Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни




Скачать 151.87 Kb.
НазваниеПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Дата28.10.2012
Размер151.87 Kb.
ТипПрограмма

ООП НОО ГОУ ЦО «Школа здоровья» №2000

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.



Основная образовательная программа

ГОУ Центра образования «Школа здоровья» №2000

Начальная школа


7. Программа формирования культуры здорового

и безопасного образа жизни


Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

  • Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009г.);

  • Концепция УМК «Школа России».

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.

При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития, и сходя из того, что формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.

Одним из компонентов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.


Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Направления реализации программы


1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

В Центре образования созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

В школе работают оснащенные спортивные залы (2), имеется спортивное ядро, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём, зал хореографии и ЛФК.

В школе по договору с поликлиникой № 23 работает медицинский кабинет, по договору со стоматологической поликлиникой №47 – стоматологический кабинет.

В Центре образования работает консультативный пункт по вопросам охраны семьи и здоровьесбережения. Цель работы Консультативного пункта: поддержание психологического, социального и физического здоровья учащихся.

Для связи с родителями материалы размещаются на сайте. Родители могут получить консультации у педагога-психолога, учителя – логопеда, методиста по физкультурно-оздоровительной работе, учителей физической культуры, социального воспитателя. Консультации проводятся как по графику, так и по запросам.

Показателями эффективности комплексной работы являются устойчивая положительная динамика социометрического статуса и преобладание благополучного психо-эмоционального состояния учащихся.

В школе работает учитель-логопед, который проводит выявление и коррекцию речевых нарушений с целью оказания помощи в освоении школьной программы.

Все учащиеся, поступившие в школу, проходят всестороннее логопедическое обследование. По выявленным речевым нарушениям дети зачисляются на логопедические занятия, которые они посещают 2-3 раза в неделю.

Основные цели работы логопедической службы школы:

-наиболее полное обследование речи, выявление характера и степени нарушения речевой функции (при наличии нарушения).

-определение путей устранения выявленных речевых нарушений и их применения.

-пропедевтика нарушений речи.

В работе логопеда широко использует как традиционные формы логопедической работы, так и новейшие методики коррекции речевых нарушений:

-пальчиковая и артикуляционная гимнастики;

-массаж мышц артикуляционного аппарата (традиционный и зондовый);

-методики по формированию фонематического восприятия;

-лексико-грамматические упражнения.

Основные направления работы логопедической службы школы:

-коррекция нарушений звукопроизношения;

-коррекция нарушений письменной речи (письма и чтения);

-коррекция нарушений мелодико-интонационной стороны речи;

-профилактика дисграфических нарушений

Учитель – логопед проводит диагностику ребенка - дошкольника на готовность его к школьному обучению и наличие речевых нарушений, а так же проводит консультации для родителей будущих первоклассников по результатам диагностики.

Здоровьесбережение.

Наряду с образовательными результатами, в соответствии с видом нашего образовательного учреждения, сохранение здоровья ребенка для нас остается равноценным приоритетом.

Деятельность школы регулируется единым расписанием школы полного дня, в которое включены все моменты школьной жизни: утренняя зарядка, динамические паузы, подвижные перемены с использованием дополнительно закупленного спортивного инвентаря, часы здоровья, прогулки, 3-х разовое бесплатное питание, самоподготовка, занятия по интересам. Расписание соответствует требованиям СанПиНов.

Уделяется достаточное внимание профилактике заболеваний ОРВИ и гриппа, проводятся мероприятия, нацеленные на повышение устойчивости организма детей и подростков. Ведется строгий контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм в школе.

Проводились практические семинары, круглые столы. Участники ГЭП посещали мероприятия окружного и городского уровней.

Организация питания

В школе работает столовая, позволяющая организовывать 3-х разовое бесплатное питание: горячие завтраки и обеды в урочное время, полдники во внеурочное время. (Питанием обеспечено 100% обучающихся).

Две перемены для завтраков составляют 15 и 30 минут, для обедов – 20 и 30 минут. Распорядок работы пищеблока в ГОУ ЦО «Школа здоровья» №2000

с 9.15 до 10.45 – ЗАВТРАКИ

с 13.20 до 15.00 – ОБЕДЫ

с 15.45 до 17.00 – ПОЛДНИКИ

Осуществляет питьевой режим.


2. Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Школа России».

Система учебников «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».

При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.

Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

В курсе «Английский язык» в учебниках “English 2—4” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic? (3 кл.), подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 кл.).

Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot. Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл.). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл.).

В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики.

Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности, как на уроке, так и во внеурочной работе.

Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы учебников «Школа России», в течение всего учебно-воспитательного процесса.

3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

Деятельность Центра образовательного учреждения регламентируется единым расписанием в режиме полного дня.

Педагогический коллектив ведет системную работу по вопросам оптимизации учебной нагрузки: проводятся тематические педагогические советы по вопросам использования здороьвесберегающих технологий, нормирования домашней работы учащихся, замеры объема времени, расходуемого учащимися на выполнение тех или иных заданий.

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, соответстующие возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Осносной акцент делается на использование системно-деятельностного метода, личностно-ориентированных и проектных технологий.

Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа России» содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.

В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. В используемой в школе системе учебников «Школа России» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности к учебной.

4. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:

  • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

  • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

  • ежедневную утреннюю разминку;

  • введение 3-его часа физической культуры;

  • проведение радиофицированных динамических пауз различной направленности на уроках (начиная со 2-ого);

  • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

  • организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (школьных соревнований по различным видам спорта, а в 1 классе по подвижным видам спорта и «Веселые старты», большим успехом пользуются соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».).

  • организацию тематических презентационных форумов;




  • проведение 2-х обязательных прогулок в режиме полного дня (для обучающихся 1-4 классов)

5. Реализация дополнительных образовательных программ

В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:


В начальной школе введены часы о правильном питании. Работа ведется по программе «Разговор о правильном питании». В рамках программы проводятся очные и заочные экскурсии, праздники, учащиеся создают индивидуальные и групповые проекты и защищают их. В 1 классе часы проводятся в рамках внеурочной деятельности, во 2-4 классах за счет часов неаудиторной деятельности.


6. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

  • проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов, тематических родительских собраний;

  • тематические презентационные форумы;

  • проведение групповых психологических консультаций для родителей с элементами игры и тренингов;

  • привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;

  • работу консультативного цента.


Оценка эффективности реализации программы

Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.

Заключен договор с ОАО «Навигатор здоровья», специалистами которого были обследованы учащиеся с 1 по 11 классы включительно.

Проводятся следующие мониторинги:

- оценка состояния сердечно-сосудистой системы

- оценка состояния осанки

- оценка состояния стопы

- оценка физического развития учащихся

- оценка двигательной активности учащихся

- контроль за весом ранцев

- индекс здоровья

- контроль за соответствием гигиеническим требованиям сменной обуви.

  • плантография учащимся 1-11 классов

  • сравнительный анализ выявленной патологии по результатам проведенной диспансеризации специалистами ДГП № 23.

  • мониторинг состояния опорно-двигательного аппарата у учащихся.

Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе защиты проектов по здоровьесбережению, правильному питанию, гигиене и т.п.


Похожие:

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Составители
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования cформирована с учётом...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Основные задачи и планируемые результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Паспорт программы
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (далее – Программа)
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Овладение культурой здорового и безопасного образа жизни происходит в совместной деятельности с учителем, педагогами дополнительного...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни icon1. Пояснительная записка с. 2-12
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни с. 175-182
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни icon«Гимназия №21» «Согласовано» «Утверждено» Председатель Совета Директор моу
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница