязанностей.

Во-первых, соблюдение строгой конфиденциальности и нравственных обязательств, связанных с полученной информацией.

Во-вторых, материалы, полученные в ходе диагностики, не всегда носят объективный характер. Материал, вызывающий сомнение, нуждается в дополнительной проверке.

В-третьих, любой диагностический материал, используемый в работе с родителями, должен быть составлен таким образом, чтобы в нем не было некорректных фраз, которые могли бы прямо или косвенно задеть достоинство человека.

Похожие:

Стили семейного воспитания iconОт чего зависит успешность семейного воспитания?
В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный,...
Стили семейного воспитания iconСтили семейного воспитания
Многие работы, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд более 30 лет назад типологию стилей...
Стили семейного воспитания icon«Стили семейного воспитания» Выступление на родительском собрании 22 октября 2009 года
В подростковом возрасте обостряются конфликты между родителями и детьми – это во многом объясняется «чувством взрослости», подростковым...
Стили семейного воспитания iconЦенность семейного воспитания в педагогическом наследии в. А. Сухомлинского
Охватывает ряд периодов, с присущими им институциональными формами. Ведущей тенденцией формирования аксиологических ориентаций семейного...
Стили семейного воспитания iconАнкета для родителей «Стили семейного воспитания»
Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?
Стили семейного воспитания iconЛекция №1 (ноябрь) Тема
Мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания...
Стили семейного воспитания iconТипы семейного воспитания
В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями,...
Стили семейного воспитания iconИдеи социального воспитания в работах русских религиозных мыслителей
Идеи социального воспитания, имплицитно присущие философским концепциям П. Я. Чаадаева, А. С. Хомякова, И. В. Киреевского позволили...
Стили семейного воспитания iconПрограмма собеседования по дисциплине «Семейное право»
Понятие и предмет семейного права. Методы семейного права. Принципы и функции семейного права. Источники семейного права. Нормы международного...
Стили семейного воспитания iconИ. В. Челышева Подросток и экранное насилие: проблемы семейного воспитания
Челышева И. В. Подросток и экранное насилие: проблемы семейного воспитания. Таганрог: Изд-во Ступина А. Н., 2011. 128 c
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница