Исследование процессов внимания - таблицы Шульте-Платонова, методика «Кольца Ландольта»




Скачать 117.14 Kb.
НазваниеИсследование процессов внимания - таблицы Шульте-Платонова, методика «Кольца Ландольта»
Дата30.10.2012
Размер117.14 Kb.
ТипИсследование
ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ЭКСПЕРИМЕНТА


С 2010 года на базе школы № 4 г. Москвы стартовал эксперимент «Предпрофильное образование обучающихся с проблемами в поведении и социализации», целями которого явились помощь подросткам в постановке конкретных личностных задач профессионального и личностного самоопределения и обеспечение психолого-педагогического сопровождения выбора профессии»

Дефектологической службе в рамках 1 этапа эксперимента были поставлены следующие задачи :

1. Обеспечить коррекционное сопровождение учащихся – участников эксперимента

( - Диагностика учебных трудностей детей, составление индивидуальных комплексных программ развития в условиях взаимодействия специалистов ПМПК, с учетом особенностей возрастного развития данной возрастной группы, оценка соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечивающих осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся )

2. Обеспечить сопровождение педагогов – участников эксперимента

(- консультирование педагогов по проблемам развития и обучения детей, разработка методических рекомендаций , здоровьесберегающая направленность деятельности педагогов)


В эксперименте был задействован 8а класс школы (7 учащихся). ¸ Павел Ж. , Вова Ч . , Настя М, Рита Р. , Игорь Т, Саша Ю Игорь П

Проведенные диагностические мероприятия (I Обследование речевого развития («Речевые пробы» предложенные Фотековой Т.А ., Ахутиной Т.В. (Диагностика речевых нарушений школьников – методическое пособие , 2007 ), II Исследование процессов внимания (- таблицы Шульте-Платонова , методика « Кольца Ландольта» ( устойчивость внимания ), методика Мюнстерберга ( устойчивость, избирательность внимания) , III Исследование процесса запоминания ( методика 9 фигур Рыбакова, «Визуальные репродукции» (тест Векслера, заучивание стиха ), IV Исследование восприятия ( зашумленные фигуры, методика Мюнстерберга и прочее ), V Исследования мыслительных процессов ( ШТУР, методика Кооса , серии картинок , методика четвертый лишний и тд) выявили следующие нарушения у учащихся :


1.Недостаточная сформированность фонематических процессов(недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыка анализа и синтеза звукового состава слова, трудности овладения письмом и чтением( наличие специфических ошибок дисграфического характера )

2.Особенности словарного запаса проявляются в виде трудностей в овладении семантикой слов. Ограниченность и неполноценность лексических средств наглядно проявляется при выполнении заданий, связанных со словоизменением, словообразованием. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы проявляется недостаточным пониманием учебных заданий, указаний, инструкций учителя, трудностями в формулировании собственных собственных мыслей, и безусловно, недостаточным развитием связной речи. Недостатки грамматического строя речи мешают в общении, вызывают трудности в овладении письмом.

3. арушения процесса чтения (замены и смешения звуков, искажение звуко- слоговой структуры слова , нарушение понимания прочитанного).

  1. Письмо – совокупность орфографических, пунктуационных и дисграфических ошибок (аграмматическая дисграфия, дисграфия на основе нарушенного языкового анализа-синтеза, оптическая дисграфия, дисграфия на фоне фонематического недоразвития)


Отмечены

  1. Несформированность пространственно- временных представлений, не сформированы зрительно- двигательные координации в достаточной степени. Восприятие слабодифференцируемо, нарушена целостность восприятия

  2. Внимание - выражены трудности переключения внимания, снижены концентрация, объем внимания

  3. Недостаточная способность к запоминанию, особенно словесного материала

  4. Мышление –недостаточно сформированы наглядно- образное и словесно-логическое формы мышления

  5. В деятельности – не выражен ориентировочный этап, характерны импульсивность, хаотичность действий недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

  6. Недоразвитие макро- и микро- моторики, неумение дифференцировать мышечные усилия (что во многом влияет на качество письма)

  7. Снижение обучаемости (понимает инструкцию только после разъяснения, затруднена автоматизация навыка). Наблюдается пассивное отношение к учебе, медленный темп работы, затруднено переключение на новый вид деятельности. Часто требуется стимульная помощь педагога

  8. Снижение мотивации к учебе


Результаты методики « Речевые пробы»

Вова Ч - 3 уровень успешности (82,9% успешности) остаточные явления общего речевого недоразвития

Павел Ж. – 4 уровень успешности (91 % успешности )

Настя М -2 уровень успешности, (69 % успешности) остаточные явления общего речевого недоразвития

Игорь Т - 2 уровень успешности , зпр(63% успешности) ОНР

Саша Ю. -2-3 уровень успешности ( 70% успешности ) остаточные явления общего речевого недоразвития

Рита К. – 3 уровень успешности(72.% успешности) остаточные явления общего недоразвития речи.

Игорь П - 4 уровень успешности (85% успешности)

Дефектологическое сопровождение охватывало не только сложных детей, со стабильной школьной неуспеваемостью (с данной категорией велась работа по коррекции устной речи , письма-чтения, познавательных процессов, учебной деятельности в целом), но и успевающих учеников. С последними работа велась в направлении профилактики дизорфографии, коррекции познавательных процессов)

В работе были использованы следующие программы, педтехнологии

1 Коррекция нарушений письменной речи

- (Коррекция разных видов дисграфии . Методическое пособие, автор-составитель

Мазанова Е.В. 2007-2010 )

- Программа профилактики дизорфографии у старших школьников (Плетнева Е. Б

Сумченко Г .М )

- Педтехнологии по коррекции нарушений письма и чтения Елецкой О.В., Горбачевской Н.Ю.

Коррекция чтения

- Программа коррекции несовершенного навыка чтения и нерезко выраженной дислексии у младших школьников (Ульянцева Л Б , Плетнева Е. Б )

- Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей – методическое пособие

(Городилова В.И., Кудрявцева М.З. , Большакова С.Е.)

2 Развитие мнемических процессов , формирование приемов учебной деятельности

Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности

- Как преодолеть трудности в обучении детей (Методическое пособие) Ануфриев А.Ф. Костромина С.Н.

- Система «уроков развития» ( Лайло В.В. )


Следует отметить здоровьесберегающую направленность деятельности учителя - дефектолога, направленную на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности учащихся и педагогов :

  • использование физкультминутки, динамических пауз, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, для плечевого пояса

  • учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной    стратегии,     соответствующей     особенностям     памяти, мышления,    работоспособности,    активности    и   т.д.    учащихся   данной возрастной группы.

  • создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации эксперимента

Как пример рекомендаций

Рекомендации для учащихся с трудностями письма:

  1. Очень важно сначала изложить на бумаге основные мысли. Для каждого абзаца выбирай ключевое слово , используй рисунки для лучшего запоминания. Обязательно проговаривай вслух ( или про себя ) то, что пишешь.

  2. Используй компьютер. Сначала будет трудно, но потом, когда ты усвоишь расположение клавиш, печатать покажется тебе быстрее и яснее, чем писать от руки. С помощью компьютера ты сможешь всегда проверить написанное.

  3. Пиши от руки . Письмо будет постепенно улучшаться, если ты будешь над ним работать.

Если сложно заучивать слова ( 1 Посмотри на каждое слово, затем закрой глаза и представь его себе зрительно, букву за буквой 2 Прочитай слово вслух по слогам . 3 Попробуй собрать это слово из букв разрезного алфавита , чтобы можно было переставлять буквы, пока слово не станет выглядеть, как положено. 4 Учи слова группами по несколько слов )

Рекомендации для учеников с трудностями в математике:

  1. Больше времени уделяй рассматриванию любой визуальной информации, которая прилагается к задаче (рисунок, таблица, график и т.п.).

  2. Прочитай задачу вслух, попроси дать образец.

  3. Попроси дать или придумай пример из жизни, где требуется такое же решение.

  4. Больше времени уделяй заучиванию математических правил и формул. Попробуй произносить их ритмически или петь.

Рекомендации для учеников с трудностями по чтению

  1. Сначала прочитай вопросы к тексту. Это помогает быстро осмыслить то, что ты читаешь.

  2. Обязательно рассмотри рисунки к тексту. Это помогает усвоить общий смысл

  3. Просмотри каждый абзац, найди самое важное предложение – то, где излагается основная мысль всего абзаца.

  4. Читай вслух. Иногда это может помочь сосредоточиться и задействовать слух.

  5. Используй послоговое чтения незнакомых трудных слов. Главное – правильность , а не скорость

Кроме того, были подготовлены рекомендации педагогам – участникам эксперимента по организации урока


Правило 1. Правильная организация урока

Организация урока должна обязательно включать три этапа:


-  1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);

-  2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы

- 3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.

Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.

Правило 2. Учет зоны работоспособности учащихся

Учитывайте следующее - пик работоспособности школьника приходится на временные промежутки с 10 до 12 часов и с 16 до 18 часов

- в течение недели наиболее высокая работоспособность приходится на вторник, среду, четверг.

- у учащихся средних и старших классов утомление нарастает к 5-6 уроку. Во второй половине урока ослабленные дети не воспринимают многосложных заданий , поэтому предлагайте короткие и четко сформулированные задания.

Правило 3. Распределение интенсивности умственной деятельности

Эффективность усвоения знаний учащихся в тече­ние урока такова:

5-25-я минута — 80%;

25-35-я минута — 60-40%;

35—40-я минута — 10%.

Правило 4 Соблюдайте чередование видов деятельности учащихся на уроке (смена ведущего анализатора) – слух, зрение..тд

Правило 5. Проводите по возможности динамические паузы на уроке. Используйте дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз

Правило 6. При переходе от одного задания к другому детям с соматической ослабленностью предлагайте упражнения, переключающие их на новый вид работы

Игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов на уроках русского языка

1. «Трудное – запомни!».

Учитель показывает детям на 25-30 секунд десять слов и убирает их. Затем под диктовку ученики пишут эти слова в тетради. Зрительная память в этом случае как бы «подстраховывает» слуховую. Выигрывает тот, кто записал все слова правильно.

 2. Развитие концентрации и устойчивости внимания. На карточке напечатаны буквы в случайном порядке (5 строчек). В каждой строке примерно 30 букв. Ребенок просматривает внимательно строку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Он отыскивает эти слова и подчеркивает их. Затем анализируются их написания. С некоторыми словами можно составить предложения или словосочетания.

Например:

ФПИТЗМКУНЦСТРАНАКОХКОНЬКИМЯВПО

ТРПБЕРЕГЩЬМНЗЖМОЛОКОЩНТКОРОВАР

КВИАИТОПОРВБУПМОЛОТОКБУЧСОБАКА

3.  Работа с изографами.

На картинках слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь.

Например:



 4.  Чтение слов по зрительно-моторному тренажеру.

Например:




Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского языка


«Образовательная стратегия».

– Что ты делал, чтобы написать эту работу на “5”?

– Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?

Подобные рассказы помогают делиться успешными обучающими стратегиями. Дети учат себя сами.

“Оратор”.

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

“Автор”.

… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

… Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.

Фантазёр”.

На доске записана тема урока.

– Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. …………

– Вот видите, как важно…..

– Что вы уже знаете об этой теме?

– Подберите слова об этом или на эту тему…….

“Профи”

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?


Условие продуктивной и результативной работы - взаимодействие всех специалистов,

участников эксперимента. На протяжении эксперимента дефектологом оказывалась консультативная помощь как в вопросах диагностики и разъяснения проблем развития учащихся, так и в вопросах подбора коррекционных упражнений для работы на уроках , а также обеспечении здоровьесберегающей направленности деятельности педагогов .


Результативность сопровождения


Сравнительная характеристика (Методика «РЕЧЕВЫЕ ПРОБЫ», авторы Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.,2007 )


8А класс -участник эксперимента 8б –контрольная группа



Класс

Фамилия имя

Диагностика на 09. 2010

Диагностика на 05 2011

8а класс

Рита К.

3 уровень успешности(72.% успешности)


4 уровень успешности ( 85.8.% успешности)


Павел Ж.

4 уровень успешности (89 % успешности)


4 уровень успешности (95 % успешности)


Игорь Т (снр)

2 уровень успешности (63% успешности)


2 уровень успешности (67% успешности)


Игорь П

4 уровень успешности (85 % успешности)


4 уровень успешности (92 % успешности)


Вова Ч.

3 уровень успешности (82% успешности )


4 уровень успешности (89% успешности )


Саша Ю.

2-3 уровень успешности ( 70% успешности )


3 уровень успешности ( 77.6% успешности )


Настя М.

2 уровень успешности, (68 % успешности)


3 уровень успешности, (73 % успешности)


8б класс

Вадим Ч

3 уровень успешности(72.8% успешности


3 уровень успешности, (76 % успешности)


Дима И

2 уровень успешности, (62% успешности)


2 уровень успешности, (65.8% успешности)


Женя С

3 уровень успешности ( 70% успешности)


3 уровень успешности (75% успешности)

Гуля М

3 уровень успешности ( 70% успешности)


3 уровень успешности ( 74% успешности)


Динара Х

2 уровень успешности (65 % успешности)


2 уровень успешности (69 % успешности)


Настя К

снр

1-2 уровень успешности выполнения (54,8% успешности)


2 уровень успешности выполнения (56% успешности)




Диагностика процессов восприятия , внимания, памяти, мышления


1 Учащиеся 8а класса (участники эксперимента)





    1. % - значительные улучшения показателей познавательной сферы

29 % - средняя динамика

14 % - незначительная динамика


2 Учащиеся 8б класса (контрольная группа)




33 %- значительные улучшения показателей познавательной сферы

50 %- средняя динамика

17 %- незначительная динамика


Исполнитель Учитель-дефектолог Русяева И.А.

Похожие:

Исследование процессов внимания - таблицы Шульте-Платонова, методика «Кольца Ландольта» icon2 в Площадь кольца: площадь большого водного кольца 3575904 м
Площадь кольца: площадь большого водного кольца 3575904 находил так: πR12 – πR22=3x(6x193)2 -3x(2x193 Так как на рисунке в центре...
Исследование процессов внимания - таблицы Шульте-Платонова, методика «Кольца Ландольта» iconИсследование случайных процессов при автоматизации
Составление таблицы соединений и подключений щита, разработка схемы соединений внешних проводок
Исследование процессов внимания - таблицы Шульте-Платонова, методика «Кольца Ландольта» iconИсследование холокоста. Глобальное видение
Исследование холокоста, Глобальное видение. Материалы международной Тегеранской конференции 11-12 декабря 2006 года. Под ред. О....
Исследование процессов внимания - таблицы Шульте-Платонова, методика «Кольца Ландольта» iconИсследование холокоста Глобальное видение
Исследование холокоста, Глобальное видение. Материалы международной Тегеранской конференции 11-12 декабря 2006 года. Под ред. О....
Исследование процессов внимания - таблицы Шульте-Платонова, методика «Кольца Ландольта» iconИсследование холокоста Глобальное видение
Исследование холокоста, Глобальное видение. Материалы международной Тегеранской конференции 11-12 декабря 2006 года. Под ред. О....
Исследование процессов внимания - таблицы Шульте-Платонова, методика «Кольца Ландольта» iconПрограмма столярное дело X -xi классы
А. Н. Платонова, П. М. Лебедева; программно-методический пособий для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных...
Исследование процессов внимания - таблицы Шульте-Платонова, методика «Кольца Ландольта» iconУчебники и учебные пособия лаборатория высокоскоростных процессов
Ахметов Д. Г. Вихревые кольца. Отв. Ред. Пухначев В. В. Новосибирск. Академическое издательство «Гео». 2007. 152 с
Исследование процессов внимания - таблицы Шульте-Платонова, методика «Кольца Ландольта» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 05. 13. 19 «Методы и системы защиты информации, информационная безопасность»
Линейная алгебра. Понятия группы, кольца, поля, их основные свойства. Основы теории конечных полей. Кольца вычетов. Кольцо многочленов...
Исследование процессов внимания - таблицы Шульте-Платонова, методика «Кольца Ландольта» iconИсследование социально-экономических и политических процессов
Лавриненко В. Н., Путилова Л. М. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие. – М.: Вузовский...
Исследование процессов внимания - таблицы Шульте-Платонова, методика «Кольца Ландольта» iconМетодические указания и контрольные задания по дисциплине «Автоматизация технологических процессов»
Вариант выбирается в зависимости от шифра, присвоенного каждому студенту. Первая цифра шифра указывает номер столбца таблицы, вторая...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница