Программа развития школы на 2006-2011 гг. Педагогическое кредо коллектива: «Формирование здорового образа жизни у школьников сегодня здоровье, успешность и процветание общества завтра»




НазваниеПрограмма развития школы на 2006-2011 гг. Педагогическое кредо коллектива: «Формирование здорового образа жизни у школьников сегодня здоровье, успешность и процветание общества завтра»
страница1/6
Дата29.10.2012
Размер0.51 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6
Департамент образования города Москвы

Южное окружное управление образования

Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

«Школа здоровья» № 879

Принята

на педагогическом совете

30 августа 2006г.

Утверждена

Управляющим советом школы

03 октября 2006г.




ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

на 2006-2011гг.


Педагогическое кредо коллектива:

«Формирование здорового образа жизни у школьников сегодня – здоровье, успешность и процветание общества завтра»


Копия верна


Директор школы О.Ф. Мальцева

Миссия школы



Оптимизация здоровьесберегающей образовательной среды в целях обеспечения доступного и качественного образования для всех категорий обучающихся, их физического, психологического и духовного роста путем:

  • оптимизации адаптивной, гармоничной, развивающей, безопасной, здоровьесберегающей образовательной среды, содержащей необходимые для организации единого образовательного пространства ресурсы;

  • совершенствования качества формирования и развития ключевых компетентностей учащихся, имеющих универсальное значение для различных сфер и видов деятельности;

  • построения образовательного процесса, в центре которого - ребенок-личность;

  • трансформации содержания педагогического взаимодействия и сотрудничества на основе новых целей школьного образования, развития готовности педагогов к реализации инновационной деятельности.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ


Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» № 879 – основана в 1971 и развивалась как средняя школа с присущей ей воспитательной системой гуманистического типа. Однако в развитии школы были выявлены тенденции, обусловленные противоречиями между направленностью учебно-воспитательного процесса на развитие творческих качеств личности учащихся в условиях интенсивного обучения и ограниченностью ресурсов их здоровья. Реализуя городские целевые программы «Столичное образование – 2,3,4», решая задачу предоставления равных возможностей получения качественного образования разными категориями детей, школа создала адаптивную модель образовательного учреждения и педагогический коллектив начал работать над созданием модели здоровьесберегающего образовательного пространства школы. Переход любой системы образования из режима функционирования в режим развития обеспечивается, прежде всего, разработкой новых образовательных проектов, управленческим и педагогическим творчеством, поддержкой развивающегося социума. Нужна была программа, которая бы стала основой педагогической технологии по развитию школы. Ею стала Программа развития школы-I, разработанная в 1999 году и успешно реализованная в 2003 г. Инновационная деятельность заключалась в обновлении структуры школы и урока, содержания образования, в использовании современных педагогических технологий, методов и форм работы. Однако процесс обновления школы потребовал определения дальнейшей стратегии ее развития. Главными направлениями реализации Программа развития - II были*, а результатом - получение в

  • Создание внутри школы здоровьесберегающей образовательной среды

  • Использование эффективных технологий в обучении

  • Информатизация образовательного пространства школы

  • Кадровое направление

апреле 2006 г. статуса «Школа здоровья». Однако предметом нашего самоанализа стало соответствие достигнутых школой результатов требованиям социального заказа. Критериями оценки эффективности Программы развития-II были:

    • создание условий для обеспечения качественного и доступного образования,

    • качество знаний; качество преподавания,

    • уровень здоровья учащихся,

    • социализация школьников,

    • уровень воспитанности.

Технология проблемно-ориентированного анализа позволила:

    • ранжировать проблемы по степени значимости;

    • обеспечить поиск перспектив дальнейшего развития.

Школа успешно осуществляет свою миссию, обучая всех детей микрорайона. Образовательная функция остается ведущим аспектом ее деятельности. Она выстроена таким образом, чтобы каждый ребенок мог развить механизмы своей природной и социальной адаптации. Качество обучения учащихся за 3 года увеличилось на 9 %, в школе отсутствуют неуспевающие и второгодники. Успешно решен вопрос компенсации существенных «входных различий» первоклассников посредством реализации программы предшкольного образования «Детский сад - 2100» на базе детского сада; предотвращения задержки в развитии детей с повышенной учебной мотивацией. Для обеспечения индивидуальной траектории развития учащихся в Учебный план введены курсы по выбору учащихся, организована проектно – исследовательская деятельность. Содержание действующих спецкурсов, индивидуальных и групповых занятий, как для одаренных детей, так и слабоуспевающих ориентировано на совершенствование, расширение и углубление знаний учащихся, а так же на развитие их познавательного интереса посредством использования системно–деятельностного подхода.

Однако сегодня возросла актуальность задачи обеспечения государственного стандарта в связи с процессами, направленными на перестройку всей системы итоговой аттестации выпускников. Результаты аттестационного обследования школы в 2004 г., результаты ежегодной итоговой аттестации и вступительных экзаменов в ВУЗы, результаты ЕГЭ подтверждают, что школа успешно решает данную задачу. Но на ближайшие 5 лет она продолжает оставаться одной из ведущих в деятельности школы.

Вместе с тем одним из основных показателей работы школы является здоровье учащихся. Анализ основных параметров состояния здоровья школьников является неотъемлемой частью анализа итогов учебного года. Тревожная статистика в стране показывает, что за время учебы у 70% – 80 % детей ухудшается состояние здоровья. Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся становится не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Не стабильное здоровье ребенка осложняет процесс обучения, снижает качество знаний, замедляет психическое и физическое развитие, вызывает отклонения в его социальном поведении. Жизнь и здоровье человека мы считаем одной из основных ценностей. «Все имеет смысл, пока мы здоровы». Сохранение здоровья школьников - одна из ключевых целей деятельности школы, а ее ведущая проблема, формирование модели здоровьесберегающего образовательного учреждения (Приложение 1). Достижение основной цели предполагало в первую очередь создание в школе условий, сохраняющих здоровье всех участников образовательного процесса. Разработанный комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья, фундамент, на котором теперь строится вся работа в школе. При определении целей деятельности по здоровьесбережению мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья учащихся, о неблагоприятных для здоровья факторах. Для стабилизации состояния здоровья детей в школе осуществляется интеграция оздоровительной работы в образовательный и воспитательный процессы. В учебный план школы введены курсы «Помоги себе сам», «Домашний доктор». Особое внимание уделяется профилактике «школьных болезней» - заболеваниям опорно-двигательного аппарата, органам зрения. Результатом разноплановой деятельности стало создание современного логопедического кабинета, кабинета психолога, кабинета ароматерапии, кабинета массажа, создана материальная база кабинета ЛФК.

Но мы понимаем так же, что залог успеха здоровьесберегающего образования в обеспечении комплексного медико–психолого–педагогического сопровождения учащихся на протяжении всего процесса обучения в школе. Для планирования и осуществления здоровьесберегающей деятельности в школе создана психолого-логопедо-медико-педагогическая служба (ПЛМПС) (Приложение 2). ПЛМС разрабатывает и решает проблемы диагностики, мониторинга состояния здоровья детей, что позволяет отслеживать индивидуальную траекторию оздоровления, интеллектуального, творческого и личностного развития каждого ребенка.

Актуальность ПЛМС определяется еще и тем, что возрождающаяся гуманистическая педагогика ставит учащегося в центр образовательных процессов. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» учитель сегодня получил возможность экспериментирования, учитывая при этом не только потребности и склонности своих учащихся, но и их индивидуальные особенности. Следовательно, возрастает значимость данных диагностики ПЛМС, которые позволяли бы педагогу максимально учитывать индивидуальные особенности ребенка при проектировании педагогической деятельности.

В настоящее время школой используются все имеющиеся возможности по сохранению физического здоровья учащихся, что подтверждают результаты национального мониторинга физических кондиций учащихся,

% учащихся, не сдавших тесты

2003/2004

2004/2005

2005/2006

5,1%

4,2%

3%

отсутствие отрицательной динамики количества случаев простудных заболеваний детей, улучшение статистики по проявлению заболеваемости глаз, нервной системы. Совершенно очевидно, что результат не случаен. Обучение учащихся на уроках физического воспитания по группам здоровья, три и более урока физической культуры в расписании, физкультурно–оздоровительные мероприятия, включенные в режим дня школы, а также во вторую половину дня в блок дополнительного образования способствуют улучшению физического здоровья школьников.

Но наряду с перечисленными достижениями существуют и проблемы, требующие решения. Результаты работы школы в рамках ГЭП «Формирование здоровьесберегающей среды для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата», по реализации городских программ «Сохранение природного зрения детей Москвы», «Диагностика и коррекция нарушения осанки учащихся» свидетельствуют, что уровень здоровья учащихся школы не стабилен. Среди учащихся школы значительное число детей с разного рода заболеваниями.

Всего учащихся

2004-2005 уч.г.

2005-2006 уч.г.

1 гр. здоровья

141

158

2 гр. здоровья

347

314

3 гр. здоровья

38

34

Виды заболеваний

Опорно-двигательной аппарата

147

165

Органов зрения

70

67

Органов дыхания

50

44

Нервной системы

30

30

Сердечно - сосудистые

88

94

Это объясняется тем, что дети приходят в школу, уже имея достаточно серьезные проблемы со здоровьем. Все это вызывает тревогу и определяет необходимость продолжения работы по оптимизации здоровьесберегающей образовательной среды школы, которая положительно влияла бы на здоровья школьника или, по крайней мере, сохранила бы его в том состоянии, с каким он пришел в школу. Речь идет не только о физическом здоровье. Здоровье любого человека следует рассматривать в совокупности трех компонентов: здоровье физическое, здоровье психологическое, здоровье нравственное. Поэтому в качестве основы нашей деятельности по здоровьесбережению становится оптимизация здоровьесберегающей образовательной среды школы, способствующей формированию ценностных ориентиров и ценностных отношений всех участников образовательного процесса. Здоровье и отношение к здоровью учителей и школьников имеет большое значение и в связи с тем, что образовательное учреждение является важнейшим звеном социализации детей, где среди других ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.

При этом одним из главных в рамках программы является – оснащение школы необходимыми специалистами, оборудованием для лечения и профилактики как «школьных болезней» так и самых распространенных заболеваний.

Не менее актуален и процесс ориентации всех педагогов на сохранение и укрепление здоровья учащихся, а так же переход на качественно новый уровень использования современных образовательных технологий, методик соответствующих образовательной среде школы. Определенные программой развития ІІ задачи в данном направлении решены. К числу «сильных» сторон школы следует отнести достаточную теоретическую и технологическую подготовку педагогов, существование у школьного сообщества положительного опыта осуществления инновационной и экспериментальной деятельности, наличие эффективной научно-методической поддержки усилий учителей в совершенствовании образовательной деятельности. Это стало возможным благодаря сотрудничеству школы с Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования, с НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, оказывающего методическую поддержку работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся, активной методической работе педагогов.

Большинство педагогов школы признают ценности не директивной педагогики, чему в немалой степени способствовало внедрение в практику школы личностно- ориентированных методик и технологий обучения. Реализуя программу развития, учителя успешно использовали в практической деятельности: мыследеятельностную педагогику, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие, информационно – коммуникационные технологии обучения, новейшие образовательные программы. В школе созданы условия для активного внедрения ИКТ в образовательный процесс, внеурочную и управленческую деятельность. Школа имеет два компьютерных класса, оснащенных современным компьютерным оборудованием и подключенных к коммутированному каналу сети Internet, 3 комплекта проекционного оборудования, создан мультимедийный кабинет. Количество педагогов, использующих в своей деятельности ИКТ, постоянно увеличивается, чему не в малой степени способствовало увеличение числа АРМ учителя, психолога, администратора, а так же повышение компьютерной грамотности учителей. Педагоги реализуют проект по внедрению автоматизированной обучающей среды «Школа КМ», работают с программой «Виртуальная школа - Синергия». ИКТ активно используются в организации и проведении «Уроков здоровья», элективных курсов, осуществлении проектно-исследовательской деятельности учащихся, в том числе и в области здоровьесбережения, что положительно сказывается на результатах УВП. Наблюдается так же положительная динамика роста количества библиотечных уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ. Деятельность школьной библиотеки направлена на полное удовлетворение информационных потребностей участников образовательного процесса. Школа - это открытая образовательная среда. Доступность для учащихся и родителей обеспечивается через официальный сайт школы.

Однако педагогический коллектив продолжает активный поиск методических основ использования здоровьесберегающих подходов в практической деятельности. С 2006 года школа – ГЭП 2 уровня по теме «Трасформеры здоровьесберегающей среды в образовательные учреждениях разного типа»; Научный руководитель: Е.Н.Сотникова – д.м.н.; ГЭП по теме «Управление качеством формирования и развития общеучебных умений как основы познавательной компетентности учащихся» Научный руководитель: Воровщиков С.Г. – к.п.н.

Задача сохранения, поддержания атмосферы сотрудничества во многом зависит от жизненного тонуса учителя, либо работника школы. Состав педагогического коллектива высокопрофессионален и стабилен, что позволяет решать качественно образовательные и воспитательные задачи. Построение целостного образовательного процесса, необходимая составная часть которого – воспитание, является одним из главных среди вопросов, которые нас волнуют. Эффективным и продуктивным воспитание может быть только благодаря организованной воспитательной системе, в рамках которой педагогический коллектив стремится упорядочить влияние всех факторов и структур школьного сообщества на процесс развития учащихся. В организации процесса воспитания нашей школы следует выделить следующие моменты: самоуправление, которое является важным звеном в воспитании учащихся, социализации личности, становлению человека гражданина. В школе успешно функционируют: школьная Дума и общественная детская организация «Милосердие», школьники являются участниками общественного движения «Наши»; основной структурной единицей воспитательной системы школы является коллективное творческое дело (КТД); в школе сложились свои традиции, которые придают системе устойчивость, повышают ее жизнеспособность. Вся совместная и индивидуальная деятельность нацелена на развитие интеллектуальной, нравственной и эмоционально волевой сферы личности. Обогащая внеурочную деятельность познавательным здоровьесберегающим содержанием, мы тем самым формируем ценностное отношение ребенка к здоровью (Приложение 3). Для оценки эффективности воспитательной работы в школе проводилось анкетирование учащихся. Исследование показало, что количество классов с оптимальным и допустимым уровнем воспитания в течение 3-х последних лет постоянно увеличивается, 89% опрошенных учащихся обнаружили социально- ценные ориентации, все это можно объяснить правильной организацией взаимодействия и интеграции всех компонентов воспитательного процесса. Уровень воспитанности учащихся предполагает возможность выполнения программы. Выбранные принципы, методики воспитания школьников можно считать эффективными и продолжать их использование при реализации новой Программы развития школы

Однако необходимо усиление деятельности по формированию ценностных ориентиров и ценностных отношений всех участников образовательного процесса.

Положительными тенденциями в развитии учебного заведения можно считать:

  • существенно возросшую конкурентоспособность школы (нет неуспевающих учащихся, отсева учащихся; увеличилось количество выпускников, поступивших в высшие учебные заведения);

  • более эффективный процесс развития личности учащихся, сохранения здоровья, формирования их познавательного, нравственного, коммуникативного, физического потенциалов;

  • рост удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе.

В ходе всестороннего анализа выявлены проблемы, решение которых требует продолжения в новой Программе развития школы:

    • нестабильность состояния здоровья учащихся и преподавателей;

    • сохраняется тревожность учащихся, связанная со страхом не соответствовать ожиданиям окружающих,

    • технологии обучения недостаточно адаптированы к уровню учебных возможностей учащихся;

    • недостаточная общая перегрузка учащихся и недостаточный у них уровень знаний и умений рациональной организации учебного труда;

    • в содержании уроков и внеурочных занятий недостаточна направленность на формирование ценностных ориентиров и ценностных отношений

    • использование здоровье затратных технологий обучения;

    • необходимость в создании предметно – пространственной среды в школе, воспитывающей культуру здоровья;

    • склонность к гиподинамии, как среди учащихся, так и преподавателей;

    • признаки эмоционального выгорания у педагогов.

Основные задачи новой Программы развития:

  • сохранение здоровья и развитие личности через разнообразные системы их поддержки;

  • формирование потребностей и умений учиться без потери здоровья, формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;

  • создание условий для получения надёжного образовательного результата, показателем которого является образованность учащихся, то есть овладение ими ключевыми компетенциями: познавательной, социальной, поликультурной, языковой, информационной, адаптивной;

  • формирование качественно новых отношений, при которых и учитель и ученик являются равноправными субъектами деятельности.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Программа развития школы на 2006-2011 гг. Педагогическое кредо коллектива: «Формирование здорового образа жизни у школьников сегодня здоровье, успешность и процветание общества завтра» iconКонцепция будущего состояния школы в ходе всестороннего анализа выявлены проблемы, решение которых требует продолжения в Программе развития школы
Формирование здорового образа жизни у школьников сегодня – здоровье, успешность и процветание общества завтра
Программа развития школы на 2006-2011 гг. Педагогическое кредо коллектива: «Формирование здорового образа жизни у школьников сегодня здоровье, успешность и процветание общества завтра» iconМетодические рекомендации по формированию мотивации здорового образа жизни. Критерии здорового образа жизни. Понятие «здоровой личности»
Сохранение и укрепление здоровья школьников через формирование мотивации здорового образа жизни
Программа развития школы на 2006-2011 гг. Педагогическое кредо коллектива: «Формирование здорового образа жизни у школьников сегодня здоровье, успешность и процветание общества завтра» iconПрограмма «Здоровье»
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов. Формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством...
Программа развития школы на 2006-2011 гг. Педагогическое кредо коллектива: «Формирование здорового образа жизни у школьников сегодня здоровье, успешность и процветание общества завтра» iconПрограмма «формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников»
Эти проблемы лежат в сфере жизненных интересов общества, семьи, личности. Состояние здоровья детей и подростков по оценкам специалистов...
Программа развития школы на 2006-2011 гг. Педагогическое кредо коллектива: «Формирование здорового образа жизни у школьников сегодня здоровье, успешность и процветание общества завтра» iconУрок (окружающий мир, физкультура + Intel)
Приоритетного национального проекта развития общества; формирование в сознаниях учащихся отрицательного отношения к факторам, разрушающим...
Программа развития школы на 2006-2011 гг. Педагогическое кредо коллектива: «Формирование здорового образа жизни у школьников сегодня здоровье, успешность и процветание общества завтра» iconКлассный час Цель: Формирование здорового образа жизни
Сегодня существует целый ряд определений здоровья, которые, как правило, содержат пять критериев, определяющих здоровье человека
Программа развития школы на 2006-2011 гг. Педагогическое кредо коллектива: «Формирование здорового образа жизни у школьников сегодня здоровье, успешность и процветание общества завтра» iconОтчет о мероприятиях, направленных на формирование здорового образа жизни у обучающихся
Лекция «Первичная профилактика инсульта». В лекции подробно говорится о вреде курения, гиподинамии, нарушении питания и стрессах...
Программа развития школы на 2006-2011 гг. Педагогическое кредо коллектива: «Формирование здорового образа жизни у школьников сегодня здоровье, успешность и процветание общества завтра» iconКлассный час на тему: «Формирование здорового образа жизни»
Оборудование: мультимедиапроектор для просмотра презентации, плакаты о здоровом образе жизни, влиянии вредных привычек на здоровье...
Программа развития школы на 2006-2011 гг. Педагогическое кредо коллектива: «Формирование здорового образа жизни у школьников сегодня здоровье, успешность и процветание общества завтра» iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Здоровье – необходимое условие для развития личности, фактор успеха на последующих этапах жизни. И если недостаток образования можно...
Программа развития школы на 2006-2011 гг. Педагогическое кредо коллектива: «Формирование здорового образа жизни у школьников сегодня здоровье, успешность и процветание общества завтра» iconПрограммы «Совершенствование организации питания, медицинского обеспечения и формирование здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях Юхновского района на 2011-2013 годы»
Совершенствование организации питания, медицинского обеспечения и формирование здорового образа жизни
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница