Скачать 117.14 Kb.
|
С 2010 года на базе школы № 4 г. Москвы стартовал эксперимент «Предпрофильное образование обучающихся с проблемами в поведении и социализации», целями которого явились помощь подросткам в постановке конкретных личностных задач профессионального и личностного самоопределения и обеспечение психолого-педагогического сопровождения выбора профессии» Дефектологической службе в рамках 1 этапа эксперимента были поставлены следующие задачи : 1. Обеспечить коррекционное сопровождение учащихся – участников эксперимента ( - Диагностика учебных трудностей детей, составление индивидуальных комплексных программ развития в условиях взаимодействия специалистов ПМПК, с учетом особенностей возрастного развития данной возрастной группы, оценка соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечивающих осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся ) 2. Обеспечить сопровождение педагогов – участников эксперимента (- консультирование педагогов по проблемам развития и обучения детей, разработка методических рекомендаций , здоровьесберегающая направленность деятельности педагогов) В эксперименте был задействован 8а класс школы (7 учащихся). ¸ Павел Ж. , Вова Ч . , Настя М, Рита Р. , Игорь Т, Саша Ю Игорь П Проведенные диагностические мероприятия (I Обследование речевого развития («Речевые пробы» предложенные Фотековой Т.А ., Ахутиной Т.В. (Диагностика речевых нарушений школьников – методическое пособие , 2007 ), II Исследование процессов внимания (- таблицы Шульте-Платонова , методика « Кольца Ландольта» ( устойчивость внимания ), методика Мюнстерберга ( устойчивость, избирательность внимания) , III Исследование процесса запоминания ( методика 9 фигур Рыбакова, «Визуальные репродукции» (тест Векслера, заучивание стиха ), IV Исследование восприятия ( зашумленные фигуры, методика Мюнстерберга и прочее ), V Исследования мыслительных процессов ( ШТУР, методика Кооса , серии картинок , методика четвертый лишний и тд) выявили следующие нарушения у учащихся : 1.Недостаточная сформированность фонематических процессов(недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыка анализа и синтеза звукового состава слова, трудности овладения письмом и чтением( наличие специфических ошибок дисграфического характера ) 2.Особенности словарного запаса проявляются в виде трудностей в овладении семантикой слов. Ограниченность и неполноценность лексических средств наглядно проявляется при выполнении заданий, связанных со словоизменением, словообразованием. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы проявляется недостаточным пониманием учебных заданий, указаний, инструкций учителя, трудностями в формулировании собственных собственных мыслей, и безусловно, недостаточным развитием связной речи. Недостатки грамматического строя речи мешают в общении, вызывают трудности в овладении письмом. 3. арушения процесса чтения (замены и смешения звуков, искажение звуко- слоговой структуры слова , нарушение понимания прочитанного).
Отмечены
Результаты методики « Речевые пробы» Вова Ч - 3 уровень успешности (82,9% успешности) остаточные явления общего речевого недоразвития Павел Ж. – 4 уровень успешности (91 % успешности ) Настя М -2 уровень успешности, (69 % успешности) остаточные явления общего речевого недоразвития Игорь Т - 2 уровень успешности , зпр(63% успешности) ОНР Саша Ю. -2-3 уровень успешности ( 70% успешности ) остаточные явления общего речевого недоразвития Рита К. – 3 уровень успешности(72.% успешности) остаточные явления общего недоразвития речи. Игорь П - 4 уровень успешности (85% успешности) Дефектологическое сопровождение охватывало не только сложных детей, со стабильной школьной неуспеваемостью (с данной категорией велась работа по коррекции устной речи , письма-чтения, познавательных процессов, учебной деятельности в целом), но и успевающих учеников. С последними работа велась в направлении профилактики дизорфографии, коррекции познавательных процессов) В работе были использованы следующие программы, педтехнологии 1 Коррекция нарушений письменной речи - (Коррекция разных видов дисграфии . Методическое пособие, автор-составитель Мазанова Е.В. 2007-2010 ) - Программа профилактики дизорфографии у старших школьников (Плетнева Е. Б Сумченко Г .М ) - Педтехнологии по коррекции нарушений письма и чтения Елецкой О.В., Горбачевской Н.Ю. Коррекция чтения - Программа коррекции несовершенного навыка чтения и нерезко выраженной дислексии у младших школьников (Ульянцева Л Б , Плетнева Е. Б ) - Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей – методическое пособие (Городилова В.И., Кудрявцева М.З. , Большакова С.Е.) 2 Развитие мнемических процессов , формирование приемов учебной деятельности Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности - Как преодолеть трудности в обучении детей (Методическое пособие) Ануфриев А.Ф. Костромина С.Н. - Система «уроков развития» ( Лайло В.В. ) Следует отметить здоровьесберегающую направленность деятельности учителя - дефектолога, направленную на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности учащихся и педагогов :
Как пример рекомендаций Рекомендации для учащихся с трудностями письма:
Если сложно заучивать слова ( 1 Посмотри на каждое слово, затем закрой глаза и представь его себе зрительно, букву за буквой 2 Прочитай слово вслух по слогам . 3 Попробуй собрать это слово из букв разрезного алфавита , чтобы можно было переставлять буквы, пока слово не станет выглядеть, как положено. 4 Учи слова группами по несколько слов ) Рекомендации для учеников с трудностями в математике:
Рекомендации для учеников с трудностями по чтению
Кроме того, были подготовлены рекомендации педагогам – участникам эксперимента по организации урока Правило 1. Правильная организация урока Организация урока должна обязательно включать три этапа: - 1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы); - 2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы - 3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы. Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление. Правило 2. Учет зоны работоспособности учащихся Учитывайте следующее - пик работоспособности школьника приходится на временные промежутки с 10 до 12 часов и с 16 до 18 часов - в течение недели наиболее высокая работоспособность приходится на вторник, среду, четверг. - у учащихся средних и старших классов утомление нарастает к 5-6 уроку. Во второй половине урока ослабленные дети не воспринимают многосложных заданий , поэтому предлагайте короткие и четко сформулированные задания. Правило 3. Распределение интенсивности умственной деятельности Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова: 5-25-я минута — 80%; 25-35-я минута — 60-40%; 35—40-я минута — 10%. Правило 4 Соблюдайте чередование видов деятельности учащихся на уроке (смена ведущего анализатора) – слух, зрение..тд Правило 5. Проводите по возможности динамические паузы на уроке. Используйте дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз Правило 6. При переходе от одного задания к другому детям с соматической ослабленностью предлагайте упражнения, переключающие их на новый вид работы Игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов на уроках русского языка 1. «Трудное – запомни!». Учитель показывает детям на 25-30 секунд десять слов и убирает их. Затем под диктовку ученики пишут эти слова в тетради. Зрительная память в этом случае как бы «подстраховывает» слуховую. Выигрывает тот, кто записал все слова правильно. 2. Развитие концентрации и устойчивости внимания. На карточке напечатаны буквы в случайном порядке (5 строчек). В каждой строке примерно 30 букв. Ребенок просматривает внимательно строку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Он отыскивает эти слова и подчеркивает их. Затем анализируются их написания. С некоторыми словами можно составить предложения или словосочетания. Например: ФПИТЗМКУНЦСТРАНАКОХКОНЬКИМЯВПО ТРПБЕРЕГЩЬМНЗЖМОЛОКОЩНТКОРОВАР КВИАИТОПОРВБУПМОЛОТОКБУЧСОБАКА 3. Работа с изографами. На картинках слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь. Например: ![]() 4. Чтение слов по зрительно-моторному тренажеру. Например: ![]() Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского языка «Образовательная стратегия». – Что ты делал, чтобы написать эту работу на “5”? – Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо? Подобные рассказы помогают делиться успешными обучающими стратегиями. Дети учат себя сами. “Оратор”. За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо. “Автор”. … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему? … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? … Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д. “Фантазёр”. На доске записана тема урока. – Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. ………… – Вот видите, как важно….. – Что вы уже знаете об этой теме? – Подберите слова об этом или на эту тему……. “Профи” Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы? Условие продуктивной и результативной работы - взаимодействие всех специалистов, участников эксперимента. На протяжении эксперимента дефектологом оказывалась консультативная помощь как в вопросах диагностики и разъяснения проблем развития учащихся, так и в вопросах подбора коррекционных упражнений для работы на уроках , а также обеспечении здоровьесберегающей направленности деятельности педагогов . Результативность сопровождения Сравнительная характеристика (Методика «РЕЧЕВЫЕ ПРОБЫ», авторы Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.,2007 ) 8А класс -участник эксперимента 8б –контрольная группа
Диагностика процессов восприятия , внимания, памяти, мышления 1 Учащиеся 8а класса (участники эксперимента) ![]()
29 % - средняя динамика 14 % - незначительная динамика 2 Учащиеся 8б класса (контрольная группа) ![]() 33 %- значительные улучшения показателей познавательной сферы 50 %- средняя динамика 17 %- незначительная динамика Исполнитель Учитель-дефектолог Русяева И.А. |
![]() | 2 в Площадь кольца: площадь большого водного кольца 3575904 м Площадь кольца: площадь большого водного кольца 3575904 находил так: πR12 – πR22=3x(6x193)2 -3x(2x193 Так как на рисунке в центре... | ![]() | Исследование случайных процессов при автоматизации Составление таблицы соединений и подключений щита, разработка схемы соединений внешних проводок |
![]() | Исследование холокоста. Глобальное видение Исследование холокоста, Глобальное видение. Материалы международной Тегеранской конференции 11-12 декабря 2006 года. Под ред. О.... | ![]() | Исследование холокоста Глобальное видение Исследование холокоста, Глобальное видение. Материалы международной Тегеранской конференции 11-12 декабря 2006 года. Под ред. О.... |
![]() | Исследование холокоста Глобальное видение Исследование холокоста, Глобальное видение. Материалы международной Тегеранской конференции 11-12 декабря 2006 года. Под ред. О.... | ![]() | Программа столярное дело X -xi классы А. Н. Платонова, П. М. Лебедева; программно-методический пособий для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных... |
![]() | Учебники и учебные пособия лаборатория высокоскоростных процессов Ахметов Д. Г. Вихревые кольца. Отв. Ред. Пухначев В. В. Новосибирск. Академическое издательство «Гео». 2007. 152 с | ![]() | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 05. 13. 19 «Методы и системы защиты информации, информационная безопасность» Линейная алгебра. Понятия группы, кольца, поля, их основные свойства. Основы теории конечных полей. Кольца вычетов. Кольцо многочленов... |
![]() | Исследование социально-экономических и политических процессов Лавриненко В. Н., Путилова Л. М. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие. – М.: Вузовский... | ![]() | Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Автоматизация технологических процессов» Вариант выбирается в зависимости от шифра, присвоенного каждому студенту. Первая цифра шифра указывает номер столбца таблицы, вторая... |