Формирование социально-профессиональной мобильности студентов вуза




Скачать 364.89 Kb.
НазваниеФормирование социально-профессиональной мобильности студентов вуза
страница1/2
Дата30.10.2012
Размер364.89 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2


На правах рукописи


ИПАТОВА Елена Робертовна


ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА


13.00.08 – теория и методика профессионального образования


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Шуя 2012

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»



Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор Качалова Людмила Павловна



Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, доцент Романова Каринэ Евгеньевна,





кандидат педагогических наук, доцент

Аникова Юлия Александровна


Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Нижнетагильская социально-педагогическая академия»



Защита состоится 16 февраля 2012 г. в 15.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.302.01 по присуждению ученой степени доктора и кандидата педагогических наук в ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» по адресу: г. Шуя, Ивановская область, ул. Кооперативная, 24.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет». Текст автореферата размещен на официальном сайте ВАК МОиН РФ - vak2.ed.gov.ru.


Автореферат разослан «14» января 2011 года


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук,

доцент Н.В. Лысых


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне состоит в том, что одной из наиболее характерных особенностей современного этапа в развитии человеческого общества является непрерывно нарастающая интенсивность и динамичность разномасштабных и разнонаправленных изменений, которые глобально охватывают все сферы и процессы жизнедеятельности людей. Современный человек живет в условиях быстроменяющегося мира, а процессы глобализации и интеграции ставят его перед необходимостью постоянно быть готовым к перемещениям в социальном пространстве, легко адаптироваться к изменяющимся условиям и гибко взаимодействовать с самыми разными культурными и социальными системами и субъектами. Развитие передовых технологий, нововведений в профессиональный и социальный мир является толчком к появлению новых престижных профессий, требующих высокой квалификации и специальной подготовки.

Объемы и сложность информации, которую современный человек вынужден осваивать во всех сферах своей жизни – социальной, экономической, профессиональной, бытовой и других требуют от человека умения оперативно обновлять свои знания, гибко ориентируясь в непрерывно изменяющейся информационной среде. Иными словами, человек в современном мире, чтобы быть успешным и востребованным, должен обладать определенными личностными качествами – быть подвижным, готовым к любым изменениям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, то есть быть мобильным. Поэтому задача вуза путем формирования мобильности как особого личностного качества, подготовить образованных специалистов, которые умеют и хотят приспосабливаться к изменяющимся условиям рынка. Это актуализирует проблему формирования социально-профессиональной мобильности будущих специалистов, оказания им содействия в обретении позиции активного субъекта на рынке труда, формировании готовности к смене вида или содержания профессиональной деятельности.

На научно-педагогическом уровне актуальность исследования проблемы социально-профессиональной мобильности студентов выступает как сравнительно новая научная проблема, носящая комплексный междисциплинарный характер. В научной литературе выделяют философский, социологический, психологический и педагогический подходы к ее раскрытию.

Философские основы изложены в контексте профессионального развития и становления профессионально успешного человека (Б.С. Гершунский, К.Попер, И. Пригожин, И.Т.Фролов и др.). Социологами анализируются управления процессами мобильности населения в современной России (Л.А. Сорокина, В.А. Суровнева и др.); выделяются различные виды мобильности (социокультурная, трудовая, социально-профессиональная, академическая, когнитивная и др.), актуальные в контексте современного этапа общественного развития (Т.Л. Аракелова, И.В. Василенко, Э.А. Морылева и др.); обосновываются институционализированные и неинституционализированные каналы профессиональной мобильности, среди которых особо выделяется образование (О.Ю. Посухова, И.Л. Смирнова и др.). Большинство психологических исследований по профессиональной мобильности анализируют это качество личности в контексте профессионального становления как основу конкурентоспособности личности (Э.Ф. Зеер, Е.А.Климов, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Н.С. Пряжников и др.).

На педагогическом уровне раскрывается формирование и развитие профессиональной мобильности будущих специалистов в процессе обучения в вузе (А.И. Архангельский, Л.В. Горюнова, Л.М.Митина, Е.Г. Неделько и др.), рассматриваются направления подготовки выпускника к социальной и профессиональной мобильности (Н.Зверева, С.Шевченко, О. Каткова и др.), раскрываются пути и средства формирования профессиональной мобильности и социальной защищенности (Г. Мухаметзянова, Г.Минкина, Н.Пугачева и др.), определяется роль инновационного образования в решении проблем профессиональной мобильности (Б.М. Игошев, Н.В. Сидорова, Е.П. Шарова и др.).

Некоторые аспекты изучения мобильности освещаются в педагогических исследованиях по проблемам формирования профессиональной компетентности специалистов разного профиля, поскольку социальная и профессиональная мобильность рассматривается как одна из важнейших составляющих профессиональной компетентности (В.А. Адольф, И.Б. Бичева, И.В. Гришина, Э.Ф. Зеер, А.А. Майер, Е.Л. Пупышева, Т.М. Сорокина и др.).

Исследования, раскрывающие роль и значение вузов в формировании профессиональной мобильности студентов (Б.Л. Агранович, В.И. Жуков,
Е.А. Князев, В.Л. Матросов, Г.А. Месяц, В.А. Сластенин, Г.Ф. Шафранов-Куцев и др.), позволяют рассматривать данную проблему применительно к условиям и возможностям внеучебной деятельности в процессе подготовки будущих юристов.

Данные работы способствуют накоплению и систематизации знаний по проблеме нашего исследования, однако, следует отметить, что в них формирование социально-профессиональной мобильности студентов не нашло должного отражения и специально не изучалось, исследование социально-профессиональной и других видов мобильности в научно-педагогическом аспекте только начинается, многие выявленные характеристики этого феномена пока лишь теоретически конституированы и нуждаются в более глубоком и всестороннем изучении.

На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловливается тем, что в современной педагогической теории практически отсутствуют исследования, посвященные рассмотрению проблемы организации подготовки профессионально мобильных юристов.

Решение проблемы поиска и выбора условий формирования социально-профессиональной мобильности студентов требует более детального исследования, что является следствием обострения следующих противоречий между:

- социальным заказом общества на подготовку мобильных специалистов, способных к решению сложных социально-профессиональных задач и реальной подготовкой специалистов в вузах, основу которой составляет формирование профессиональных знаний, умений и опыта профессиональной деятельности;

- необходимостью формирования социально-профессиональной мобильности студентов и существующими теоретико-методологическими основаниями, не позволяющими решать эту задачу в образовательном процессе педвуза;

- необходимостью осуществления целенаправленной работы по формированию социально-профессиональной мобильности студентов вуза и несогласованностью действий по организации этого процесса.

Выделенные аспекты исследования и существующие противоречия в совокупности направлены на решение проблемы, заключающейся в поиске путей и средств повышения эффективности процесса формирования социально-профессиональной мобильности студентов вуза.

Данные обстоятельства послужили основанием для определения темы настоящего исследования: «Формирование социально-профессиональной мобильности студентов вуза».

В соответствии с проблемой и темой исследования определена цель исследования, которая заключается в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке структурно-функциональной модели формирования социально-профессиональной мобильности студентов вуза.

Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки студентов в вузе.

Предмет исследования научно-педагогическое обеспечение формирования социально-профессиональной мобильности студентов вуза.

Гипотеза исследования заключается в том, что повышение эффективности формирования социально-профессиональной мобильности студентов вуза может быть обеспечено:

- внедрением в процесс профессиональной подготовки структурно-функциональной модели формирования социально-профессиональной мобильности студентов вуза, основными компонентами которой являются: целевой, содержательный, организационно-технологический, оценочно-результативный, которые находятся во взаимосвязи и функциональной зависимости;

- реализацией комплекса педагогических условий ее эффективности, включающего: конструирование индивидуальной траектории, актуализирующей поле личностного смысла формирования социально-профессиональной мобильности студентов; целенаправленную активизацию практико-ориентированной деятельности студентов; применение комплекса тренинговых упражнений.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы оценить состояние проблемы в теории и практике высшего профессионального образования и на этой основе уточнить признаки понятия «социально-профессиональная мобильность» студентов вуза.

2. Выделить и теоретически обосновать основные компоненты процесса формирования социально-профессиональной мобильности студентов вуза, определить связи между ними и на этой основе разработать,

3. теоретически обосновать структурно-функциональную модель формирования социально-профессиональной мобильности студентов вуза и осуществить ее опытно-экспериментальную проверку.

3. Определить и опытно-экспериментальным путем проверить комплекс педагогических условий эффективного функционирования структурно-функциональной модели формирования социально-профессиональной мобильности студентов вуза.

4. Разработать и апробировать методику формирования социально-профессиональной мобильности студентов вуза.

Теоретическую основу исследования составили: теория организации педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В.А.Беликов, В.П. Беспалько, Б.Г. Гершунский, Г.Г. Гранатов, В.А. Сластенин и др.); теория профессионального образования (С.Я.Батышев, А.Г.Гостев, Ю.М.Забродин, А.Я.Найн, Е.В.Романов, А.Н.Сергеев и др.); теория и практика подготовки специалистов и управление педагогическим процессом в вузе (Р.М. Асадулин, В.И.Андреев, Т.Е.Климова, Н.Я.Сайгушев, З.М.Уметбаев, Е.Н. Шиянов и др.); психологические теории деятельности, (В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.Я. Ляудис, А.К.Маркова, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); теория и методика педагогических исследований (А.А. Анастази, А.П. Беляев, Т.Е. Климова, В.В.Краевский, Б.У. Родионов, Н.М.Таланчук и др.).

Методологическая основа исследования

В разработке теоретических аспектов исследования мы существенным образом опирались на основные положения системного подхода (В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, В.И.Загвязинский, Г.Н.Сериков, В.А.Сластенин и др.), положения деятельностного подхода (Б.Г.Ананьев, В.А.Беликов,, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин,, И.Ф.Исаев, С.Л.Рубинштейн), положения личностно-ориентированного подхода (В.А.Беликов, В.А.Болотов, Е.В.Бондаревская, Л.П.Качалова, М.Н.Костикова, И.С.Якиманская и др.).

Исследование существенным образом опиралось на исследования, отражающие основные положения теорий и концепций мобильности (Ю.В. Арутюнян,Т.И.Заславская, Б.М.Игошев,М.Н. Руткевич, Ф.Р. Филиппов и др)

Основной базой исследования служила ФГБОУ ВПО «Уральская государственная юридическая академия». Всего исследованием охвачено 120 студентов.

На первом этапе (2004-2006гг.) осуществлялось изучение, обобщение и систематизация информации по проблеме исследования в научной литературе и диссертационных исследованиях. Это позволило определить исходные позиции исследования, разработать понятийный аппарат, сформулировать гипотезу исследования и наметить его задачи. В эти же сроки была разработана диагностическая программа по отслеживанию уровней социально-профессиональной мобильности студентов: теоретический анализ объекта измерения, выбор критериев, показателей, уровней и методов их диагностики, перевод выделенных критериев и показателей в количественные эквиваленты, которые позволяют использовать математический аппарат для статистического анализа получаемой педагогической информации. Проводился констатирующий этап опытно-экспериментальной работы, осуществлялся первичный сбор и анализ эмпирического материала. Основные методы этапа: теоретические (анализ, обобщение, систематизация, моделирование), эмпирические (наблюдение, тестирование, беседа, констатирующий этап опытно-экспериментальной работы), методы математической статистики.

На втором этапе (2007-2009гг.) разрабатывалась модель формирования социально-профессиональной мобильности студентов вуза, выявлялся комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели формирования социально-профессиональной мобильности студентов вуза, разрабатывалась методика реализации педагогических условий, проводилась проверка модели при комплексной реализации педагогических условий. Основные методы этапа: теоретические (моделирование, теоретический анализ и обобщение информации), эмпирические (наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности студентов, поисковый и формирующий эксперимент), методы математической статистики.

На третьем этапе (2009-2011гг.) проводилась обработка, анализ и обобщение результатов исследования, уточнялись теоретические и экспериментальные данные, формулировались основные выводы, оформление диссертационного исследования. Основные методы: количественный и качественный анализ результатов исследования.

Научная новизна исследования:

- определено понятие социально-профессиональной мобильности студентов, под которой понимается готовность личности к оперативной смене сферы профессиональной деятельности, которая проявляется в активности и деятельностном интересе к профессиональной деятельности, адаптивность к различным видам профессиональной деятельности, настроенности на творческое отношение к выполняемой деятельности и как результат - самореализующаяся и самодостаточная личность.

- разработана и обоснована модель формирования социально-профессиональной мобильности студентов вуза, суть которой заключается в обеспечении высокого уровня социально-профессиональной мобильности студентов и состоящей из целевого, содержательного, организационно-технологического, оценочно-результативного компонентов;

- теоретически обоснован и опытно-экспериментальным путем проверен комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели формирования социально-профессиональной мобильности студентов вуза , что обеспечивает эффективное функционирование модели формирования социально-профессиональной мобильности студентов;

- разработана методика рассматриваемого процесса, позволяющая формировать профессионально-социальные ценности и ориентации, рефлексию, адаптивность, организационно-деятельностную направленность будущих специалистов с учетом внеучебной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- уточнены признаки понятия «социально-профессиональная мобильность», под которой понимается готовность личности к оперативной смене сферы профессиональной деятельности, которая проявляется в активности и деятельностном интересе к профессиональной деятельности, адаптивность к различным видам профессиональной деятельности, настроенности на творческое отношение к выполняемой деятельности и как результат самореализующаяся и самодостаточная личность;

- выявлены и описаны уровни сформированности социально-профессиональной мобильности студентов вуза, разработаны критерии и показатели для их определения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная модель формирования социально-профессиональной мобильности студентов вуза позволяет повысить эффективность процесса их профессиональной подготовки. Реализация модели обеспечивается методическими рекомендациями для преподавателей и студентов. Материалы исследования и методические рекомендации могут быть использованы в практике вузов при разработке и модернизации действующих программ подготовки будущих юристов.

Достоверность и обоснованность проведенного исследования, полученных в исследовании результатов и выводов обеспечивается опорой на основные положения современных методологических, психолого-педагогических и научно-методических исследований, результатами обработки данных проведенного эксперимента, использованием методов исследования адекватных цели и задачам исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе обсуждения на заседаниях на кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», на заседаниях научно-исследовательской лаборатории поствузовского образования ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», на конференциях различного уровня: Международной научно-практической конференции «Развитие системы управления персоналом в современных организациях» (г. Екатеринбург 2009 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы медицины, биологии и образования» (Тюмень-Шадринск, 2009 г.); VIII Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых «Эволюция российского права» (г. Екатеринбург, 2010 г.); IX Всероссийской научная конференция студентов и молодых ученых «Актуальные вопросы публичного права» (г. Екатеринбург, 2010 г.); IX Межрегиональной научно-практической конференции Института юстиции Уральской государственной юридической академии (г. Екатеринбург, 2010 г.); X Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых «Актуальные вопросы публичного права» (г.Екатеринбург, 2011 г.); I заочной научной объединенной сессии «Трибуна ученого: актуальные проблемы современного образования» (Шадринск-Шуя, 2011 г.)

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социально-профессиональная мобильность студентов представляет собой готовность личности к оперативной смене сферы профессиональной деятельности, которая проявляется в активности и деятельностном интересе к профессиональной деятельности, адаптивность к различным видам профессиональной деятельности, настроенности на творческое отношение к выполняемой деятельности и как результат - самореализующаяся и самодостаточная личность.

2. Модель формирования социально-профессиональной мобильности студентов вуза, включающая целевой, содержательный, организационно-технологический, оценочно-результативный компоненты и основанная на реализации системного, личностно-деятельностного и индивидуально-творческого подходов, функционально позволяющая активизировать личностные ресурсы студентов для дальнейшей самореализации.

3. Комплекс педагогических условий формирования социально-профессиональной мобильности студентов вуза, включающий в себя: конструирование индивидуальной траектории, актуализирующей поле личностного смысла формирования социально-профессиональной мобильности студентов; целенаправленная активизация практико-ориентированной деятельности студентов; применение комплекса тренинговых упражнений.

4. Методика реализации педагогических условий формирования социально-профессиональной мобильности студентов вуза, состоящая из специально-подобранных и взаимосвязанных между собой методов и приемов (проектные, имитационные, игровые), средств (программы саморазвития, ситуации) и форм организации внеучебной деятельности (спецкурсы, тренинги) по формированию профессионально-ценностных ориентаций, эмоциональную, организационно-деятельностной совокупности умений, опыта, рефлексивного позиционирования по отношению к будущей профессиональной деятельности.

Структура и объем диссертации соответствует логике проведенного научного исследования и состоит из введения, трех глав и выводов по ним, заключения. Список используемой литературы включает 217 наименований, содержит 24 таблицы.

  1   2

Похожие:

Формирование социально-профессиональной мобильности студентов вуза iconФормирование профессиональной компетентности студентов технического вуза в условиях информатизации образования
Охватывают период с 1994 г по 2008 г
Формирование социально-профессиональной мобильности студентов вуза iconФормирование критического мышления студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования
Формирование социально-профессиональной мобильности студентов вуза iconФормирование профессиональной компетенции в области кадрового менеджмента у студентов вуза (на примере изучения дисциплины «Основы управления персоналом»)
«Педагогика и методики преподавания» фгбоу впо «Тольяттинский государственный университет»
Формирование социально-профессиональной мобильности студентов вуза iconА. А. Недоступ «18» ноября 2011 г
Целью изучения культурологии является формирование у студентов знаний о культуре как системе духовных ценностей человека, общества,...
Формирование социально-профессиональной мобильности студентов вуза iconА. А. Недоступ «28» ноября 2011 г
Целью изучения культурологии является формирование у студентов знаний о культуре как системе духовных ценностей человека, общества,...
Формирование социально-профессиональной мобильности студентов вуза iconА. А. Недоступ «28» ноября 2011 г
Целью изучения культурологии является формирование у студентов знаний о культуре как системе духовных ценностей человека, общества,...
Формирование социально-профессиональной мобильности студентов вуза iconА. А. Недоступ «21» ноября 2011 г
Целью изучения культурологии является формирование у студентов знаний о культуре как системе духовных ценностей человека, общества,...
Формирование социально-профессиональной мобильности студентов вуза iconА. А. Недоступ «28» ноября 2011 г
Целью изучения культурологии является формирование у студентов знаний о культуре как системе духовных ценностей человека, общества,...
Формирование социально-профессиональной мобильности студентов вуза iconНазвание статьи
Динамика становления профессиональной идентичности студентов педагогического вуза
Формирование социально-профессиональной мобильности студентов вуза iconНазвание статьи
Динамика становления профессиональной идентичности студентов педагогического вуза
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница