Междисциплинарная парадигма как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза (на примере дисциплины иностранный язык )




НазваниеМеждисциплинарная парадигма как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза (на примере дисциплины иностранный язык )
страница1/6
Дата30.10.2012
Размер0.81 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5   6


На правах рукописи


Попова Нина Васильевна


МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПАРАДИГМА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ МНОГОПРОФИЛЬНОГО ВУЗА

(НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК)


Специальность 13.00.08 – теория и методика
профессионального образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации
на соискание учёной степени
доктора педагогических наук


Санкт-Петербург
2011


Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»


Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

Акопова Мария Алексеевна


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Еремин Юрий Владимирович


доктор филологических наук, профессор

Баева Галина Андреевна


доктор педагогических наук, профессор

Есаулова Марина Борисовна


Ведущая организация: Карельский государственный педагогический университет


Защита состоится 27 марта 2012 года в 16 часов

на заседании диссертационного совета Д 212.229.28

при Санкт-Петербургском государственном политехническом университете

по адресу 195220, Санкт-Петербург, Гражданский пр., д.28, ауд.328.


С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке СПбГПУ. Автореферат диссертации доступен на сайте ВАК (http://vak.ed.gov.ru/) и на официальном сайте СПбГПУ (http://www.spbstu.ru/).


Автореферат разослан 25 января 2012 года.


Ученый секретарь
диссертационного совета А.И.Сурыгин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования

Современный период развития российского высшего образования характеризуется обновлением всех аспектов образования, отражающего изменения культуры, науки и техники и ориентированного на использование достижений информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. Становится все более очевидной интеграция образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом. Проведение реформы в сфере высшего образования отражает интеграцию России в мировое образовательное пространство и нацелено на создание оптимальных условий для формирования целостной личности выпускника, компетентного не только в своей профессиональной сфере, но и в смежных дисциплинарных областях знаний.

Хотя в Национальной доктрине образования РФ (2000-2025 гг.) отмечается необходимость обеспечения  преемственности всех уровней и ступеней образования, на практике дидактические условия подготовки бакалавров и магистров еще не достаточно согласованы, и междисциплинарный подход к проектированию целостного учебного процесса еще только начинает приходить на смену традиционному предметно-дисциплинарному подходу. Заложенные в указанном регламентирующем документе такие параметры учебного процесса как вариативность образовательных программ, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании, еще только предстоит претворить в жизнь.

Всестороннее рассмотрение происходящих в настоящее время интегративных процессов является, на наш взгляд, весьма перспективным для формирования целостности профессионального мышления современных бакалавров и магистров. Развитие обобщенных представлений в профессиональной сфере помогает выпускникам лучше в ней ориентироваться и является предпосылкой для более продуманного выбора своего дальнейшего образовательного маршрута. Поскольку отмечаемые многими исследователями интегративные тенденции в высшем образовании – это многомерное и многоуровневое явление, которое сложно охватить в рамках одной исследовательской работы, представляется логичным сосредоточиться прежде всего на рассмотрении прикладного аспекта интеграции, а именно на междисциплинарных связях (МДС), формируемых на основе одной из важнейших дисциплин гуманитарной направленности высшего профессионального образования, а именно, дисциплины иностранный язык.

Обучение иностранному языку в современном многопрофильном вузе приобретает особую актуальность в связи с расширяющимися возможностями профессионального общения выпускников со своими зарубежными коллегами как отражение проводимого в настоящее время согласования Российских и Европейских программ подготовки бакалавров и магистров. Состоявшееся уже вхождение России в Болонский процесс является предпосылкой для конвергенции существующих в наших странах образовательных систем и концепций на базе развития новых образовательных технологий, неразрывно связанных с достижениями компьютерной лингводидактики. Соединение существующего в методике преподавания иностранных языков лингводидактического обеспечения учебного процесса с использованием новых компьютерных технологий является основным средством формирования современных интегративных компетенций на основе междисциплинарного синтеза указанных аспектов.

Именно достижения компьютерной лингводидактики обеспечивают действенность междисциплинарной парадигмы на современном этапе, Междисциплинарная парадигма, представляя собой совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов по теории МДС, хорошо адаптируется принятыми в настоящее время Федеральными государственными стандартами (ФГОС) третьего поколения. Развиваясь в русле общего процесса интеграции в сфере образования, междисциплинарная парадигма не противоречит основополагающим положениям компетентностного подхода, который стал основной парадигмой современного этапа развития высшего образования. Междисциплинарная парадигма в вузовском учебном процессе является объединяющим фактором для преподавателей и обеспечивает преемственность и целостность обучения с учетом взаимодействия содержательных и процессуальных компонентов задействованных дисциплин.

Дидактическими формами воплощения междисциплинарной парадигмы и создания интегративной основы обучения в высшей школе могут быть междисциплинарные модули или учебники и учебные пособия, в лингводидактическом аппарате которых имеются учебные задания по актуализации междисциплинарного взаимодействия.

Актуальность создания модели современного вузовского учебника по иностранному языку нового поколения косвенно подтверждается наличием многочисленных вариантов профессионально-ориентированных учебников, созданных по определенному хорошо опробованному стереотипу, не учитывающему современные достижения в развитии компьютерной обучающей среды. Несмотря на то, что такие учебники хорошо себя зарекомендовали, наличие в них только двух когнитивных составляющих – общепрофессиональной и иноязычной – обедняет познавательный потенциал современного студента, который хорошо владеет компьютерными технологиями, но вынужден изучать иностранный язык в вузе только в бумажном формате основного «двумерного» учебника.

Актуальность проблемы исследования междисциплинарных связей в высшей школе, которая будет практически реализована в создании междисциплинарных модулей, а также в модели вузовского учебника по иностранному языку нового поколения, состоит не только в обеспечении повышения качества Российского образования. Она имеет дополнительную степень актуальности, поскольку межисциплинарный подход к проектированию учебного процесса способствует созданию научно-методической базы для развития Российского образования в контексте ориентированного на общую интеграцию Болонского процесса. Формируемые при внедрении междисциплинарного подхода интегративные компетенции помогут выпускникам наших вузов стать полноправными участниками международных научных форумов.

Концептуальной основой создаваемой нами методологии преподавания иностранных языков с учетом актуализации междисциплинарных связей в учебном процессе является оптимальный на данном этапе развития высшей школы компетентностный подход. В терминах данного подхода представляется возможным описать, классифицировать и оценить сформированность развиваемых нами полидисциплинарных интегративных компетенций обучающихся, которые дополняют и углубляют профилирующую для дисциплины «иностранный язык» профессиональную коммуникативную компетенцию. Кроме этого, компетентностный подход, который лег в основу ФГОСов всех направлений подготовки, является для нас критериальным при моделировании учебника нового поколения, созданного нами в рамках проведенного исследования.

Междисциплинарные связи являются в настоящее время особенно актуальными для проектирования учебного процесса в формате компетентностного подхода, поскольку формирование поставленных во главу угла компетенций во всех ФГОСах может осуществляться не одной, а несколькими дисциплинами рабочего учебного плана (РУП) основной образовательной программы (ООП). Междисциплинарный синтез знаний, умений и навыков обучающихся является также необходимым в связи с тем, что бакалаврские программы всех направлений подготовки становятся более практикоориентированными при общем снижении количества часов на лекционные курсы. Таким образом, принятые в 2010 году ФГОСы, отражающие дух реформы в сфере образования, содержат имплицитно выраженное указание на развитие междисциплинарного подхода к проектированию учебного процесса.

Междисциплинарные связи являются, фактически, прикладным аспектом происходящих в сфере образования интеграционных процессов. Проблема интеграции в педагогических науках исследовалась в работах Митусовой О.А. Яковлева И.П., Воронина В.Н., Васильевой С.В. и других исследователей. При всем многообразии исследований интеграционных процессов на современном этапе, нужно отметить, что многие работы слишком теоретизированы и весьма далеки от реального учебного процесса в условиях вуза.

Тема междисциплинарных (межпредметных) связей как таковая в целом хорошо исследована, особенно применительно к обучению в средней школе, что отражено в монографиях Федорца Г.Ф., Максимовой В.Н., Махмутова М.И. и Шакирзянова А.З., Федоровой В.Н. и многих других научных трудах. Однако при анализе существующей литературы становится очевидным, что наиболее тщательно исследованы бинарные МДС смежных естественнонаучных дисциплин, таких, как биология, физика, химия, физическая география, в то время как МДС на базе других дисциплин исследованы в меньшей степени.

Что касается процесса обучения в высшей школе, то исследования МДС на базе неязыкового вуза исследованы явно недостаточно. Бинарные МДС между двумя смежными дисциплинами на базе высшей школы исследовались в работах Бурмиловой С.Ю., Еремеевской И.Д., Кириченко И.И. Маловичко Р.И. и других исследователей на основе информатики, географии и других отличных от иностранного языка дисциплинах в качестве интегративных основ для построения МДС в учебном процессе. Поскольку эти работы, при всей их общей значимости для нашего исследования, не охватывают всей многообразной тематики МДС на базе дисциплины иностранный язык на современном этапе, их необходимо продолжить в полном соответствии с такой важнейшей парадигмой современной сферы образования как использование информационных технологий в учебном процессе современного вуза.

Междисциплинарное проектирование учебного процесса способствует формированию целостной личности выпускника вуза, в которой заложено представление о взаимосвязанности дисциплинарных направлений, в частности, о полезности синтеза иностранного языка и информационных технологий для профессионального и личностного роста обучающихся в течение всей жизни.

В целом, рассматривая междисциплинарное проектирование учебного процесса в многопрофильном вузе, главным образом, на обучении иностранному языку студентов неязыковых направлений, необходимо также изучить возможность его частичного внедрения для обучения студентов лингвистического профиля. Именно выпускникам факультета иностранных языков современного вуза предстоит в своей работе формировать соответствующие интегративные компетенции у студентов неязыкового профиля путем дидактической адаптации междисциплинарных связей. Перспективным представляется внутридисциплинарное межаспектное решение данной научно-методической проблемы с акцентированием сквозных дидактических элементов, присутствующих в основных аспектах базовых дисциплин указанного направления.

Таким образом, в проблемном поле реализации идеи междисциплинарного проектирования учебного процесса можно отметить следующие противоречия:

  • Теория междисциплинарных связей как эффективное средство совершенствования учебного процесса, как в средней так и в высшей школе, представляется нам достаточно разработанной, хотя ее практического воплощения в дидактических форматах междис-циплинарных модулей и учебника нового поколения нам не удалось обнаружить. Создание модели учебника является особенно актуальным в связи с необходимостью решать практико-ориентированные задачи, сформулированные в ФГОСах всех направлений подготовки.

  • В современной методике преподавания иностранных языков наблюдается углубленное внимание к рассмотрению базовых или нормативных составляющих компонентов коммуникативной компетенции (речевой, языковой, компенсаторной, социокультурной), но более сложные по своему составу интегративные компетенции остаются нераскрытыми. Теоретическое обоснование необходимости формирования данных компетенций представляется тем более необходимым, если учесть, что в Примерной программе по иностранному языку для неязыковых вузов (2009) указано, что обучение должно проводиться на междисциплинарной интегративной основе, но никаких разъяснений по этому вопросу не дано.

  • Компьютерная лингводидактика интенсивно развивается, и новые исследования непрерывно обогащают арсенал современных возможностей использования электронных ресурсов в преподавании иностранных языков. Вместе с тем, наблюдается противоречие между постоянным увеличением количества лингвокомпьютерных дидактических средств и чрезвычайно малым количеством преподавателей иностранного языка (около 10%), которые используют их в своей работе. Данное противоречие может быть частично разрешено за счет использования лингвокомпьютерных заданий в учебно-методическом арсенале модулей и междисциплинарных учебников нового поколения.

  • Заявленные в ФГОСе по направлению «Лингвистика» дискурсивная и междисциплинарные профессиональные компетенция (ПК-3,37,38) не подкрепляются указанием дидактических средств их формирования. Данное противоречие может быть частично разрешено за счет описания междисциплинарных и межаспектных ресурсов такого неоднозначного лингвистического понятия как дискурс, который рассматривается как “любой естественно порождаемый речевой фрагмент, коммуникативное событие»; «устный или письменный текст, обусловленный экстралингвистическими факторами» и «теоретический уровень анализа языковых явлений». Дискурсивный анализ может стать элементом современного дидактического «обогащения» всех аспектов дисциплины иностранный язык.

Выявленные противоречия обозначили основную проблему исследования – отсутствие в современном вузе методически разработанного междисциплинарного проектирования учебного процесса как основного пути создания интегративной основы обучения иностранному языку и главного средства формирования интегративных компетенций обучающихся. Разработка междисциплинарного проектирования учебного процесса на основе дисциплины гуманитарного цикла «иностранный язык», присутствующей во всех направлениях подготовки неязыкового вуза, является показательной, поскольку используемые при этом методологические принципы могут быть в дальнейшем применены для иных базовых дисциплин направлений подготовки согласно ФГОСам.

Цель исследования состоит в разработке, научном обосновании и апробации в учебном процессе междисциплинарного проектирования учебного процесса как средства формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза при изучении иностранного языка.

Объект исследования – образовательный процесс в многопрофильном вузе.

Предмет исследования - междисциплинарное проектирование учебного процесса как средство формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза.

Гипотеза исследования. Процесс обучения иностранному языку станет более успешным, если:

        • обучение в вузе будет строиться междисциплинарной интегративной основе;

  • будет разработана общая теория интегративных компетенций и показано ее преломление в содержательных и процессуальных ресурсах дисциплины иностранный язык с учетом элементов компьютерной обучающей среды (КОС);

  • разработаны структурная и компетентностная модели учебника по иностранному языку с учетом междисциплинарных связей и модели актуализации МДС в его лингводидактическом аппарате;

  • методическое проектирование учебного процесса обучения иностранному языку в многопрофильном вузе осуществляется с учетом МДС не только бинарного, но и триадного взаимодействия;

  • используются возможности модульного проектирования учебного процесса с целью создания интегративной основы обучения в многопрофильном вузе

Задачи исследования:

  1. Разработать научно-методологические основы исследования:

    • Описать основные аспекты существующих интегративных тенденций в сфере образования, показать возможность их практической реализации в создании интегративной основы обучения в высшей школе.

  • Определить степень разработанности теории междисциплинарных связей в высшей школе и обосновать происходящую на современном этапе замену профилировавшего бинарного междисциплинарного взаимодействия смежных дисциплин на междисциплинарную триаду.

  • Обосновать необходимость и возможность введения в научно-педагогический аппарат понятия «интегративная компетенция», а также рассмотреть это понятие в масштабе отдельно взятой дисциплины «иностранный язык» для построения интегративной основы обучения иностранному языку в высшей школе.

  • Проанализировать степень разработанности теории модульного проектирования учебного процесса и разработать теорию мобильного междисциплинарного дидактического модуля.

  • Определить степень разработанности теории учебника и провести моделирование профессионально-ориентированного вузовского учебника по иностранному языку нового поколения, с учетом моделей актуализации междисциплинарных связей.

  • Изучить современный уровень развития компьютерной обучающей среды, обосновать необходимость и возможность введения в дидактический аппарат современного учебника лингвокомпьютерных заданий и создания основ их типологии.

  • Определить степень разработанности теории дискурса применительно к процессу обучения иностранному языку для подготовки студентов лингвистического профиля и обосновать возможность использования элементов дискурсивного анализа для осуществления междисциплинарных связей в ООП направления «Лингвистика».

  1. Следуя научно обоснованной обобщенной структурной модели современного учебника, создать инновационные по содержанию и процессуальным компонентам учебники

  • с базовой степенью междисциплинарности и дополнительным универсальным компонентом в виде лингвокомпьютерных заданий для студентов направления «Техническая физика»;

  • с расширенным междисциплинарным охватом за счет текстотеки и специальных заданий («фокусов»), коррелирующих с профильными дисциплинами РУПа по соответствующим направлениям подготовки для студентов по профилям «Реклама и связи с общественностью» и «Лингвистика»;

  • с повышенной степенью интегративности, проявляющейся в выполнении многофункциональных, многоэтапных проектных заданий, включающих широкое использование электронных ресурсов, для магистрантов технического профиля;

  • с четко разработанными актуализационными блоками интегративных заданий для интериоризации междисциплинарной идеи.

  1. Обосновать компетентностные модели созданных учебников и показать значение в них лингвокомпьютерной компетенции, как одной из важнейших интегративных компетенций;

  2. Создать реестр интегративных компетенций, формируемых посредством модульного проектирования учебного процесса, а также посредством обучения по междисциплинарным учебникам и учебным пособиям.

  3. Разработать основы типологии лингвокомпьютерных заданий и применить ее в максимальном объеме при переиздании хрестоматии по страноведению США для студентов лингвистического профиля.

  4. Экспериментально подтвердить концептуально значимые положения диссертационного исследования и эффективность системы междисциплинарного проектирования учебного процесса при проведении апробации одного модуля и двух учебников.

Методологической основой исследования являются идеи:

- компетентностного подхода (Алмазова Н.И., Арсеньев Д.Г., Баграмова Н.В., Байденко В.И., Зимняя И.А., Татур Ю.Г., Крепкая Т.Н., Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сурыгин А.И., Сыманюк Э.Э., и др.), ставшего методологической основой проведения реформы высшего образования;

- междисциплинарного подхода к проектированию учебного процесса (Максимова В.Н., Федорец Г.Ф., Митусова О.А., Горбачевская Е.Н., Гурьев А.И., Медведев В.Е., и др.), который является прикладным аспектом проявления интегративных тенденций и поддерживает основные идеи компетентностного подхода;

- деятельностного подхода (Л.С Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий, Г.И.Щукина и др.), поскольку учебно-познавательная деятельность имеет большое развивающее значение в формировании личностных качеств современных бакалавров и магистров многопрофильного вуза;

- личностно-ориентированного подхода (Акопова М.А., Ананьев Б.Г., Бондаревская Е.В., Краевский В.В., Кузнецова Т.И., Сериков В.В., Якиманская И.С. и др.), который признает необходимость участия обучающихся в учебной деятельности, обеспечивающей развитие их личностных качеств.

Исходной теоретической базой для разработки общей концепции исследования стали:

- исследования интегративных тенденций в сфере высшего образования

в работах Яковлева И.П., Берулавы М.Н., Воронина В.Н., Васильевой С.В., Вьюновой Н.И., Глушенко А.А., Данилюк А.Я., Карповой Ю.Н., Колесиной К.Ю., Махненко С.Г., Митусовой О.А., Сальниковой О.Е., Сергинок С.К., Щенниковой С.В. и др.;

- теория междисциплинарных связей в высшей школе в трудах Беленького Г.И., Бодриковой Г.Н., Еремкина А.И., Зотеевой И.Н., Кулагина П.Г., Мирцхулава Л.А., Резник Н.И., Саломатова К.И., Бурмиловой С.Ю., Васильевой С.В., Горбачевской Е.Н., Панкратовой О.П., Зыряновой И.Н., Качановой А.Н., Кутузовой Г.И., Дроновой О.В. др.

- теория моделирования, предполагающая изучение педагогических явлений и процессов на модели, по работам Михеева В.И., Лебедевой И.П., Ганаевой Е.А., Воронина Ю.А., Чудинского Р.М., Миллера А.А., Новицкой Л.Ю., Морозова А.Е., Сергиенко И.В., Гущина А.В., Афанасьевой О.Ю., и др.

- теория учебника, которая разрабатывалась в научных трудах Антоновой С.Г., Арутюнова А.Р. Беспалько В.П., Бим И.Л., Буга П.Г., Вятутнева М.Н., Гез Н.И., Гальсковой Н.Д., Бердичевского А.Л., Зуева Д.Д., Хуторского А.В., Клоковой Г.В. Климентенко А.Д., Миролюбова А.А., Каган О., Король А.Д., Назаровой Т.С., Орбодоевой Л.М., Осипян Т.Г., Феоктистовой Е.А., Низовой И.Ю., Романченко Т.Н., Якушева М.В. и др.;

- теория модульного проектирования учебного процесса в трудах Чошанова М.А., 1996; Чернилевского Д.В., 2000; Солововой Е.Н., 2008; Арсеньева Д.Г., Сурыгина А.И., Шевченко Е.В., 2010 и др.

- исследования различных аспектов использования компьютера в аудиторной и самостоятельной работе студентов в работах Российских авторов Акоповой М.А., Азимова Э.Г., Алгазиной Н.Н, Гребенщиковой А.В., Коган М.С., Крюковой О.П., Ларских З.П., Полат Е.С., Федотова Ю.Г., Чуксиной И.Г. Жильцовой Ю.Л., Жук Л.Г., Зайцевой Е.Н., Соколовой Е.И., Штурбы Ю.В., Ятуниной А.И., Сочневой А.Ю. и зарубежных авторов Beatty K., Cobb, T., Davies G., Dudeney G.&Hockly N., Pegrum M. и др;

- теория лингводидактического обеспечения учебного процесса в компьютерной обучающей среде по работам Ачкасова А.В., Бовтенко М.А., Безручко В.Т., Беляевой Л.Я., Виландеберк А.А., Девель Л.А., Воронина В.Н., Можаевой Г.В., Марчука Ю.Н., Петровой Л.П., Потаповой Р.К., Титовой С.В., Халяпиной Л.П., Ющук Е.Л., Dodge B., Celce-Murcia M., Arnold D., Godwin-Jones R., March T., Harmer J., Woodin J.и др.;

- теория формирования компетенций и компетентностей по работам Аршиновой Н.И., Аносовой Н.Э., Авловой Т.В., Барановой Н.А., Басыровой О.Н., Беляковой Н.М. Козлова В.Н., Солововой Е.Н., Медведевой Ю.В., Исенко И.А., Птущенко Е.Б., Емельяновой Т.В., Бекасова И.К., Овчинниковой М.Ф., Кубичевой К.И., Чучалина А.И., Шевцовой И.В. и др.;

- теория дискурса как междисциплинарного явления гуманитарной сферы по работам Гавриловой М.В., Чернявской В.Е., Йоргенсен М.В., Филлипс Л., Феркло Н., Лейчика В.М., Манаенко Г.Н., 2008 и др., а также дискурсивного анализа, рассматриваемого в учебно-методических целях в работах Куликовой О.В., Сергеевой Е.В., Сорокиной С.В., Хохловой Н.Б., Чичериной Н.В., Дейка Т.А., Olshtain E., Carter R., Celce-Murcia M., McCarthy M., и др.

Методы исследования. Исходя из сущности изучаемой проблемы и логики исследования, а также для решения поставленных в исследовании задач, нами использовались методы теоретического анализа, моделирования, обобщения практического опыта работы, формализации. При апробации созданных модулей и учебных пособий использовались методы тестирования, анкетирования, экспертных оценок, количественной и качественной оценки полученных результатов.

Обобщенные результаты проведенного исследования, которые выносятся на защиту, представлены следующими положениями концепции междисциплинарного проектирования учебного процесса:

1. Междисциплинарное проектирование учебного процесса представляет собой совокупность взаимосвязанных форм и средств учебной деятельности, направленных на формирование интегративных компетенций средствами иностранного языка. Междисциплинарное проектирование отражает прикладной аспект преломления интегративных тенденций в учебном процессе высшей школы и является средством углубления реализуемого в ФГОСах компетентностного подхода к организации образования в период реформы.

2. Междисциплинарное проектирование учебного процесса представляет собой базис для создания интегративной основы обучения иностранному языку в многопрофильном вузе. Интегративная основа обучения представляет собой трехуровневое образование, которое может создаваться, в частности, за счет более гибкой дидактической формы модульного проектирования.

2. Интегративные компетенции, которые объединяют в своем составе концептуальные представления различных дисциплин, и подлежат формированию при обучении иностранному языку, включают те составляющие надпредметных компетенций, которые формируются, главным образом, за счет дидактического синтеза средств иностранного языка и компьютерной лингводидактики.

3. Важным условием усвоения междисциплинарного материала и формирования интегративных компетенций является проведение актуализации по разработанным моделям: актуализация по принципу альтернативного выбора при выполнении заданий с использованием элементов компьютерной обучающей среды, по принципу «личностной линзы», инкрементации проектной компетенции и актуализации МДС по принципу множественной матричной дисциплинарно-аспектной фокусировки текстотеки учебника.

5. Дидактическое моделирование учебника нового поколения как основного звена учебного процесса состояло из следующих этапов: формирование концепции обучения по междисциплинарному учебнику с учетом существующих парадигм в сфере высшего образования; отбор содержания текстотеки профессионально-ориентированного учебника исходя из указанных в ФГОСах ориентиров; проектирование лингводидактического процесса с учетом наличия компьютерной обучающей среды (КОС).

Научная новизна исследования состоит в том, что

1) на примере дисциплины «иностранный язык» доказано, что внедрение превалирующего в сфере высшего образования компетентностного подхода сопряжено с междисциплинарным проектированием учебного процесса;

2) исходя из изучения теории модульного проектирования учебного процесса в высшей школе разработаны основы мобильного междисциплинарного дидактического модуля (ММДМ) и обосновано понятие его дидактической мобильности;

2) разработана модель учебника нового поколения учетом МДС, которая имеет двойную степень междисциплинарного расширения по сравнению с традиционным профессионально-ориентированным учебником по иностранному языку: за счет специальных заданий для выполнения в компьютерной обучающей среде и тематического расширения текстотеки за счет ее корреляции с несколькими дисциплинами РУПа по направлениям подготовки;

3) на основе анализа существующих концепций компьютерной обучающей среды обосновано понятие «универсальный компонент» дидактического аппарата современного учебника нового поколения, под которым подразумевается использование электронных ресурсов в аудиторной и самостоятельной работе студентов при изучении иностранного языка;

5) выявлены структура и компоненты интегративных компетенций, объединяющих в своем составе множественные концептуальные представления ряда дисциплин ООП направления подготовки и формируемых частично за счет дисциплины «иностранный язык»; показано, что интегративное качество компетенции возникает при сочетании в формирующих ее заданиях нескольких содержательно-процессуальных компонентов разных дисциплин, например, иностранного языка, профессионально-ориентированных дисциплин и информатики.

Теоретическая значимость исследования:

1) Теория МДС в высшей школе получила дальнейшее развитие за счет обоснования происходящего на современном этапе перехода от профилировавших ранее бинарных МДС смежных дисциплин к междисциплинарной триаде, универсальным компонентом которой является информационная или компьютерная составляющая, которая реализуется при обучении студентов многопрофильного вуза в КОС;

2) Разработаны теоретические предпосылки создания интегративной основы обучения в вузе, которая на современном этапе развития высшей школы представляет собой уровневое образование, фундаментом которого являются междисциплинарные связи, дополняемые межаспектными и поликодовыми взаимодействиями дидактических компонентов;

2) Теория компетентностного подхода дополнена описанием комплексных по своему составу интегративных компетенций, формирование которых осуществляется средствами иностранного языка как их базового компонента, и примерами которых являются иноязычная лингвокомпьютерная компетенция, проектная, лингвокультурная, дискурсивно-аналитическая и др.;

Практическая значимость диссертационного исследования:

1) создано научно-обоснованное учебно-методическое обеспечение основных образовательных программ специалитета, бакалавриата и магистратуры по направлению «Лингвистика» с учетом междисциплинарных связей на основе иностранного языка, а также даны рекомендации по формированию МДС между смежными дисциплинами и видами учебной деятельности согласно РУПу;

2) разработано семь профессионально-ориентированных учебников по иностранному языку согласно разработанной модели междисциплинарного учебника нового поколения, предназначенного для обучения в компьютерной обучающей среде, для студентов по направлениям «Техническая физика», «Реклама и связи с общественностью», «Лингвистика», а также для магистрантов технических и гуманитарных направлений подготовки;

3) разработаны методические рекомендации для преподавателей вузов по внедрению междисциплинарных связей при изучении иностранного языка и формированию интегративных компетенций обучающихся, отраженные в двух монографиях, учебных пособиях и статьях;

4) основы типологии лингвокомпьютерных заданий имеет большое практическое значение, поскольку может быть использована не только при создании новых учебных пособий для студентов любого профиля подготовки, но применяться также для модернизации ранее изданных учебников

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается тем, что автор исследования опиралась на теории, получившие многократное подтверждение в работах методистов; автором использовался широкий круг источников по различным областям знаний (теория и методика профессионального образования, компьютерная лингводидактика, методика преподавания иностранных языков, лингвистика, дискурс); методы исследования непротиворечивы и адекватны исследуемой проблеме, гипотезе, объекту и предмету исследования. Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждаются также многолетним и многообразным опытом работы автора в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете (СПбГПУ) в качестве доцента и заместителя декана факультета иностранных языков по учебно-методической работе, которая включала подготовку рабочих учебных планов (РУП) основных образовательных программ (ООП) по направлениям факультета и составление учебно-методических комплексов (УМК) ООП и учебных программ и УМК входящих в них дисциплин в соответствии со стандартами второго и третьего поколений (ГОСы и ФГОСы).

База исследования: Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ). Всего на различных этапах исследования приняло участие 194 человека, из них 12 преподавателей факультета иностранных языков.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Междисциплинарная парадигма как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза (на примере дисциплины иностранный язык ) iconПрограмма недели науки 2011 на фия
Дисциплина «Иностранный язык» как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза
Междисциплинарная парадигма как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза (на примере дисциплины иностранный язык ) icon«Иностранный язык (английский)» Общая трудоёмкость изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины «Иностранный язык» является формирование и развитие коммуникативных компетенций (говорение, письмо, чтение,...
Междисциплинарная парадигма как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза (на примере дисциплины иностранный язык ) icon«Иностранный язык (английский)» Общая трудоёмкость изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины «Иностранный язык» является формирование и развитие коммуникативных компетенций (говорение, письмо, чтение,...
Междисциплинарная парадигма как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза (на примере дисциплины иностранный язык ) icon«Иностранный язык» Общая трудоёмкость изучения дисциплины составляет 9 з е. (324 часа)
Целью изучения дисциплины «Иностранный язык» является формирование и развитие коммуникативных компетенций (говорение, письмо, чтение,...
Междисциплинарная парадигма как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза (на примере дисциплины иностранный язык ) iconПрограммы дисциплины «Иностранный язык» Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 10 зач единицы (360 час)
Цель изучения дисциплины «Иностранный язык» – приобретение общей, языковой и коммуникативной компетенций, необходимых для получения...
Междисциплинарная парадигма как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза (на примере дисциплины иностранный язык ) icon«Иностранный язык» Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 9 зе (324 час.)
Изучение дисциплины направлено на формирование и развитие следующих общекультурных компетенций
Междисциплинарная парадигма как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза (на примере дисциплины иностранный язык ) iconРабочая программа дисциплины иностранный язык на основе фгос впо
Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем и формируемых компетенций
Междисциплинарная парадигма как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза (на примере дисциплины иностранный язык ) iconПрограммы дисциплины «Иностранный язык» Общая
...
Междисциплинарная парадигма как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза (на примере дисциплины иностранный язык ) icon1. Цели и задачи курса «Иностранный язык» Цель преподавания
«Иностранный язык» умение соотносить языковые средства с конкретными сферами, ситуациями, условиями и задачами общения, уровень которого...
Междисциплинарная парадигма как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза (на примере дисциплины иностранный язык ) iconАннотация рабочей программы дисциплины Иностранный язык Общая трудоёмкость изучения дисциплины
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница