Тема: «Диалог и сотрудничество педагога с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности»




Скачать 80.27 Kb.
НазваниеТема: «Диалог и сотрудничество педагога с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности»
Дата29.10.2012
Размер80.27 Kb.
ТипУрок
Эссе

Тема: «Диалог и сотрудничество педагога с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности»


«Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалогического общения». М.М.Бахтин.


«Диалог – это разговор двух или нескольких лиц». ( Словарь русского языка. Москва. Издательство «Русский язык» 1984.). «Сотрудничество – это совместная деятельность, соучастие в трудах, помощь в деле, в работе». (В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка).

В диалоге ребёнок – равноправный собеседник взрослого. Овладевая знаниями, ребёнок формулирует свои вопросы, представления, гипотезы. Удержание в обучении проблем, которые волнуют самого ребёнка, - центральная трудность педагогики.

В своей работе опираюсь на гуманно-личностную технологию Ш.А.Амонашвили, систему преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н.Ильина, технологию литературного образования В.А.Лазаревой.

Книги Ш.А.Амонашвили – мои настольные книги. Диалог учителя и ученика состоится, «если в педагогическом процессе культивируются взаимное доверие и уважение, оптимизм, творчество, созидательная самостоятельность; если учитель руководствуется принципами сотрудничества, сотворчества, свободного выбора». (Ш.А.Амонашвили. «Размышления о гуманной педагогике», 1986г.).

Диалог и сотрудничество состоятся, если ты, учитель, любишь, уважаешь и понимаешь каждого ребёнка. Героиня книги В.Г.Распутина «Уроки французского» учительница Лидия Михайловна, приходя на урок в класс, здороваясь, смотрела в лицо каждому ученику, таким образом, приветствовала каждого ученика. Я тоже делаю так. Мы вместе с учениками настраиваемся на урок, на сотрудничество. Внимательно вглядываешься в лица своих учеников и порой разгадываешь их горести и радости. Мне очень близки руководящие принципы учителя, предложенные Ш.А.Амонашвили:

«принцип очеловечивания среды вокруг ребёнка;

«принцип уважения личности ребёнка»;

«принцип терпения в становлении ребёнка».

Руководствуюсь сводом правил для учителя:

«-Проявляйте живой интерес к жизни ребёнка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям; при необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему «сорадость», сочувствие.

- Поощряйте детей ставить вопросы, спрашивать, спорить, выражать собственное мнение, утверждать свою позицию, относитесь к мыслям, оценочным суждениям детей серьёзно, с достоинством». («Ш.А.Амонашвили. «Размышления о гуманной педагогике», 1986.).

В диалоге и сотрудничестве с детьми мы, учителя, находимся постоянно: на уроке и во внеурочной деятельности.

Технологию проблемного диалога и продуктивного чтения использую при подготовке уроков литературы. Приведу примеры подготовки и проведения урока литературы в 8 классе по книге В.К.Железникова «Чучело» и урока литературы в 5 классе по книге В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

В 8 классе сложилась непростая ситуация: ребята не принимали новенькую девочку. Я предложила прочитать книгу В.К.Железникова «Чучело». Читали книгу в классе, самостоятельно, пересказывали эпизоды на уроке, во время чтения беседовали, выделяли ключевые моменты, слова (2 этап технологии продуктивного чтения: работа с текстом во время чтения). На уроке - беседе после прочтения книги была поставлена проблема: почему появляются в классе изгои, или «чучела»? Волновалась, будут ли ребята говорить искренне, понимала, что книга задела. Ученики активно готовились к уроку: отвечали на вопросы анкеты, готовили презентацию о творчестве В.К.Железникова, репетировали сценку на игрушечной фабрике, мастерили чучело. Диалог состоится, если поставленная проблема учителем не выдумана, а идёт от самих детей и, конечно, когда есть взаимное уважение и доверие между учителем и учениками, иначе ребята не раскроются. Название урока: «Урок внеклассного чтения. Беседа по книге В.К.Железникова «Чучело». Чучело, прости нас!» Этот урок проходил как открытый для районного методического объединения учителей русского языка и литературы. Я предложила ребятам эту тему для открытого урока, они меня поддержали.

Отзывы учителей, присутствующих на открытом уроке (выписка из протокола районного семинара учителей русского языка и литературы): Кондрюкова И.А., учитель русского языка и литературы 123 школы, отметила: « Ребята откликнулись на ситуацию, искренне обсуждали поступки героев произведения. Учитель использует прошлый опыт учащихся, выводит на новые отношения в ходе прочтения, просмотра данного произведения». Машкина Т.Н., учитель школы №90, обратила внимание на то, что «дети почувствовали ситуацию, интересны были их высказывания».

Домашнее задание приготовила такое: написала каждому ученику письма, в которых задала вопросы по этой проблеме, поделилась своими мыслями, попросила ответить. Написали большие письма ребята, которых обижали, и те, которые обижали. Мы потом продолжили разговор в личной беседе. Я считаю, что этот урок своей воспитательной и развивающей цели достиг.


Приложение1(см.урок; фото)

Урок-беседу по книге В.П.Астафьева «Васюткино озеро» строю, используя технологию продуктивного чтения. Знакомимся с биографией и творчеством писателя, чаще всего ребята готовят презентацию; проверка знания текста с помощью кроссворда, теста, блиц-опроса; смысловая беседа по тексту; творческие работы. Каждый урок литературы воспитывает, я считаю, что воспитывают Литература, Книга, Слово.

Приложение 2 (см. фото).

Высказывать и отстаивать своё мнение учащиеся могут на диспуте. Современные ученики с удовольствием принимают такую форму урока и внеурочной деятельности. Название диспута: «Будущее книги и её читателя». Подготовка к диспуту началась за 2 недели. Инициативная группа учащихся (11 класс) вместе с преподавателем наметили основную программу подготовки диспута. Диспут проводит учитель. Очень сложно вести и направлять дискуссию. Во время диспута важно, чтобы диалог, несмотря на разные точки зрения, не перерос в беспредметный спор. Все участники должны услышать и понять друг друга.

Приложение 3 ( диспут; фото; презентация)

В.А.Сухомлинский писал: «Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется ещё что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков».

Много лет проводим общешкольные конкурсы чтецов, тематика которых разнообразна: «Родные поэты», «Строки, опалённые войной», «Весна, Женщина, Любовь». Ребята вместе с учителем, родителями подбирают стихи, работают над выразительностью чтения. В актовом зале школы ученики с 1 по 11 классы знакомят аудиторию с подготовленным чтением. Делясь впечатлениями, ребята просят проводить такие конкурсы чаще, чем 1 раз в год.

Приложение 4 (см. фото)

Проводим читательские конференции. Этот методический приём является синтезом результатов развития творческих способностей детей. Конференция включает в себя: пропаганду книги (приглашаем сельского и школьного библиотекарей с рассказом о книгах), инсценирование, выразительное чтение произведений поэтов, писателей, собственных сочинений, исполнение собственных песен. Конференцию проводим во время студенческих каникул, потому что активную помощь оказывают наши выпускники.

Приложение 5 (см. фото).

Традиционными стали ученические конференции, которые проходят в апреле. Являясь ответственной за инновационную работу в школе, готовлю эти конференции. В начальных классах это мероприятие прошло уже четвёртый раз, а в средних и старших классах – пятый. В 2009-2010 учебном году с учениками 8 класса начали работу над практико-ориентированным проектом «Ледовый городок», а в 2010-2011 году продолжили эту работу с учениками 5-го класса, представляли свой проект на конференции. Ребята, учителя, родители откликаются и включаются в строительство горки, снежных фигур. Мы придумываем и работаем вместе.

Приложение 6 (см. презентацию)


Работаю в Боровской школе 26 лет. Как классный руководитель подготовила 3 выпуска: в 1996; в 2003; в 2010 гг. Традицией стали вечера для бабушек и дедушек, которые проходят в октябре. Вместе с ребятами ведём большую предварительную подготовку: пишем сочинения, оформляем приглашения, газеты, готовим концертную программу, чаепитие. Какие довольные ребята и наши гости! Вот выдержки из сочинений детей и бабушек:

« Если бы вы видели, как блестели глаза наших внуков, когда они встречали нас. Нас, бабушек и дедушек, пригласили на праздник в нашу честь! Когда мы сели за стол, казалось, что мы - одна дружная семья. Наши внуки старались, чтобы нам было по-домашнему уютно и комфортно. А с какой любовью и нежностью был подготовлен концерт! Оконечникова В.И.»

« Моя внучка Аня пригласила меня на праздник бабушек в свой класс. Мне понравилась идея праздника. Дети очень старались, встречали нас, выступали с волнением, сделали стенд с фотографиями. Всё проходило в непринуждённой, дружеской обстановке. И девочки, и мальчики были очень внимательными, угощали от души. Леднева А.И.»

Ещё одна классная традиция: под Новый год приглашаем родителей и готовим для них праздник. Ребята с удовольствием украшают ёлку, класс, оформляют приглашения, газеты, альбомы, готовят концертную и игровую программы. После вечера ребята и родители делятся впечатлениями:

« Я, мама Санченкова Сергея, присутствовала на празднике в 5»А» классе. Праздник прошёл классно! Наши дети - просто молодцы! Как мастерски они поставили мини-спектакль про Бабу Ягу и Шапокляк, Деда Мороза и Снегурочку!»

« Весь вечер дети не переставали удивлять своим артистизмом и творчеством. Каждый ребёнок был индивидуален и неповторим. Атмосфера на празднике была очень тёплой, а глаза детей и родителей блестели от радости и удивления. Шиян Е.Н.»

Такие встречи и подготовка к ним сближают нас всех. А при таком сближении возникают диалог и сотрудничество.

Приложение 7 (см. фото)

Уверена, что забота и внимание детей к людям старшего поколения воспитывают у них правильное отношение к жизни, они учатся дарить людям радость. Ребята поздравляют учителей-пенсионеров с праздниками, днями рождения. Долгая дружба связывает нас, учителей и учащихся, с очень и интересным человеком, живущим в нашем селе. Это Мария Андреевна Шельская, учитель русского языка и литературы, много лет проработавшая в нашей школе. Мария Андреевна родилась и выросла в Болдино, училась в школе, бывшем доме А.С.Пушкина. День рождения Марии Андреевны – 6 июня, это день рождения А.С.Пушкина. Мария Андреевна собирает материал о родном селе, его знаменитых жителях, об А.С.Пушкине, приходит к нам в школу и рассказывает ребятам, читает свои воспоминания, стихи. Каждая встреча с таким необыкновенным человеком оставляет в памяти детей неизгладимые впечатления.

Приложение 8 (см. фото)

Поддерживаем отношения с нашими выпускниками, которые являются гостями на общешкольных мероприятиях: конкурсе чтецов, читательских, ученических конференциях. Наши выпускники не только являются членами жюри, но и активно участвуют в подготовке. Благодаря Косенкову Евгению, выпускнику 1988 года, мы дружим с литературными объединениями Новосибирска. С 1996 года мы общаемся и дружим с творческими людьми литературного объединения «Истоки» Первомайского района г.Новосибирска. Наши гости читают стихи, поют песни, романсы, играют на гитаре, скрипке. Ребята, пишущие стихи, прозу, показывают свои произведения, слушают совета, лучшие работы были напечатаны в сборниках «Аквилон». Незабываемая встреча состоялась с художницей и поэтом Пилюгиной Л.Н., правнуком Л.Н.Толстого Г.И.Мурыгиным-Толстым. Косенков Евгений и Яков Сёмочкин провели в нашей школе для учащихся 5-11 классов литературно-музыкальный салон «А завтра была война…» Учащиеся готовили и читали стихи о Великой Отечественной войне. Е.Косенков познакомил нас с очень интересными людьми Некрасовой Ириной и Дрёминым Юрием, сотрудниками Музея Солнца. На такие встречи приглашаем учителей-пенсионеров, родителей, бывших выпускников, жителей села.

Благодаря дружбе с Новосибирским объединением «Киновидеопрокат» мы встретились с поэтом Андреем Усачёвым, актёром и режиссёром Н.Денисовым, режиссёром Н.С.Бондарчук.

Приложение 9 ( см. фото)

Встречи с интересными людьми расширяют круг общения учителей и учащихся. Чем больше и чаще мы общаемся, вступаем в диалог, сотрудничаем, тем духовнее становится наша жизнь. Самое главное, что диалог, начатый на уроке и на внеклассных мероприятиях, не заканчивается, а продолжается в наших встречах с учениками после школы. Радостно, когда чувствуешь, что мысли, слова, зароненные в школе, как зёрна, проросли в жизни наших уже взрослых детей. Ф.И.Тютчев сказал:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся…

Как бы нам всем хотелось, чтобы оно отозвалось Добром!

Похожие:

Тема: «Диалог и сотрудничество педагога с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности» iconПрограмма внеурочной деятельности
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися начальной школы. Данный курс направлен на организацию...
Тема: «Диалог и сотрудничество педагога с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности» iconРабочая программа внеурочной деятельности по художественно эстетическому направлению «Художественное движение»
Реализация внеурочной деятельности по программе «Художественное движение» – это обучение детей с ограниченными возможностями бережному...
Тема: «Диалог и сотрудничество педагога с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности» iconПрограмма внеурочной деятельности
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности
Тема: «Диалог и сотрудничество педагога с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности» iconРабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Первые шаги»
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Тема: «Диалог и сотрудничество педагога с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности» iconПрограмма внеурочной деятельности «Юный исследователь»
Сборник программ внеурочной деятельности, реализуемые в мбоу «Большегондырская сош», с. Б-гондыр, 2012г
Тема: «Диалог и сотрудничество педагога с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности» iconПояснительная записка к занятию Разработка занятий внеурочной деятельности по ритмике согласно программе «Ритмическая мозаика»
Практико-ориентированный проект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе на тему
Тема: «Диалог и сотрудничество педагога с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности» iconПрограмма внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов, срок реализации 4 года
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных...
Тема: «Диалог и сотрудничество педагога с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности» iconРабочая программа дополнительного образования детского объединения учащихся 2-х классов «Бумагопластика»
Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов
Тема: «Диалог и сотрудничество педагога с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности» iconЧто такое диалог мировоззрений?
Сравните понятия "диалог мировоззрений", "диалог культур" и "диалог цивилизаций"
Тема: «Диалог и сотрудничество педагога с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности» iconПрограмма внеурочной деятельности учащихся
Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница