Скачать 348.42 Kb.
|
Состояние и основные проблемы сельской школы В последние годы в общественной жизни России проблема сельского учителя встает чрезвычайно остро. Связано это с внедрением Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года», Концепцией модернизации российского образования, реструктуризацией сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности. В инициируемых Правительством процессах на селе заметная роль принадлежит учителю сельской школы. Дело в том, что школа в российской деревне – больше, чем школа. «Своими животворными ручейками она питает не только русскую культуру, но и всю нашу жизнь». В России традиционно был высок авторитет учителя на селе. Сельский учитель никогда не ограничивал свою деятельность рамками школы. Отсюда вытекает общая проблема: изменилось отношение государства к учителю, изменилось и отношение учителя к профессиональным обязанностям. Осталось главное – современный сельский учитель – единственный, кто практически влияет на детей своей деятельностью. Основные факторы, влияющие на профессиональную деятельность учителя сельской школы:
Остается проблема подготовки учителя вообще. Она обусловлена вызовами внешней среды:
Вместе с тем следует отметить и факторы, содействующие развитию сельской школы: - наличие более широких, чем в городе, возможностей для индивидуализации обучения и воспитания школьников, развития их творческого потенциала; - участие детей в производительном и социально-значимом труде. Тесная связь школы с жизнью села; - особое положение учителя, нередко совмещающего в силу необходимости функции психолога, социолога, консультанта и оказывающего помощь ученикам и их родителям в сложных жизненных ситуациях; - традиция особо уважительного отношения односельчан к учителю; - ярко выраженная направленность сельской школы на реализацию личностного подхода к ученику. Развитие школы: цели, задачи и принципы Ориентиром для определения конечной цели деятельности школы должна стать модель выпускника школы. Она включает в себя наиболее важные, базовые характеристики личности, отражая ступени ее образования (дошкольное, основное и полное общее, начальное профессиональное и дополнительное): - владение основами мировоззрения и современными способами взаимодействия человека с природой; - умение творчески пользоваться полученными знаниями в условиях реформирующегося общества; - законопослушность и гражданская активность; - патриотизм и трудовая активность. Общая модель дополняется специфическими, необходимыми для жизни на селе, характеристиками. Школа готовит своего выпускника: - к жизни, помогая ему адаптироваться к меняющимся социально-экономическим условиям, ориентируя его на активное участие в жизни села; - к культурному землепользованию, охране окружающей среды, к умению построить дом, создать семью; - к сохранению собственного здоровья и высокой работоспособности в сельских условиях; - к осознанному выбору профессии с учетом настоящей и будущей потребности Ермаковского района в кадрах. Выпускник сельской школы – это человек, который знает и ценит культурно-историческое наследие России и края, любит свой родной край, готов создавать новые материальные и духовные ценности. Развитие сельской школы определяют следующие общие принципы: 1) принцип демократизации – свобода в выборе методов и средств достижения образовательных целей; 2) принцип непрерывности – построение образовательного процесса, включающего все периоды образования; 3) принцип технологичности – введение конкретных, реально достижимых педагогических целей и задач. В реализации содержания, методов, организации развития образования на селе наиболее актуальны следующие основные принципы. Программно-целевой принцип Этим принципом определяется стратегия развития образования на селе, исходящая из программы социально-экономического развития Ермаковского района, в которой намечены среднесрочные и долгосрочные цели и задачи, направления развития экономической, социальной и культурной жизни сел и деревень. Содержание непрерывного образования в сельской школе – от дошкольного до начального профессионального – должно быть направлено на реализацию социального заказа на воспроизводство общества. Наряду с вышесказанным содержание образования в сельской школе должно иметь прикладную направленность, ориентируя на профессии, актуальные в условиях Ермаковского района. Принцип школоцентризма Согласно этому принципу школа в своей деятельности выполняет также функции центра социальной и психолого- педагогической помощи развивающейся личности ребенка. В сельских условиях нет многообразия детских культурных центров; возможности получить дополнительное образование у сельских ребят ограничены. В то же время сельская школа сильна своей образовательной практикой. И это делает ее значимым фактором жизнедеятельности села, способным влиять на решение его насущных проблем. Школоцентризм на селе выражается в полной или частичной передаче функций учреждений дополнительного и начального профессионального образования в расширении образовательных функций педагогического коллектива. Работа в различных кружках, студиях, секциях, мастерских должна выполнятся педагогами в соответствии с их профессионально-творческими возможностями за дополнительную плату во второй половине рабочего дня. Принцип диалога культур Образовательный процесс, осуществляемый на основе диалога культур, предполагает формирование у учащихся национального самосознания, понимания исторических и духовных истоков своего народа, умения понимать и принимать другую национальную культуру. Содержание образования в школе должно быть ориентировано на возрождение национальных традиций жизни села, и самую активную роль призван сыграть в этом учитель, умело вводящий региональный компонент в содержание образования, организующий системную работу учащихся по изучению истории родного края, села, семейной родословной. Принцип приоритетности воспитательных функций Школа призвана формировать не только предметную, но ценностную картину мира, развивая в ученике личностные, социально-обусловленные качества, систему ценностных ориентаций. Роль сельской школы для ее воспитанников в этом особо значима, и потому в ней необходимы поддержка ребенка и сотрудничество с ним, специально организованные с учетом условий сельской жизни. В преодолении негативного воздействия социальной среды целесообразно опираться на традиции этнопедагогики. Школа, следовательно, должна организовать воспитательную работу исходя из следующих требований: - объединить усилия педагогической общественности, создав единую воспитательную систему с общими целями, задачами, приоритетами при разнообразии ее содержания, методов, форм; - развивать социальные качества учащихся в ходе коллективных творческих дел, направленных на улучшение конкретных условий жизни самих школьников и их односельчан. Важнейшей стороной воспитательной деятельности педагогического коллектива школы должно стать профессиональное сопровождение (диагностика, коррекция) семейного воспитания; это предполагает целенаправленную работу с родителями: родительский лекторий, собрания, индивидуальные консультации, посещение семей учащихся, нестандартные формы работы с родителями в школьном музее «История одной семьи». Главная цель – сделать сельскую школу центром социально-культурной и профессионально - педагогической поддержки развития нравственных качеств сельского школьника с тем, чтобы воспитать личность, способную к прогрессивному изменению социальной и культурной составляющих в жизнедеятельности селян на основе сочетаний устоявшихся традиций и современных тенденций сельской жизни. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: - направленности сельского образования на насущные и перспективные потребности общества; - построения образовательного процесса с учетом условий Ермаковского района и профессиональной занятости его населения в контексте социально-экономического развития Красноярского края и страны в целом; - освоения современных технологий обучения и воспитания; - преемственности общей и профессиональной подготовки сельского школьника; - совершенствования материально-технической базы образования на селе; - освоение сельской школой дополнительных функций с тем, чтобы предоставить желающим возможность обновления и обогащения профессиональных знаний. Основные направления развития сельской школы Состояние системы образования и условия ее функционирования на селе позволяют обозначить приоритетные для нее направления развития. Ориентированность на сельскую практическую жизнь Образование на селе должно быть ориентировано не только на сегодняшние составляющие аграрного производства: земледелие и животноводство, переработку продукции, - но и на достижение перспективных целей развития села, района. Необходимо учитывать: выпускник сельской школы – главная фигура экономики, будущей социальной и культурной жизни села. Инноватика в сельской школе Инноватика приобретает ключевую роль в обновлении образования на селе. Внедрение передовой теории и практики обучения и воспитания осуществляется благодаря: - научно – методическому обеспечению сельской школы через районный ММЦ (межшкольный методический центр); - приобщению учителя и ученика к новым информационным технологиям; - профессиональному развитию учителя, его творческому подходу к процессу обучения и воспитания; Информационная справка о школе I. Качественная характеристика. МОУ «Жеблахтинская средняя общеобразовательная школа» - это школа духовного, нравственного, умственного, эстетического, психического и физического здоровья. Такую школу невозможно создать, не создав сначала соответствующую среду или условия для нее. Есть спортивный зал и спортивные площадки, мастерские широкого назначения, где в свободное время ученик ремонтирует, собирает, изобретает, строит, есть компьютерный класс, библиотека, столовая, а в коридоре вазы из «Царского села». Классы и рекреации подготовлены для радости и для проведения художественных конкурсов, вернисажей. Здесь все строится на приобщении ребенка к мировой культуре и народной культуре и в основу закладывается здоровье как особый вид культуры, охватывающий и пронизывающий всю жизнь и деятельность человека. При школе есть земельный участок 50 соток, на котором выращиваются овощи для школьной столовой. Для хранения овощей школа имеет овощехранилище. Здание школы – типовое, с двумя пристройками. Техническое состояние школы – удовлетворительное. Учредители школы: «Отдел образования» администрации Ермаковского района. В 2006-2007 учебном году в школе обучались 110 учащихся в одну смену. Скомплектовано 12 классов. Школа I, II и III ступени работает в режиме шестидневки, кроме 1 класса и класса коррекции (2 класс). Продолжительность урока – 45 минут. Вторая половина дня – ГПД, индивидуальные консультации, работа кружков, секций, факультативов, спортивного клуба «Юность», общешкольные творческие дела. II. Характеристика педагогического коллектива. Всего педагогов в школе – 27: а) по уровню образования:
б) по стажу работы:
в) по квалификационным категориям:
г) количество работников, имеющих отличия:
д) обеспеченность кадрами и возможность вакансий: Кадрами обеспечены. Вакансий нет. III. В школе работает школьный информационно-методический центр. Это сервисная служба, заменяющая собой методические объединения учителей. Центр включает в себя:
Центр выполняет следующие работы:
Банк методической информации. На школьной основе создан банк методической информации. Он постоянно пополняется необходимой информацией по следующим направлениям:
|