Ценность семейного воспитания в педагогическом наследии в. А. Сухомлинского




Скачать 342.16 Kb.
НазваниеЦенность семейного воспитания в педагогическом наследии в. А. Сухомлинского
страница1/2
Дата29.10.2012
Размер342.16 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2
На правах рукописи


ШИТИКОВА Злата Сергеевна


ЦЕННОСТЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В.А. СУХОМЛИНСКОГО


13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Смоленск – 2008

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении

высшего профессионального образования

«Смоленский государственный университет»


Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Сергеев Евгений Александрович


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Садовская Валентина Степановна;

доктор педагогических наук, профессор

Зыбина Тамара Михайловна


Ведущая организация: Рязанский государственный университет

им. С.А. Есенина


Защита состоится «___» 2008 года в ______часов на заседании диссертационного совета Д 212.254.02 при Смоленском государственном университете по адресу: 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Смоленского государственного университета.


Автореферат разослан «_____» 2008 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Селиванова Л.Н.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования обусловили непреходящая ценность семейного воспитания для становления и развития человека, понимание важности семьи в жизни государства и обеспечении общественной стабильности и прогресса. В «Национальной доктрине образования Российской Федерации» в качестве одного из стратегических направлений его модернизации поставлена задача создания соответствующей среды для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в школе и семье. Необходимость укрепления и поддержания института семьи и его авторитета, базовых семейных ценностей особо подчеркивается в Указе Президента РФ «О проведении в Российской Федерации Года семьи».

Глубокие преобразования, происходящие в обществе в начале ХХI века, наряду с позитивными изменениями в жизни людей, обострили ряд проблем, которые негативно сказываются и на российской семье. С каждым годом сокращается количество семей, увеличивается число неблагополучных и неполных семей, что приводит к деформации ее ценностных ориентаций, снижению социального статуса. Сложившиеся обстоятельства требуют переосмысления ценностных оснований семейного воспитания, объединения усилий семьи, школы и педагогической науки в деле обучения и воспитания подрастающего поколения.

Решение этих проблем связано с обращением к системе ценностных ориентаций, которые раскрывают содержательную сторону направленности личности и выступают важным фактором, определяющим мотивацию действий человека.

Теоретическое осмысление природы ценностей имеет давнюю традицию и находит свое отражение в научных трудах философов, педагогов и психологов. В философской науке рассматриваются различные аспекты личностных ценностей человека: теоретическое осмысление понятия «ценность» (В.А. Василенко, П.С. Гуревич, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов,
М.С. Каган, В.П. Тугаринов и др.), генезис и структура ценностей: виды, типы, уровни, формы существования (Б.С. Ерасов, Г.А. Комиссарова,
Т.В. Пермякова, И.П. Подласый, З.И. Равкин и др.)

Проведен целый ряд исследований по различным аспектам ценностей и ценностных ориентаций в воспитании и образовании: общечеловеческие ценности (Б.С. Гершунский, В.А. Караковский, В.Я. Лыкова и др.), нравственные, духовные и эстетические ценности (С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, В.С. Садовская, О.П. Целикова и др.), ценности и цели образования и воспитания (И.С. Артюхова, В.П. Зинченко, Н.Д. Никандров, Ю.А. Шрейдер и др.).

Семейные ценностные ориентации, различные стороны развития и функционирования семьи отражены в научных трудах В.М. Бехтерева,
П.П. Блонского, М.И. Демкова, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, М.С. Лунина, А.Н. Острогорского, А.Н. Радищева, Л.Н. Толстого, С.П. Шевырева и др., которые утверждали, что задача воспитания детей и ответственность за них лежит не только на обществе, но и на родителях.

В становлении теории и практики семейного воспитания особое место занимает педагогический опыт Василия Александровича Сухомлинского – выдающегося отечественного педагога-гуманиста.

К изучению педагогической концепции педагога-новатора обращаются многие современные исследователи, в том числе: Г.И. Биушкин, М.В. Богуславский, А.Ю. Гранкин, Н.Л. Карпова, В.Я. Лыкова, М.И. Мухин, С.Л. Соловейчик, Л.Л. Подольная, И.А. Старцева, Г.П. Туюкина, Т.В. Челпаченко и др. В их научных трудах рассматриваются гуманистические идеи ученого, методологические принципы воспитания детей разных возрастных групп, вопросы, связанные с соотношением личного и общественного в детском коллективе, проблемы дидактики, повышения психолого-педагогического мастерства учителей.

В то же время проведенный анализ показал, что проблемы семейного воспитания и его ценностных ориентаций не нашли систематизированного и всестороннего освещения. Остается вне исследовательского поля взаимодействие школьного коллектива и современной семьи, роль и место родителей в этом сложном многогранном процессе, недостаточно изученными являются различные аспекты всестороннего развития ребенка в домашних условиях.

Современная социально-культурная ситуация по-новому ставит задачи воспитания детей в семье и требует радикальных изменений в его организации. Начавшиеся процессы реализации новых подходов к постановке семейного воспитания с опорой на его ценностные ориентации сталкиваются с рядом противоречий:

- между необходимостью изучения и критического осмысления с позиций принципа историзма отечественного научно-педагогического опыта для постановки и решения современных задач семейного воспитания и недостаточной разработанностью проблемы;

- между усилением ценности семейного воспитания в современных условиях и низкими темпами включения образовательной системы в решение этой проблемы;

- между актуальностью и значимостью идей В.А. Сухомлинского о ценности семейного воспитания, содержащихся в его педагогическом наследии, и слабым их использованием в современной практике обучения и воспитания подрастающего поколения.

С учетом названных противоречий сформулирована проблема исследования: каков вклад В.А. Сухомлинского в развитие теории и практики семейного воспитания и каковы возможности применения его идей в совместной деятельности семьи и школы по обучению и воспитанию детей в современных условиях.

Значимость проблемы, ее недостаточная теоретико-методологическая разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Ценность семейного воспитания в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского».

Объектом исследования является педагогическое наследие В.А. Сухомлинского.

Предмет исследования – ценность семейного воспитания в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского.

Цель исследования – раскрытие значения концептуальных положений В.А. Сухомлинского о ценности семейного воспитания и выявление возможности их использования в современной теории и практике воспитания.

Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:

  1. Изучить генезис ценностей отечественного семейного воспитания, выявить ведущие тенденции формирования его аксиологических ориентаций, раскрыть их качественное своеобразие и историческую преемственность.

  2. На основе анализа педагогического наследия В.А. Сухомлинского о семейном воспитании определить его главные системообразующие элементы и дать их сущностную характеристику.

  3. Выявить и обосновать концептуальные положения В.А. Сухомлинского о ценности семейного воспитания.

  4. Показать реальный опыт практического освоения педагогических идей В.А. Сухомлинского о ценности семейного воспитания в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов образовательных учреждений и педагогическом просвещении родителей школьников.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- идеи и взгляды отечественной педагогической антропологии о человеке как субъекте деятельности, познания, общения, саморазвития и самореализации (П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, К.Д. Ушинский и др.);

- историко-педагогические исследования о связи исторического и логического в педагогическом познании, истории педагогики и современности (М.В. Богуславский, А.Н. Джуринский, Д.И. Латышина, И.П. Подласый,
А.И. Пискунов, З.И. Равкин, Н.П. Сенченков и др.);

- гуманистические и аксиологические подходы к воспитанию и образованию личности на основе преемственности, личностно ориентированного воспитания и образования (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Т.В. Боровикова, Б.С. Гершунский, Т.М. Зыбина, Г.Б. Корнетов, С.В. Кульневич,
Н.Д. Никандров, В.Я.Лыкова, З.И. Равкин, В.С. Селиванов, Е.А. Сергеев,
В.В. Сериков, В.А. Сластенин, А.П. Сманцер, И.С. Якиманская и др.);

- идеи о единстве воспитания и обучения (В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев, В.С. Селиванов и др.);

- исследования педагогического процесса и педагогических систем о единстве и взаимосвязи обучения и воспитания в процессе сотрудничества и сотворчества субъектов учебно-воспитательного процесса по развитию и самореализации личности (П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, В.А. Караковский, Н.К. Крупская, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский и др.);

- научно-педагогические исследования, в которых нашли отражение различные аспекты педагогического наследия В.А. Сухомлинского (А.М. Аллагулов, М.В. Богуславский, К.М. Гончарова, А.Ю. Гранкин, Е.В. Кадзукова, В.А. Кошель, В.Я. Лыкова, М.И. Мухин, В.А. Сахаров, Е.Ю. Титова и др.)

В работе использовались следующие методы исследования: логико-исторический анализ философской, психолого-педагогической, социологической литературы; сравнительно-сопоставительный анализ, сочетание ретроспективы с перспективой, систематизация, классификация, обобщение фактов, явлений и педагогического опыта; биографический метод.

Этапы исследования.

Первый этап (2005-2006 гг.) – поисковый – изучение проблемы на основе анализа философской, психологической и педагогической литературы по теме исследования; обоснование актуальности проблемы; определение научного аппарата исследования; публикации научных статей по теме исследования.

Второй этап (2006-2007 гг.) – теоретический – уточнение исходных теоретических позиций, анализ педагогического наследия В.А. Сухомлинского в соотношении с современными тенденциями развития семейного воспитания в гуманистическом направлении, внедрение в педагогическую практику материалов исследования.

Третий этап (2007-2008 гг.) – обобщающий – анализ, систематизация и обобщение опытно-экспериментального материала, формулирование выводов; публикация промежуточных результатов исследования, оформление диссертации.

Источниковедческую базу исследования составили труды отечественных философов, психологов и педагогов, педагогическое наследие В.А. Сухомлинского, документальные и литературные материалы, публикации российских исследователей о деятельности и творческом наследии В.А. Сухомлинского, философские и психолого-педагогические словари, диссертации и монографии по рассматриваемой проблеме.

Опытно-экспериментальной базой исследования по внедрению спецкурса, посвященного изучению педагогических идей В.А. Сухомлинского о ценности семейного воспитания, явились филиал Московского государственного университета сервиса в г. Смоленске, Смоленский государственный институт искусств, Смоленский педагогический колледж, муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Смоленска.

Наиболее существенные результаты, полученные лично диссертантом, и их научная новизна:

- проведено системное исследование ценности семейного воспитания как целостного явления в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского;

- на основе аксиологического подхода раскрыты концептуальные положения ценностных ориентаций семейного воспитания в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского;

- выявлена взаимосвязь педагогических взглядов В.А. Сухомлинского о ценности семейного воспитания с идеями гуманизации и демократизации современного воспитательного процесса;

- определены актуальные идеи и положения концепции В.А. Сухомлинского о ценности семейного воспитания, которые могут быть использованы в современной педагогической теории и практике;

- научно обоснована необходимость изучения педагогического наследия В.А. Сухомлинского о ценности семейного воспитания в профессиональной подготовке будущих специалистов социальной сферы и педагогическом просвещении родителей и показана продуктивность воплощения его идей в современном образовании и воспитании.

Теоретическая значимость исследования:

- прослежен генезис ценностей семейного воспитания, определены основные тенденции формирования его аксиологических ориентаций;

- расширены и обогащены имеющиеся представления и знания о ценности семейного воспитания на основе научного осмысления идей педагогической концепции В.А. Сухомлинского;

- описан развивающий и воспитывающий потенциал концептуальных положений В.А. Сухомлинского о ценности семейного воспитания;

- доказана актуальность идей В.А. Сухомлинского о ценности семейного воспитания для современной педагогической практики.

Практическая значимость исследования заключается в обобщении опыта теоретического и практического решения изучаемой проблемы, который может быть использован при изучении соответствующих разделов теории и истории педагогики, стать основой создания лекционных курсов и семинаров в профессиональных учебных заведениях; фактологический материал и обобщенные в диссертации положения могут войти в содержание учебных пособий для педагогических образовательных заведений. Разработанная и экспериментально проверенная авторская программа спецкурса «Ценность семейного воспитания в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского» может быть использована в процессе подготовки и переподготовки специалистов системы образования, в практике повышения квалификации педагогов, а также в работе образовательных учреждений по совершенствованию педагогической культуры родителей. Представленный педагогический опыт
В.А. Сухомлинского дает возможность его широкого применения в совместной работе семьи и школы по воспитанию подрастающего поколения.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечиваются методологической оснащенностью, использованием современных научных концепций, комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных его цели, задачам и логике исследования, привлечением широкого круга научных источников, апробацией в печати и при выступлениях на научно-практических конференциях.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Семейное воспитание – это сложный, многообразный, непрерывный процесс целенаправленного формирования и развития растущей личности в условиях конкретной семьи, специфика которого детерминирована базовыми воспитательными ценностями, отечественными национально-историческими традициями и состоянием духовно-нравственной сферы общества.

  2. Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского о семейном воспитании отражает его многогранную деятельность, включающую следующие направления: преподавательское, организационно-управленческое, экспериментально-практическое, научно-исследовательское, публицистическое.

  3. В педагогической системе В.А. Сухомлинского семейное воспитание базируется на ценностных идеях гуманистического подхода к воспитанию и образованию, основанных на достижениях философской и педагогической мысли, опыте отечественной и зарубежной педагогики, и включает в себя следующие концептуальные положения:

- целевым ценностным основанием семейного воспитания является ориентация его содержания на оптимальное сочетание общечеловеческих, национальных и индивидуально-личностных ценностей, понимаемых как образцы достойной жизни человека и общества и превращаемых в личностные смыслы воспитуемых;

- семейное воспитание опирается на гуманистические и нравственные начала, ценность деятельного человеколюбия; в условиях семьи формируются социально значимые и индивидуально-личностные ценности, развиваются эмоционально-волевая и действенно-практическая сферы, а также интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства ребенка;

- важную роль в семейном воспитании играет ценность детского периода жизни, в нем закладываются основы гармоничного развития ребенка при опоре на его интересы и потребности, формируются ценностные ориентации и моральные принципы, развиваются способности, умения и навыки;

- в семейном воспитании особое значение приобретают аксиологический потенциал народной педагогики и этнокультурные традиции, использование которых способствует развитию эмоциональных и интеллектуальных качеств растущей личности, ее духовной культуры и морально-целевых ориентаций;

- семье отводится решающее место в воспитании основных ценностных ориентаций, в том числе гражданственности, коллективизма, преданности родине; в ней формируются трудовые навыки, готовность детей к любви и семейной жизни, будущему отцовству и материнству;

- наибольшая результативность в развитии ценностных ориентаций достигается при тесном сотрудничестве семьи и школы, которое должно осуществляться на принципах целенаправленности, целостности, согласованности, систематичности, причем школа в этом взаимодействии должна не только способствовать воспитанию детей, но и заботиться о педагогическом просвещении родителей;

- только в условиях органического единства школьной и семейной микросреды и при опоре на субъектно-личностный подход наиболее эффективно формируются знания и интеллект учащегося, развивающегося как целостная личность, а также обеспечивается его успешная социализация.

  1. Изучение ценностного потенциала идей В.А. Сухомлинского о семейном воспитании и педагогическое сопровождение процесса их освоения (программа спецкурса «Ценность семейного воспитания в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского» и методические рекомендации по его изучению) формируют профессиональную гуманно-личностную и социально-нравственную позицию будущих специалистов социальной сферы, способствуют повышению педагогической культуры родителей и результативности их влияния на детей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедр педагогики Смоленского государственного университета и Смоленского педагогического колледжа, общественных наук филиала Московского государственного университета сервиса в г. Смоленске; на международных научно-практических конференциях: «Этнос. Культура. Молодежь» (Смоленск, 2003, 2005, 2008), «Общечеловеческие ценности и профессиональное становление личности» (Смоленск, 2006), «Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования» (Смоленск, 2006, 2007), «Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития» (Санкт-Петербург, 2006, 2007), «Учитель и современность» (Смоленск, 2006), «Молодежь в социокультурной среде регионов России: проблемы адаптации и психолого-педагогической поддержки» (Пенза, 2006), «Общечеловеческие ценности и профессиональное становление личности» (Смоленск, 2008), «Педагогика. Психология. Молодежь» (Смоленск, 2008). Основные положения исследования нашли отражение в 12 публикациях автора, в том числе, в статье «Ценность родительского воспитания в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского», опубликованной в ведущем рецензируемом журнале «Вестник МГУКИ» из списка ВАК.

Материалы диссертации составили основу программы спецкурса «Ценность семейного воспитания в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского» и методических рекомендаций по его изучению, который был внедрен в практику подготовки будущих специалистов социальной сферы, а также использован образовательными учреждениями с целью педагогического просвещения родителей в рамках работы родительской школы.

Структура диссертации обусловлена логикой историко-педагоги-ческого исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

  1   2

Похожие:

Ценность семейного воспитания в педагогическом наследии в. А. Сухомлинского  iconОт чего зависит успешность семейного воспитания?
В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный,...
Ценность семейного воспитания в педагогическом наследии в. А. Сухомлинского  iconСтили семейного воспитания
Многие работы, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд более 30 лет назад типологию стилей...
Ценность семейного воспитания в педагогическом наследии в. А. Сухомлинского  iconЛекция №1 (ноябрь) Тема
Мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания...
Ценность семейного воспитания в педагогическом наследии в. А. Сухомлинского  iconТипы семейного воспитания
В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями,...
Ценность семейного воспитания в педагогическом наследии в. А. Сухомлинского  icon«Стили семейного воспитания» Выступление на родительском собрании 22 октября 2009 года
В подростковом возрасте обостряются конфликты между родителями и детьми – это во многом объясняется «чувством взрослости», подростковым...
Ценность семейного воспитания в педагогическом наследии в. А. Сухомлинского  iconИдеи социального воспитания в работах русских религиозных мыслителей
Идеи социального воспитания, имплицитно присущие философским концепциям П. Я. Чаадаева, А. С. Хомякова, И. В. Киреевского позволили...
Ценность семейного воспитания в педагогическом наследии в. А. Сухомлинского  iconПрограмма собеседования по дисциплине «Семейное право»
Понятие и предмет семейного права. Методы семейного права. Принципы и функции семейного права. Источники семейного права. Нормы международного...
Ценность семейного воспитания в педагогическом наследии в. А. Сухомлинского  iconИ. В. Челышева Подросток и экранное насилие: проблемы семейного воспитания
Челышева И. В. Подросток и экранное насилие: проблемы семейного воспитания. Таганрог: Изд-во Ступина А. Н., 2011. 128 c
Ценность семейного воспитания в педагогическом наследии в. А. Сухомлинского  iconСтили семейного воспитания
Семья продолжает занимать прежние позиции по отношению к подростку — как правило, в соответствии со сложившимися семейными (и родовыми)...
Ценность семейного воспитания в педагогическом наследии в. А. Сухомлинского  iconПрограмма «Уроки семейного воспитания»
Под руководством педагогов и родителей у учащихся формируется личностное отношение к ключевым понятиям культуры, навыки межкультурного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница