Памятка для родителей




Скачать 81.57 Kb.
НазваниеПамятка для родителей
Дата29.10.2012
Размер81.57 Kb.
ТипПамятка

Памятка для родителей

Памятка содержит правила, позволяющие ребенку быть успешным в учении, избежать серьезных срывов и болезней, сделать более благоприятным адаптационный период.

Несколько коротких правил:

  1. Показывайте ребенку, что его любят таким, коков он есть, а не его достижения.

  2. Нельзя никогда (даже «в сердцах») говорить ребенку, что он хуже других.

  3. Следует, по-возможности, честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.

  4. Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.

  5. Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими

  6. сверстниками, но и с взрослыми.

  7. Не стесняйтесь подчеркивать, что вы гордитесь своим ребенком.

  8. Будьте честны в оценке своих чувств к ребенку.

  9. Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.

  10. Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

  11. Не добивайтесь успеха силой. Принуждение - есть худший вариант

  12. нравственного воспитания.

  13. Признавайте права ребенка на ошибки.

  14. Помните, что ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

  15. Иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.


Филина О.В.

Педагог-психолог

МОУ «СОШ № 11»



ПОПРОБУЕМ ДОГОВОРИТЬСЯ?


Часто приходится наблюдать такую сценку: на улице стоит малыш 2-3 лет и заливается слезами. Взрослый пытается его успокоить...


Вот несколько стереотипных вариантов безуспешного утешения ревущего.

• Родитель пытается воздействовать с помощью убеждений (например, доказывает ребенку, что он уже достаточно большой и может контролировать свои эмоции либо что так сильно плакать вредно).

Несмотря на логичность доводов эффект от таких поучений часто нулевой. Связано это с тем, что мышление ребенка в этом возрасте — наглядно-действенное, а взрослый уже может смело похвастаться развитым логическим мышлением.

Если учесть, что существуют всего три уровня мышления, которые развиваются от простого к сложному (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое), то ребенку остается или как-то «перепрыгнуть с нижней ступеньки на верхнюю», или просто не понять, чего же от него хотят. Неудивительно, что малыш выбирает самый легкий, а вернее, реальный путь.

• Взрослый пытается пристыдить малыша, «надавить на совесть» или апеллировать к его самооценке. И тоже безрезультатно.

Здесь снова не учитывается простой факт: только к 3 годам у ребенка начинает формироваться «Я-концепция» — система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе (самооценка). Поэтому в более раннем возрасте он опять-таки просто не поймет смысла обращенных к нему высказываний, а уловит только давление отрицательных эмоций взрослого.

Ситуация, возможно, разрешилась бы проще, если бы родитель обратился к тем способностям ребенка, которые в этом возрасте достаточно развиты и значимы для крохи.

И теория, и практика здесь едины: самый эффективный прием в вышеописанном случае — переключение внимания малыша.

Я, когда вижу такую ситуацию на улице, проделываю следующий эксперимент: подхожу к плачущему ребенку, приседаю (пристройка к росту — это крайне важно) и очень экспрессивно говорю: «Смотри, смотри, зайчик побежал!» Сам при этом внимательно вглядываюсь в ближайшие кустики. Ребенок забывает о том, что послужило поводом для его расстройства, и перестает плакать. Я не веду счет таким экспериментам, но пока результативность— 100%.

Использование разнообразных психологических приемов может помочь и в других типичных ситуациях.

Например, умение делиться своими игрушками — важный социальный навык. Родители, понимая это, часто налагают запрет на жадность. Как часто приходится слышать фразы: «Не жадничай. Надо делиться».

Подобные указания изначально неэффективны. Например, фраза «НЕ жадничай». Этот запрет принадлежит к категории негативно сформулированных, так как указывает на то, что ребенку делать НЕ следует. А частица НЕ часто вычеркивается восприятием ребенка, он слышит и воспринимает к действию вторую часть указаний — жадничай. К тому же желаемый вариант поведения взрослым как бы умалчивается — мол сам догадывайся, что нужно делать. А во втором высказывании («надо делиться») есть слово НАДО, которое, как известно, вообще отбивает желание что-либо делать.

И как же быть?

Предлагаю в качестве эффективного способа борьбы с жадностью психологический прием — рефрейминг (придание предмету, явлению нового значения, смысла).

Вот иллюстрация. Прихожу с сыном на детскую площадку. Все дети его возраста с «каталками». Каждому ясно, что чужая «каталка» лучше своей. В итоге почти всех детей заботит вопрос захвата игрушки друга. Это приводит к конфликтам: то здесь, то там возникают очаги напряженности.

Конечно, самое эффективное средство решения подобного конфликта — это все та же профилактика. Родители, собираясь на детскую площадку, могли бы взять игрушку, более подходящую для групповой игры, например мяч. Это в идеале. А на деле какой-то мальчик уже пытается отнять у моего сына «каталку»!Тот не отдает и готов вступить в бой за любимую игрушку.

Понятно, что предложение поделиться игрушкой в этой ситуации будет малоэффективным. Применяю другую тактику. Наклоняюсь к сыну и заговорщицки шепчу ему: «Ярослав, а давай посмотрим, если мы дадим каталку этому мальчику, он будет катать ее быстро или медленно?» Этого достаточно. Глаза ребенка загорелись интересом, и вот он с радостью предлагает свою игрушку ребенку.

В данной ситуации прием был применен для расширения рамок восприятия ситуации ребенком, но он может применяться и для того, чтобы помочь родителю самому взглянуть на проблемную ситуацию нестандартно.

Порой дети отказываются что-либо делать только из-за стремления к самостоятельности. Тогда эффективными бывают приемы мягкого воздействия. Они предполагают наличие широкого выбора и очень творческий подход к ребенку.

Например, ребенок не хочет идти в детский сад. Можно попытаться применить силу или угрозы (иными словами — ломать личность) или долго и нудно уговаривать, или предложить иллюзию самостоятельного выбора: «Давай по дороге в сад придумаем, чем интересненьким мы вместе займемся вечером. Ты что хочешь? Может, погуляем по парку или лучше сходим в кино?»

Так мы как бы переключаем ребенка на позитив. При этом в этих предложениях заложена необходимость идти в детский сад, но звучит она не очень явно, а потому легко проходит в сознание ребенка.

Такой прием называется «мнимый выбор», и его можно рекомендовать для выстраивания отношений с детьми любого возраста. Ведь давно уже известно, что чем старше становится ребенок, тем менее авторитарным должно быть влияние на него.

Например, вместо того чтобы просто заставлять ребенка делать уроки, можно попытаться спросить его: «Ты когда уроками ХОЧЕШЬ заняться: до прогулки или после?» Хитрость заключается в том, что в таком высказывании установка на желание уже заложена и есть несколько альтернатив, одну из которых ребенок не только выбирает САМ, но еще и озвучивает ее.

А вместо того чтобы что-то авторитарно запрещать, иной раз действеннее придумать историю, в которой речь пойдет о другой семье, но которая могла бы эффективно решить вашу проблему.

Например, подросток много времени проводит за компьютерными играми. Прямой запрет безудержно играть на компьютере вызовет у него еще большее желание продолжать, и он может научиться мастерски все скрывать, привыкая ко лжи во спасение.

Попробуйте воздействовать мягче и вдумчивее, используя те же приемы воспитания, что применяются к детям раннего возраста, когда мы читаем им поучительные сказки. «Представляешь, мой друг вместе со своим сыном провели исследование. Поставили на компьютер специальную программу, с помощью которой можно отследить, сколько времени тратится на ту или иную задачу. У них получилось, что в среднем сын проводит около 3 часов в день, играя в компьютерную игру. Они решили подсчитать, сколько времени он потратит за жизнь на виртуальные приключения, если продолжать в том же духе. Оказалось, что не менее 10 лет!»

Благодаря психологическому механизму отождествления себя с другими людьми и сказочными персонажами, эффективность таких рассказов очень велика. А главный результат такого воздействия — самостоятельно сделанные ребенком выводы и осознанный выбор, что делать дальше.

Это всего лишь несколько приемов, а в арсенале психологов их масса. Сами психологи готовы ими поделиться, но часто их сдерживает принцип «не стучаться в закрытые двери». Ведь очень многое зависит от желания родителей получить информацию, воспринимать ее и, развиваясь, двигаться в направлении более компетентного и осознанного родительства.

Например, освоение практики конструктивных запретов поможет взрослым научиться находить творческие подходы к разрешению различных ситуаций, меньше давить на ребенка, доверять ему и предоставлять больше свободы, развивать чувство ответственности за собственный выбор и способствовать развитию личности в целом.

Игорь Губарев,

отец, педагог, психолог

ПЛАНЕТА ЗДОРОВЬЯ № 21 НОЯБРЬ 2007

Похожие:

Памятка для родителей iconПамятка для родителей «Безопасность ребёнка дома»
В связи с частыми случаями травматизма в быту и с целью сохранения здоровья воспитанников, обучающихся, департамент образования администрации...
Памятка для родителей iconПо вопросам ведения Красноярского края Памятка «Если Вашим детям угрожает опасность» Ознакомьте Ваших детей с
Памятка предназначена для родителей, детей и каждого из нас кто
Памятка для родителей iconШпаргалка для родителей Памятка для родителей
В россии прогрессирует эпидемия наркомании и токсикомании. С каждым днем все больше регистрируются людей, употребляющих наркотики....
Памятка для родителей iconПамятка для родителей
Психологическая поддержка выпускников, участвующих в Едином государственном экзамене
Памятка для родителей iconПамятка для родителей по профилактике гриппа
Врачи рекомендуют 4 наиболее эффективных способа защиты от болезней в школе и дома
Памятка для родителей iconПамятка по безопасности для педагогов и родителей
Уважаемые педагоги и родители! Помните, что от природы дети беспечны и доверчивы
Памятка для родителей iconПамятка для родителей «Специфические (дисграфические) ошибки письменной речи»
«тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква)
Памятка для родителей icon2. Памятка родителям первоклассников
Рекомендации для родителей о том, как помочь детям справиться со сложностями, возникающими при выполнении домашнего задания
Памятка для родителей iconПамятка для родителей, ребенок которых пошел в первый класс
С. В. Тарасов доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии
Памятка для родителей iconПамятка для родителей будущих первоклассников
Одним из важных критериев готовности ребенка к школе, является развитие фонематического слуха, которое включает
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница