Муниципального образования город дербент муниципальное общеобразовательное учреждение




НазваниеМуниципального образования город дербент муниципальное общеобразовательное учреждение
страница1/8
Дата29.10.2012
Размер1 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ДЕРБЕНТ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19

(МОУ СОШ №19)


«Утверждаю» Рассмотрено и принято

Директор МОУ СОШ № 19 на педагогическом совете

С.В. Дунаева _______ протокол №______

«___» ____________ 2011 года «______» _______ 2011 года


Основная образовательная

программа

начального общего образования

на период с 2011 – 2015 годы


Дербент

2011год


Основные разделы программы:

1. Пояснительная записка ……………………………………………………………………………… 3-5

2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования …………………………………….....5-9

3. Учебный план начального общего образования. План внеурочной деятельности………………..9-14

4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования………………………………………………………………………………………14-18

5. Общая характеристика содержания образования начального общего образования ……………18-20

6. Программа духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования……………………………………………………………………………………..20-24

7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни………………........24-28

8. Условия реализации основной образовательной программы начального общего образования

8.1. Кадровые условия реализации основной образовательной программы……………………….28-29

8.2. Финансовые условия реализации основной образовательной программы…………………….29-30

8.3. Материально- технические условия реализации. основной образовательной программы…..30-31

8.4. Учебно - методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы………………………………………………………………………………………………..31-32

8.5. Правовое обеспечение реализации основной образовательной программы…………………33


9. Мониторинг качества реализации основной образовательной программы начального общего образования……………………………………………………………………………………………….33-37

10.Организация управления реализацией образовательной программы школы…………………..37-38

Основные понятия программы…………………………………………………………………………38-39


Приложения.

  1. Система оценки достижения планируемых результатов.

  2. Материалы к программе формирования универсальных учебных действий.

  3. Материалы к программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

  4. Материалы к программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

  5. Рабочие программы по учебным предметам учебного плана.

  6. Рабочие программы и материалы внеурочной деятельности.



Пояснительная записка.

Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

В законе РФ «Об образовании» образовательная программа школы является одним из документов, регламентирующих содержание образования с учетом вида учреждения общего образования, состава учащихся, места расположения и педагогических возможностей школы (ст. 9, п. 6).

Основой для разработки основной образовательной программы являются: основные образовательные программы и примерные образовательные программы, разработка которых обеспечивается государственными органами управления образования.

Основная образовательная программа разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно, им же принимается и реализуется.

Образовательная программа принимается педагогическим коллективом и родительским сообществом.

Образовательное учреждение МОУ СОШ №19 города Дербент несет ответственность за выполнение своей образовательной программы перед родителями учащихся и учредителем. Ежегодно директор школы выступает с публичным докладом о выполнении образовательной программы школы, который публикуется на сайте школы http://derbent19.dagschool.com.

Цель программы. Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.

Задачи программы.

  1. Создать условия для формирования внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности.

  2. Обеспечить условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

  3. Развить коммуникативные качества личности школьника.

  4. Совершенствовать регулятивные и познавательные учебные действия обучающихся.

  5. Продолжить создание в ОУ развивающей предметной среды.

  6. Вводить в педагогический процесс разные виды детского творчества (самодеятельные игры, художественное моделирование, экспериментирование, словесное творчество, музыкальные импровизации).

  7. Приобщить детей к краеведческому знанию и художественной культуре.

Программа МОУ СОШ №1 построена на основе следующих принципов: гуманизации и культуросообразности, целостности и вариативности, индивидуализации и дифференциации, преемственности, открытости, творческой активности личности и основных принципов дидактики.

Программа адресована:

Учащимся и родителям

  • для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности ОУ по достижению каждым обучающимся образовательных результатов;

  • для определения ответственности за достижение результатов образовательной деятельности между школой, родителями и обучающимися и возможностей для взаимодействия;

Учителям

  • для углубления понимания смыслов образования и как ориентир в практической образовательной деятельности;

Администрации

  • для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условия усвоения учащимися образовательной программы;

  • для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса (учеников, родителей, администрации, педагогических работников и др. участников);

Учредителю и органам управления

  • для повышения объективности оценивания образовательных результатов учреждения в целом;

  • для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества условий и результатов образовательной деятельности школы.

Общая характеристика основной образовательной программы МОУ СОШ №19

Поэтому приоритетом реализации данной образовательной программы является расширение кругозора, социального опыта обучающихся, воспитание коммуникативной культуры через использование социального проектирования, через активное вовлечение семьи в образовательный процесс, развитие толерантности как фактора успешной социализации личности младших школьников.

С первых дней обучения в нашей школе организовано сопровождение учащихся включающее: организацию оптимального режима обучения (расписание учебных занятий); мониторинг утомляемости учащихся (с целью коррекции режима обучения); мониторинг процессов адаптации учащихся к школьному обучению психологом, учителем начальных классов,; оказание индивидуальной помощи учащимся и родителям со стороны психолога, социального педагога при наличии проблем в обучении и развитии психо - эмоциональной сферы. Организовано проведение диагностических исследований состояния здоровья учащегося с помощью специалистов- медиков Разработана система динамических пауз, с целью профилактики нарушений осанки, зрения.

Учителем-логопедом проводится диагностика речи учащихся, на основе которой определяются причины и характер речевых нарушений. В дальнейшем проводится коррекция имеющихся нарушений. Данная работа очень важна для формирования грамотного письма и орфографической зоркости учащихся.

Учебная деятельность начальной школы организована на основе программ « Школа 21 век», «Школа России».

Начальная школа занимается в режиме 5-ти дневной учебной недели- 1 классы, 6-ти дневной рабочей недели-2-4 классы.

Особое внимание в программе уделено овладению русским языком как языком, обеспечивающим межличностное общение и учебно-познавательную деятельность. Для учащихся, слабо владеющих русским языком, создаются специальные группы, целью которых является обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся.

Содержание образовательного процесса, призванное реализовать, с одной стороны, требования государственного стандарта нового поколения, с другой стороны – особенности контингента учащихся, их интересов и образовательных потребностей - отражено в рабочих программах по учебным предметам.

Ожидаемые результаты образования в начальной школе:

  • сформированность предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

  • овладение навыком учиться, то есть способностью к самоорганизации с целью решения учебных задач;

  • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции;

  • приобретение социального опыта, практической направленности знаний, развитие способности применять полученные знания на практике.



Внеучебная образовательная деятельность МОУ СОШ №19 рганизована по шести направлениям (спортивно-оздоровительное, научно-познавательное, проектная деятельность, общественно-полезная деятельность, художественно-эстетическое, военно-патриотическое) и организуется в различных формах (клубы, секции, кружки, общественно-полезная деятельность, социальная практика и т.п.), выбирается самим обучающимся и не входит в максимально допустимую учебную нагрузку. На внеучебные виды деятельности (исследовательскую, проектную, игровую, экскурсионную, тренинги и т.п.) выделяется дополнительно к учебным часам 1350 часов в год. Сверх данного норматива  в рамках внеучебной  образовательной  деятельности  по желанию обучающихся и их родителей в ОУ могут  реализовываться дополнительные образовательные программы, включающие разные направления воспитания  и социализации личности  младшего школьника, в том числе и разные  аспекты  духовно-нравственного  воспитания.

Специфика кадров МОУ СОШ №19 определяется высоким уровнем профессионализма , высоким инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности в развитии творческого потенциала детей. В течение последних 5 лет педагогический коллектив МОУ СОШ № 19 работал над методической темой «Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса на основе применения здоровьесберегающих технологий», что позволило накопить большой опыт и материал по здоровьесбережению.

В программе также учтены личностный и профессиональный потенциал родителей, школьные традиции внеклассной и воспитательной работы, возможности социальных партнеров, запросы учащихся и родителей в сфере образования, особенности материально-технической базы.

Структура данной образовательной программы соответствует требованиям стандартов второго поколения и включает: пояснительную записку, планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, учебный план начального общего образования, план внеурочной деятельности обучающихся, программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, программы отдельных учебных предметов, курсов, программу духовно-нравственного развития, программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, систему оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Сокращения, используемые в данной программе:

НОО - начальное общее образование; ОУ - образовательное учреждение; ОПНШ- образовательная программа начальной школы; ФГОС- федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения; БУП- базисный учебный план; УМК- учебно-методический комплекс.

Нормативно-правовые, методические и иные документы, необходимые для реализации ОПНШ: Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Комплексный план формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2009 — 2012 годы и на плановый период до 2020 года, Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, СанПиН 2.4.2.1178-02, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (от 19 марта 2001г.), нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.

2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения программы, учитывают содержание базисного плана, фундаментального ядра содержания, Программы формирования УУД, а также потребности учащихся, родителей и общества. Они являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. Планируемые результаты связаны с целями данной программы и составляют три группы взаимосвязанных результатов: предметные, метапредметные и личностные результаты.

Общие цели первой ступени

Цели первой ступени образования ориентируют начальную школу на достижение основных результатов образования, связанных с1:

  • формированием предметных и универсальных способов действий, а также с системой опорных знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в средней школе (предметные результаты);

  • воспитанием основ умения учиться (метапредметные результаты);

  • индивидуальным прогрессом ученика в основных сферах личностного развития (личностные результаты).

Дополнение и конкретизация целей образования для данной школы представлена в таблице №1.

Таблица №1

Цель начального этапа образования

С точки зрения учителя

С точки зрения ученика

Воспитание патриотизма, ценностного отношения к историческому прошлому государства, бережного отношения к природе, понимание и приятие многообразия мира.

Научиться любить свой народ, свой край, свою Родину.


Воспитание толерантности, т.е. ценностного отношения к Человеку, Культуре, Обществу.

Научиться уважать и принимать ценности семьи и общества.


Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, формирование культурного поля школьника, воспитание форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности и ответственности за себя и свои поступки.

Быть любознательным, активным, заинтересованным, познавать мир.

Быть доброжелательным, умеющим слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.

Формирование системы знаний, умений, навыков, опыта осуществление разнообразных видов деятельности, основанных на междисциплинарных связях и обеспечивающих продуктивность учебно-познавательной деятельности; формирование информационной и интеллектуально-речевой культуры.

Владеть основами умения учиться, быть способным к организации собственной деятельности.

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.


В структуре планируемых результатов отражены ожидания, связанные с тем, какими учебными действиями большинство учащихся овладеют на уровне:

  • актуального развития, т.е. на уровне актуальных действий, хорошо освоенных и выполняемых автоматически;

  • зоны ближайшего развития, т.е. на уровне «перспективных действий», находящихся еще на стадии формирования и выполняемых в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

В структуре планируемых результатов по каждому учебному предмету выделяются следующие цели:

  • Цели – ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Этот блок результатов описывает основной, существенный вклад данного предмета в развитие личности учащихся и развитие их способностей; формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведётся в ходе неперсонифицированных (анонимных) процедур, а полученные результаты характеризуют деятельность образовательного учреждения.

  • Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат:

  • их значимость для решения основных задач образования на данной ступени;

  • необходимость для последующего обучения;

  • потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся.

Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, - с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

  • Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения предмета.

Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу программы учебного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. Оценка достижений этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля.

Основная цель такого включения – предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является для перехода на следующую ступень обучения.

На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

  • двух междисциплинарных программ – «Формирование универсальных учебных действий» и «Чтение. Работа с текстом»;

  • программ по всем учебным предметам – «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Основы духовно – нравственной культуры народов России», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура», «Информатика».


I. Требования к основным предметным результатам:

  • выполнение итоговых предметных тестов на уровне среднего показателя по городу;

  • грамотная письменная речь на уровне среднего показателя;

  • умение строить высказывания в определенном стиле, в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными нормами;

  • владение навыками устного счета со скоростью среднего уровня;

  • знание правил и умение применять правила поиска неизвестного компонента в уравнениях;

  • умение самостоятельно выстраивать линию времени по историческим темам;

  • умение работать с различными картами.

II. Требования к основным метапредметным результатам:

  • Универсальные учебные умения: умение самостоятельно работать со справочной и дополнительной литературой; умение находить межпредметные связи; умение связно, осмысленно и творчески пересказывать содержание изученного материала; умение осмысленно ставить перед собой учебные цели, задачи и достигать их; умение самостоятельно организовывать свою работу на уроке; умение самостоятельно выполнять действия по алгоритму; овладение первичными навыками работы на компьютере; умение формулировать разноуровневые вопросы; умение графически оформлять изучаемый материал; умение составлять свой текст на основе изученного материала; умение аргументировать свою точку зрения на основе изученного материала; умение грамотно оформлять задания в тетради; умение выражать свои мысли устно и письменно.

  • Уровень развития познавательных процессов: наблюдательность; осмысленное запоминание по тексту и на слух; скорость освоения нового выше среднего норматива по району; умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи; умение самостоятельно выделять в изучаемом материале существенные характеристики; развитое произвольное внимание.

III. Требования к результатам личностного развития

  • Мотивационные характеристики, общая культура: мотивация к обучению, осмысленное отношение к учебному процессу; начитанность на уровне выше среднего по городу ; устойчивый интерес к истории изучаемых предметов.

  • Коммуникативные характеристики: речевая культура, коммуникативные качества (умение вести диалог, устанавливать контакт, слушать и принимать точку зрения собеседника, умение грамотно отстаивать свою точку зрения); умение дружить, умение и желание помогать одноклассникам и другим людям; умение общаться и работать в коллективе; умение свободно общаться со старшими школьниками и учителями, находить с ними общий язык.

  • Волевые и деятельностные характеристики: ответственность при выполнении самостоятельных заданий; прилежание, аккуратность, исполнительность, трудолюбие; целеустремленность, проявление инициативы; саморегуляция; волевые качества при столкновении с трудным материалом, старательность; умение самостоятельно планировать и организовывать свое время; умение самостоятельно принимать решения в учебном процессе.

  • Индивидуальное развитие: умение осознавать свои индивидуальные особенности для дальнейшего их развития.

Таким образом, у выпускника начальной школы к концу его обучения в начальном звене должны быть сформированы следующие основные компоненты его ведущей учебной деятельности:

  • достаточно высокий уровень овладения учебными навыками и действиями;

  • развитие познавательной сферы должно соответствовать уровню, адекватному возрастным нормам;

  • достаточно развитое мышление и нормальный уровень интеллектуального развития,

  • нормальный или высокий уровень учебной мотивации,

  • сформированные учебно-познавательные мотивы;

  • сформированный контроль и самоконтроль;

  • положительная самооценка.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начальной школы соответствуют требованиям, предъявляемым ФГОС.

  • Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

  • использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Муниципального образования город дербент муниципальное общеобразовательное учреждение iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город краснодар средняя общеобразовательная школа №38
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город краснодар
Муниципального образования город дербент муниципальное общеобразовательное учреждение iconАдминистрация муниципального образования город Краснодар
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа...
Муниципального образования город дербент муниципальное общеобразовательное учреждение iconПеречень муниципальных общеобразовательных учреждений с территорией (районы, улицы, номера домов) муниципального образования город Краснодар, определённой для них
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа...
Муниципального образования город дербент муниципальное общеобразовательное учреждение iconЗаседания управляющего совета
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город краснодар
Муниципального образования город дербент муниципальное общеобразовательное учреждение iconАнализ результатов образовательного процесса информационная справка муниципальное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная средняя (полная) школа №3» создана в 1984 год
Нягань «Общеобразовательная средняя школа №3» в новой редакции» изменилось наименование учреждения. Полное наименование учреждения:...
Муниципального образования город дербент муниципальное общеобразовательное учреждение iconI. Перечень учебного оборудования в соответствии с требованиями фгос ноо
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город краснодар
Муниципального образования город дербент муниципальное общеобразовательное учреждение iconI. Перечень учебного оборудования в соответствии с требования фгос ноо
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город краснодар
Муниципального образования город дербент муниципальное общеобразовательное учреждение iconДоклад общеобразовательного учреждения Краснодарского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа...
Муниципального образования город дербент муниципальное общеобразовательное учреждение iconПрограмма пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей на базе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар гимназия №33
Муниципального образования город дербент муниципальное общеобразовательное учреждение iconДоклад общеобразовательного учреждения Краснодарского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница