Исследование проблем детства находятся на стыке наук: философии, психологии, социологии, антропологии, этнографии, истории культуры, литературоведения.




Скачать 167.27 Kb.
НазваниеИсследование проблем детства находятся на стыке наук: философии, психологии, социологии, антропологии, этнографии, истории культуры, литературоведения.
Дата30.10.2012
Размер167.27 Kb.
ТипИсследование
Теоретико-методологические подходы к исследованию проблем

современного детства

Шибанова Н.М., к.п.н., и.о. ректора ГБОУ ДПО

«Забайкальский краевой институт повышения

квалификации и профессиональной переподготовки

работников образования»,


Современное общество претерпевает ряд глубинных трансформаций, меняющих облик цивилизации в целом, что связано с динамично идущим переходом от индустриального общества к обществу информационному, в котором процессы создания и распространения знания становятся ключевыми.

Рассматривая специфику информационного общества как прогрессивной формы развития цивилизационных отношений, следует определить характер и направленность тех личностных модификаций, которые происходят с человеком, в информационном обществе. В этой связи справедливо утверждение В.С.Мухиной о том, что условием развития человека помимо реальности самой Природы является созданная им реальность Культуры, которая выступает как явление коллективное, исторически обусловленное, сконцентрированное прежде всего в знаково-символической форме [11]. Поэтому психологию людей определенной эпохи следует рассматривать в контексте культуры этой эпохи, в контексте значений и смыслов, придаваемых культурным реальностям в конкретный исторический момент.

Особую научную и практическую ценность имеет определение феноменологических характеристик развития детства в условиях информационного общества. Здесь справедливо замечание Д.И. Фельдштейна о том, что «мир Детства – неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом» [17]. По определению Д.И. Фельдштейна, детство в индивидуальном варианте – это, как правило, устойчивая последовательность актов взросления растущего человека, его состояние «до взрослости»; в обобщенном – это совокупность детей разных возрастов, составляющих «довзрослый» контингент общества.

На характер и содержание детства оказывают влияние конкретные социально-экономические и этнокультурные особенности общества. Поэтому на современном этапе развития общества целесообразно в качестве «социальной ситуации» (Л.С. Выготский) становления подрастающих поколений рассматривать многоканальное влияние информационной функционально-содержательной культуры.

Исследование проблем детства находятся на стыке наук: философии, психологии, социологии, антропологии, этнографии, истории культуры, литературоведения. Считаем принципиальным в логике исследования обращение к различным аспектам гуманитарного знания, раскрывающих сущность феномена «детство» как особой психосоциокультурной категории (И.В. Носко) [13].

В.В. Абраменкова отмечает, что отношение к ребенку, детству в историческом контексте претерпело существенные изменения: путь от ребенка, как раба, которого можно было продать, к ребенку как цели патриархального брака; от ребенка – маленького взрослого – к ребенку как самостоятельной ценной в себе личности [1]. Это свидетельствует о том, что основой современной методологии исследования сущности феномена детства выступают идеи самоценности личности, ее духовного потенциала и личностного достоинства, обоснованные в экзистенциальной философии, гуманистической психологии и педагогике. Данное положение представляется значимым для нашего исследования.

Необходимость междисциплинарного синтеза, с помощью которого возможно создание целостной панорамы представлений о закономерностях становления личности ребенка в обществе, высказана уже многими учеными: философами, культурологами и педагогами (Ш.А. Амонашвили, В.В. Зеньковский, М.С. Каган, Я. Корчак, Н.Б. Крылова, Е.В. Субботский, Р.М. Чумичева, Д.И. Фельдштейн и др.), психологами (В.В. Абраменкова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Т. Кудрявцев, А.Б. Орлов, М.В. Осорина, А.В. Петровский, З.Фрейд, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.), историками (Ф. Ариес, Ллойд де Моз, О.Е. Кошелева, Н. Постмен, Л. Поллак и др.), этнографами и социологами (И.С. Кон, М. Мид, Е.М. Рыбинский и др.).

Обращаясь к исследованиям феномена детства, мы согласны с мнением Л.К. Нефедовой, подчеркивающей, что «основания современной педагогической парадигмы целесообразно искать, прежде всего, в философском понимании феномена детства», представляющего собой «некое телесно-духовное состояние» [12]. При этом Л.К. Нефедова справедливо отмечает, что феноменологические характеристики детства следует рассматривать с позиции сущего, а не только с позиции должного.

По мнению Л.К. Нефедовой, философское осмысление феномена детства актуально в аспекте переосмысления культурных процессов. Осознание философских оснований процесса укоренения ребёнка в культуре открывает новые возможности осмысления и реконструкции фундамента самой культуры [12].

Педагогическая антропология позволяет рассматривать ребенка одновременно и как уникальное явление природы и социальный организм, динамика развития которого есть отражение динамики развития человека в контексте социокультурной детерминации; утверждать приоритеты целостности его внутреннего мира; осмысливать его сущностные силы и творческий потенциал в саморазвитии и самореализации. Антропологический подход утверждает единство психофизического и социального развития ребенка.

Исследованию проблем педагогической антропологии посвящены работы ряда отечественных ученых в области педагогики и психологии, в которых описаны различные подходы к пониманию проблемного поля педагогической антропологии (Б.Г. Ананьев, Р.М. Асадуллин, Л.А. Беляева, М.В. Богуславский, И.В. Егоров, В.И. Максакова, А. Смирнов, P.M. Чумичева и др.).

Представляет интерес позиция Е.В. Беляковой, которая утверждает, что антропологический поход позволяет проникнуть в бытие растущего человека, учитывать природу и закономерности внутреннего развития ребенка [4].

Актуализируя значимость антропологического подхода следует подчеркнуть, что Детство представляет собой начало человека, его понимание лежит в основе решения всех антропологических проблем. Без понимания детства как начала познающего человека не может быть понимания человека как целостности.

С 30-х годов XX в. детство становится важнейшей функциональной частью в исследовании культурных систем самых различных народов, самостоятельным объектом анализа под влиянием распространения психоаналитического подхода, в котором оно является одной из центральных тем изучения. В культурологических исследованиях детство определяется как особый мир, своеобразная культура в культуре, область, полная загадок и непознанных явлений. Это мир со своими правилами поведения, мир фантазии и игр, воспринимаемый как реальность [3].

Ключевой идеей кульутрологических исследований детства является понимание того, что особенности процессов, происходящих в детстве, имеют фундаментальное значение для воспроизводства культур. В частности М. Мид выделяла три типа культур: «постфигуративный, где дети прежде всего учатся у своих предшественников, кофигуративный, где и дети и взрослые учатся у сверстников, и префигуративный, где взрослые учатся также и у своих детей» [10]. М. Мид была твердо убеждена, что основы взаимоотношений культуры и индивида формируются в процессе взросления ребенка и освоения им различных культурно заданных моделей поведения.

Осмысление феномена детства в контексте философских и культурологических исследований дает основания утверждать, что детство и ребёнок не просто детерминированы типом культуры, но являются её реальным фундаментом. В этой связи является важным понимание взаимообусловленности процессов влияния культурного контекста развития на ребенка и становление ребенка как субъекта культуры в процессе усвоения им культурных образцов жизнедеятельности.

Немаловажное значение в изучении феномена детства играет такое направление научного знания как социология детства, которая, по утверждению И.С. Кона, рассматривает его не как природную данность, а как социальный конструкт, а детей – как соучастников (хоть и не всегда полноправных) социального процесса, имеющих свой собственный взгляд на мир, подчеркивая, что детский взгляд (точнее – взгляды) требуют к себе серьезного внимания со стороны взрослых [8]. Общими чертами современной социологической теории детства является понимание ребенка как социального субъекта и понимание множественности детства и детских миров.

Социологическое понимание детства, тяготея к целостности, интегрирует данные о детстве, накопленные этнографией, социальной философией, историей. Детство рассматривается как начало формирования человеческой личности, ядро, определяющее её ценностную уникальность, как особая культурная и социальная реальность, социокультурная ценность. В основе понимания детства в социологии лежит проблема его адекватного социального конструирования с определением места в социуме (Л.Г. Кураєва, С.Н. Щеглова, Е.М. Рыбинский).

Рассматривая категорию возраста И.С. Кон подчеркивал, что конкретные «возрастные свойства» не существуют и не имеют смысла вне более общих психологических и культурологических симптомокомплексов. При этом возрастные стереотипы всегда и везде имманентно многозначны, противоречивы и амбивалентны. По мнению ученого для исследования особенностей развития ребенка в конкретный возрастной период следует учитывать, что «возрастные процессы, символизируемые архаическим сознанием, имеют в виду не данную конкретную индивидуальную жизнь, а универсальный космический цикл» [8].

Особое место в психолого-педагогических исследованиях феномена детства занимают работы Д.И. Фельдштейна, который отмечает, что обобщенное наименование – Детство – чаще всего употребляется в социально-практическом, социально-организационном плане. По словам Д.И. Фельдштейна, «главным становится раскрытие закономерностей, характера, содержания и структуры самого процесса развития ребенка в Детстве и Детства в обществе, выявление скрытых возможностей этого развития в саморазвитии растущих индивидов, возможностей такого саморазвития на каждом этапе Детства и установление особенностей его движения к Взрослому Миру» [17].

По мнению ученых (А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская) в качестве методологических ориентиров современной педагогики детства выступают фундаментальные авторские концепции, объясняющие феномен детства, рождение которых произошло в XX веке [6]. К их числу относятся:

Концепция В.В. Зеньковского, который отмечал, что «основная наша ошибка в отношении детей заключается в том, что мы считаем детскую душу решительно и во всем схожей с нашей, исходим из мысли, что в детской душе имеют место те же психические движения, что и у нас, — только еще неразвитые, слабые. Детская душа с этой точки зрения — это душа взрослых в миниатюре, это ранняя стадия в ее развитии».

Профессор В.В. Зеньковский много внимания уделял душе ребенка, в которой, по его мнению, отражается истинный смысл нашего бытия, человеческого существования. Ученый считал ошибочным мнение, что душа ребенка схожа с душой взрослого. По мнению В.В. Зеньковского, личность ребенка есть живое и органическое единство, основа которого лежит во внеэмпирической сфере; с первых дней жизни личность уже окрашена чем-то индивидуальным, что сначала выступает слабо и неясно, но с годами достигает своего полного и адекватного выражения [7]. И здесь мы согласны с В.В. Зеньковским, который справедливо утверждает, что в детях нет ничего искусственного, намеренного, нет никакой подправки; дитя непосредственно следует всем своим влечениям и чувствам, и как раз благодаря этому детство полно настоящей духовной свободы. По мнению ученого, детская иррациональность есть обратная сторона того, что в детской душе доминирует эмоциональная сфера; интеллект и воля занимают второе, часто служебное, место.

На современном этапе, подтверждая позицию В.В. Зеньковского, Е.В. Субботский отмечает, что одной из значимых философских проблем, является мир детского сознания, духовная жизнь ребенка. Ученый пишет: «Мир детского сознания недалек. Он рядом, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка. Говорит нам его голосом. Выражает себя в его поступках… Способ только один: жить, говорить, действовать …, «расшифровывать» его… Не заглянув в этот мир, нельзя не только воспитывать других – невозможно понять самого себя» [7].

Концепция Я. Корчака, утверждающего, что ребенок – существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни, он строит себя сам, все глубже врастая в жизнь. Образно представляя феномен детства и его отдельного представителя – ребенка, Я. Корчак писал: «Ребенок и беспредельность. Ребенок и вечность. Ребенок – пылинка в пространстве. Ребенок – момент во времени.» [9]. Такое многомерное определение детства, данное Я.Корчаком, позволяет утверждать значимость для развития личности ребенка и его вхождения в культуру и процесса интеграции как обобщенного освоения и присвоения личностью культурно адаптированных образцов поведения и ценностей, и процесса индивидуализации как творческой самореализации и самовыражения единичных свойств и качеств, отражающих уникальность бытия конкретной личности.

Концепция Ш.А. Амонашвили, который определяет детство как безграничность и неповторимость, как особую миссию для себя и для людей. Ш.А. Амонашвили считал, что в каждый ребенок наделен от Природы особым, неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. Есть и общие для всех возможности и способности, но есть и своя «изюминка» у каждого [2].

Гуманно-личностная педагогика Ш.А. Амонашвили дает основания утверждать, что возможности каждого ребенка неповторимы и индивидуальны. Роль взрослого в процессе развития ребенка, в том числе и педагога, состоит в оказании ему помощи в определении и проявлении личностью своей жизненной «миссии», персонального предназначения. Здесь справедливо утверждение Л.К. Нефедовой, что «необходимость формирования личности, умеющей найти опору в себе самой, актуализирует детство как метафизическое начало человека» [2].

В контексте данной концепции справедливо мнение Л.В. Боровиковой, что современный педоцентризм ориентирован на пересмотр сферы соучастия взрослого в жизни ребенка, определение своеобразия культуры существования педагога в мире детства, обращает внимание педагогов на необходимость изменения своей позиции по отношению к детству соответственно современной философии его понимания [5].

Концепция Д.Б. Эльконина, который обобщив идеи Л.С. Выготского о развитии человека, рассматривает природу детства в контексте конкретно-исторических условий, определяющих развитие, закономерности, своеобразие и характер изменений детства человека. Ценность феномена детства, по мнению Д.Б. Эльконина, заключается в присвоении богатств родовой культуры и в процессе этого присвоения осуществляется развитие человека.

В подтверждение взглядов Д.Б. Эльконина М. В. Осорина отмечает, что любая человеческая культура обязательно несет в себе модель мира, созданную данной этнокультурной общностью людей [14]. Эта модель мира воплощена в мифах, отражена в системе религиозных верований, воспроизводится в обрядах и ритуалах, закреплена в языке, материализована в планировке человеческих поселений и организации внутреннего пространства жилищ. Каждое новое поколение получает в наследство определенную модель мироздания, которая служит опорой для построения индивидуальной картины мира каждого отдельного человека и одновременно объединяет этих людей как культурную общность.

Такую модель мира ребенок, с одной стороны, получает от взрослых, активно усваивает из культурно-предметной и природной среды, с другой стороны, активно строит сам, в определенный момент, объединяясь в этой работе с другими детьми.

М. В. Осорина выделяет 3 главных фактора, определяющих формирование модели мира ребенка: 1) влияние «взрослой» культуры; 2) личные усилия самого ребенка, проявляющиеся в разных видах его интеллектуально-творческой деятельности; 3) воздействие детской субкультуры, традиции которой передаются из поколения в поколение детей [14].

Концепция Д.И. Фельдштейна, который определяя сущностные характеристики феномена детства в контексте современной социальной ситуации, подчеркивает, что требует глубинного понимания специфика современного Детства, его историческая, социокультурная и психологическая составляющая. По мнению ученого, это предполагает, «во-первых, многоуровневую и многохарактерную оценку реальной исторической ситуации, социокультурной среды, в которой сегодня объективно функционирует и развивается Детство; во-вторых, не просто уточнение и углубление наших знаний о Детстве как особом социальном феномене, его месте в социуме, но и проявлении всех его сущностно значимых особенностей и характеристик в современном мире; в-третьих, выявление специфики самого процесса развития современного Детства, изменений, подвижек, фиксируемых в дифференцированной представленности и на разных его этапах, и на всей дистанции онтогенеза» [17].

Исключительно важным, по мнению Д.И. Фельдштейна представляется дифференцированный подход к средовым характеристикам Детства – культурного контекста его развития. В этом плане особую значимость приобретает исследование реальной социальной среды, в которой практически находится и формируется Детство в целом. Отсюда перспективным для исследования становится понимание качества социокультурной ситуации развития ребенка, управляемого или стихийного влияния на него Мира, создаваемого Взрослыми.

Ученый определяет детство с трех позиций – функционально, содержательно и сущностно. Функционально, детство – объективно необходимое состояние в динамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения к воспроизводству будущего общества. Содержательно, детство – это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослым сообществом и  другими детьми. Сущностно, детство представляет собой особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка в значительной степени проявляют свое действие, «подчиняясь» во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального [17].

Детство отличается рядом специфических особенностей не только как определенное состояние, но и как особый процесс. Д.И. Фельдштейн отмечает, что основанием развития Детства выступает деятельность.

Д.И. Фельдштейн представляет Детство как саморазвивающийся субъект, постоянно выступающий в качестве такового в отношениях со Взрослым Миром. Это позволяет утверждать, что стремление проявлять свою субъектность в процессе жизнедеятельности есть характеристика имманентно присущая каждому ребенку. При этом становится важным, чтобы со стороны Мира Взрослых обеспечивалось активное содействие проявлению ребенком своей субъектности в различных видах деятельности.

Концепция В.Т. Кудрявцева, в которой утверждается идея уникальности человеческого детства, его особого места в социокультурной системе. Именно детство, по мнению ученого, определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида. Следуя утверждению В.И. Вернадского, определяющего детство как «планетное явление», исследователь рассматривает детство как «макрокосмологию». Ценность детства, по мнению В.Т. Кудрявцева заключается в развивающей взаимодетерминации культуры и детства как сферы самой культуры. Отсюда можно вывести две ведущие взаимодополняющие задачи, которые решает ребенок – культуроосвоение и культуросозидание. Эти же задачи решает и взрослый, поддерживающий и обогащающий уникальный опыт взаимодействия ребенка с культурой. Результатом их решения для детей и для педагога будет субкультура детства.

Концепция А.Б. Орлова основана на рассмотрении мира детства наряду с миром взрослости как совершенно равноправных частей, аспектов мира человека. Мир детства, по мнению ученого, обладает своим собственным содержанием, представляющим несомненную ценность для мира взрослости: концентрированной, интегрированной, гармонизированной субъектностью (сущностью), то есть духовностью и нравственностью.

Концепция развития субъективности человека В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева позволяет определить самоценность детства в трех основных аспектах: становлении человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных функциональных органов; развитии субъектных средств регуляции поведения: эмоций, воли и способностей; оформлении личностного способа бытия, свободного и ответственного отношения к себе и другим людям.

Ряд авторов, разделяя данный подход (Н.Н. Авдеева, М.В. Корепанова, Е.О. Смирнова, Р.М. Чумичева), рассматривают самоценность детства в контексте оформления ребенком образа Я. Исходя из этого, детство определяется как период со-творения ребенком своего «Я», смысл которого заключается в становлении личной, самостоятельной, самобытной и разноцветной системы связей, отношений прежде всего ребенка со своим внутренним миром [15].

Вмесите с тем следует констатировать, что идеальная ориентация на самоценность детского возраста, субъектность ребенка, его имманентно заложенную возможность к саморазвитию, далеко не всегда является реальной в практической деятельности взрослых. Мы согласны с мнением Л.В. Боровиковой в том, что для современного общества характерно то, что взрослое сообщество, способствуя формированию состояния детства, не в полной мере учитывает его саморазвитие. Л.В. Боровикова считает, что данное противоречие может быть разрешено, если «преодолеть предрассудки и штампы по отношению к детству, сложившиеся как в обществе, так и у педагогов, переориентировать их педагогическое мышление от взгляда на детство как счастливый и беспечный период жизни человека к принятию его как самоценного феномена» [5].

Обобщая взгляды ученых на феномен детства, можно выделить ряд общих существенных позиций, характерных для большинства исследований и позволяющих их использовать в качестве научных оснований понимания сущности феномена детства и актуальных проблем становления личности в детском возрасте. В качестве ведущих выделим следующие позиции:

  • Современная методология исследования феномена детства основана на идеях уникальности человеческого детства, его особого места в социокультурной системе; самоценности детства, субъектности ребенка, его имманентно заложенной способности к саморазвитию.

  • Детство в социокультурном аспекте – это необходимое состояние в динамической системе общества, социальный конструкт, особая культурная и социальная реальность, социокультурная ценность, саморазвивающийся субъект, постоянно выступающий в качестве такового в отношениях со Взрослым Миром; начало формирования человеческой личности, ядро, определяющее её ценностную уникальность, безграничность и неповторимость, особая миссия для себя и для людей.

  • Дети – социальные субъекты, соучастники социального процесса, имеющие свой собственный взгляд на мир, определяющий множественность детства и детских миров; в них нет ничего искусственного, намеренного они полны настоящей духовной свободы; возможности каждого ребенка неповторимы и индивидуальны.

  • Феноменологические характеристики детства следует рассматривать с позиции понимания взаимообусловленности культурного контекста развития ребенка и становления ребенка как субъекта культуры, потенциально участвующего в присвоении богатств родовой культуры, культуроосвоении, в воспроизводстве культур и культуросозидании, определяющего бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида.

  • Основу развития личности в детстве образует детская иррациональность, основанная на доминировании эмоциональной сферы, следовании ребенка всем своим влечениям и чувствам, определяющих спонтанность ребенка и имманентно присущее ему стремление к творческому созиданию.

  • Качество социокультурной ситуации развития ребенка определяется, характером и содержанием влияния на него мира, создаваемого взрослыми, приоритетная ориентация которого должна быть основана на поддержании и обогащении уникального опыта взаимодействия ребенка с культурой; оказании ребенку помощи, содействия в самовыражении реальных и потенциальных способностей, в проявлении ребенком своей субъектности в различных видах деятельности, в определении и проявлении личностью своей жизненной «миссии», персонального предназначения.


Литература

  1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.;-Воронеж, 2000. 414 с.

  2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995. С.12-13.

  3. Белик А.А., Бергер Я.М. и др. Культурология. Учебное пособие. 1999

  4. Белякова, Е.В. Антропологический подход как условие самовыражения дошкольников на комплексных занятиях. Дис. … к.п.н. Екатеринбург, 2007. 182 с.

  5. Боровикова Л.В. Педагогическая интерпретация феномена детства в профессиональной подготовке воспитателей детей дошкольного возраста: Автореферат …дис. канд. пед. наук. 13.00.01. С.-Пб., 2003. 189 с.

  6. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство как социокультурный феномен и категория дошкольной педагогики / Сборник научных трудов «Педагогика детства: Петербургская научная школа» / Ред. доктор пед. наук, профессор М.В. Крулехт, канд. пед. наук, профессор Т.И. Бабаева, канд. пед. наук, профессор З.А. Михайлова, доктор пед. наук, профессор А.Г. Гогоберидзе. СПб., 2005. http://www.kdp-spb.ru/pedagogika/problemy-pedagogiki-2.html 07.09.2011

  7. Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург, 1995. 297 с.

  8. Кон И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива / И.С.Кон. М.: Наука, 1988..

  9. Корчак Я. Как любить ребенка. Калининград, 2002. С. 22- 33.

  10. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. М., 1988.

  11. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 456 с.

  12. Нефёдова Л. К. Феномен детства в основных формах его репрезентации (философия, миф, фольклор, литература) : Автореферат дис. ... д-ра филос. наук по специальности 09.00.13. Омск, 2005. 337 с.

  13. Носко И.В. Детство как комплексная проблема / Сборник научных трудов «Социальная работа в Сибири». Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 118 – 132. http://hpsy.ru/public/x2624.htm

  14. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2000. 278 с.

  15. Салютнова В.И., Шибанова Н.М. Феноменология творческого самовыражения ребенка старшего дошкольного возраста / Вісник Інституту розвитку дитини Вип. 17. Серія: Філософія, педагогіка, психологія: Збірник наукових праць. Київ: Видавництво Національного педагогічного університету ім. М.П. Драгоманова, 2011. С. 121-127.

  16. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. М., 1991. 237с.

  17. Фельдтштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве – времени Детства. М., 1997. 378 с.


Похожие:

Исследование проблем детства находятся на стыке наук: философии, психологии, социологии, антропологии, этнографии, истории культуры, литературоведения. iconОсн направления
Освещение вопросов аналитики культурологии в ее смысловом и структурном ключе: теории культуры, философии культуры, социологии культуры,...
Исследование проблем детства находятся на стыке наук: философии, психологии, социологии, антропологии, этнографии, истории культуры, литературоведения. iconСправочник по философии Ставрополь 2009
Охватывают круг понятий из истории философии, онтологии, гносеологии, аксиологии, философской антропологии, социальной философии....
Исследование проблем детства находятся на стыке наук: философии, психологии, социологии, антропологии, этнографии, истории культуры, литературоведения. iconЧтение, письмо, повседневный опыт: социологический анализ литературы Каспэ И. М., канд культурологии
«литературности» и знакомит слушателей с методами анализа литературы, которые формируются на стыке разных областей знания: литературной...
Исследование проблем детства находятся на стыке наук: философии, психологии, социологии, антропологии, этнографии, истории культуры, литературоведения. iconЭтнические стереотипы по данным языка и народной культуры славян (этнолингвистическое исследование)
Изначально получив развитие на почве социологии и социальной психологии с 1920-х гг., понятие стереотипа в дальнейшем стало предметом...
Исследование проблем детства находятся на стыке наук: философии, психологии, социологии, антропологии, этнографии, истории культуры, литературоведения. icon1: Введение в историю тела. Теоретическое осмысление телесности в современной гуманитарной науке (4 ч.)
В спецкурс включены материалы из смежных гуманитарных дисциплин – культурной и социальной антропологии, культурной истории, философии,...
Исследование проблем детства находятся на стыке наук: философии, психологии, социологии, антропологии, этнографии, истории культуры, литературоведения. iconМотивы состояний персонажей в русских народных волшебных сказках: системный анализ
Работа выполнена в отделе этнографии, этнологии и антропологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока...
Исследование проблем детства находятся на стыке наук: философии, психологии, социологии, антропологии, этнографии, истории культуры, литературоведения. iconВиктимология (от лат victime жертва и греч logos понятие, учение), область знания на стыке педагогики, психологии, социологии, криминологии и этнографии
Термин «виктимность» заимствован из криминологии, спец раздел которой — юридическая виктимология имеет своим предметом изучение жертв...
Исследование проблем детства находятся на стыке наук: философии, психологии, социологии, антропологии, этнографии, истории культуры, литературоведения. iconТрансформация гавайского общества (конец XIII середина XIX вв.)
Работа выполнена в отделе этнографии, этнологии и антропологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока...
Исследование проблем детства находятся на стыке наук: философии, психологии, социологии, антропологии, этнографии, истории культуры, литературоведения. iconЭтнодемографические процессы в среде ненцев ямала в XX начале XXI века
Работа выполнена в лаборатории антропологии и этнографии Института проблем освоения Севера Сибирского отделения Российской академии...
Исследование проблем детства находятся на стыке наук: философии, психологии, социологии, антропологии, этнографии, истории культуры, литературоведения. iconПроцессы формирования южноазиатской диаспоры (XIX-XXI вв.)
Работа выполнена в Отделе этнографии народов Южной и Юго-Западной Азии Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера)...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница