Образовательная программа повышения квалификации стажировочного курса




Скачать 394.15 Kb.
НазваниеОбразовательная программа повышения квалификации стажировочного курса
страница1/3
Дата29.10.2012
Размер394.15 Kb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3
Краевая стажировочная площадка (КСП) «Разработка, реализация и распространение современных моделей доступного и качественного образования в Хабаровском крае» краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Хабаровский краевой институт развития образования»


Базовая площадка Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение № 30 г. Хабаровска


Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации стажировочного курса


«Развивающее обучение – базовая технология реализации ФГОС нового поколения»


Утверждено:

на заседании Совета стажировочной площадки

протокол № от ______2011 г.


Руководитель Совета стажировочной площадки, ректор КГОУ ДПО «ХК ИРО»

________ /Кузнецова А.Г./


Утверждено:

на заседании Совета базовой площадки

МОУ _____________________________

протокол № от ______2011 г.


Руководитель Совета базовой площадки

Директор МОУ _______

­­­_______ /ФИО/


Хабаровск

2011

Краевая стажировочная площадка (КСП) «Разработка, реализация и распространение современных моделей доступного и качественного образования в Хабаровском крае» краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Хабаровский краевой институт развития образования»


Базовая площадка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение № 30 г. Хабаровска


«Развивающее обучение – базовая технология реализации ФГОС нового поколения»


Утверждено:

Утверждено:

на заседании Совета стажировочной площадки

протокол № от ______2011 г.


Руководитель Совета стажировочной площадки, ректор КГОУ ДПО «ХК ИРО»

________ /Кузнецова А.Г./


Утверждено:

на заседании Совета базовой площадки

МОУ _____________________________

протокол № от ______2011 г.


Руководитель Совета базовой площадки

Директор МОУ _______

­­­_______ /ФИО/


Хабаровск

2011


Пояснительная записка


В условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения (далее ФГОС НОО) перед образовательными учреждениями стоит вопрос выбора для начальной школы образовательной системы, программы, учебников, являющихся средством реализации требования новых стандартов и позволяющих достичь результатов освоения основной образовательной программы.

Методологической основой требований ФГОС НОО является культурно-историческая, системно-деятельностная парадигмы образования, базирующиеся на теоретических положениях Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л, В Занкова и др. В отечественной педагогической практике существуют две развивающих системы обучения в полной мере соответствующие методологическим основаниям ФГОС НОО.

Совпадение системы Л.В Занкова и ФГОС НОО в методологическом аспекте означает, что средствами учебно-методического комплекта развивающей системы могут быть достигнуты результаты ФГОС НОО. Следовательно, целью данной программы является формирование у слушателей профессиональных компетенции по моделированию образовательной системы, предоставляющей современное качественное образование в условиях обучения младших школьников по педагогической системе развивающего обучения Л.В. Занкова.


Задачи:

  • совершенствовать рефлексивные и исследовательские навыки на материале анализа собственной профессиональной деятельности и условий образовательного учреждения, необходимых для реализации технологии развивающего обучения;

  • освоить практику проектирования как инструмента реализации технологии развивающего обучения в собственном образовательном учреждении, а также разработке авторских программ занятий и курсов, адекватных требованиям данной технологии;

  • освоить основные методы анализа и интерпретации прямых и отсроченных результатов инновационной практики;

  • освоить технологии, применяемые в системе развивающего обучения.

Категория слушателей: заместители директора по учебно–воспитательной работе, курирующих начальное образование, учителя начальных классов.

Содержание программы «Обновление содержания развивающей системы обучения Л.В. Занкова в рамках ФГОС НОО» осваивается в процессе очной формы обучения. Необходимость таких форм организации стажировки обусловлена следующими факторами:

  1. педагоги в процессе очной стажировки осваивают когнитивный компонент программы и имеют возможность получить консультацию по проблемным вопросам собственных профессиональных затруднений;

  2. педагоги в процессе очной стажировки имеют возможность обменяться собственным педагогическим опытам, увидеть лучшие профессиональные практики Хабаровского края;

  3. педагоги в процессе очной стажировки под руководством преподавателей осваивают основы педагогического проектирования и моделирования, для успешного выполнения итогового задания

  4. педагоги в процессе очной стажировки под управлением преподавателей ХК ИРО и базовой стажировочной площадки осваивают отдельные приемы и техники современных образовательных технологий, направленных на достижение метапредметных и личностных результатов;

В результате освоения программы слушатели получат профессиональные знания:

    • об основных тенденциях современного образования;

    • концепции ФГОС НОО ос структуре и содержании ФГОС НОО: о требованиях к структуре основных образовательных программ, результатам их освоения, условиям реализации, а также материалов, обеспечивающих нормативное и инструментальное сопровождение введения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (начальная школа);

    • о сущности учебной деятельности учащихся, о закономерностях и условиях её формирования у младших школьников;

    • о сущности и видах универсальных учебных действий, условиях их формирования в начальной школе;

    • о закономерностях индивидуальной, групповой, коллективно-распеределенной деятельностях, уровнях их организации, формах педагогической помощи;

умения:

  • критически оценивать педагогическую действительность с позиций развивающей парадигмы;

  • проводить экспертизу учебных и методических материалов;

  • проектировать оптимальную педагогическую модель собственной профессиональной деятельности в системе развивающего образования;

  • проектировать учебные и внеучебные занятия в проблемной, деятельностной технологиях, технологиях сотрудничества, развития критического мышления через чтение и письмо, полифокусного видения объектов, ТРИЗ, портфолио;

  • уметь организовывать проектную, исследовательскую коллективно-распределенную деятельность школьников;

  • выстраивать учебный предмет в виде учебных задач (УЗ), несущих понятийное содержание;

  • владеть системой педагогических методов, позволяющих решать УЗ развивающего обучения;

  • владеть теоретическим содержанием той предметной области, которая позволяет выстраивать учебную деятельность.

Проблематика и содержание учебной программы курсов определены

дидактическими принципами концепции Л.В.Занкова.

Программой предусмотрено дистанционное и очное взаимодействие с организаторами курсов, методистами и авторами учебников:

  • самостоятельное освоение (дистанционное) некоторых авторских трудов, написание рефлексивных журналов, демонстрирующих уровень понимания текстов;

  • очные дискуссии по рефлексивным журналам;

  • самостоятельное выполнение слушателями заданий;

  • участие в тренингах, практикумах;

  • посещение учебных занятий в школах, просмотр видеоматериалов;

  • разработка (проектирование) собственных проектов и моделей (сценариев, конспектов уроков) в процессе самостоятельной и групповой работы (очно и дистанционно);

  • написание эссе и рефлексивных журналов

В целом курс рассчитан на 36 часа и включает в себя как лекционные, семинарско-практические, так и стажировочные (на рабочем месте) занятия.

Программой предусмотрен итоговый контроль, который проводится в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации ХК ИРО.

Формы итоговой аттестации вариативны. Итоговая аттестация может быть представлена в форме учебно-методического пакета, модели воспитательного пространства или иной модели образовательных систем, обеспечивающей современное качество общего образования.

Программа разработана в МБОУ СОШ № 30 при методическом сопровождении отдела введения ФГОС НОО центра развития образования Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования (повышения квалификации) «Хабаровский краевой институт развития образования».


Краевая стажировочная площадка (КСП) «Разработка, реализация и распространение современных моделей доступного и качественного образования в Хабаровском крае» краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Хабаровский краевой институт развития образования»


Базовая площадка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение № 30 г. Хабаровска


«Развивающее обучение – базовая технология реализации ФГОС нового поколения»


Учебный план

дополнительной профессиональной образовательной программы

повышения квалификации


Утверждено:

Утверждено:

на заседании Совета стажировочной площадки

протокол № от ______2011 г.


Руководитель Совета стажировочной площадки, ректор КГОУ ДПО «ХК ИРО»

________ /Кузнецова А.Г./


Утверждено:

на заседании Совета базовой площадки

МОУ _____________________________

протокол № от ______2011 г.


Руководитель Совета базовой площадки

Директор МОУ _______

­­­_______ /ФИО/


Хабаровск

2011


Цель: формирование у слушателей профессиональных компетенции по моделированию образовательной системы, предоставляющей современное качественное образование в условиях обучения младших школьников по педагогической системе развивающего обучения Л.В. Занкова.


Категория слушателей: учителя начальных классов, заместители директора по учебно–воспитательной работе, курирующие начальное образование

Место проведения: ХК ИРО, районы края

Срок обучения: 5 дней

Форма обучения: очно-дистанционная

Режим занятий: 8 часов в день






Наименование разделов

Всего

В том числе

Формы контроля

Лекции

Практические занятия







очные

дист







Модуль 1.

Концептуальные положения системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Соответствие системы концепции федерального государственного образовательного стандарта

8

2

4




Интеллектуальная карта результатов образования




Модуль 2. Организация целостного образовательного процесса в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

40

8

12




Описание учебных ситуаций




Модуль3. Развивающее образовательное пространство в системе развивающего обучения Л.В. Занков

16

2

4




Модель развивающего пространства школьника




Модуль 4. Мониторинг развития школьников в системе развивающего обучения


8


2


2




Контрольно-измерительные материалы по текущему или итоговому контролю




Итого:

36

14

22









Учебно-тематический план

дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации (предметно-технологический блок)

Цель:

Категория слушателей: учителя начальных классов, заместители директора по учебно–воспитательной работе, курирующие начальное образование

Место проведения: ХК ИРО, районы края

Срок обучения: 5 дней

Форма обучения: очно-дистанционная

Режим занятий: 8 часов в день



Название модулей

Все

го

Лекции

Практические занятия

Дистанционные занятия

Форма проведения практического занятия

Форма контро

ля

1.

Модуль1. Концептуальные положения системы развивающего обучения Л.В.Занкова. Соответствие системы концепции федерального государственного образовательного стандарта

6

2

4







Интеллектуальная карта результатов образования

1.1.

Соответствие концепций ФГОС НОО и системы развивающего обучения Л.В.Занкова.

2

1

1




Дискуссия




1.2.

Система Л.В. Занкова в 21 веке. Обновление цели, задач и содержания обучения, нацеленного на достижение новых образовательных результатов


2


1


1




Дебаты

Эссе

1.3.

Универсальные учебные действия как объекты оценивания в ФГОС НОО.

2




2




Практикум

Пакет диагностических материалов

2

Модуль2. . Организация целостного учебного процесса в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

20

8

12







Разработка учебно-методического пакета

2.1

Дидактические принципы и типические свойства системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

2




2




Инсерт-анализ статей Л.В. Занкова




2.2

Учебная деятельность как ведущий вид деятельности младших школьников. Содержание и структурные компоненты.

1




1




Практикум




2.3

Организация исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности

1




1




Практикум




2.4

Модели организации целостного педагогического процесса в современном российском образовании и системе образования Хабаровского края

4

4







Стратегия решения проблем «ИДЕАЛ»




2.5

Фундаментальное ядро образовательной области «Русский язык». Техники развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка

3

1

2




Проектирование учебного занятия

Учебные ситуации задачи, направленные на развитие УУД

2.6

Роль «Литературного чтения» в нравственном воспитании учащихся. Технология анализа художественных произведений в их родовой и жанровой специфике.

3

1

2




Практикум «Анализ литературного произведения»


Сценарий урока

2.7

Новый курс математики в системе общего развития школьников.

3

1

2




Практикум «Развитие познавательных УУД на уроках математики»

Сценарий уроков

2.8

Теоретические основы курса «Окружающий мир» Особенности организации процесса обучения предмету.

3

1

2




Практикум «Квазиисследования на уроках окружающего мира»

Сценарий уроков

3

Модуль3. Образовательное пространство в системе развивающего обучения Л.В. Занков

6

2

4




Модель развивающего пространства школьника




3.1

Социализация младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

2




2




Практикум «Программа классного руководителя»




3.2

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в образовательном процессе как основная характеристика развивающего пространства школьника

2




2




Практикум, мастер-класс




3.3

Воспитательное пространство, направленное на развитие ума, чувств, воли и морально-нравственных качеств современного школьника

2

2







Семинар

Презентация урока

4

Модуль4. Мониторинг развития школьников в системе развивающего обучения


4


2


2







Контрольно-измерительные материалы по текущему или итоговому контролю

4.1

Мониторинговая деятельность образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС НОО

2

2













4.2

Мониторинг достижения образовательных результатов в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

2




2




Концептуальная таблица







Итого

36

14

22












Тематическое содержание учебной программы


Модуль 1 Концептуальные положения системы развивающего обучения Л.В.Занкова. Соответствие системы концепции федерального государственного образовательного стандарта –6 часов

Тема 1.1. Соответствие концепций государственного образовательного стандарта начального общего образования и системы Л.В.Занкова

Преобразования в обществе и принципиально изменившийся ход его развития. Приоритеты начального общего образования. Современные вызовы общества к образованию.

Практическая работа. Дискуссия «Анализ материалов ФГОС НОО. Совпадения и несовпадения требований ФГОС НОО с концептуальными особенностями системы развивающего обучения Л.В. Занкова». Анализ структуры и содержания основных документов Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования; анализ раздела ФГОС «Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных образовательных программ общего образования (в части начального образования); анализ документов ФГОС НОО, раскрывающих требования к организации внеучебного процесса в начальной школе


Тема 1.2. Система Л.В. Занкова в 21 веке. Обновление цели, задач и содержания обучения, нацеленного на достижение новых образовательных результатов

Общие положения об изменениях в обществе и школе

- в организации учебного процесса;

- в педагогических технологиях, методах и формах обучения;

- в системе оценивания (безотметочное обучение, бальные и рейтинговые шкал, накопительные системы, коллективные оценки и т.д.);

- в содержании образования, что предполагает выбор образовательных систем, учебных планов, учебно – методических комплектов.

Практическая работа. Дебаты «Отвечает или не отвечает современное образование на вызовы общества»


Тема 1.3. Универсальные учебные действия как объекты оценивания в ФГОС НОО

Проблема УУД в педагогической науке. Формирование УУД – один из приоритетов современного начального образования, предопределяющий успешность обучения. Ориентация Государственного стандарта нового поколения на новые цели начального обучения. Акцент на формирование отдельных компонентов учебной деятельности: понимание и четкое выполнение инструкции, понимание учебной задачи, самоконтроль. Межпредметный уровень решения задачи формирования общих учебных умений. Обеспечение успешности этой работы в системе Л.В. Занкова. Невозможность учебной деятельности без умственных действия (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Под действиями в данном случае имеются в виду умственные действия, которые в педагогике соотносятся с общеучебными интеллектуальными умениями. Таким образом, общеучебные Связь интеллектуальные умений с учебной деятельностью. Связь действия умственного плана с процессом усвоения (Н.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина). Актуальность познавательных умений в эпоху «информационного взрыва». Создания условий для особой самостоятельности учащихся: при приобретении не столько самих знаний, сколько способов и приемов добывания знаний, овладения ими. Наличие в учебниках системы Л.В.Занкова особых типов комплексных учебных заданий, методически организующих процесс развития и его коррекцию.

Практическая работа по группам. 1 группа: «Анализ учебных программ для выделения содержания основных групп требований к условиям осуществления образовательного процесса. Структура программ».

2 группа: «Анализ содержания программ с целью выявления ключевых для каждого отдельного предмета объектов и способов действий с ними».

3 группа: «Учебные задачи и условия, позволяющие создать для ребенка проблемную ситуацию, (организация работы ребенка в зоне его ближайшего развития)».


Модуль 2. Организация целостного учебного процесса процесса в системе развивающего обучения Л.В. Занкова – 20

Тема 2.1. Дидактические принципы и типические свойства системы развивающего обучения Л.В. Занкова

Тип восприятия, мышления, памяти, эмоций, коммуникации. Характеристика принципов развивающего обучения. Опора дидактических принципов (Принцип обучения на высоком уровне трудности, принцип ведущей роли теоретических знаний, принцип прохождения материала быстрым темпом, принцип осознания школьниками самого процесса обучения, принцип целенаправленной работы учителя над развитием сильных и слабых учеников и т.д.) системы Л.В. Занкова на ведущий вид деятельности младших школьников.

Практическая работа с авторскими текстами Л.В. Занкова. Инсерт анализ текста. Составление интеллектуальной карты принципов и типических свойства системы.

Тема 2.2. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности младших школьников. Содержание и структурные компоненты

Понятие «деятельность», «учебная деятельность». Структура деятельности. Особенности структуры учебной деятельности в работах В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина. Технологические особенности организации смыслообразующей деятельности младших школьников. Учебная проблема, учебная задача, учебная ситуация.

Практическая работа. Практикум: «Способы включения школьников в учебную деятельность. Моделирование учебных ситуаций».

Тема 2.3. Организация исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности

Концепция развития исследовательских способностей. Исследование в онтогенезе развития. Программа и методическое обеспечение исследовательского обучения.

Методы и приёмы организация исследовательской практики младших школьников. Тематика детских исследований. Самостоятельная исследовательская практика школьников. Функция саморазвития и её формирование. Организация исследовательской практики младших школьников

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, его обучение умениям и навыкам исследовательского поиска. Исследовательское поведение младшего школьника. Проблема результативности и мониторинга исследовательской деятельности.

Практическая работа. Тренинг исследовательских способностей по материалам методики исследовательского обучения младших школьников А.И. Савенкова

  1   2   3

Похожие:

Образовательная программа повышения квалификации стажировочного курса iconОбразовательная программа повышения квалификации стажировочного курса «Развитие творческого потенциала учащихся лицея через внеурочную деятельность»
Краевая стажировочная площадка (ксп) «разработка, реализация и распространение современных моделей доступного и качественного образования...
Образовательная программа повышения квалификации стажировочного курса iconОбразовательная программа повышения квалификации дисциплины
Программа предназначена для повышения уровня квалификации специалистов, получивших высшее профессиональное образование, технического...
Образовательная программа повышения квалификации стажировочного курса iconОбразовательная программа повышения квалификации педагогических и руководящих работников
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской...
Образовательная программа повышения квалификации стажировочного курса iconПрограмма дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
Информационные технологии в практике работы учителя. Программа повышения квалификации. Академия повышения квалификации и переподготовки...
Образовательная программа повышения квалификации стажировочного курса iconУчебная программа курса «Подготовка тьюторов по программе повышения квалификации педагогических работников для реализации фгос общего образования» 72 часа
Программа предназначена для реализации на курсах повышения квалификации
Образовательная программа повышения квалификации стажировочного курса iconРабочая программа курсов повышения квалификации по теме: «Обновление содержания и методики преподавания родного языка и дисциплин, отражающих региональную специфику в условиях перехода к новым стандартам»
Дист по издательской деятельности центра оценки качества образования, аттестации и повышения квалификации государственного образовательного...
Образовательная программа повышения квалификации стажировочного курса iconОбразовательная программа повышения квалификации педагогических работников
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов
Образовательная программа повышения квалификации стажировочного курса iconПрограмма повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «Основы создания электронных учебников и пособий»
Составители учебно-тематического плана программы повышения квалификации – все вышеперечисленные разработчики программы повышения...
Образовательная программа повышения квалификации стажировочного курса iconПрограмма повышения квалификации преподавателей- организаторов курса «Основ безопасности жизнедеятельности» в государственном казенном учреждении Краснодарского края «Учебно- методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям»
«Об утверждении Положения об организации обучения в области го» и «Учебной программы для повышения квалификации преподавателей- организаторов...
Образовательная программа повышения квалификации стажировочного курса iconРабочая программа курсов повышения квалификации по теме: «Методика использования информационных и коммуникационных технологий в школе в условиях введения фгос нового поколения»
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница